Мастер-класс «Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности средствами опытно-экспериментальной деятельности»
опыты и эксперименты по окружающему миру
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами организации опытно-экспериментальной деятельности младших школьников на занятиях, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности средствами опытно-экспериментальной деятельности»
Слайд 1.
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг….
Наиболее интересны для детей, только начинающих познавать мир, опыты и эксперименты. Опыты- словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка.
Распахни окно( на слайде 2 распахивается окно и природа). И перед нами мир – мир природы! Он полон неизвестного, таинственного, необъяснимого, вызывающего много вопросов. Как? Где? Почему? Откуда? Слайд 3. И в этот мир мы идем за руку вместе с ребенком и находим ответы на эти вопросы.
На один из этих вопросов сегодня и мы с вами попробуем ответить.
Слайд 4.Поднимите руку, кто любит отдыхать на реках нашей области? (выходите ко мне).
Слайд 5. Кто отдыхал на море? (выходите).
Слайд 6. А кто был на соленом озере? (тоже выходите).
Давайте вернемся в это замечательное время года – лето и вспомним свои ощущения.
Скажите в какой воде легче нырять и плавать под водой? ( В пресной).
В какой воде человеку легче держаться на поверхности? В соленой или пресной? (В морской воде человеку легче держаться на плаву. Вода как бы выталкивает на поверхность.)
Кто-то пробовал нырять в соленом озере? Легко?
(Находиться под водойв соленом озере человеку трудно вода буквально выталкивает на поверхность.)
Как вы думаете, почему? От чего это зависит? ( От концентрации соли в воде или от количества соли в воде).
Почему соленая вода, выталкивает человека на поверхность? (Плотность тела человека меньше, чем плотность соленой воды).
Плотность, какой воды больше: пресной или соленой? (соленой).
Итак, предположим, что чем больше соли в воде, тем ее плотность выше.
Слайд 7. Сейчас опытным путем мы проверим это предположение.
3 человека на сцене. Каждому раздать инструкцию.
Вы становитесь участниками эксперимента, получаете карточки с заданиями. Внимательно прочитайте и выполните их.
Пожалуйста, приступайте.
В чем же состоит наш эксперимент.
- В первом стакане с пресной водой растворить небольшое количество красной краски.
- Во втором стакане растворить чайную ложку солии немного зеленой краски.
- В третьем стакане растворить 2 чайных ложки соли и синюю краску.
Когда размешиваем соль в воде, то какое свойство воды используем? (Вода растворяет некоторые вещества). С этим свойством ребята знакомятся уже в первый год обучения по программе. Постепенно мы переходим к более сложным опытам.
Итак, повторим в первой стакане пресная вода красного цвета. Во втором небольшое количество соли и зеленая вода. И в третьем стакане с голубой водой 2 ч.л. соли.
Теперь наберите разноцветную воду в шприцы.
И я начинаю потихоньку смешивать воду в одном бокале, начиная с пресной воды.
Теперь я беру шприц с содержанием небольшого количества соли, опускаю его на дно и начинаю осторожно выливать воду. Как вы думаете, что сейчас произойдет?
Давайте посмотрим. Итак, у нас получилось два разноцветных слоя.
Теперь беру третий шприц с раствором соли сильной концентрации. И так же начинаю осторожно вводить на дно сосуда.
Почему цветная вода не смешалась? Почему мы видим разноцветные слои?Слайд 8.
Вода с солью имеете разную плотность. Наше предположение подтвердилось?
Слайд 9. Океанологами совсем недавно было обнаружено это удивительное свойство морей и океанов, заключающееся в их стремлении слиться друг с другом, но так никогда и не пересекающихся. Воды соседних морей не в состоянии перемешаться. Почему?
Это обуславливается различной степенью плотности морской воды, этот фактор, словно стена, которая препятствует смешиванию вод.
Таким образом, проделывая занимательный опыт, мы с вами прошли этапы эксперимента, который является важной частью учебно-исследовательской деятельности.
Давайте попробуем их выделить?
Слайд 10 по щелчку. Итак, первый этап какой?
- Постановка проблемы.
- Сбор и обработка информации.
- Проведение эксперимента. (Непосредственно сам эксперимент).
- Анализ полученных результатов.
Слайд 11. Так в процессе опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются первоначальные навыки учебно-исследовательской деятельности.
Свой мастер-класс мне хотелось закончить словами Василия Александровича Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
- Растворить в первом стакане немного красной краски.
- Растворить во втором стакане чайную ложку солии немного зеленой краски.
- Растворить в третьем стакане 2 чайных ложки соли и немного синей краски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя по теме: Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно- экспериментальной деятельности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...
Мастер класс. Формирование навыка чтения у первоклассников средствами заданий тренировочного характера.
Тема: Формирование навыка чтения у первоклассников средствами заданий тренировочного характера.Цель опыта: теоретически обосновать и апробировать методику проведения зада...
Опыт работы «Мультимедиа конструктор» как средство формирования навыков проектно-исследовательской деятельности у младших школьников»
Опыт работы был представлен на районном этапе Всеросийского конкурса "Учитель года 2013"...

Исследовательская деятельность и формирование навыков экспериментальной работы как средство обогащения словаря и развития навыка говорения в рамках реализации ФГОС на уроках обучения английскому языку (Городская НПК АППО СПб 9 апреля 2014)
В прошлом году в Лицей № 244, который является экспериментальной площадкой по апробации внедрения новых технологий обучения, поступило оборудование для проведения уроков дополнительного образова...

Технологическая карта как средство формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности у учащихся начальной школы
Перспективы использования модульной технологии...

План самобразования « Формирование навыков самоконтроля, самопроверки как средство развитие познавательной деятельности»
Данный план самообразования поможет учителю построить свою педагогическую деятельность так, чтобы учащиеся совместно с учителем или самостоятельно смогли оценить свои успехи в достижении цели, т...
Мастер- класс «Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»
Формировать навык смыслового чтения, можно не только на уроках литературного чтения, но и на других общеобразовательных предметах....