Мастер класс. Формирование навыка чтения у первоклассников средствами заданий тренировочного характера.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

 

Тема: Формирование навыка чтения у первоклассников средствами заданий     тренировочного характера.

Цель опыта: теоретически обосновать и апробировать методику проведения заданий тренировочного характера, способствующие формированию навыка чтения у первоклассников.

Задачи:

- проанализировать литературу, имеющуюся по данной теме;

- подобрать упражнения направленные на развитие четкости произношения, фонематического слуха, развивающее боковое зрение и отрабатывающий прямой взгляд, вырабатывающее внимание к слову и его частям, развивающие оперативную память, способствующие синтезу восприятия и понимания;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx33.96 КБ
Файл master_klass.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Николаевска

Волгоградской области

Мастер класс.

Тема: Формирование навыка чтения у первоклассников средствами заданий     тренировочного характера.

Учитель: Новикова Татьяна Михайловна 

Цель опыта: теоретически обосновать и апробировать методику проведения заданий тренировочного характера, способствующие формированию навыка чтения у первоклассников.

Задачи:

- проанализировать литературу, имеющуюся по данной теме;

- подобрать упражнения направленные на развитие четкости произношения, фонематического слуха, развивающее боковое зрение и отрабатывающий прямой взгляд, вырабатывающее внимание к слову и его частям, развивающие оперативную память, способствующие синтезу восприятия и понимания;

Актуальность, постановка проблемы.

        В прошлом году я очередной раз набрала маленьких первоклашек. И как любого учителя первого класса в первые дни меня охватила паника: как научить читать это чудесное непоседливое существо.  И непросто научить читать, а научить читать осознанно, привить навыки самостоятельной работы с текстом.

          В данный момент при проведении уроков обучения грамоте актуальной является проблема формирования навыков чтения без насилия, с развитием мыслительных процессов, с постоянным ростом интереса ребенка к чтению.

          Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом, можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

          В своей работе я использую задания тренировочного характера, способствующие формированию навыков чтения у младших школьников. С некоторыми из них я Вас сегодня познакомлю.

Тренинг (активизация деятельности).

Для того чтобы мы настроились на работу, поближе познакомились друг с другом – можно поиграть. Давайте выполним такое упражнение:

Мы делаем вдох, хлопаем в ладоши, задерживаем на секунду дыхание,  затем хлопаем по ладошам своих соседей справа и слева, одновременно с этим выдыхаем воздухе, произнося своё имя.

Приготовились…начали…

Вот мы уже и улыбаемся, замечательно.

Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер класса.

        Сейчас по структуре мастер - класса я должна дать блок учебной информации, рассказать о своих наработках. Да,  жизнь по правилам хороша, но мы все любим исключения из правил, ведь исключения делают нашу жизнь более интересной, вносят в неё разнообразие, добавляют изюминку.

Поэтому я сначала хочу пригласить вас на урок обучения грамоте в 1 класс. Я проведу фрагмент урока по теме «Согласные звуки [з], [з,]. Буквы З з.(закрепление)». А затем мы  вместе попробуем выяснить какие задания я использовала и на какие параметры чтения они влияют.

 

 Ход урока.

1. - Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой предметы, названия которых чем – то похожи. Вы тоже можете отправиться со мной, но вам нужно будет угадать – по какому признаку я собираю предметы.

- Для этого предлагайте мне свои названия предметов, а я буду говорить – возьму ли я Вас с собой.

- Я беру с собой ЗВОНОК, ЗЕБРУ, ЗАЙЦА …

- А Вы …

- Вас я пока не беру…

- Вас я возьму с собой…

- По какому признаку я беру предметы?

(Беру предметы, которые начинаются на букву з)

- Почему я выбрала эту букву?

- Назовите тему урока.

- Как Вы думаете,  чему мы будем учиться на уроке?

2. - Какие звуки обозначает буква з?

- Используя алгоритм, дайте характеристику звукам [з], [з,].

3. Гимнастика.

вдох – на выдохе произносим- ззззззззз

вдох – на выдохе произносим з,з,з.з.з,з,

4. Чтение слогов, с ударением на определённом слоге.

ЗА – ЗА – ЗА

ЗИ – ЗИ - ЗИ

ЗО – ЗО – ЗО

ЗУ – ЗУ – ЗУ

ЗЕ – ЗЕ – ЗЕ

ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ

5. Смотрим  только на точку и читаем слоги.

                                                           

                        з                а

                                   з                      о

                                з                          и

                              з                               у

6. Игра «Магазин»

Вы не забыли, что мы с вами собираемся в  путешествие. Нам надо пойти в магазин и купить предметы, в названиях которых есть звуки [з], [з,].

После покупки вы возвращаетесь на свои места и продолжаете работать с нами.

7. Игра «Собери слова».

        Там куда мы отправимся, нам встретятся животные, но пока я шла на урок, у меня все буквы перепутались. Ваш задача – навести порядок.  Наведёте  и тоже присоединяетесь к нам.

ЗБРЕЫ            УЫЗБР           ИТЫР         ВДРЫЫ         ОЫББР

8. Упражнение «Телевизор».

Куда же мы сегодня отправимся?

На экране телевизора прячется слово. Вывешены картинки на каждый звук спрятанного слова.

 Из первых звуков слов сложить спрятанное слово.

ЗООПАРК

зебра  обруч облако пила аист руль кот

8. Куда же мы отправимся сегодня?

Но сначала проверим, как выполнили задание наши товарищи.

9. Первичное чтение текста учителем.

Учебник «Азбука» стр. 91

- Каких животных увидели дети в зоопарке?

10. Вторичное чтение текста.

Чтение цепочкой.

Беседа по содержанию.

Можно использовать жужжащее чтение, чтение про себя, выборочное чтение, чтение с конца, чтение «Ты мне – я тебе», чтение «Гонка за лидером», чтение наоборот, фотоглаз и др.

11. Упражнения.

а) Прочитайте первое предложение орфоэпически, орфографически, громко, тихо, шёпотом, испуганно, как в немом кино и т. п.

б) В тексте подчеркните букву з.

в) найти слова, которые начинаются на букву з,  

на букву з, состоящие из двух слогов.

 

г) Игра тренажер «Кто играет в прятки?

К

Н

О

Т

И

Г

Р

Я

А

Ж

О

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Ц

Я

Ю

Х

Д

Я

Т

Е

Л

И

С

А

А

Н

И

Ё

С

Л

Е

Н

О

Т

У

Ш

К

А

Н

Ч

И

К

М

Ф

Э  

Ь

В

О

Л

К

У

Л

Д

Г

У

С

И

Н

Д

Ю

К

И

Т

Ы

Ъ

Щ

Е

Г

О

Л

С

Й

В

Б

З

А

Й

К

А

Б

А

Н

И

Р

Ш

Л

О

Ш

А

А

Д

Ь

А

Л

У

М

О

Р

Ж

К

О

З

А

П

О

Ч

А

Ж

У

К

Е

Н

Г

У

Р

У

Б

И

Р

Ш

Л

О

С

Ь

Щ

С

И

Р

У

П

Ч

Е

Л

А

С

К

А

К

Т

Ж

И

Р

А

Ф

Ь

Ф

У

Л

Е

В

О

Р

О

Н

А

Д

Е

И

Н

Ц

А

П

Л

Я

Я

Г

Л

Я

Г

У

Ш

К

А

Блок учебной информации. Основные элементы опыта.

Все упражнения я условно разделила на следующие группы:

        

Давайте попробуем их назвать.

- упражнения для развития четкости произношения;

- дыхательная гимнастика в начале урока ( можно проводить речевую зарядку)

- чтение слогов с ударением на определённом слоге

- упражнения для развития фонематического слуха;

- игра «Магазин»

игра «Телевизор»

- начало урока «Я возьму тебя с собой…»

- упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд;

- чтение слогов в треугольнике

- упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся    предпосылкой правильного и скоростного чтения;

- работа над первым предложением – чтение орфографически, орфоэпически и т. д.

 - найти слова на букву з, на букву з из двух слогов

- упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

- подчеркнуть букву з (можно использовать старые газеты)

- кто играет в прятки

- Фотоглаз (закрыть учебник и  назвать слова из текста)

Такое задание  встречается в Зимних интеллектуальных играх и др. конкурсах.

- упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух;

- найти слова на букву з, на букву з из двух слогов

- чтение различного вида

- упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания;

-игра «Собери слова» (анаграммы) Такое задание  встречается в Зимних интеллектуальных играх и др. конкурсах.

- чтение наоборот, ты мне – я тебе

- Телевизор

        

        Упражнения каждой группы можно использовать практически на любом уроке обучения грамоте и на любом этапе урока, что я попыталась показать при проведении фрагмента урока.

Рефлексия.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами».

       Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В ходе проведения игры и занимательных упражнений можно прививать учащимся любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.

Данные упражнения  предназначены для первоклассников, но их можно использовать и в период подготовки ребёнка  к школе , и на протяжении четырёх лет обучения младших школьников. Если ребёнок умеет работать с текстом, то ему будет легче на всех уроках.

        Если бы мне позволило время, мы бы попробовали из этого минимума упражнений сделать очень много разнообразных упражнений для учащихся каждого класса. Применение данных тренировочных упражненией в течение года принесло свои положительные результаты.

Мне было приятно с вами работать. Надеюсь, что наш мастер – класс вызвал интерес к данной теме, побудил в вас желание вот прямо сегодня попробовать дать такие упражнения своим детям, внукам.

Я бы хотела, чтобы вы оценили нашу работу в виде синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Пример синквейна на тему учитель:

Учитель

Добрый, мудрый.

Учит,  переживает, надеется.

Понимает проблемы своих учеников.

Наставник, друг.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование навыка чтения у первоклассников средствами заданий тренировочного характера Новикова Татьяна Михайловна у читель начальных классов МКОУ «СОШ №1» г. Николаевска

Слайд 2

Цель опыта : теоретически обосновать и апробировать методику проведения заданий тренировочного характера, способствующие формированию навыка чтения у первоклассников. Задачи: - проанализировать литературу, имеющуюся по данной теме; - подобрать упражнения направленные на развитие четкости произношения, фонематического слуха, развивающее боковое зрение и отрабатывающий прямой взгляд, вырабатывающее внимание к слову и его частям, развивающие оперативную память, способствующие синтезу восприятия и понимания;

Слайд 3

В работе по совершенствованию навыка чтения, можно использовать следующие упражнения: - упражнения для развития четкости произношения; - упражнения для развития фонематического слуха;

Слайд 4

- упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд; - упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения;

Слайд 5

упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания . - упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух;

Слайд 6

- упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания;

Слайд 7

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами ». В.А . Сухомлинский

Слайд 8

Результативность Данные упражнения предназначены для работы с первоклассниками. В течение первого года обучения на уроках чтения систематически использовала задания т ренировочного характера всех групп. Эта работа помогла значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к нему учащихся, что сказалась на конечных результатах : - у детей улучшилась техника чтения; - увеличился объем чтения; - чтение стало выразительным и осмысленным; - повысилась читательская активность; - урок чтения стал любимым уроком для многих детей.

Слайд 9

Синквейн Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строк а — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Слайд 10

Пример синквейна на тему « учитель»: Учитель Добрый, мудрый. Учит, переживает, надеется. Понимает проблемы своих учеников. Наставник, друг.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников в процессе их обучения по УМК «Начальная школа XXI века»

Статья о тудностях в формировании навыков чтения и письма у младших школьников и путях их преодоления в рамках работы по УМК "Начальная школа 21 века". Из опыта работы....

Родительское собрание "Формирование навыков чтения у первоклассников. Советы родителям"

P { margin-bottom: 0.21cm; } П омочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результат...

Советы родителям по формированию навыков чтения у первоклассников.

Данная статья знакомит родителей с приёмами работы с детьми, у которых отсутствует интерес к чтению....

Родительское собрание «Формирование навыков чтения у первоклассников. Советы родителям»

«Формирование навыков чтения у первоклассников. Советы родителям»...

Мастер- класс «Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»

Формировать навык смыслового чтения, можно не только на уроках литературного чтения, но и на других общеобразовательных предметах....

Родительское собрание "Формирование навыков чтения у первоклассников. Советы родителям"

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений уч...

Мастер-класс. «Формирование навыков функциональной грамотности на примере заданий ВПР по математике»

Мастер-класс. «Формирование навыков функциональной грамотности на примере заданий  ВПР по математике»...