План-конспект урока окружающего мира «Основной закон России. Права человека» (4 класс).
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Цель урока: сформировать представление об основном законе Российской Федерации – Конституции, познакомить учащихся с правами гражданина России.

Задачи урока:

Образовательные: разъяснить учащимся сущность Основного закона страны.

Развивающие: развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность; пробудить творческую активность учащихся.

Воспитательные: воспитывать в детях чувство любви и уважения к родной стране, к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.61 КБ
Файл rabochiy_list.docx202.21 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока окружающего мира «Основной закон России. Права человека»

Тема урока: Основной закон России. Права человека

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: сформировать представление об основном законе Российской Федерации – Конституции, познакомить учащихся с правами гражданина России.

Задачи урока:

Образовательные: разъяснить учащимся сущность Основного закона страны.

Развивающие: развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность; пробудить творческую активность учащихся.

Воспитательные: воспитывать в детях чувство любви и уважения к родной стране, к родному краю.

Планируемые результаты урока:

ПРЕДМЕТНЫЕ –  учащиеся в ходе урока узнают о том, что представляет собой Конституция Российской Федерации, когда она была принята. Какие основные права гражданина Российской Федерации

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ – участвовать в общей беседе; соблюдать правила речевого поведения.

ЛИЧНОСТНЫЕ – целостно воспринимать окружающий мир.      

Ход урока.

Учитель: Ребята, как называется страна в которой мы живём?      –  Россия.

Название «Россия» идёт из глубины веков. По другому мы её называем «Российская Федерация».

        Слово «федерация» в переводе с латинского означает «союз, объединение». А это значит, что Россия состоит из частей. Каждая часть является маленьким государством, со своей властью и своими законами.

Россия (Российская Федерация) объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа.

        Всего в состав России входит 24 республики, 48 областей, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города федерального значения.
Последними, недавно образовавшимися республиками стали Луганская и Донецкая народные республики. Также в состав Российской федерации вошли две новые области Херсонская и Запорожская.

 В России живет более 180 народов. Слайд 1

Работа с рабочими листами.

Учитель: Какие народы нашей страны вы знаете.

Дети отвечают.

Учитель дополняет: русские, татары, якуты, тувинцы, башкиры, чуваши, калмыки, буряты, осетины, аварцы и многие другие народы.

Работа с картой.

 Учитель: Покажите, пожалуйста, на карте Российской федерации, где проживают эти народы. Покажите на карте нашу Республику Бурятия и ее главный город.

     А теперь перейдем к карте Бурятии. Найдите на карте наш район, наше село. С помощью карты охарактеризуйте нашу республику. С какими регионами граничит наша республика? Назовите природные зоны Республики Бурятия. Слайд 2

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Послушаем стихотворение Александра Боброва, которое нам прочитает Ученица:

Величественны и просты слова

Единого Закона всей Отчизны,

Дарующего главные права:

Работать, радоваться жизни.

Мы помним всех, кто, знамя передав,

Нам завещал, что каждый кровно связан

И со строкой добытых в битвах прав,

И со строкою: «Гражданин обязан…»!  Слайд 3

Учитель: Ребята, как вы думаете, как связано это стихотворение с темой нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Слайд 4

II. Актуализация знаний учащихся.

    –  Работа в парах.

Учитель: Ребята как вы думаете, что такое Конституция, что вы знаете о ней? Обсудите, пожалуйста, данный вопрос с соседом по парте.

    –  Выслушивание работы пар.

III. «Открытие» учащимися нового знания.

1.        Работа в группах. Работа с текстом. Ответы на вопросы.

    Учитель: Я вам предлагаю внимательно прочитать текст, обсудить в группах, ответить на следующие вопросы и заполнить таблицу в рабочих листах:

1. Что определяет устройство нашего государства?

2. Когда  была принята Конституция РФ?

3. От какого слова происходит слово Конституция?

4. Главная мысль нашей конституции.

Учитель: Итак, что же мы узнали нового, проверим. Слайд 5

2. Декларация о правах человека.

       Учитель: На последнем уроке мы говорили о Второй мировой войне. Вторая мировая война, самая кровопролитная во всей истории потрясла человечество. Весь мир был свидетелем страшных преступлений фашистов. После войны были приняты документы, защищающие права человека. Главным среди них является Всеобщая Декларация прав человека.

Она была принята  Организацией объединенных наций 10 декабря 1948 года.

Это основной документ, защищающий права человека. В переводе с латинского языка   слово «декларация» означает «заявление».

В Декларации говорится о том, что у каждого из нас есть права, которые никто не может отнять. Главный принцип декларации: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Слайд 6

3. Беседа о правах детей. (индивидуальная работа).

Учитель: Ребята, а как вы думаете, какие права имеют дети Российской Федерации? Или дети никаких прав не имеют? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте текст в учебнике на стр.112.  Рассмотрите фотографии в рабочем листе (задание №3). Определите, какие права ребёнка отражены на этих фотографиях. Подпишите их.

А теперь давайте проверим правильно ли вы ответили.

Все права детей отражены в Конвенции о правах ребенка. 

        Конвенция о правах ребёнка была принята Организацией Объединённых Наций (ООН) 20 ноября 1989г.

Главная мысль важного международного документа: «Дети имеют право на особую защиту и помощь».

 Ежегодно 1 июня отмечается Международный день защиты детей. Слайд 7

  Ребята,  а вы знаете, что у Республики Бурятия есть своя Конституция?

        Республика Бурятия и другие республики имеют право издавать и принимать свою Конституцию. Конституции Республик не должны противоречить Конституции РФ.

«Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, права и свободы являются высшей ценностью в Республике Бурятия. Их признание, соблюдение и защита — главная обязанность государства» (статья 2)  Слайд 8

        Наша Конституция РБ дарит нам множество прав, которые гарантирует государство:

Право на получение знаний;

Право на жилище;

Право на благоприятную окружающую среду;

Право на свободу мысли и слова;

Право на свободу передвижения и многие другие. Слайд 9

Но помимо прав, Конституция РБ устанавливает для нас и обязанности:

Мы обязаны:

соблюдать саму Конституцию и законы нашей страны;

платить налоги;

сохранять и оберегать природу;

защищать наше государство. Слайд 10

        Одно из прав, которое гарантирует нам государство в соответствии с нашей Конституцией, это право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

В тоже время «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия народов Республики Бурятия, беречь памятники истории и культуры». (Статья 42)

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к озеру Байкал и другим природным богатствам. (Статья 57)

В этом заключается единство прав и обязанностей граждан по отношению к культурному и природному наследию. Слайд 11

        А теперь давайте вспомним, какие достопримечательности нашей республики вы знаете.

– Ребята отвечают, учитель дополняет ответы ребят.

Слайды 12,13,14,15

IV. Первичное закрепление.

     А теперь ребята, закрепим полученные знания. Выполним задание №4 в рабочем листе.

Проверим, как вы  выполнили задание.

Вам нужно было соотнести понятия, с которыми мы познакомились сегодня с их определениями. Проверка Слайд 16

Рефлексия деятельности.

– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Удалось ли достичь цели, которые мы поставили в начале урока?

– Обобщение по схеме.     Слайд 17



Предварительный просмотр:

Основной закон России. Права человека.

Задание 1.  Напиши, какие народы нашей страны ты знаешь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Прочитайте текст и заполните таблицу

        Во все времена люди задумывались, каким должно быть справедливое государство, как сочетать интересы одного человека и всех людей. Устройство нашего государства определяет Основной закон страны — Конституция. Она была принята в 1993 году. В переводе с латинского слово «конституция» означает «устройство, постановление». Законы — это правила, обязательные для всех жителей страны. Конституция называется Основным законом, а это значит, что все остальные законы не должны ей противоречить. В Конституции России сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Это главная мысль нашей Конституции.

Что определяет устройство нашего государства?

Когда  была принята Конституция РФ?

От какого слова происходит слово Конституция?

Главная мысль нашей конституции.

Задание 3. Определи, какие права ребёнка отражены на этих фотографиях. Подпиши их.

C:\Users\123\Desktop\Безымянный.png

4. Соедини стрелками понятие и его определение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"

Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем....

Тест - Основной закон России. Права человека

Тест - Основной закон России. Права человека...

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

           Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

Конспект урока по окружающему миру "Основной закон России и права человека" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: формирование представления об основном законе – Конституции; формирование представлений о правах человека.Планируемые результаты:Предметные: Знать: что такое Конституц...

План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен  “Государственным символам России”, приурочен  к одному из  главных г...