Технологическая карта как средство формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности у учащихся начальной школы
методическая разработка на тему

СМИРНОВА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА

Перспективы использования модульной технологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_statya_.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

    Смирнова Ю.Ю.

ГБОУ СОШ  №2092 г. Москва

Технологическая карта как средство формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности у учащихся начальной школы

        Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности обуславливается индивидуально-психологическими особенностями обучающегося как субъекта. Собственно успешность самостоятельной познавательной деятельности субъекта впрямую зависит от степени развитости элементов саморегуляции[1].

       Умения саморегуляции могут быть сформированы, если они выступают предметом целенаправленных действий педагога и самого обучающегося. При этом развитие саморегуляции человека способствует становлению его самостоятельности, в дальнейшем - социализации.

       Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности ученика является самоорганизация, когда деятельность становится предметом его сознательности и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле[2].

       При помощи модульного обучения достигается личностно-ориентированное обучение, т. е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.

Модульная технология строится на основе развивающегося обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завешается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах – индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава[3].

 Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности[1].

         Я включила в систему своей практики использование модульной технологии, изучив труд И.Б.Сенновского “Технология модульного обучения в школе”. Монография предполагала систему модулей для старшеклассников, но рациональное зерно технологии оказалось применимо и в начальной школе. Применение модульной технологии в начальной школе потребовало от меня внесения некоторой переработки.

 Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно, начиная с использования модуля, работа с которым будет рассчитана на один урок.  Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность. Можно сочетать традиционную систему обучения, с модульной. Хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности  обучающихся, работа индивидуальная, в парах, в группах.

Используя модульную технологию, я строю работу с опорой на технологические карты (См. приложения.) или модули, что дает ребенку возможность оценить дозированную достижимую учебную задачу, принять ее и сформулировать собственную конкретную цель на определенный этап деятельности.

Считаю, что  третьеклассникам технологическую карту лучше планировать на объем одного урока, при этом план работы должен быть предельно и детализировано расписан, и ребенок только им руководствуется. Навык планирования своих учебных действий у каждого ребенка формируется согласно его индивидуальным особенностям, кому-то этому будет необходимо ещё учиться и в средней школе.

Построение учебного модуля:

  1. Модуль урока должен включать 3 аспекта:
  • номер и название учебного элемента;
  • учебный материал с указанием содержания заданий и целей учебных элементов;
  • руководство по усвоению учебного элемента.
  1. Перед работой над каждым модулем необходимо проводить входной контроль. (ВК), который должен содержать задания, которые бы проверили знания необходимые для усвоения нового материала.
  2. В начале каждого урока обучающийся получает маршрутный лист, в котором отражены основные этапы урока, данный лист необходим для отслеживания уровня полученных результатов на каждом этапе урока. Учитель может предусмотреть оценивание результатов  работы по каждому учебному элементу и в другой форме.
  3. Количество учебных элементов (УЭ) может варьироваться в зависимости от урока, его содержания и целей.
  4. Каждые учебный  элемент урока должен иметь определенную цель, с которой учащиеся знакомятся заранее, принимают эту цель и продолжают работать.
  5. Оценка деятельности должна проходить поэтапно, по окончанию работы над каждым учебным элементом, на этапе рефлексии учащиеся подсчитывают набранные баллы и, исходя из критериев, оценивают свою работу.

Приоритеты модульного обучения (МО):

  1. Учитель на уроке – консультант, координирующий деятельность учащихся.
  2. МО может использоваться в сочетании с другими технологиями.
  3. Даёт хорошие результаты, так как соединяет в себе возможность реализовать глубоко индивидуализированное обучение и стимулировать самостоятельную деятельность учащихся.
  4. Модульные уроки можно проводить разово, серийно по теме или в течение всего года.
  5. МО формирует информационную культуру самообучения, самообразования, самовоспитания – что есть цель всякого обучения.
  6. Высокая работоспособность детей.
  7. Комплексно решает идею: научить детей учиться[3].

Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.  Главное – это то, что каждый работает самостоятельно в присущем ему темпе, представляются возможности получить консультацию у учителя, помощь у товарища. Значительно глубже осознать содержание, все время себя контролировать. Каждый ученик включается в активную и эффективную познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой.

Литература

  1. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,  2003.
  2. Михелькевич В.Н. и др. Справочник по педагогической инновации. – Самара, 1998.
  3. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе.-М. 2007.

  4. Фестиваль «Открытый урок» Использование модульных технологий на уроках русского языка для развития ключевых компетенций учащихся.

Приложение 1.

Модуль урока по русскому языку.

Тема: Состав слова. Основа слова.

№ учебного элемента, время.

Учебный материал с указанием содержания заданий.

Руководство по усвоению учебного элемента.

ВК - входной контроль.

Цель: узнать, хорошо ли мы владеем пройденным материалом.

Освоение данного учебного элемента поможет нам вспомнить изученный материал, потренироваться в совершенствовании скорописи и будет способствовать развитию нашей речи.

 

2 мин.

а ) Шестнадцатое ноября.

Классная работа.

 Минутка чистописания.

а   о   у   и   е

топаль,смуку,млаиан,стесер,оогьник.

_____________________

_____________________

_____________________

______________________

______________________

Работай индивидуально.

1. Запиши в тетрадь дату и вид работы, обратив внимание на выделенные буквы.

2. Какие буквы записаны в модуле?

3.Запишите целую строку в тетради.

4.Составьте слова, в которых данные буквы будут являться окончанием.  Выдели окончания.

Работай в модуле.

3 мин.

Слова для справок.

Новое, вкусная, школьная, родная,яркие.

5. Работай в тетради. Образуй словосочетания, подобрав подходящее по смыслу слова к данным.Используй слова для справок.

 6.Запиши в тетрадь полученные словосочетания.

7.Оцени свою работу на данном этапе.

УЭ – 1.

7 мин.

Цель: найти “помощника – проводника” для изучения новой темы.

Освоение данного учебного элемента поможет вам совершенствовать свою орфографическую зоркость.

Словарно – орфографическая работа.

М_сква, су_, ст_лица, сол_це, то_ка, к_пуста,

точ_о, л_сица,л_сок.

 

Работай в паре.

1. Запишите слова в тетрадь. Расшифруйте слово, подчеркнув в каждом из предложенных слов орфограмму.

2. Запиши полученное слово в тетрадь с маленькой буквы, с начала строки. Обозначь ударение, укажи орфограммы.

3. Закончив, подними руку.

Проверьте выполнение по контрольной карте (на доске).

4. Примите участие в беседе класса.

УЭ – 2.

 

Цель: ознакомление с новым материалом.

Освоение данного учебного элемента поможет вам познакомиться самостоятельно с новым материалом и сформулировать новое правило по теме “Состав слова”.

 

3 мин.

а). Практическая работа.

______________________________________

_______________________________________

____________________________________

1. Прочитай правила в учебнике на странице 94.

2. Сделайте вывод, как найти основу слова.

Вывод запиши в модуль.

3. Выполни упр.19 на стр. 94. в тетради.

Закончив, подними руку.

4. Примите участие в работе класса.

4 мин.

5 мин.

Упр.3

Мы гладили снежную бабу лопаткой.

И стала спина её круглой и гладкой.

А чтобы у бабы красивый был нос,

Ей Вова большую морковку принёс.

  1. Работайте в модуле.
  2. Прочитай стихотворение.
  3. Спишите стихотворение в тетрадь, найдите существительные и отделите у них основу.

4. Проверь по карте – контролю.

5. Закончив, поднимите руку.

УЭ – 3.

Физ. пауза.

2 мин.

Цель: смена деятельности.

Освоение данного элемента поможет вам отдохнуть на уроке.

Выполняй упражнения вместе со всеми.

УЭ – 4.

5 мин.

Цель: выявить уровень усвоения нового материала по теме.

Работай индивидуально.

1.Выполни упражнение в тетради из учебника на с.96.

2.Проверь по карте- контролю.

3. Оцени свою работу (критерий оценки – в модуле).

УЭ – 5. Резюме.

2 мин.

Цель: подвести итог работы.

Освоение данного элемента поможет выделить главное в уроке, научиться чётко формулировать свои мысли.

Прими участие в работе класса.

  1. Сделай выводы.
  2. Подумай, достиг ли ты цели на уроке?
  3. Твоё домашнее задание:

*стр.96 , упр. 22.

УЭ – 6. Рефлексия.

1 мин.

Цель: оценить свою собственную работу на уроке.

Освоение этого элемента поможет тебе увидеть, как ты работал на уроке по сравнению с предыдущим уроком

Поставь оценку за работу на уроке, исходя из количества набранных баллов (критерии оценки за урок в начале “Модуля”).

Смирнова Юлия Юрьевна                                                                                               г. Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности у учащихся с отклонениями в развитии"

Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность уче...

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов

М етодическая тема по самообразованию. "Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов."...

Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся начальной школы

В 1 классе мы сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собствен...

"Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов"

ull;В. А. Сухомлинский,  «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это,...

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов

На современном этапе развития общества ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Здоровье человека - высшая национа...