Разработка урока во 2 классе на тему: «Зимняя жизнь птиц и зверей»
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Бариева Фануса Фоатовна

Конспект урока окружающего мира во  2 классе по УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razrabotka_uroka.zip30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по УМК «Перспектива»,

2 класс

по теме:

«Зимняя жизнь птиц и зверей»

Бариева Фануса Фоатовна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Джалильская СОШ №2»,

Сармановского муниципального района

Республики Татарстан

пгт. Джалиль

Тема урока: Зимняя жизнь птиц и зверей

Цель: показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой.

Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать об образе жизни и питании зимующих птиц, подкармливать птиц зимой; узнают о зимнем образе жизни зверей, не впадающих и спячку.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», фотографии животных, компьютер, аудиозапись

Примечание: заранее подготовленные учащиеся рассказывают о птицах зимой.

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Актуализация знаний

1.        Проверка домашнего задания. (4 человека работают индивидуально во время фронтальной работы класса)

        Индивидуальные задания

— Узнайте растение по описанию. Для чего оно используется?

1) У растения широкие, немного округлые листья. Они кожистые, как бы прошитые для крепости толстыми жилками. Осенью появляется высокая ножка с колоском на конце. Клейкие семена цепляются с кусочками грязи на обувь или на копыта домашних животных — так и расселяются по земле. Цветки мелкие, неприметные, а листья к земле прижаты. Неспроста они так растут. Летом солнышко печет, а под листьями растения влага сохраняется. Растению только этого и надо. Когда же влаги будет много, листочки приподнимаются и она испаряется. (Свежий лист подорожника останавливает кровотечение; высушенные, измельченные листья используют при кашле.)

2) Говорят, у этого растения целая тысяча маленьких листочков. Не только листочков, но и цветков у него множество. Они образуют красивый плоский букетик. Обычно цветки бывают белыми или лиловыми. Но в горах можно встретить розовые и даже темно-красные корзинки. У растения длинные резные листья, будто маленькие ветки ели. Даже из-под снега видны его засохшие пахучие корзинки. Всю зиму в них хранятся семена. (Настойку тысячелистника принимают перед едой для улучшения аппетита.)

3) Ветки растения покрыты шипами. Кора у него блестящая, красно-бурая. Осенью на кустарниках созревают плоды — словно красные, оранжевые и желтые бусины развесили на ветках. Внутри их множество желтых ворсистых семян. Они полезны, в них много витаминов. Из плодов делают соки, готовят сиропы и кисели. (Плоды шиповника употребляют для общего укрепления организма.)

4) Цветок растения похож на маленькое солнышко. Несколько цветков крепятся к одному стебельку, а над ними отогнуто небольшое бледное крылышко — прицветковый лист. После цветения появляются плоды — маленькие орешки. Растение — хороший медонос. (Цветки липы заваривают при простуде.)

Фронтальный опрос

  • Назовите правила сбора лекарственных растений.
  • Назовите лекарственные растения вашей домашней аптечки. Какие растения собраны вашими родными в природе, а какие — куплены в аптеке?
  1. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных».)

  • Догадались ли вы, какова будет тема урока?  жизни птиц и зверей).
  • Сегодня мы будем говорить о жизни птиц и зверей. Как вы думаете, о жизни животных и птиц, в какое время года мы сегодня с вами поговорим? (О жизни птиц и зверей зимой).
  1. Работа по теме урока
  1. Беседа

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 32 учебника.)

  • Какие птицы называются зимующими? Приведите примеры (дятел, синица, клест, …)
  • Почему зимующие птицы не улетают в теплые края? (есть условия, …)
  • Чем зимняя шерсть зверей отличается от летней? (зимой шерсть теплее, …)
  1. Работа по учебнику С. 32-33
  • Рассмотрите рисунок. Какие птицы на нем изображены?
  • Почему эти птицы не улетают на зиму? (Если корма достаточно, им холод не так страшен)
  • А каких птиц художник не изобразил, но они зимуют вместе с нами? (Галки, воробьи, сороки, вороны, …)
  • Найдите их в атласе-определителе. (Сойка, ворона, галка, сорока, кедровка (в Сибири), воробей.)

(Показ фотографии птиц на слайдах)

  • Что вы знаете об этих птицах? (Ответы учеников.)
  • А чем они питаются, оставшись на зиму с нами? (Семенами растений, ягодами рябины, калины, боярышника, личинками насекомых, спрятавшихся в трещинах коры деревьев. Воробьи, вороны и галки всеядны. Они часто питаются отходами на помойках.)
  1. Работа с загадками
  • Отгадайте загадки.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

  • Что вы знаете об этих птицах? (Ответы учеников дополняется рассказом учителя.)

Снегирь — перелетная птица, которая гнездится на севере и прилетает к нам только на зиму. С наступлением весны снегири улетают на север. Питается снегирь семенами, почками, некоторыми паукообразными и ягодами в частности рябиной. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Птенцов выкармливает в основном растительными кормами, добавляя насекомых и ягоды.

Чтоб здоровье было лучше,

Пух роняя в сосняке,

Кувыркаюсь я на сучьях,

Как гимнаст на турнике. (Тетерев.)

Петь люблю рассветной тишью,

И влюблен я в песнь свою.  

Так, что ничего не слышу,

Когда только запою. (Глухарь.)

Очень многих удивляю

Тем, что я в лесном краю.  

Лишь одна из птиц меняю

Шубу на зиму свою. (Куропатка.)

(Показ фотографии птиц на слайдах.)

  • Что вы знаете об этих птицах? (Ответы учеников дополняется рассказом учителя.)

В начале зимы эти птицы питаются ягодами брусники и клюквы, семенами растений, травами. Когда снег становится глубоким, то они переходят на древесный корм — почки и сережки берез и лещины, хвою, кончики веток. Тетерева охотно склевывают шишкоягоды можжевельника. Для того чтобы грубый корм перетирался и усваивался, эти птицы осенью глотают камешки, которые остаются у них в желудках. Ночуют они обычно в снегу, в который ныряют с дерева и устраивают себе камеру. В снежной пещерке спать теплее и надежнее: птичий враг филин не достанет. Волка и лисицу издали слышно — шаг зверя по насту хоть и осторожен, да скрипуч. Рябчик в холодные зимы вообще почти весь день проводит в снежном доме (до 20 ч в день), вылетая только покормиться. Куропатки в снегу не ночуют. Они сбиваются в плотный комок, согревая друг друга.

              Кто там прыгает, шуршит

              Клювом шишки потрошит?

               Голоском речистым, чистым —

               Кле! Кле! Кле! — поет со свистом. (Клест.)

  • Что вы знаете об этой птице? (Ответы учеников дополняется рассказом учителя.)

Клест — необычная птица. У клестов птенцы действительно появляются в разгар зимы, когда трещат морозы. Но они не замерзают. Родители строят глубокое, с толстыми стенками гнездо. Внизу гнезда толстая подстилка, с боков — стены, толщиной до 3 см, а сверху — заботливая мамаша. Сев на первое яйцо, самка уже не слетает с гнезда до тех пор, пока птенцы не покинут его. Корм ей и птенцам все это время приносит самец.

Клесты выкармливают своих птенцов семенами хвойных растений. Семена эти вызревают осенью и до марта остаются в шишках. В марте же, когда шишки начинают раскрываться, птенцы уже подрастают и начинают добывать себе пищу самостоятельно. Вот и получается, что декабрь и январь — самые удобные месяцы для гнездования: и еды вокруг много, и птенцы успевают подрасти к весне.

А еще у клестов очень необычный клюв. Он крестообразный. Основная пища клестов — семена хвойных растений. И клювы этих птиц приспособлены для вылущивания этих семян. У новорожденных птенцов клювы такие же, как и у других птиц. Пока пищу приносят родители, клювики остаются прямыми. Но как только они начинают самостоятельно лущить шишки, клювы постепенно меняют форму: верхняя половина загибается вниз, а нижняя — вверх.

4. Работа по учебнику. С. 33

  • Прочитайте текст «Клёст»
  • Важно, что клесты — единственные птицы, которые выводят птенцов зимой. Почему? (Зимой у клестов есть пища.)

Вот такая интересная птица прилетает в наши леса зимой!

— Почему зверям так же трудно зимой, как и птицам? (Нет корма.)

- А хотите отправиться в путешествие в зимний лес за чудесами к диким животным?

Путешествие.

- Отгадайте, к какому зверю мы сейчас отправимся?

1.) Он в берлоге спит зимой

      Под большущею сосной

      А когда придёт весна

      Просыпается от сна. (медведь)

- А кто знает, как медведя в народе называют? (косолапый)

-Почему? (за неуклюжесть)

-Как зимует медведь? (ответы детей)

- Почему медведь спит зимой? (медвежьего корма в лесу нет, поэтому он ничего ни ест, а живёт за счёт накопленного летом и осенью жира)

Сообщение ученика.

- Отгадайте к какому зверю мы отправимся теперь.

2.) Длинное ухо

      Комочек пуха

      Прыгает ловко

      Любит морковку. (заяц)

- Почему зайца в народе называют косой?

-Чем питается заяц зимой? (зимой зайцы ведут активный образ жизни, едят кору деревьев, сухую траву, веточки и чуть – чуть хвою)

-Как приспосабливается заяц –беляк к зиме?

 Сообщение ученика.

Зайцы. Питаются они веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешника. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся они и от сена, лежащего в стогах. Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев, поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев. День заяц проводит в укромных местах — под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз. От хищников зайца спасают ноги. Он легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться. Посмотрите на следы зайца. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние, поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие — сзади.

- Кто ещё из животных так же, как и заяц ведёт активный образ жизни, питается ветками деревьев, травой? (лось)

- Что вы знаете об этом животном? (рассказ учеников дополняется рассказом учителя)

Сообщение ученика.

Лоси. Народ называет лося лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особенно густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо.

- Отгадайте, к какому зверю мы отправимся теперь?

3.) Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (лиса)  

-Почему лису прозвали Патрикеевной?

Сообщение ученика.

Лисы. Русский народ называл лису Лиса Патрикеевна. Примерно лет шестьсот назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А поскольку лиса издавна считалась в народе зверем хитрым, то и получила отчество Патрикеевна. Она ловит зайцев, особенно зайчат. Но главная ее пища — мелкие грызуны: мыши и полевки. Такую охоту называют мышкованием. Мышиный писк лиса слышит за 100 м — такой отличный у нее слух. От непогоды и от врагов прячется в норе, которую устраивает на склоне оврагов и холмов.

Кто ещё из животных ведёт такой же образ жизни, как и лиса? (волк)

- Расскажите всё, что вы знаете о волке?

Сообщение ученика.

Волк – крупный хищный зверь. Питается мясом других животных. Очень умён. Имеет хорошее зрение, слух, чуткое обоняние – отлично по запаху чует других животных. Волк – санитар леса.

(Учитель заполняет схему на доске.)

  • Назовите зверей, которые делают запасы на зиму. (Белка, мышь, бобр, хомяк, выхухоль...)
  • Назовите зверей, которые впадают в спячку. (Медведь, сурок, суслик, бурундук, барсук, еж, змея, жаба...)
  • Каких зверей мы с вами видели на экскурсии? (Ответы учеников.)

Лесные звери очень боятся попадаться на глаза человеку. Даже если они и живут в ближайшем лесу и даже иногда на окраинах города, при приближении человека прячутся или убегают.

  • Кто зимой не спит и ищет корм? (Заяц, лось, волк, кабан, ласка, лиса.)

(Учитель в ходе беседы прикрепляет фотографии зверей к соответствующей части схемы.)

Работа по учебнику. С. 34-35

  • Прочитайте об этих животных в учебнике.
  1. Физкультминутка
  2. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 18)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Задание 2 (с. 18)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

  1. Рефлексия

Тест. (Вопросы и ответы на слайдах презентации)

  1. Подведение итогов урока
  • Вот и подошел к концу урок, посвященный жизни птиц и зверей зимой. Что самое главное вы узнали?
  • Что кому показалось важным, интересным? Что удивило, обрадовало?
  • Может быть, что-то непонятно?
  • Прочитаем вывод на с. 35 учебника.

Домашнее задание

  1. Прочитать текст в учебнике (с. 32—35), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 35).
  2. Выполнить задание 3 (с. 19) в рабочей тетради.

Список использованной литературы и источников иллюстраций

  1. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая Окружающий мир (учебник), Москва, Просвещение, 2012 г.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», А. А. Плешаков,     М. Ю. Новицкая, Москва, Просвещение, 2014 г.
  3. Н. Ю. Васильева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», к УМК А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой («Перспектива»), Москва, «ВАКО», 2013 г.
  4. https://www.google.ru/
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация тест по теме "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Цель презентации проверить умение классифицировать животных на группы по питанию, выявить особенности некоторых животных. УМК "Перспектива" 2 класс....

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме« Зимняя жизнь птиц и зверей». УМК " Перспектива"

Это урок освоения новых знаний,8 урок в разделе "Зима". На уроке использованы материалы,активизирующие познавательную активность учащихся( презентация " Вгости к зиме", презентация - тест  "Зимня...

Тест по окружающему миру на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Тест предназначен для 2 класса. УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" и самоанализ урока.

В данном классе преподаватель работает по УМК «Перспектива» по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой в двух частях (2ч. В неделю). Анализируемый урок входит в систему уроков по разделу «Зима», который ...

Конспект урока на тему; "Зимняя жизнь птиц и зверей" 2 класс УМК «Перспектива».

Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: зимняя жизнь птиц и зверей .Цели урока: показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособле...