Технологическая карта как средство формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности у учащихся начальной школы
методическая разработка на тему
Перспективы использования модульной технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_statya_.docx | 36.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Ю.Ю.
ГБОУ СОШ №2092 г. Москва
Технологическая карта как средство формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности у учащихся начальной школы
Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности обуславливается индивидуально-психологическими особенностями обучающегося как субъекта. Собственно успешность самостоятельной познавательной деятельности субъекта впрямую зависит от степени развитости элементов саморегуляции[1].
Умения саморегуляции могут быть сформированы, если они выступают предметом целенаправленных действий педагога и самого обучающегося. При этом развитие саморегуляции человека способствует становлению его самостоятельности, в дальнейшем - социализации.
Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности ученика является самоорганизация, когда деятельность становится предметом его сознательности и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле[2].
При помощи модульного обучения достигается личностно-ориентированное обучение, т. е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.
Модульная технология строится на основе развивающегося обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завешается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах – индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава[3].
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности[1].
Я включила в систему своей практики использование модульной технологии, изучив труд И.Б.Сенновского “Технология модульного обучения в школе”. Монография предполагала систему модулей для старшеклассников, но рациональное зерно технологии оказалось применимо и в начальной школе. Применение модульной технологии в начальной школе потребовало от меня внесения некоторой переработки.
Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно, начиная с использования модуля, работа с которым будет рассчитана на один урок. Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность. Можно сочетать традиционную систему обучения, с модульной. Хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, работа индивидуальная, в парах, в группах.
Используя модульную технологию, я строю работу с опорой на технологические карты (См. приложения.) или модули, что дает ребенку возможность оценить дозированную достижимую учебную задачу, принять ее и сформулировать собственную конкретную цель на определенный этап деятельности.
Считаю, что третьеклассникам технологическую карту лучше планировать на объем одного урока, при этом план работы должен быть предельно и детализировано расписан, и ребенок только им руководствуется. Навык планирования своих учебных действий у каждого ребенка формируется согласно его индивидуальным особенностям, кому-то этому будет необходимо ещё учиться и в средней школе.
Построение учебного модуля:
- Модуль урока должен включать 3 аспекта:
- номер и название учебного элемента;
- учебный материал с указанием содержания заданий и целей учебных элементов;
- руководство по усвоению учебного элемента.
- Перед работой над каждым модулем необходимо проводить входной контроль. (ВК), который должен содержать задания, которые бы проверили знания необходимые для усвоения нового материала.
- В начале каждого урока обучающийся получает маршрутный лист, в котором отражены основные этапы урока, данный лист необходим для отслеживания уровня полученных результатов на каждом этапе урока. Учитель может предусмотреть оценивание результатов работы по каждому учебному элементу и в другой форме.
- Количество учебных элементов (УЭ) может варьироваться в зависимости от урока, его содержания и целей.
- Каждые учебный элемент урока должен иметь определенную цель, с которой учащиеся знакомятся заранее, принимают эту цель и продолжают работать.
- Оценка деятельности должна проходить поэтапно, по окончанию работы над каждым учебным элементом, на этапе рефлексии учащиеся подсчитывают набранные баллы и, исходя из критериев, оценивают свою работу.
Приоритеты модульного обучения (МО):
- Учитель на уроке – консультант, координирующий деятельность учащихся.
- МО может использоваться в сочетании с другими технологиями.
- Даёт хорошие результаты, так как соединяет в себе возможность реализовать глубоко индивидуализированное обучение и стимулировать самостоятельную деятельность учащихся.
- Модульные уроки можно проводить разово, серийно по теме или в течение всего года.
- МО формирует информационную культуру самообучения, самообразования, самовоспитания – что есть цель всякого обучения.
- Высокая работоспособность детей.
- Комплексно решает идею: научить детей учиться[3].
Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость. Главное – это то, что каждый работает самостоятельно в присущем ему темпе, представляются возможности получить консультацию у учителя, помощь у товарища. Значительно глубже осознать содержание, все время себя контролировать. Каждый ученик включается в активную и эффективную познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой.
Литература
- Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
- Михелькевич В.Н. и др. Справочник по педагогической инновации. – Самара, 1998.
Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе.-М. 2007.
- Фестиваль «Открытый урок» Использование модульных технологий на уроках русского языка для развития ключевых компетенций учащихся.
Приложение 1.
Модуль урока по русскому языку.
Тема: Состав слова. Основа слова.
№ учебного элемента, время. | Учебный материал с указанием содержания заданий. | Руководство по усвоению учебного элемента. |
ВК - входной контроль. | Цель: узнать, хорошо ли мы владеем пройденным материалом. Освоение данного учебного элемента поможет нам вспомнить изученный материал, потренироваться в совершенствовании скорописи и будет способствовать развитию нашей речи. |
|
2 мин. | а ) Шестнадцатое ноября. Классная работа. Минутка чистописания. а о у и е топаль,смуку,млаиан,стесер,оогьник. _____________________ _____________________ _____________________ ______________________ ______________________ | Работай индивидуально. 1. Запиши в тетрадь дату и вид работы, обратив внимание на выделенные буквы. 2. Какие буквы записаны в модуле? 3.Запишите целую строку в тетради. 4.Составьте слова, в которых данные буквы будут являться окончанием. Выдели окончания. Работай в модуле. |
3 мин. | Слова для справок. Новое, вкусная, школьная, родная,яркие. | 5. Работай в тетради. Образуй словосочетания, подобрав подходящее по смыслу слова к данным.Используй слова для справок. 6.Запиши в тетрадь полученные словосочетания. 7.Оцени свою работу на данном этапе. |
УЭ – 1. 7 мин. | Цель: найти “помощника – проводника” для изучения новой темы. Освоение данного учебного элемента поможет вам совершенствовать свою орфографическую зоркость. Словарно – орфографическая работа. М_сква, су_, ст_лица, сол_це, то_ка, к_пуста, точ_о, л_сица,л_сок.
| Работай в паре. 1. Запишите слова в тетрадь. Расшифруйте слово, подчеркнув в каждом из предложенных слов орфограмму. 2. Запиши полученное слово в тетрадь с маленькой буквы, с начала строки. Обозначь ударение, укажи орфограммы. 3. Закончив, подними руку. Проверьте выполнение по контрольной карте (на доске). 4. Примите участие в беседе класса. |
УЭ – 2. |
Цель: ознакомление с новым материалом. Освоение данного учебного элемента поможет вам познакомиться самостоятельно с новым материалом и сформулировать новое правило по теме “Состав слова”. |
|
3 мин. | а). Практическая работа. ______________________________________ _______________________________________ ____________________________________ | 1. Прочитай правила в учебнике на странице 94. 2. Сделайте вывод, как найти основу слова. Вывод запиши в модуль. 3. Выполни упр.19 на стр. 94. в тетради. Закончив, подними руку. 4. Примите участие в работе класса. |
4 мин. 5 мин. | Упр.3 Мы гладили снежную бабу лопаткой. И стала спина её круглой и гладкой. А чтобы у бабы красивый был нос, Ей Вова большую морковку принёс. |
4. Проверь по карте – контролю. 5. Закончив, поднимите руку. |
УЭ – 3. Физ. пауза. 2 мин. | Цель: смена деятельности. Освоение данного элемента поможет вам отдохнуть на уроке. | Выполняй упражнения вместе со всеми. |
УЭ – 4. 5 мин. | Цель: выявить уровень усвоения нового материала по теме. | Работай индивидуально. 1.Выполни упражнение в тетради из учебника на с.96. 2.Проверь по карте- контролю. 3. Оцени свою работу (критерий оценки – в модуле). |
УЭ – 5. Резюме. 2 мин. | Цель: подвести итог работы. Освоение данного элемента поможет выделить главное в уроке, научиться чётко формулировать свои мысли. | Прими участие в работе класса.
*стр.96 , упр. 22. |
УЭ – 6. Рефлексия. 1 мин. | Цель: оценить свою собственную работу на уроке. Освоение этого элемента поможет тебе увидеть, как ты работал на уроке по сравнению с предыдущим уроком | Поставь оценку за работу на уроке, исходя из количества набранных баллов (критерии оценки за урок в начале “Модуля”). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности у учащихся с отклонениями в развитии"
Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность уче...
Методическая разработка - 2012 год "Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов".
· Цель и задачи·...
Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов
М етодическая тема по самообразованию. "Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов."...
Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся начальной школы
В 1 классе мы сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собствен...
"Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов"
ull;В. А. Сухомлинский, «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это,...
Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся начальной школы
Методическая статья...
Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов
На современном этапе развития общества ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Здоровье человека - высшая национа...