Тема: Зимняя жизнь птиц и зверей.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цели:
- Помочь детям сформировать представление о том, как зимуют дикие звери: заяц, медведь, лиса, и другие.
- Помочь детям сформировать представление о том, как зимуют птицы в лесу: дятел, клёст, поползень, ворона, синица, снегирь, воробей.
- Показать связь жизни животных с состоянием неживой природы и растений.
- Развивать навыки работы с использованием современных информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность, любознательность учащихся.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: компьютер, проекционное оборудование, учебник, карточки, сказочный герой.
Тип урока: изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир, 2 класс.
Тема: Зимняя жизнь птиц и зверей.
Цели:
- Помочь детям сформировать представление о том, как зимуют дикие звери: заяц, медведь, лиса, и другие.
- Помочь детям сформировать представление о том, как зимуют птицы в лесу: дятел, клёст, поползень, ворона, синица, снегирь, воробей.
- Показать связь жизни животных с состоянием неживой природы и растений.
- Развивать навыки работы с использованием современных информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность, любознательность учащихся.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: компьютер, проекционное оборудование, учебник, карточки, сказочный герой.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, меня зовут Елена Михайловна. Нам с вами предстоит провести необычный открытый урок. Я рассчитываю на вашу собранность, внимание и хорошую работу.
Я очень волнуюсь. Думаю, что вы тоже переживаете. Давайте вместе выполним простое дыхательное упражнение: медленный глубокий вдох – задержали дыхание – медленный выдох. Повторим: медленный глубокий вдох – задержали дыхание – выдох.
Мы с вами настроились на плодотворную работу.
II. Самоопределение к деятельности.
- Я приглашаю вас на прогулку. А куда мы пойдём, вы скажите сами, когда посмотрите мультфильм.
Показ фрагмента из мультфильма «Новогодняя сказка».
- Правильно, мы идём в зимний лес. Как вы думаете, с кем мы можем встретиться во время прогулки? (птицы и звери)
- Как вы думаете, с какой целью мы идём в зимний лес? (ответы 2 учеников: наблюдать за жизнью животных зимой, выяснить способы выживания)
- Попробуйте определить тему нашего урока. (ответы 1-2 учеников)
- Тема урока: Зимняя жизнь птиц и зверей.
Слайд № 1 «Зимняя жизнь птиц и зверей».
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- Цель урока: Узнать, как зимуют дикие звери. Установить связь их жизни с состоянием неживой природы.
III. Актуализация знаний.
- Мы отправляемся в гости в лес, как следует вести себя в лесу? (не шуметь, не отставать от товарищей, чтобы не заблудиться)
- Вспомните, какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы. (Ответы детей: солнце появляется ненадолго, поднимается невысоко, даёт мало тепла и света, похолодало, реки замерзли, осадки – снег.)
- Какие перемены произошли в мире растений? (лиственные деревья сбросили листву, хвойные деревья остались без изменений, многие птицы улетели)
- Почему улетели птицы? (нет корма)
- Как называются эти птицы? (перелётные)
- Как называем птиц, которые остались зимовать с нами? (зимующие)
- Каких зимующих птиц вы знаете, каких видели? (воробьи, синицы, вороны, сороки)
- Как вы думаете, почему они остались зимовать? (у них есть корм)
- Трудно находить птицам корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы.
- Как человек должен помогать птицам пережить зиму?(сделать кормушку)
Вешаю на дерево кормушку
- Кто повесил кормушку около дома? Молодцы.
III. Работа по новой теме.
- О зимующих птицах в суровое время года нам расскажут ребята. Вы внимательно слушайте, потом будет интересное задание.
Сообщения детей о жизни птиц.
У птах есть свои секреты, и главный из них – невероятно быстрое усвоение пищи, идущей на в основном на обогрев тела. Если есть у птиц корм, мороз им не так уж и страшен.
Щеглы, чижи, снегири, дрозды, куропатки, тетерева и рябчики проводят зиму в семейных группах. Но им проще – они кормятся зимой растительной пищей. Такой пищи в зимнем лесу вдоволь.
Многие из зимующих птиц – некоторые синички, поползни, сойки – ещё с осени начинают запасать корм. Правда, часть своих запасов они уже через день-два съедают, но всё же много корма остаётся.
Искать утерянные запасы в одиночку хлопотно, а вот стайкой много проще и быстрее. Несколько секунд попировали и полетели дальше, до следующей находки. Так и снуют с утра до вечера, подъедая свои и чужие запасы.
Белоспинный дятел, чёрный и трёхпалый – большие любители живой пищи – для мелких птах находка. В самую трудную зимнюю пору и корольки в таких стайках не редкость. Долбит дятел дерево сильным клювом, труха да куски коры во все стороны летят.
Пищухи с корольками больше с ошкуренного ствола и с ветвей живую мелочь подбирают. Но дело не только в корме. В стайке легче от хищника уберечься.
Клёст - необычная птица. У клестов птенцы появляются в разгар зимы, когда трещат морозы. Родители строят глубокое, с толстыми стенками гнездо. Клесты выкармливают своих птенцов семенами хвойных растений. Семена эти вызревают осенью и до марта остаются в шишках.
Ещё у клестов очень необычный клюв. Он крестообразный. Основная пища клестов - семена хвойных растений. И клювы этих птиц приспособлены для вылущивания этих семян.
- Молодцы ребята, хорошо подготовились – поставлю оценку «5».
- У вас на столах лежат «маршрутные листы», в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе. Подпишите их. Будьте внимательны. Мы же с вами в зимнем лесу, не забывайте.
Викторина: « Угадай птицу» (рядом с птицей ставить галочку)
-По моим вопросам вы должны угадать птицу, показать на кормушке.
1.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
2.Какая птица высиживает птенцов зимой? (клёст)
3.Какая птица передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре? (поползень)
4.Какую птицу называют санитаром? (ворона)
5. Какая птица может открыть бутылку с молоком, ест мясо, рыбу, сало? (синица)
6. Какой птице дали название за свойство появляться с первым снегом? (снегирь)
7. Какую птицу называют компанейской? (воробей)
- Проверим работу.
Я перечитываю вопросы, дети по одному выходят к доске и вешают птицу на дерево.
- Молодцы. Кто ответил также, поднимите руки. Оцените свою работу в «маршрутных листах: без ошибок – «!», 1-2 ошибки «+», 3 и более – «-». Что порекомендуем тем, у кого есть ошибки? (быть внимательнее)
-Посмотрите на нашу кормушку, чего здесь не хватает? (корма)
- Ребята, у вас на столах есть конверты, в которых лежит угощение для пернатых. В парах подумайте, какую птицу, чем можно угостить?
Работа в парах «Накорми птиц»
Поверка Сама показываю «угощение» и спрашиваю для какой птицы. Кто правильно приклеил ставит «+». Поставьте себе оценку в «маршрутном листе»
Физминутка.(волк и заяц)
Раз, два, три, четыре, пять –
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять.
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку испугал.
Зайка – прыг – и ускакал.
IV. Продолжение работы по теме.
- Гости пришли к нам не с пустыми лапами. Они приготовили для вас загадки.
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(Заяц)
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …
(Волк)
- Посмотрите-ка, у них ещё есть конверты. Когда зайка и волчишка спешили к нам на урок, у них рассыпались портреты соседей. Надо их собрать.
Работа в группах напомнить правила работы в группах слайд №2
«Соберите животных»: лиса, заяц, лось, медведь, волк, кабан.
- Работа с учебником.
- Найдите на стр.34-35, что говорится о животном, портрет которого вы собрали.
На слайде №3 зимний лес
Сообщения детей о жизни животных: Зайцы питаются они веточками осины, берёзы, а также клёна, дуба, орешника. Едят и сухую траву, наведываются в сады. День заяц проводит в укромных местах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз. От хищников зайца спасают ноги. (Показывает картинку)
Народ называет лося лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. (Показывает картинку)
Русский народ назвал лису Лиса Патрикеевна. Пример лет шестьсот назад жил князь Патрикей хитрый и изворотливый. Лиса ловит зайцев, особенно зайчат. Но главная её пища – мелкие грызуны. Мышиный писк лиса слышит за 100м. (Показывает картинку)
- Почему медведь спит зимой?
(ответ детей: медвежьего корма в лесу нет, поэтому он ничего ни ест, а живёт за счёт накопленного летом и осенью жира)
- Говорят, что медведь зимой сосёт лапу. Почему?
-Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая нежная тонкая нуждается в согревании. Облизывая языком подошвы, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что медведь сосёт лапу, а на самом деле он согревает её.
- Какие ещё животные впадают в спячку?
(ответ детей: барсук, хомяк, насекомые, лягушка, ящерица и т. д. )
- Расскажите всё, что вы знаете о волке?
(ответы детей: Волк – крупный хищный зверь. Питается мясом других животных. Очень умён. Имеет хорошее зрение, слух, чуткое обоняние – отлично по запаху чует других животных. Волк – санитар леса.)
- Наши гости оставили для вас ещё интересное задание. Заполните таблицу «Как зимуют звери».
Поверка Сравните свою работу с эталоном на доске.
слайд №4 - таблица
- Оцените свою работу в листе.
V. Рефлексия.
- Последний зверь, с котором мы сегодня встретимся, живёт в домике без названия. Это загадочный зверь. А почему он загадочный поймёте, послушав рассказ Н. Сладкова.
«Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка мух. Скажи, что ешь ты и я скажу кто ты. И слышу я голосок:
- Угадай кто я? Я ем жуков и муравьёв.
Я подумал и твёрдо сказал:
- Дятел!
- Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!
- Ага, ты птица осоед!
- Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
- Гусениц и личинок любят дрозды.
- А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
- Ты, наверное, лесная мышь.
- И не мышь. Бывает я сама ем мышей.
- Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
- То кошка, то мышка. И совсем не отгадал.
- Покажись! – крикнул я и стал вглядываться в тенистую ель, откуда слышится голосок.
- Покажусь, только ты признай себя побеждённым.
- Рано – ответил я.
- Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.
- Может ты цапля?
- Не цапля. Я люблю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
- Похоже ты куница.
- Не говори мне про куниц. Куница мой старый враг. А я ем почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды, грибы.
Я рассердился и крикнул: « Скорее всего, ты свинья. Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая с глупу забралась на ёлку!
- Сдаёшься? – спросил голосок.
Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку.
- Запомни! – сказала она, кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орехи.
- Кто же он загадочный зверь?
На картинке
- Почему же белка загадочный зверь?
(ответы детей)
Игра «Найди ошибки художника».
- Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост?
(ответы детей)
Кисточки спасают уши от обморожения, хвост не даёт кувыркаться в полёте при прыжках с дерева на дерево. Хвост у белки – своеобразный руль и парашют.
- Как зверёк меняет свою шерсть?
(ответы детей: на более тёплую, светлеет окраска)
IV Итог урока.
- Вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу.
- С каким настроением вы возвращаетесь в класс?
- Что вы можете сказать о путешествии?
- Что вы взяли с собой из путешествия?
- Не смотря на все приспособления к зиме, животным и птицам бывает очень трудно! Какие трудности могут испытывать животные? А птицы? Почему их надо подкармливать?
VI. Домашнее задание.
-Кто изображён на листочках? Какие ошибки допустил художник? Дома исправите ошибки и подготовите рассказ о белке.
-Передайте, пожалуйста, листочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация тест по теме "Зимняя жизнь птиц и зверей"
Цель презентации проверить умение классифицировать животных на группы по питанию, выявить особенности некоторых животных. УМК "Перспектива" 2 класс....

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива
Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива...

Разработка урока во 2 классе на тему: «Зимняя жизнь птиц и зверей»
Конспект урока окружающего мира во 2 классе по УМК "Перспектива"....
Урок окружающего мира во 2 классе по теме« Зимняя жизнь птиц и зверей». УМК " Перспектива"
Это урок освоения новых знаний,8 урок в разделе "Зима". На уроке использованы материалы,активизирующие познавательную активность учащихся( презентация " Вгости к зиме", презентация - тест "Зимня...
Тест по окружающему миру на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей"
Тест предназначен для 2 класса. УМК "Перспектива"...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей"
Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: зимняя жизнь птиц и зверейЦели урока: показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособлени...

Урок окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" и самоанализ урока.
В данном классе преподаватель работает по УМК «Перспектива» по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой в двух частях (2ч. В неделю). Анализируемый урок входит в систему уроков по разделу «Зима», который ...