Конспект урока - экскурсии «Экскурсия в осенний лес»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Феронова Лилия Ивановна

Наблюдение за осенними изменениями природы. Мотивация на самостоятельное исследование, интерес к познанию природы.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-ekskursiya.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.  учителя начальных классов: Феронова Л.И.

Общая информация урока - экскурсии

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

 2

Место урока (по тематическому планированию РП)

МБОУ "ОЦ № 1 Майкопского района"

Тема урока

«Экскурсия в осенний лес»

Цель: наблюдение за осенними изменениями природы.
Планируемые результаты:

Личностные: мотивация на самостоятельное исследование, интерес к познанию природы.

Метапредметные

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, исследовать по плану.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование цели, формирование ответов на вопросы учителя, постановка и решение вопросов, развивать умения работать из различных источников.

Коммуникативные: понимать позицию партнера, согласовывать действия с ним, вступать в коллективное сотрудничество, принимать другое мнение и позицию, инициативное сотрудничество в поисках информации.

Предметные: развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, о наступивших изменениях в мире растений с приходом осени – увядании древесных и кустарниковых растений; научить определять  растения, формировать представления об особенностях осени, наблюдение за состоянием осени.

Оборудование урока: план экскурсии; памятка «Правила поведения в лесу».

План экскурсии:

1. Правила поведения на экскурсии.

2. Изменения в неживой природе.

3. Изменения в живой природе.

4. Сбор природного материала.

5. Подведение итогов.

Ход экскурсии.

I. Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу и ТБ во время экскурсии

– Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию. Назовите, какие правила поведения нужно соблюдать на экскурсии?

1) Не ломай в лесу деревья и кустарники.

2) Не разоряй муравейник.

3) Не рви большие букеты цветов.

4) Не оставляй мусор в лесу. 

5) С друзьями будь дружелюбен.

6) Не кричи, разговаривай тихо.

7) Слушай внимательно.

– Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить.

II.  Актуализация знаний

– Вспомните, какая бывает природа?  Что относится к живой природе? Что относится к неживой?

– Ребята, я сейчас опишу время года:

Солнце редко показывается из-за туч. Часто идет мелкий моросящий дождь. Порывистый ветер срывает с деревьев  листья. Только ели да сосны радуются

своему зеленому наряду.

– Какое это время года?

– О чём мы сегодня будем говорить?

– Сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в природе.

III. Постановка проблемы

– Итак, мы идем в гости к осени. А точнее, это она пришла к нам, в наши края. Осень — это прекрасное время года! Это яркие краски.

Как вы думаете, как изменилась природа с приходом осени?

– Мы сейчас отправимся на экскурсию  и понаблюдаем, как изменилась природа. И посмотрим, правильно вы думаете или нет.

IV.  Совместное открытие новых знаний

 Ребята, давайте опишем погоду сегодняшнего дня.

– А погода летом была такая же?

Далее учащимся предлагается, путем сравнения, определить  изменения в неживой природе с наступлением осени.

 Делаются  выводы:

1) Летом небо голубое, часто светит солнце; осенью небо затянуто облаками, оно кажется низким.

2) Летом дожди  теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

3) Летом  много ясных дней; осенью  ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

– Посмотрите вокруг – кто сможет вспомнить и объяснить, что такое лес? (Это сообщество различных растений: деревьев, кустарников, трав, грибов)

– Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

– Чем они отличаются друг от друга?

– Рассмотрите внимательно растения на этой поляне и назовите их.

– А какие еще хвойные деревья можно встретить в лесу? (ель)

– Какие еще  растут деревья в нашем лесу? (берёза, сосна, осина …)

– Какие краски преобладают? (желтая и красная окраска)

        Это наша Осень –

        добрая волшебница!

        Ярко желтым цветом

        Землю разукрасила.

        С неба темный месяц

        Чуду удивляется.

        Все кругом искрится,

        Все переливается. 

                             

 – Давайте полюбуемся осенними красками.

 – На березе – листья желтые, на клене, рябине, осине – красные, бардовые.  

 – А почему листья меняют окраску? (Это связано с сезонными изменениями в природе. Наступила осень.)

Вывод. Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества – хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество – очень важное для растения и очень интересное.

В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску?

Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а где красного – краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и окрашиваются во множество разнообразных оттенков.

- Почему листья опадают? (дети отвечают)

Вывод. Деревья и кустарники н на зиму сбрасывают свою листву. Т. к. листья испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Корни не могут ее выкачать.  К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.

– Все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

– Как выглядят осенью ель и сосна?

– Рассмотрите листья-хвоинки. Как называют деревья с хвоей? (Это хвойные растения.)

– Отгадайте загадку:

Зимой и летом – одним цветом.

                                               (Ель, сосна.)

– Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?

– Рассмотрите  ветки  ели.  Как  они  растут?  (Ветки  ели  растут  наклонно.)

–Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью.

Игра «Угадай дерево».

– А теперь мы поиграем, я вам буду показывать опавшие листья, а вы мне назовете дерево, с которого этот лист (учитель показывает детям заранее приготовленные листья, дети угадывают).

– А кто-нибудь знает, почему листья осенью опадают? (Ответы детей)

Рассказ учителя

– Ребята, дело в том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья – не мусор: они очень нужны почве и растениям.

– Посмотрите, какие красивые и необычные опавшие листья.

– Ребята, посмотрите вокруг,  какие деревья имеют желтую окраску листьев, какие оранжевую, красную, малиновую, зеленую.(Ответы детей)

Выводы:

Желтые листья у березы, ясеня, липы, ивы, тополя.

Оранжево - красные листья у рябины и клена.

Фиолетово - малиновые  у черноплодной рябины.

Зелеными остаются листья у ольхи, сирени.

Коричневые  у дуба.

Зелеными на зиму остаются туя, можжевельник, ель и сосна.

Игра «Эрудит»

Учитель называет растение, дети отвечают на вопросы.

Вопросы:

1)К какой группе относится растение, которое я назову?

 (Деревья, кустарники, травы)

2)Есть ли на этом растении листья?

3)Какого цвета и формы листья?

4)К какой группе растений относится ваше растение? (Хвойное или лиственное).

5)Есть ли на растении плоды и семена?

6)Какого цвета кора вашего растения?

– Посмотрите на травы под ногами. Какие стебли? (Стебли  у них мягкие и зеленые).

– Какие изменения происходят? (Некоторые травянистые растения стали засыхать. Некоторые растения зацвели повторно: крапива глухая, одуванчики).

– Сравните листья хвойных и лиственных деревьев. В чем их сходство и отличие? Рассмотрите. Почему хвойные деревья называются вечнозелеными? (Хвойные деревья не сбрасывают иглы на зиму)

– А теперь последим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? С каких деревьев листья облетают раньше, а с каких – самыми последними, какие деревья не сбрасывают листву?

– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней – и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

– Можно ли причиной листопада назвать ветреную погоду осени? (Нет. Летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не падает.)

Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему?

– Вспомните сломанную летом ветку. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Как отделяется лист? (Легко.)

– Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)

– Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.

– А есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Рассмотрите веточки в лупу. (Ранок нет.)

– Ранок нет, потому что листья отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.

Рассмотрите опавшие листья разных деревьев и кустарников. Убедитесь, что у всех гладкий, округлый край черешка.

– Ребята, давай с вами дружно соберем листья для аппликаций и поделок.

Сбор природного материала.

–Как его можно использовать?

V. Домашнее задание

Сделать аппликацию или поделку из собранных листьев.

VI. Подведение итогов урока-экскурсии.

– Лес – наш зеленый друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли

и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение.

 Я благодарю вас всех за хорошее поведение в лесу.   

  «Природа – дом, украшенный   трудом.

  В любой мороз и зной устроен и приветлив.

 Храните этот дом,
 Другого дома нет на целом свете».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изо "Деревья осенью" школа 8 вида 2 класс

Конспект урока по изо для специальной( коррекционной) школы 8 вида...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Рисование с натуры. Осенние листья.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА          Рисование с натуры. Осенние  листья. Изобразительное искусство, 1 класс ( В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина)...

Конспект урока по технологии Композиция «Осень в лесу». Коллективная работа.

Урок- проект по созданию композиции   вызывает у детей интерес, желание трудиться ,развивает творческие способности учащихся , воспитывает умения работать в коллективе...

Конспект урока по окружающему миру "Осень-природа готовится к зиме" с использованием опытов

Урок окружающего мира с использованием химических опытов, посвящён экологической тематике....

Конспект урока по окружающему миру "Осень - перемен восемь" 2 класс, 8 вид.

Конспект урока по теме: "Осень - перемен восемь" разрботан для учащихся коррекционных школ 2 класса 8 вида (1 вариант), обучающхся на индивидуальном (надомном) обучении  и предназначен для одного...

Конспект урока развития речи "Поздняя осень" (рассказ-описание по картине) 3 класс

Данный конспект пригодится в помощь учителям, обучающим глухих детей....

Конспект урока «Обзорная экскурсия: «Растения и животные Кубани».

Конспект урока «Обзорная экскурсия: «Растения и животные Кубани»....