Тема: Зимняя жизнь птиц и зверей.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Шишера Елена Михайловна

Цели:

  • Помочь детям сформировать представление о том, как зимуют дикие звери: заяц, медведь, лиса, и другие.
  • Помочь детям сформировать представление о том, как зимуют птицы в лесу: дятел, клёст, поползень, ворона, синица, снегирь, воробей.
  • Показать связь жизни животных с состоянием неживой природы и растений.
  • Развивать навыки работы с использованием современных информационных технологий в исследовательской деятельности.
  • Развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность, любознательность учащихся.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование: компьютер, проекционное оборудование, учебник, карточки, сказочный герой.

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

                              Окружающий мир, 2 класс.

Тема: Зимняя жизнь птиц и зверей.

Цели:

  • Помочь детям сформировать представление о том, как зимуют дикие звери: заяц, медведь, лиса, и другие.
  • Помочь детям сформировать представление о том, как зимуют птицы в лесу: дятел, клёст, поползень, ворона, синица, снегирь, воробей.
  • Показать связь жизни животных с состоянием неживой природы и растений.
  • Развивать навыки работы с использованием современных информационных технологий в исследовательской деятельности.
  • Развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность, любознательность учащихся.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование: компьютер, проекционное оборудование, учебник, карточки, сказочный герой.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, меня зовут Елена Михайловна. Нам с вами предстоит провести необычный открытый урок. Я рассчитываю на вашу собранность, внимание и хорошую работу.

  Я очень волнуюсь. Думаю, что вы тоже переживаете. Давайте вместе выполним простое дыхательное упражнение: медленный глубокий вдох – задержали дыхание – медленный выдох. Повторим: медленный глубокий вдох – задержали дыхание – выдох.

Мы с вами настроились на плодотворную работу.

II. Самоопределение к деятельности.

- Я приглашаю вас на прогулку. А куда мы пойдём, вы скажите сами, когда посмотрите мультфильм.

                 Показ фрагмента из мультфильма  «Новогодняя сказка».

- Правильно, мы идём в зимний лес. Как вы думаете, с кем мы можем встретиться во время прогулки? (птицы и звери)

- Как вы думаете, с какой целью мы идём в зимний лес? (ответы 2 учеников: наблюдать за жизнью животных зимой, выяснить способы выживания)

- Попробуйте определить тему нашего урока. (ответы 1-2 учеников)

- Тема урока: Зимняя жизнь птиц и зверей.

Слайд № 1 «Зимняя жизнь птиц и зверей».

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Цель урока: Узнать, как зимуют дикие звери. Установить связь их жизни с состоянием неживой природы.

III. Актуализация знаний.

- Мы отправляемся в гости в лес, как следует вести себя в лесу? (не шуметь, не отставать от товарищей, чтобы не заблудиться)

- Вспомните, какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы. (Ответы детей: солнце появляется ненадолго, поднимается невысоко, даёт мало тепла и света, похолодало, реки замерзли, осадки – снег.)

- Какие перемены произошли в мире растений? (лиственные деревья сбросили листву, хвойные деревья остались без изменений, многие птицы улетели)

- Почему улетели птицы? (нет корма)

- Как называются эти птицы? (перелётные)

- Как называем птиц, которые остались зимовать с нами? (зимующие)

- Каких зимующих птиц вы знаете, каких видели? (воробьи, синицы, вороны, сороки)

- Как вы думаете, почему они остались зимовать? (у них есть корм)

- Трудно находить птицам корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы.

- Как человек должен помогать птицам пережить зиму?(сделать кормушку)

                                      Вешаю на дерево кормушку

- Кто повесил кормушку около дома? Молодцы.

III. Работа по новой теме.

- О зимующих птицах в суровое время года нам расскажут ребята. Вы внимательно слушайте, потом будет интересное задание.

Сообщения детей о жизни птиц.

У птах есть свои секреты, и главный из них – невероятно быстрое усвоение пищи, идущей на в основном на обогрев тела. Если есть у птиц корм, мороз им не так уж и страшен.

Щеглы, чижи, снегири, дрозды, куропатки, тетерева и рябчики проводят зиму в семейных группах. Но им проще – они кормятся зимой растительной пищей. Такой пищи в зимнем лесу вдоволь.

Многие из зимующих птиц – некоторые синички, поползни, сойки – ещё с осени начинают запасать корм. Правда, часть своих запасов они уже через день-два съедают, но всё же много корма остаётся.

Искать утерянные запасы в одиночку хлопотно, а вот стайкой много проще и быстрее. Несколько секунд попировали и полетели дальше, до следующей находки. Так и снуют с утра до вечера, подъедая свои и чужие запасы.

Белоспинный дятел, чёрный и трёхпалый – большие любители живой пищи – для мелких птах находка. В самую трудную зимнюю пору и корольки в таких стайках не редкость. Долбит дятел дерево сильным клювом, труха да куски коры во все стороны летят.

Пищухи с корольками больше с ошкуренного ствола и с ветвей живую мелочь подбирают. Но дело не только в корме. В стайке легче от хищника уберечься.

Клёст - необычная птица. У клестов птенцы появляются в разгар зимы, когда трещат морозы. Родители строят глубокое, с толстыми стенками гнездо. Клесты выкармливают своих птенцов семенами хвойных растений. Семена эти вызревают осенью и до марта остаются в шишках.

Ещё у клестов очень необычный клюв. Он крестообразный. Основная пища клестов - семена хвойных растений. И клювы этих птиц приспособлены для вылущивания этих семян.

- Молодцы ребята, хорошо подготовились – поставлю оценку «5».

- У вас на столах лежат «маршрутные листы», в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе. Подпишите их. Будьте внимательны. Мы же с вами в зимнем лесу, не забывайте.  

Викторина: « Угадай птицу» (рядом с птицей ставить галочку)

-По моим вопросам вы должны угадать птицу, показать на кормушке.

1.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

2.Какая птица высиживает птенцов зимой? (клёст)

3.Какая птица передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре? (поползень)

4.Какую птицу называют санитаром? (ворона)

5. Какая птица может открыть бутылку с молоком, ест мясо, рыбу, сало? (синица)

6. Какой птице дали название за свойство появляться с первым снегом? (снегирь)

7. Какую птицу называют компанейской? (воробей)

- Проверим работу.

Я перечитываю вопросы, дети по одному выходят к доске и вешают птицу на дерево.

- Молодцы. Кто ответил также, поднимите руки. Оцените свою работу в «маршрутных листах: без ошибок – «!», 1-2 ошибки «+», 3 и более – «-». Что порекомендуем тем, у кого есть ошибки? (быть внимательнее)

-Посмотрите на нашу кормушку, чего здесь не хватает? (корма)

- Ребята, у вас на столах есть конверты, в которых лежит угощение для пернатых. В парах подумайте, какую птицу, чем можно угостить?

Работа в парах «Накорми птиц»

Поверка Сама показываю «угощение» и спрашиваю для какой птицы. Кто правильно приклеил ставит «+». Поставьте себе оценку в «маршрутном листе»

Физминутка.(волк и заяц)

Раз, два, три, четыре, пять –

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул 10 раз.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал.

Зайка – прыг – и ускакал.

IV. Продолжение работы по теме.

- Гости пришли к нам не с пустыми лапами. Они приготовили для вас загадки.

Он любитель грызть морковку,                           
Ест капусту очень ловко, 
Скачет он то тут, то там, 
По полям и по лесам 
Серый, белый и косой, 
Кто, скажите, он такой? 
(Заяц) 

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …
(Волк)

- Посмотрите-ка, у них ещё есть конверты. Когда зайка и волчишка спешили к нам на урок, у них рассыпались портреты соседей. Надо их собрать.

Работа в группах напомнить правила работы в группах слайд №2

«Соберите животных»: лиса, заяц, лось, медведь, волк, кабан.

  1. Работа с учебником.

- Найдите на стр.34-35, что говорится о животном, портрет которого вы собрали.

На слайде №3 зимний лес

Сообщения детей о жизни животных: Зайцы питаются они веточками осины, берёзы, а также клёна, дуба, орешника. Едят и сухую траву, наведываются в сады. День заяц проводит в укромных местах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз. От хищников зайца спасают ноги. (Показывает картинку)

Народ называет лося лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. (Показывает картинку)

Русский народ назвал лису Лиса Патрикеевна. Пример лет шестьсот назад жил князь Патрикей  хитрый и изворотливый. Лиса ловит зайцев, особенно зайчат. Но главная её пища – мелкие грызуны. Мышиный писк лиса слышит  за 100м. (Показывает картинку)

- Почему медведь спит зимой?

(ответ детей: медвежьего корма в лесу нет, поэтому он ничего ни ест, а живёт за счёт накопленного летом и осенью жира)

- Говорят, что медведь зимой сосёт лапу. Почему?

-Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая нежная тонкая нуждается в согревании. Облизывая языком подошвы, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что медведь сосёт лапу, а на самом деле он согревает её.

- Какие ещё животные впадают в спячку?

(ответ детей: барсук, хомяк, насекомые, лягушка, ящерица и т. д. )

- Расскажите всё, что вы знаете о волке?

 (ответы детей: Волк – крупный хищный зверь. Питается мясом других животных. Очень умён. Имеет хорошее зрение, слух, чуткое обоняние – отлично по запаху чует других животных. Волк – санитар леса.)

- Наши гости оставили для вас ещё интересное задание. Заполните таблицу «Как зимуют звери».

Поверка Сравните свою работу с эталоном на доске.

                                         слайд №4 - таблица

- Оцените свою работу в листе.

V. Рефлексия.

- Последний зверь, с котором мы сегодня встретимся, живёт в домике без названия. Это загадочный зверь. А почему он загадочный поймёте, послушав рассказ Н. Сладкова.

«Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка мух. Скажи, что ешь ты и я скажу кто ты. И слышу я голосок:

- Угадай кто я? Я ем жуков и муравьёв.

Я подумал и твёрдо сказал:  

- Дятел!

- Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!

- Ага, ты птица осоед!

 - Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

 - Гусениц и личинок любят дрозды.

- А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

- Ты, наверное, лесная мышь.

- И не мышь. Бывает я сама ем мышей.

- Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

- То кошка, то мышка. И совсем не отгадал.

- Покажись! – крикнул я и стал вглядываться в тенистую ель, откуда слышится голосок.

- Покажусь, только ты признай себя побеждённым.

- Рано – ответил я.

- Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

- Может ты цапля?

- Не цапля. Я люблю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

- Похоже ты куница.

- Не говори мне про куниц. Куница мой старый враг. А я ем почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды, грибы.

Я рассердился и крикнул: « Скорее всего, ты свинья. Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая с глупу забралась на ёлку!  

 - Сдаёшься? – спросил голосок.

Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку.

 - Запомни! – сказала она, кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орехи.

- Кто же он загадочный зверь?

На картинке         

- Почему же белка загадочный зверь?

(ответы детей)

Игра «Найди ошибки художника».

- Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост?

(ответы детей)

Кисточки спасают уши от обморожения, хвост не даёт кувыркаться в полёте при прыжках с дерева на дерево. Хвост у белки – своеобразный руль и парашют.

- Как зверёк меняет свою шерсть?

(ответы детей: на более тёплую, светлеет окраска)

IV Итог урока.

- Вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу.

- С каким настроением вы возвращаетесь в класс?

- Что вы можете сказать о путешествии?

- Что вы взяли с собой из путешествия?

- Не смотря на все приспособления к зиме, животным и птицам бывает очень трудно! Какие трудности могут испытывать животные? А птицы? Почему их надо подкармливать?

VI. Домашнее задание. 

-Кто изображён на листочках? Какие ошибки допустил художник? Дома исправите ошибки и подготовите рассказ о белке.

-Передайте, пожалуйста, листочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация тест по теме "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Цель презентации проверить умение классифицировать животных на группы по питанию, выявить особенности некоторых животных. УМК "Перспектива" 2 класс....

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива...

Разработка урока во 2 классе на тему: «Зимняя жизнь птиц и зверей»

Конспект урока окружающего мира во  2 классе по УМК "Перспектива"....

Урок окружающего мира во 2 классе по теме« Зимняя жизнь птиц и зверей». УМК " Перспектива"

Это урок освоения новых знаний,8 урок в разделе "Зима". На уроке использованы материалы,активизирующие познавательную активность учащихся( презентация " Вгости к зиме", презентация - тест  "Зимня...

Тест по окружающему миру на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Тест предназначен для 2 класса. УМК "Перспектива"...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: зимняя жизнь птиц и зверейЦели урока: показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособлени...

Урок окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" и самоанализ урока.

В данном классе преподаватель работает по УМК «Перспектива» по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой в двух частях (2ч. В неделю). Анализируемый урок входит в систему уроков по разделу «Зима», который ...