Открытый урок по окружающему миру во 2 классе на тему: «Модель Земли - глобус, карта, план местности».
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
Материал разработан для уроков окружающего мира во 2 классе, в ходе урока дети могут работать на рабочих листах, так же рабочие листы могут послужить домашним заданием для обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
![]() | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ ХМР «СОШ с. Нялинское
имени Героя Советского Союза В.Ф. Чухарева»
Открытый урок
по окружающему миру
во 2 классе
на тему:
«Модель Земли - глобус, карта, план местности».
Подготовила
учитель начальных классов
Татьяна Андреевна Кравченко
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний, практическое занятие.
Планируемые цели для учителя: создать условия для ознакомления обучающихся с особенностями глобуса, картой, познакомить с планом местности, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности, способствовать развитию внимания и наблюдательности.
Задачи:
• формировать умение работать глобусом, картой, планом местности.
• строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос;
• способствовать развитию умственных операций, творческого мышления, речи, пространственных представлений; развивать информационную грамотность учащихся;
• расширить кругозор учащихся, воспитывать любознательность.
Предметные умения: различать глобус, карту, план местности, знать, как ученые получили карту и план.
Метапредметные умения: постановка и формулирование проблемы, выделение цели, выдвижение гипотез и их доказательство, умение выражать свои мысли.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: положительное отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику.
Коммуникативные УУД:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке в ходе групповой и исследовательской работы.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, делать выводы.
Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические, исследовательские.
- Оргмомент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (2 мин)
- Послушайте притчу:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- Ребята! Сегодня нам предстоит открывать новые знания, так что всё в ваших руках! Удачи нам!
ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. (5 мин)
- Так как нам предстоит сегодня проводить исследования и открывать что-то новое, я приглашаю вас в ЛАБОРАТОРИЮ окружающего мира. (Вывешиваю карточку со словом.) Знакомо ли вам это слово? Что оно обозначает?
- Как узнать, правильно ли мы объяснили лексическое значение этого слова? (словарь) ЛАБОРАТОРИЯ - учреждение, где занимаются научными опытами, исследованиями.
- А что же мы будем изучать в нашей лаборатории? Вам будет известно отгадав загадку:
На ноге стоит одной ногой,
Кружит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Глобус).
Способы изображения земной поверхности разнообразны.
- А сейчас сформулируем цель работы нашей лаборатории. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?
Формирование цель урока:
Продолжите высказывание:
Мы познакомимся со способами изображения земной поверхности, такими как глобус, карта и план местности.
Мы узнаем, что такое глобус, географическая карта, план местности.
Мы вспомним, знания полученные в 1 классе о глобусе
Какие же задачи мы можем перед собой поставить:
- Изучить понятие глобус.
- Узнать историю появления глобуса.
- Изучим, что такое географическая карта, что на ней изображено.
- Познакомимся с планом местности.
III. Открытие нового знания.
- Итак, сначала нам надо вспомнить всё, что мы уже знаем о глобусе?
– Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)
- Давайте заглянем в словарь. Глобус – латинское слово, оно означает шар.
- А как вы думаете, когда появились первые глобусы?
- А знаете ли вы, что глобус был придуман дважды. А знаете ли вы кто изобрёл первый глобус и когда это было.
В произведениях античных писателей упоминается о том, что некий Кратес Малосский — древнегреческий философ, последователь Аристотеля и хранитель Пергамской библиотеки, еще во II веке до н. э. изготовил модель Земли в форме шара. Ни сама эта модель, ни какие-либо ее изображения до наших дней не дошли, однако те, кто видел этот глобус, говорили, что «Кратес нарисовал на шаре единую сушу, разделив ее на части пересекающимися реками, которые назывались океанами…».
- Потом об этом изобретении забыли. Повторно глобус был открыт намного позже. Кем же?
Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. Он представлял шарообразную модель нашей планеты и был диаметром 54 см. Тогда еще глобус называли «Земным яблоком» и иллюстрировал он лишь представления путешественников того времени о географии нашей планеты. На нем не было Америки, и расстояние между Европой и Азией было в два раза меньше, чем оно есть на самом деле. Сейчас копия старинного глобуса хранится в музее Нюрнберга.
В наше время существует много различных глобусов например электромагнитный, политический у вас на столах представлен географический глобус.
Давайте его рассмотрим.
Что вы видите на глобусе?
Варианты ответов детей
Какого цвета больше всего?
Варианты ответов детей
Как вы думаете что это?
Варианты ответов детей
Исследуем глобус и посмотрим на нем океаны . Назовите их.
А еще на глобусе есть желтые и зеленые кусочки. Как вы думаете, что это?
Это суша, материки или континенты.
На глобусе представлены Северный и Южный полюса. Северный находится сверху Южный снизу.
А как вы думаете, что это за линии по всему глобусу?
Меридианы – линии, огибающие земной шар от полюса до полюса. Каждый меридиан идет от севера на юг. Все меридианы между собой равны.
Параллели – линии, огибающие земной шар параллельно экватору. Параллели образуют окружности, кольца, которые как экватор охватывают нашу планету. Размеры этих колец уменьшаются к полюсам.
Экватор – это линия, которая разделяет северный и южный полюс.
IV. Исследовательская деятельность:
Итак, мы с вами вспомнили основные сведения о глобусе рассмотрели его и я предлагаю вам выполнить задание. Возьмите, пожалуйста, рабочий лист и выполните задание (ученик зачитывает задание).
V. Физминутка: Чударики
Чтоб понять, о чем пойдет речь дальше отгадайте загадку:
Страны без морей
Города без домов
Леса без деревьев,
Моря без воды
(географическая карта)
Ребята, а вы знаете, что такое карта? Что вы можете о ней сказать?
Варианты ответов детей.
Люди с давних времен любили путешествовать и открывать новые земли. И все ими увиденное приходилось рисовать, чтоб сохранить информацию для потомков, а свои зарисовки люди изображали на земле, глиняных и деревянных дощечках. Карты составлялись очень долго. Катографами. Что же это за люди такие? (словарь)
Как вы думаете какие виды карт бывают?
Варианты ответов детей
(Туристические, военные, карты дорог, лесов и т.д)
Как вы думаете для чего используют карту?
Варианты ответов детей
Карту используют путешественники, когда путешествуют на большие расстояния. На карте показаны материки их 6 (перечислить)
VI. Исследовательская работа:
Рабочий лист №2
VII. Физминутка для глаз
VIII. Мы с вами рассмотрели глобус и карту. И сейчас я вам загадаю последнюю загадку, чтоб понять о чем пойдет речь.
Дорога есть ехать нельзя
Земля есть – пахать нельзя
Луга есть носить нельзя
А в реках и морях воды нет
(план местности)
План местности- это чертеж участка с изображением различных объектов
Ребята я вас попрошу встать и подойти к окну, посмотрев в окно все, что мы увидим, будет являться видом местности.
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы хорошо рассмотреть местность вокруг?
Варианты ответов детей
Как вы думаете для чего человеку умение пользоваться планом?
Варианты ответов детей
(по плану легко можно найти любую улицу или любое место назначения. На плане предметы обычно изображают такими, какими мы их видим сверху.
У плана местности, как и у карты есть свои условные обозначения.
IX. Исследовательская деятельность.
На примере предложенного плана кабинета, составьте и зарисуйте план нашего кабинета.
X. Подведение итога.
Чему мы сегодня научились на уроке?
Что понравилось?
XI. Рефлексия деятельности.
Разместите смайликов по баночкам.
VIII. Домашнее задание.
Откройте свои дневники для записи домашнего задания
Д/З. Составить план своей комнаты.
Спасибо за урок можете быть свободны.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта открытого урока по окружающему миру 2 класс
Конспект урока по укружающему миру на тему " Физкультура" написан в полном соответсвии требований ФГОСС. Описанны деятельность учителя и ученика.Прописаны все этапы урока....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Мы живём на планете Земля", по ФГОС, 2 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс "Мы живём на планете Земля", по ФГОС. Содержит презентацию и карточки....

Открытый урок по окружающему миру. 2 класс. (УМК «Гармония» ) Учитель: Ильинова Ю.Н. Тема: «Солнце – ближайшая к Земле звезда»
Проведенный мною урок осуществляет задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе в начальных классах. На уроке использовала интерактивную доску и проектор, компьютер, материалы презе...

План - конспект урока по окружающему миру 3 класс "Воздушная оболочка Земли"
Конспект урока по окружающему миру з класс по прогамме УМК "Начальная школа 21 века"...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс УМК Гармония "Планета-Земля"
окружающий мир 2 класс УМК "Гармония" тема: "Планета- Земля"...
План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс
План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....

07. Открытый урок по окружающему миру «Проектная деятельность по теме «Земля – наш общий дом»» 3 класс
Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaОткрытый урок проводится в рамках предметной недели по окружающему миру и реализации долгосрочного проекта "Земля - наш ...