Урок №12 "Милосердие"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Основы православной культуры
Урок № 12
Милосердие и сострадание
Цель урока: воспитание в детях человеколюбия и сострадания – качеств, необходимых православному христианину.
Задачи урока: объяснить детям понятия милосердия и жестокосердия; рассказать им, кто такой ближний – в евангельском понимании этого слова; привести исторические и литературные примеры милосердных людей (семья государя-страстотерпца Николая II и др.); способствовать развитию у детей нравственных качеств и умения жить по Евангелию в современном мире, в собственной семье, научить детей не проходить мимо чужой беды.
Иллюстративный материал: фотографии Елизаветы Федоровны Романовой, императрицы Александры Федоровны и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии в одежде сестер милосердия; Чулпан Хаматовой; иллюстрация иконы Богоматерь Умиление злых сердец.
Ход урока
Закончи пословицу:
«Живи добрее, будешь всем … (милее)
Подберите синонимы к слову «добрее» (сердечнее)
Составьте из слов «милее – сердечнее» словосочетание: прилагательное + существительное (милое сердце), а теперь из этих слов- сложное слово(милосердие).
Мы сегодня поговорим о милосердии. О милом сердце…
Как вы, ребята, понимаете слово «милосердие»? Что это такое?
(Дети отвечают: доброта, готовность помочь, сочувствие, забота.)
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование милосердия: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».
Кто, на ваш взгляд, является милосердным человеком? Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей?
…Да, как правило, это наши бабушки, мамы, папы, добрые друзья, которые заботятся о нас.
А давайте вспомним милосердных героев из литературных произведений.
(Женя из сказки «Цветик-семицветик» Валентина Катаева, которая отдает последний лепесток волшебного цветка для исцеления больного мальчика; Герда из сказки «Снежная королева» Андерсена; Полианна, которая всегда радуется и всем помогает, – из одноименного романа Элинор Портер; Сарра из романа «Маленькая принцесса» Фрэнсис Элизы Бернетт. Из этого произведения можно вспомнить эпизод, когда девочка, будучи голодной, обессиленной, отдает свою булочку маленькой нищенке.)
Оказывается, в милосердии самое главное – любовь, в этом суть настоящего милосердия – оказать любовь человеку. И эта любовь соединяет нас с Богом – источником Любви.
Работа по учебнику «Основы православной культуры» А.В.Кураев(с.42-43)
Однажды Иисуса Христа спросили о том, какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и человеку: «Люби ближнего, как самого себя». И тогда Спасителю задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?»
А как вы думаете, кого называют ближним? (ответы учащихся).
Христос же на заданный вопрос ответил притчей о добром самарянине.
Чтение притчи в учебнике с.42-43.
Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи. Неважно при этом, на каком языке он говорит, какая у него вера или цвет кожи. Ему нужно помочь.
Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно, когда он в беде, надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»
Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.
Сестры милосердия
Говоря о милующем сердце, нельзя не затронуть тему сестер милосердия. Это они в войну ценой собственных жизней спасали солдат, вытаскивали их из боя, перевязывали раны. В России орден сестер милосердия основала Елизавета Федоровна Романовна, родная сестра последней русской императрицы Александры Федоровны. Став женой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II), Елизавета добровольно приняла православие. Она была очень образованная женщина, обладала ангельской внешностью и одновременно – мужественным и добрым сердцем.
После смерти своего супруга, она всю свою жизнь посвятила делам милосердия. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь, до полного изнеможения: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия. (Дети рассматривают портрет Елизаветы Федоровны)
В семье последнего русского императора Николая II много сил отдавали делам милосердия. Здесь царила любовь. Когда императрице Александре Федоровне нездоровилось, дочери – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия – устраивали поочередное дежурство при матери. Так же они дежурили при брате – цесаревиче Алексее, который часто болел.
Императрица Александра Федоровна знала, что люди, которые совсем не видят страданий, вряд ли бывают милосердными. И поэтому посещала вместе с детьми больницы, приюты…
Во время Первой мировой войны Александра Федоровна и старшие великие княжны Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале.
Государыня (на фото – внизу) помогала в операционной, сама делала перевязки и часами сидела у изголовья тяжелых больных. Многие солдаты просили, чтобы она была с ними во время операции. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. (Дети рассматривают фотографию императрицы и ее детей в одежде сестер милосердия.)
Работа по учебнику с.43 (последний абзац). Самостоятельное чтение текста учащимися и ответы на вопросы:
Ты сможешь забыть ту подножку?
Сможешь не обрадоваться его беде?
Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?
Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это самый высокий из призывов Иисуса Христа: « А Я говорю вам: любите врагов ваших». Если человек принимает благодатную силу Христа, то и это ему под силу.
Об этом свидетельствует повествование о том, как однажды врач и священник – святой Филарет Московский обсуждали, каким образом они могут помочь заключенным.(Учебник с.44, 2-3 абзац)
Человек может научиться милосердию.
Дело в том, что милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу. Не хочется мыть посуду – а надо пересилить себя, помочь маме. Не хочется просить прощения у учительницы – но надо переступить через себя и сказать от всего сердца: «Простите». Не хочется ехать к бабушке, «лучше» поиграть в компьютер – а надо заставить себя оторваться от бессмысленной игры. И все время просить помощи у Бога. Потому что Он – источник милосердия и Любви. Вот почему православные исповедуются, причащаются, соединяются с Богом в Таинствах – чтобы Он Сам помог нам стать лучше.
Чтобы воспитать доброе сердце, требуется творить добрые дела, читать добрые книги, Священное Писание.
Иногда нет возможности сделать доброе дело – тогда можно помолиться за человека, попросить Бога, чтобы Он помог тому, кто в беде.
Но иногда мы не можем и молиться… Не умеем, например. Тогда можно просто хорошо подумать о ком-то, пожелать ему добра. Наши добрые дела начинаются с добрых мыслей. И Господь знает эти мысли. Вот почему ни о ком никогда не нужно думать плохо, надо отгонять эти мысли от себя.
Стараться думать, вспоминать только хорошее – это что касается других. А вот в себе видеть плохое очень полезно – для того, чтобы знать, что нужно исправить.
Святые отцы говорят: «Сделал доброе дело – забудь, а вот если обидел кого-то – запомни. Тебе сделали добро – запомни, обидели тебя – забудь».
Милосердие и жестокосердие
Милосердию противоположно жестокосердие. Сейчас мы с вами послушаем два стихотворения, а вы определите, где говорится о милосердии, а где о жестокосердии.
(Стихи читают заранее подготовленные дети)
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
(Я.П. Полонский, «Нищий»)
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
(М.Ю. Лермонтов, «Нищий»)
Дети определяют, где говорится о милосердии, а где – о жестокосердии.
-Найдите строчки в стихотворениях, подтверждающие ваше мнение.
Работа с иллюстрацией
К.Петров-Водкин. Богоматерь Умиление злых сердец
Умиление – это прорастание милосердия, сочувствия в сердце человека. Это изменение христиане считают чудом.
Перед этой иконой молятся об умиротворении враждующих и об умягчении злых сердец, при вражде или гонениях.
Рассмотрите иллюстрацию.
На переднем плане изображена Богоматерь.
Какой взгляд у Богоматери? (спокойный, печальный, умиротворенный, добрый и т.д.)
Обратите внимание на руки. Почему руки подняты? (Руками она стремится успокоить или благословить тех, кто смотрит на нее).
Что изображено на заднем плане? (Слева фигура Богородицы с младенцем, а справа фигура распятого Христа).
Послушайте стихотворение Любови Поляковой
На Россию надвигается гроза,
предрекая неминуемый конец.
Но с картины
ты нам глянула в глаза,
Богоматерь
"Умиленье злых сердец".
Скорбный взгляд
дарит прощенье и покой,
Руки подняты в защите и в мольбе.
И не важно,
кто хороший, кто плохой –
Всем поможешь,
кто нуждается в тебе.
Всем подскажешь
милосердные слова
И дашь силы удержаться у черты.
Всем покажешь,
что любовь ещё жива,
И зажжёшь огонь
ответной доброты.
Кротость взора
обессилит злую ложь,
Нежность сердца
усмирит ее вконец.
И Россию ты от гибели спасёшь,
Богоматерь
"Умиленье злых сердец".
(Любовь Полякова)
Как точно передает автор содержание назначение иконы!
Милостыня
Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.
Христос говорил: «Всякому, просящему у тебя, давай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное досталось тебе самому, потому что душа твоя стала светлее.
Работа по учебнику (с.45, 2 абзац).
Работа в парах:
Найдите в тексте строчки, которые выражают главную мысль.
(«Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», – говорили в старину. Милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых)
.
Все наши святые были милостивыми людьми. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, который служил священником, не мог донести до дому своей зарплаты – он всю ее по дороге раздавал кронштадтским беднякам. Святой Николай Чудотворец был очень милостивым. «Ходит милостник Никола мимо сел и деревень», – писал о нем Сергей Есенин. Один из самых ярких эпизодов его жития – когда святой подбрасывает бедному отцу трех девиц три мешочка с золотом. Эти деньги вдовец использовал для приданого – только так он мог выдать дочерей замуж.
Чтение повествования о святой Ульяне Муромской (Учебник с.45, последний абзац).
Какие вопросы вы можете задать к этому тексту?
«Толстые и тонкие вопросы» - методический прием технологии развития критического мышления (ТРКМЧП)
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
дайте объяснение, почему как вы думаете, почему зачем с какой целью | кто что когда как звали может было ли |
А вы сами когда-нибудь подавали милостыню? Какие чувства вы испытывали при этом?
Да, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку, от того, что Господь касается вашего сердца.
Но всякая ли милостыня угодна Богу? «Смотрите, – говорит Господь, – не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6:1).
То есть милостыня, данная ради того, чтобы покрасоваться – перед собой или друзьями, чтобы показать свое «я», – Богу не нужна.
Однажды Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две лепты, две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому что она отдала все, что у нее было, и сделала это от чистого сердца (Мк. 12:42; Лк. 21:2).
Блаженный Феофилакт писал: «Жертва или милостыня оценивается не потому, что положил, а сколько себе оставил».
Но у детей еще нет денег. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок?
Правильно, свое время, свои труды, свое внимание. Ребенок может пропустить любимый мультик – и вместо этого навестить больного товарища, хотя бы просто позвонить ему; или, например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить ее, как она себя чувствует, какое у нее сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания.
Благотворительность
- Как вы понимаете значение этого слова? (Творить благо, делать добро).
Царская семья, о которой мы говорили ранее, участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.
К счастью, сегодня традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды – например, фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях, страдающих раком.
Есть многие другие благотворительные фонды. Все мы – вместе с родителями – можем принять участие в их акциях.
Но главное, как мы сегодня выяснили, – это все-таки наше доброе сердце, которое всегда найдет способ помочь ближнему.
Рефлексия
Подведем итог урока
- Ребята, назовите главное качество милосердного человека. (Любовь.)
- Чем милосердие отличается от дружбы?
- Кого называют ближним?
- Как христианин должен относиться к людям?
- Давайте повторим, как воспитать милосердное сердце? (Творить добрые дела и добрые помыслы, молиться, просить помощи у Бога, читать Священное Писание, жития святых, добрые книги, участвовать в Таинствах Церкви.)
Работа в группах
Составление синквейна «Милосердие», например:
Милосердие.
Ближний, сердечный.
Сочувствовать, помогать, молиться.
Делать добрые дела бескорыстно.
Любовь.
Взаимооценивание
Каждая группа выбирает наиболее понравившийся синквейн, таким образом определяется лучший с точки зрения детей.
Урок хочется закончить пословицей:
«Худо тому, кто добра не делает никому».
Помните об этом, дети!
Домашнее задание для детей
1. Подари своей семье частичку добра – помоги маме, папе, бабушке или дедушке в их домашних делах. Поздравь родных с праздником, с днем рождения – хотя бы по телефону; скажи им добрые слова. Навести бабушку или других родных – одиноких, больных. Позвони товарищу, который отсутствует в школе.
2. (На Пасху.) Окажи милосердие незнакомому и нуждающемуся человеку, подари ему крашеное яйцо. Ведь это – символ новой жизни и воскресения Иисуса Христа. Возможно, подарок даст надежду человеку на перемены в его жизни.
3. Создай «подарок милосердия» своими руками: поделку, рисунок, напиши стихотворение с добрыми пожеланиями.
4. Поделись своей книгой или игрушкой для другого ребенка из детского дома или хосписа.
На школьном уровне можно провести акции «милосердия и сострадания»:
1. «Неделя добрых слов и добрых пожеланий» (дети могут написать добрые слова и пожелания родителям и близким).
2. «Продолжим царские дела» (благотворительная ярмарка с поделками детей, вырученные средства направляются на помощь нуждающимся – например, многодетной семье в классе).
3. «Книга добра» (каждый ребенок добровольно может пополнить школьную библиотеку своей любимой книгой).
4. «Красивый город – добрыми руками» (уборка территории школьного двора, благоустройство сквера).
Дополнительный материал
Святые отцы о милосердии и сострадании
Милосердие и сострадание уподобляют нас Богу.
Святитель Иоанн Златоуст
Милостивый не только дает людям из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду и милует их.
Преподобный Исаак Сирин
Как тень следует за телом, так и милость за смиренномудрием.
Преподобный Исаак Сирин
Обращайся с людьми так же внимательно, как с посланниками Великого Царства, и так же осторожно, как с огнем.
Схиигумен Савва Псково-Печерский
Никто не может сказать: «Я неимущий, мне не из чего подавать милостыню». Ибо если ты не можешь давать столько, как богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары богатых (Мк. 12:42; Лк. 21:2). Если и того не имеешь – имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Можешь словом утешить брата своего. Итак, окажи ему милосердие словом и услышишь: «...не выше ли доброго даяния слово?» (Сир. 18:17). Если же и словом не можешь помочь ему, то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и потерпеть во время его смущения, видя его искушенным от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему слово и тем более смутить его, ты можешь промолчать, этим окажешь ему милость, избавляя его душу от врага. Можешь также, когда согрешит перед тобою брат твой, помиловать его и простить его грех, чтобы и тебе получить прощение от Бога, ибо сказано: «...прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37). И так ты окажешь душе брата милость, прощая его грех против тебя, ибо Бог дал нам власть прощать друг другу согрешения, случающиеся между нами, если захотим; и, таким образом, не имея, чем оказать милосердие телу, ты помилуешь его душу. А какая милость более той, чтобы помиловать душу? Как душа драгоценнее тела, так милость, оказанная душе, больше милости, оказанной телу.
Преподобный авва Дорофей
Пословицы и поговорки о милосердии
Живи добрее, будешь всем милее.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Красота до вечера, а доброта навеки.
Доброе дело сверши и в море брось – оно все равно к тебе вернется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...