Совесть и раскаяние
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Представлен урок по курсу ОРКиСЭ (ОПК) 4 класс по теме "Совесть и раскаяние". В материале даны определения добра и зла, совести и раскаяния, анализ притчи и рассказа по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_osnovam_pravoslavnoy_kultury.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по основам православной культуры (4 класс)
Тема: Совесть и раскаяние.
Цель урока: формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».
Задачи урока:
Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «совесть», уметь анализировать свои поступки и делать выводы;
Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.
Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью», уметь анализировать свои поступки с точки зрения понятия совести и делать выводы.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, учебники по ОПК.
Ход урока
1.Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.
- Ребята, давайте попробуем назвать главные ценности жизни.
(Учащиеся перечисляют главные ценности: добро, любовь, терпение, уважение, ласка, забота, сострадание, добродетель, улыбка, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность)
- Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке?
Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
Слайд №2: изображение города с Мастером.
Притча “Бабочка”:
– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках…
Слайд №3: изображение бабочки на ладони.
Вопросы учащимся:
– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (Жизнь бабочки).
– Как вы думаете, какой выбор может сделать мальчик? (Или убить или отпустить бабочку)
– Убийство бабочки это что? (Это зло).
– А сохранение ее жизни? (Это добро).
- Давайте попробуем дать определение понятиям «добро» и «зло».
2. Работа над понятиями.
Слайд № 4: определение понятий “добро”, “зло”.
Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.
Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека. У слова зло в православии есть синоним.
- Какой, как вы думаете?
- Это - Грех. Слайд № 5.
Слайд № 6: определение понятия «грех».
Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех и преступление — не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.
- А что такое грех и зло?
Слайд № 7: что такое грех и зло?
- А как вы думаете, кто или что указывает человеку на его грех?
Слайд № 8: милиционер, совесть, товарищ?
(Совесть)
Слайд № 9: Совесть и раскаяние
3. Сообщение темы и целей урока.
- Тема нашего урока «Совесть и раскаяние».
Слайд № 10: на уроке.
- Сегодня на уроке вы узнаете:
О подсказках совести.
Как исправлять ошибки.
4. Работа над новым материалом.
- Как бы вы определили сами для себя - что такое совесть? (Обсуждение в малых группах).
- Проверяем работу. (Заслушиваются ответы детей)
Слайд № 11: что такое совесть? Ожегов С.И. (Работа со словарём)
- Так что же такое "Совесть"?
- Вот какое определение слова «совесть» даёт Ожегов С.И.
(Чтение ребёнком: Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом).
Слайд № 12: из учебника
- А теперь давайте прочитаем из учебника рубрику «Это интересно» стр. 37.
(Чтение материала из рубрики «Это интересно стр. 37)
5. Чтение и анализ притчи.
Чтение притчи «Отречение Петра» стр. 36 – 37.
Слайд 13: притча «Отречение Петра».
- Прочитайте притчу «Отречение Петра». Найдите ответы на вопросы:
Слайд № 14: Христос предсказывает Петру предательство
Слайд 15: апостол Пётр.
- Кто такой апостол Пётр? (самый близкий ученик Христа).
- Посмотрите на его портрет. Какое выражение лица у него? (мученическое, так как он совершил грех).
- Отчего заплакал Петр?
- Какой грех он совершил? (трижды отрёкся от своего учителя, предал его).
- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (мучился).
- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (совесть)
- Что случилось с его душой?
- Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт». Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком?
(Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.)
- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).
- Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно).
- Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки «по совести», у нас тогда возникает чувство стыда. Вот мы и идём с поникшей головой.
- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал. Вы и не совершили плохого поступка. (Ответы).
- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (голос совести)
(Заслушиваются ответы детей).
6. Работа совести
- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике стр. 37- 38.
(Чтение материала из учебника про себя)
Слайды № 16, 17: работа совести.
- Какие важные дела совершает совесть?
(1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: "Так нельзя! Исправься!".
- Какая особенность есть у совести? (Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде).
- Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? (Можно попросить простить Господа Бога, прочитать молитву).
- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться?
Найдите ответ в учебнике. (Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью).
7. Физкультминутка. Слайд № 18: нищий слепой.
- А сейчас я прошу вас расслабиться, закрыть глаза и послушать очень интересный рассказ.
Осколки в сердце
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
- Откройте глаза.
8. Анализ произведения.
– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? (Был молод, глуп, плохое настроение)
– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? Этими словами вы подтвердили особенность совести напоминать человеку о его проступке.
– Скажите, какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)
- 50 лет человека мучила совесть и, несмотря на то, что он многого добился в жизни, он вряд ли был счастлив.
- Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести? Как, совершается исцеление от греха?
(Раскаяться)
9. Работа над новым материалом
Слайд № 19: КАК СОВЕРШАЕТСЯ ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГРЕХА
Слайд № 20: определение «раскаяние» Ожегова С. И.
На слайде дано определение слова «раскаяние» из словаря Ожегова С.И..
(чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка)
- Сравните его с определением, предложенным в православии, в учебнике.
Слайд № 21: определение «раскаяние» из учебника
- Давайте узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38-39.
Слайд № 22: шаги раскаяния
- Сколько шагов существует в раскаянии? (три).
- В чём состоит первый шаг в раскаянии? (Согласие человека с протестующим криком твоей совести).
- В чём состоит второй шаг в раскаянии? (Переворот твоих стремлений, исправление своей ошибки).
- Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца.
Слайд № 23: раскаяние.
10. Работа по картине
Слайд № 24: Демонстрация репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Не сообщая названия картины, провожу с учащимися беседу о сюжете картины, как его понимают дети.
- Как вам кажется, кто изображен на картине?
- В какой момент жизни изображены два человека?
- Почему один из них не показан лицом зрителю?
- Почему он стоит на коленях?
-Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю.
-Знаете ли вы, как называется картина? Рембрандт «Возвращение блудного сына».
- Но, к сожалению, в жизни не все так просто. Не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.
Слайд № 25: исправь свою ошибку делом.
- В чём состоит третий шаг в раскаянии? (Покаянные молитвы к Богу).
- Назовите самую простую молитву. (Господи, прости!).
- Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее).
- Что приходит после раскаяния? ( Радость)
-Для православных людей место покаянной молитвы - храм.
Слайд № 26: храм
Как вывод к уроку, давайте прочитаем «Святые мысли» из рубрики «Это интересно»
Слайд № 27: святые мысли. ( Стр. 39)
11. Проверка знаний
- А сейчас я хочу предложить вам небольшой тест. (Дети выполняют тест)
Тест по теме «Совесть и раскаяние»
- Вести разговор со своей совестью – это
- проверять свои действия обращением к совести, быть готовым её слушать и поступать по её подсказкам, исправляя свои ошибки;
- слушать то, что говорит учитель;
- красивое выражение, в котором нет смысла.
2. Кто является свидетелем любого недоброго поступка человека?
- природа
- душа
- соседи
Проверка.
12. Итог урока
- Вернёмся к началу урока. Так что же главное в человеке? (Совесть).
Закончите предложение:
- На уроке я понял…
- А закончить урок я хочу стихотворением Б. Окуджавы.
Слайд № 28: портрет Б.Окуджавы
Совесть. Благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но ты будешь жить как человек.
- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела и всё в ваших руках.
Слайд № 29: бабочки, всё в ваших руках.
Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совесть и раскаяние
презентация к уроку ОРКСЭ...
Добро и зло, совесть и раскаяние.
ОРКСЭ Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека....
Добро и зло, совесть и раскаяние.
Презентация к уроку основы православной культуры....
конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
на уроке даётся представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...
Проект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
разработка урока по ОРКСЭ...
Основы православной культуры. Урок Совесть и раскаяние
Презентация - урок по предмету "Основы православной культуры"...
ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"
Урок по теме "Совесть и раскаяние"...