Мастер-класс «Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности средствами опытно-экспериментальной деятельности»
опыты и эксперименты по окружающему миру

Камалеева Наталья Валериевна

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами организации опытно-экспериментальной деятельности младших школьников на занятиях, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности средствами опытно-экспериментальной деятельности»

Слайд 1.

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг….

Наиболее интересны для детей, только начинающих познавать мир, опыты и эксперименты. Опыты- словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка.

 Распахни окно( на слайде 2  распахивается окно и природа). И перед нами мир – мир природы! Он полон неизвестного, таинственного, необъяснимого, вызывающего много вопросов. Как? Где? Почему? Откуда? Слайд 3. И в этот мир мы идем за руку вместе с ребенком и находим ответы на эти вопросы.

На один из этих вопросов сегодня и мы с вами попробуем ответить.

Слайд 4.Поднимите руку, кто любит отдыхать на реках нашей области? (выходите ко мне).

Слайд 5.  Кто отдыхал на море?  (выходите).

Слайд 6. А кто был на соленом озере? (тоже выходите).

Давайте вернемся в это замечательное время года – лето и вспомним свои ощущения.

Скажите в какой воде легче нырять и плавать под водой? ( В пресной).

В какой воде человеку легче держаться на поверхности? В соленой или пресной? (В морской  воде человеку легче держаться на плаву. Вода как бы выталкивает на поверхность.)

Кто-то пробовал нырять в соленом озере? Легко?

(Находиться под водойв соленом озере человеку трудно вода буквально выталкивает на поверхность.)

Как вы думаете, почему?  От чего это зависит? ( От концентрации соли в воде или от количества соли в воде).

Почему соленая вода, выталкивает человека на поверхность? (Плотность тела человека меньше, чем плотность соленой воды).

Плотность, какой воды  больше: пресной или соленой? (соленой).

Итак, предположим, что чем больше соли в воде, тем ее плотность  выше.

Слайд 7. Сейчас опытным путем мы проверим это предположение.

 3 человека на сцене. Каждому раздать инструкцию.

Вы становитесь участниками эксперимента, получаете карточки с заданиями. Внимательно прочитайте и выполните их.

Пожалуйста, приступайте.

В чем же состоит наш эксперимент.

  1. В первом стакане с пресной водой растворить небольшое количество красной краски.
  2. Во втором стакане растворить чайную ложку солии немного зеленой краски.
  3. В третьем стакане растворить 2 чайных ложки соли и синюю краску.

Когда размешиваем соль в воде, то какое свойство воды используем? (Вода растворяет некоторые вещества). С этим свойством ребята знакомятся уже в первый год обучения по программе. Постепенно мы переходим к более сложным опытам.

 Итак, повторим в первой стакане пресная вода красного цвета. Во втором небольшое количество соли и зеленая вода. И в третьем стакане с голубой водой 2 ч.л. соли.

Теперь наберите разноцветную воду в шприцы.

И я начинаю  потихоньку смешивать воду в одном бокале, начиная с пресной воды.

Теперь я беру шприц с содержанием небольшого количества соли, опускаю его на дно и начинаю осторожно выливать воду. Как вы думаете, что сейчас произойдет?

Давайте посмотрим. Итак, у нас получилось два разноцветных слоя.

Теперь беру третий шприц с  раствором соли сильной концентрации. И так же начинаю осторожно вводить на дно сосуда.

Почему цветная вода не смешалась? Почему мы видим разноцветные слои?Слайд 8.

 Вода с солью имеете разную плотность. Наше предположение подтвердилось?

Слайд 9. Океанологами совсем недавно было обнаружено это удивительное свойство морей и океанов, заключающееся в их стремлении слиться друг с другом, но так никогда и не пересекающихся. Воды соседних морей не в состоянии перемешаться.  Почему?

Это обуславливается различной степенью плотности морской воды, этот фактор, словно стена, которая препятствует смешиванию вод.

Таким образом, проделывая занимательный опыт, мы с вами прошли этапы эксперимента, который является важной частью учебно-исследовательской деятельности.

Давайте попробуем их выделить?

Слайд 10 по щелчку. Итак, первый этап какой?

  1. Постановка проблемы.
  2. Сбор и обработка информации.
  3. Проведение эксперимента. (Непосредственно сам эксперимент).
  4. Анализ полученных результатов.

Слайд 11. Так в процессе опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются  первоначальные навыки учебно-исследовательской деятельности.

Свой мастер-класс мне хотелось закончить словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

        

  1. Растворить в первом стакане немного красной краски.

  1. Растворить во втором стакане  чайную ложку солии немного зеленой краски.

  1.  Растворить в третьем стакане 2 чайных ложки соли и немного синей краски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя по теме: Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно- экспериментальной деятельности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...

Мастер класс. Формирование навыка чтения у первоклассников средствами заданий тренировочного характера.

Тема: Формирование навыка чтения у первоклассников средствами заданий     тренировочного характера.Цель опыта: теоретически обосновать и апробировать методику проведения зада...

Исследовательская деятельность и формирование навыков экспериментальной работы как средство обогащения словаря и развития навыка говорения в рамках реализации ФГОС на уроках обучения английскому языку (Городская НПК АППО СПб 9 апреля 2014)

В прошлом году  в Лицей № 244, который является экспериментальной площадкой по апробации внедрения новых технологий обучения, поступило оборудование для проведения уроков дополнительного образова...

План самобразования « Формирование навыков самоконтроля, самопроверки как средство развитие познавательной деятельности»

Данный план самообразования  поможет учителю построить свою педагогическую деятельность так, чтобы учащиеся совместно с учителем или самостоятельно смогли оценить свои успехи в достижении цели, т...

Мастер- класс «Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»

Формировать навык смыслового чтения, можно не только на уроках литературного чтения, но и на других общеобразовательных предметах....