Открытый урок по окружающему миру. 2 класс. (УМК «Гармония» ) Учитель: Ильинова Ю.Н. Тема: «Солнце – ближайшая к Земле звезда»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Ильинова Юлия Николаевна

Проведенный мною урок осуществляет задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе в начальных классах. На уроке использовала интерактивную доску и проектор, компьютер, материалы презентации "Солнце", видеоматериалы, карточки исследователей; карточки с ходом эксперимента; карточки-выводы; муз. сопровождение; фонарики.

Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания: мир прекрасен, познаваем, его можно и нужно исследовать.

   Комбинированный, с элементами исследовательской работы учащихся, урок комплексного развития речи с использованием ИКТ. Методы исследования, применяемые на уроке позволяют сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. В ходе таких уроков дети учатся видеть проблему, выдвигать свои гипотезы, планировать свою работу, делать выводы.

Содержание урока соответствует образовательной программе и используется для обогащения субъективного опыта учащихся. В ходе проведения урока использовала разные методы обучения, как эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный. Применила такие формы обучения, как рассказ, беседа, исследование.

Много внимания уделила современным технологиям. Исследование является одним из эффективных методов обучения в начальной школе, имеет большую общеобразовательную ценность: формирует у младших школьников основы социальной компетенции, (умение самостоятельно действовать ); развивает чувство ответственности за конечный результат, умение публично выступать и аргументированно проводить презентацию полученного результата. 

 

На уроке использовала классическую музыку. Хотелось бы, чтобы мои ученики научились видеть  окружающий мир не только с научной точки зрения, но и глазами художника, поэта, композитора.

   Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке окружающего мира во втором классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solntse.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру. 2 класс.

(УМК «Гармония» )

Учитель: Ильинова Ю.Н.

Тема: «Солнце – ближайшая к Земле звезда»

Цель: дать учащимся представление  о том, что такое Солнце.

Основные задачи урока: формировать представления об источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле, знания о Солнце как звезде – раскалённом космическом теле, представление о размерах Солнца и его расстоянии до Земли; развивать рационально логическое и наглядно-образное мышление, умение работать с текстовой информацией.

Оборудование: карточки исследователей; карточки с ходом эксперимента; карточки-выводы; видеоматериалы; презентация; муз. сопровождение; фонарики.

Ход урока.

І.     Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок, много гостей, мы им рады, конечно. И я надеюсь, что у вас сейчас хорошее настроение. На солнышках, которые перед вами нарисуйте карандашом свое настроение и покажите свои солнышки. Не беда, если не у всех  солнышко улыбается. К концу урока, я надеюсь, настроение повысится, и ваше солнышко тоже начнет улыбаться.

II.     Проверка домашнего задания.

- Проверка домашнего задания у нас сегодня будет проходить в виде интеллектуального поединка. Кто начнет?

Учащиеся задают, составленные дома вопросы к тексту (с.96-97).

- К каким объектам природы относятся облака?

III.     Постановка учебных целей.

- Ребята, а что мы еще можем увидеть на небе, кроме облаков? (Солнце)

-Послушайте стихотворение и объясните, почему все живое радуется Солнцу.

Свети нам, солнышко, свети,

Легко с тобой живется!

И даже песенка в пути

Сама собой поется.

От нас за тучи-облака

Не уходи, не надо!

И лес, и поле, и река

Теплу и солнцу рады.

Свети нам, солнышко, свети,

Не уходи за тучки!

На ярком солнце у ежей

Быстрей растут колючки.

Напрасно пущена молва,

Что солнце нас тревожит.

Лягушка изредка – ква-ква –

Погреться любит тоже!

Свети нам, солнышко, свети,

Проснувшись утром рано.

Пока ты здесь – не улетим

На юг, в чужие страны.

                                          Яков  Аким

- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке? (о Солнце)

- Тема урока «Что такое Солнце». Попробуйте сформулировать цель урока (Узнать, что такое Солнце)

- А могут эти знания пригодиться? Как?

IV.     Изучение нового учебного материала.

1) Составление плана исследования.

- Любое исследование начинается с составления плана. Какие методы исследования мы можем использовать?

План.

  1. «Подумай сам»
  2. «Наблюдай»
  3. «Узнаем из книги»
  4. «Спроси у взрослого»
  5. «Эксперимент»
  6. «Компьютер»

2) Выдвижение гипотез.

- Я хочу рассказать вам сказку о муравьишке Типе. Когда она первый раз выбралась из муравейника, то увидела на небе маленькую горящую точку. Ей стало очень интересно, и она стала у всех расспрашивать. Жук, заяц и взрослый муравей рассказали ей о Солнце. Посмотрите. (Отрывок из мультфильма «Муравьишка Типа»).

- К каким гипотезам относятся их рассказы? (провокационные и фантастические).

А теперь подумайте и на своих листах исследователей запишите свою гипотезу «Что такое Солнце?» (записывают)

3) «Подумай сам»

- Итак, приступаем к исследованию. А теперь подумайте сами и запишите в своих карточках. Теперь посоветуйтесь в паре, в группе. Что у вас получилось?

4) «Наблюдение»

Работа по учебнику (с. 99)

Рассматривание фотографий и беседа по ним.

- Приходилось ли тебе сидеть у костра вечером? Почему рядом с ним светло? Когда угли костра перестают светиться?

- Наблюдал ли ты, как горит свеча? Как она освящает комнату?

- Что светится в электрической лампе? Почему она нагревается?

- Что является источником света в каждом случае?

Вывод: тела излучают свет и тепло (костёр, свеча, факел, электрическая лампа). Значит, Солнце тоже раскалённое тело (записывают: «Солнце раскаленное тело»).

5) «Узнаем из книги»

Работа по учебнику (с.100)

(Записывают: «Солнце – газовый шар, звезда»)

6) «Узнаем у взрослого»

- Размеры Солнца нам поможет представить футбольный мяч. Представьте себе, что это Солнце. Тогда наша Земля представится маленькой, как булавочная головка. Тогда почему мы видим Солнце таким небольшим? Да потому, что оно ужасно далеко от нас. И еще о весе Солнца. Оно весит столько,  сколько весило бы 330000 планет, подобных Земле.

(Записывают: «Солнце больше Земли»)

7) «Компьютер»

Просмотр видеозаписи о Солнце «Астрономия. 3D – путешествие»

(Записывают: « Жизнь возможна только благодаря Солнцу!») 

Физминутка (зарядка для глаз)

8) «Эксперимент»

Исследовательская задача. Установить, что вращается Земля, а не Солнце.

Оборудование. Фонарик.

Т.Б.

Ход опыта.  

1) Зажги фонарик и повернись к нему спиной. Сейчас ты не видишь фонарик, у тебя «ночь». Зато у твоей спины – «день». Там фонарик светит вовсю.

2) Начни медленно поворачиваться. Вот фонарик показался из-за твоей щеки, словно солнце взошло.

3) Поворачивайся дальше, дальше и фонарик окажется прямо перед тобой.

4) Потом он начнет «заходить» и скроется за другой твоей щекой. Снова наступила «ночь»!

Вывод:_________________________________________________________________

V.     Закрепление учебного материала.

- Обсудите в группе материал исследования.

- Подготовьте мини-сообщение.

 1) Доклад ученого-астронома (по результатам исследования)

2)  Доклад поэта  (дом. задание)

3)  Доклад художника (дом. задание)

VI.     Итог.

- Какая была цель урока?

- Достигли мы её?

- А теперь расскажите о практической пользе полученных знаний.

- Вернитесь к своим солнышкам. Если нужно, исправьте.

Оценки, отметки.

VІІ.     Домашнее задание.

  1. С.100-102, № 13-16;
  2. подготовить научный доклад о Солнце;
  3. творческое задание: найти о Солнце сказки, легенды, песни, стихи.

Приложения.

Эксперимент.

 Исследовательская задача. Установить, что вращается Земля, а не Солнце.

Оборудование. Фонарик.

Т.Б.

Ход опыта.  

1) Зажги фонарик и повернись к нему спиной. Сейчас ты не видишь фонарик, у тебя «ночь». Зато у твоей спины – «день». Там фонарик светит вовсю.

2) Начни медленно поворачиваться. Вот фонарик показался из-за твоей щеки, словно солнце взошло.

3) Поворачивайся дальше, дальше и фонарик окажется прямо перед тобой.

4) Потом он начнет «заходить» и скроется за другой твоей щекой. Снова наступила «ночь»!

Вывод:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Группа №

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Карточка исследователя.

Гипотеза______________________________________________________________

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Солнце - раскаленное тело

Солнце – газовый шар, звезда

Солнце больше Земли

 Жизнь возможна благодаря Солнцу

Земля вращается вокруг Солнца.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Конспект открытого урока. 2 класс.

Окружающий мир. 2 класс. Конспект урока "Солнце - ближайшая к Земле звезда"....

Солнце - ближайшая к Земле звезда

Урок и презентация по окружающему  миру во втором классе по УМК "Гармония" (автор - О. Поглазова)...

Конспект урока "Солнце - ближайшая к Земле звезда" 2 класс

Конспект урока по теме "Солнце - ближайшая к Земле звезда" 2 класс ОС "Гармония"в соответствии с ФГОС...

Презентация к уроку окружающий мир по теме "Солнце – ближайшая к Земле звезда."

Солнечная система,млечный путь ,планеты,луна-спутник Земли.гости из космоса....

Презентация к уроку "Солнце - ближайшая к Земле звезда"

Презентацию можно использовать на уроках окружающего мира...

Конспект урока "Солнце - ближайшая к Земле звезда"

Урок с включением приемов технологии развития критического мышления....

урок окружающего мира Тема: Солнце - ближайшая к Земле звезда.

Цель: формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле, знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле; развитие умения соотносить реальный и видимый размер тела, учи...