Конспект урока по окружающему миру 4 класса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Соловьева Татьяна Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_4_klassa.docx539.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру 4 класса.

Тема: Леса России.

Аннотация 

При работе с новым материалом использовались загадки, работа по группам, работа с тетрадью-учебником по вопросам. ИКТ используются для мотивации к предмету, для поддержания интереса к данной теме в ходе всего урока.

Урок проведён с соблюдением здоровье сберегающих технологий.

В содержание урока включены задания на развитие логического мышления, объяснение нового материала с элементами исследовательской деятельности.

Интеллектуальная комфортность, то есть удовлетворение потребности учащихся в получении новой информации, проявилось в уровне сложности предлагаемых для решения проблемных задач урока. Наглядно-иллюстративный материал сопровождал все этапы урока.

На заключительном этапе урока дети продемонстрировали способность давать адекватную оценку своей деятельности. Созданная на уроке ситуация успеха способствовала самореализации учащихся и обеспечила педагогическую поддержку каждому ученику.

Цели: создавать условия для формирования у учащихся представлений о лесной зоне.

           Тип урока : изучение нового материала

Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование – ПК, проектор.

Планируемые результаты:

 Познавательные : строить речевое высказывание в устной форме; обобщать и делать выводы.

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение совместно с учителем давать оценку своей деятельности на занятиис

Личностные:

развитие мыслительных операций;

-развитие эстетических чувств , доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости;

- привитие интереса к учебному предмету

Коммуникативные:

- формирование умения слышать и слушать;

- умение строить речевое высказывание в устной форме;

-  овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;

 - умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение работать в паре

Оборудование: окружающий мир. 3 класс. Учебник. Часть 1.Плешаков А. А.; Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1.Плешаков А. А.;

                                                ХОД УРОКА.

  1. Орг. момент.

-Здравствуйте! Садитесь!

Ой вы, гой-еси, дети милые,

Ой вы, гой-еси, гости званые,

Как вы спросите, а зачем же мы

Нарядились так, поукрасились?

А расскажем мы нынче сказочку

Может, сказочку, может, быль пойдёт

И не быль совсем – правда чистая

Мы расскажем вам, вы – послушайте.

-Звучит запись « Голоса птиц»

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь- мы свои!

В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего урока.

Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся?  В лесную зону.

Да, это так. Тема нашего урока: « ЛЕСА РОССИИ».  Слайд №1.

Почему автор говорит дважды: « Здравствуй, лес, дремучий лес…?

Что значит дремучий?

Дремучий – это значит тёмный, страшный как в сказке. Но не все леса тёмные. Например, в березовой роще светло и весело.

ЦЕЛИ НАШЕГО УРОКА Слайд №2

1.Учимся работать с картой.

2.Знакомимся с географическим положением зоны лесов.

3.Знакомимся с животным и растительным миром лесной полосы.

Но об этом немного позже.

2.ПРОВЕРКА домашнего задания.

Отправимся поначалу мы в тундру

Снежную да безлесую.

Untitled-Scanned-07

-Звучит музыка « Увезу тебя я в тундру»

1. Перво-наперво про условия

Расскажите мне про природные.

             РАЗДАТЬ ТЕСТ И КРОССВОРД.

 2.Кто же скажет мне,

Что за звери там

Поселились и живут теперь?

Что за птицы там, насекомые?

Не забудьте вы и растения,

Что растут теперь

Только в том краю?

        ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

  1.Какие растения растут в тундре? Мхи, морошка, голубика, брусника, карликовые берёза и ива.

- Выберите существенные признаки растений тундры?

1.вечнозелёные

2.имеют широкие листья

3.дереья стройные, высокие

4.стволы деревьев искривленные, прилегают к поверхности

Почему растения в тундре низкорослые или стелются по земле?

( Сильные ветра и холодный воздух прижимают растения к земле. Здесь теплее и ветер слабее).

2.Определи какое из растений « лишнее»? Докажи.

1.Ягель

2.Карликовая берёза

3.Берёза

4.Карликовая ива

Как они приспособились к суровым условиям?

(низкорослые, с коротким стеблем, мелкие листочки, покрыты воском, корни расположены в верхнем слое, отцветают быстро, за короткий период созревают их плоды)

3.Какие из этих животных жители тундры?

1.Кайра                   4.Северный олень

2.Песец                    5.Жук

3.Страус                   6.Зубр

Какие у них выработались приспособления, позволяющие выжить в этой зоне? Мех

4. « Угадай-ка о чём идет речь?»

( Дети рассказывают о растениях или животных, а остальные должны определить о ком или о чём  идёт речь).

3.Занятия жителей тундры.

- В тундре что за люд?

   Чем он занят там?

( Оленеводство сбор грибов, ягод, охота на пушных зверей).

Если бы вы жили  в тундре или туда приехали, что  бы вы могли сделать для охраны её природы?          

Сдать карточки.

2.НОВАЯ ТЕМА УРОКА.

 -А скажите-ка, дети милые

Где так птицы пели-заливалися?     В лесу.

-Кто из вас, дети, бывал в лесу?

-Чем вам понравился лес?

ЛЕС – это большие невозделываемые и неограниченные массивы, покрытые древесной растительностью.

Первые леса появились 380 млн. лет назад. Сейчас трудно даже  представить, что их когда-то не было.

Назовите деревья, растущие в лесах?

В чём отличие хвойных деревьев от лиственных?    Хвоя, она вечно зелёная.

Можно ли назвать хвою листьями? Да, это видоизмененные листья.

Кроме деревьев, какие группы растений поселились в лесу? (кустарники, травы, мхи, лишайники).

Каких групп растений в лесу больше? Деревьев

  1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И КЛИМАТ ЛЕСНОЙ  ПОЛОСЫ.

-А каким же цветом указана

Та сторонушка, зона дивная?

Кто на карте её нам  отыщет враз,

Да покажет всю без остаточка?

Работа с картой.

        Слайд №3.

Зона лесов:

-Находится южнее тундры;

-Расположена в умеренном поясе;

-Самая большая природная зона;

-Ярко выражены все 4 времени года;

-Холодная зима и тёплое лето.

Почему же здесь поселился лес

И шумит листвою могучею?              

В умеренном поясе.

В лесной зоне  выпадает довольно много осадков, достаточно тепла и влаги, почвы богаты питательными веществами.

3.ТАЙГА.

-Ой, ребятушки, ой молоденьки,

А вы знаете, как случилося?

Не везде леса одинаковы-

Разны виды их!

Почему интенсивность краски разная: от тёмно-зелёной до светло-зелёной?  Разные типы лесов, им требуется разное количество тепла и света.

      Слайд №4

Деревья в зоне лесов растут не как попало, а в определенном порядке: на севере-хвойные-тайга, к югу и юго-западу- смешанные и широколиственные.

Мы сказали, что на севере хвойные леса- тайга. 14

Как вы понимаете слово «тайга»? Слайд №5

ТАЙГА-  означает хвойный лес. В словаре Ожегова С.И. оно толкуется как «дикий непроходимый лес».

ТАЙГА – густые, труднопроходимые хвойные леса.

-Хвойный лес, занимает большую часть лесной зоны;

-Зима холодная, а лето теплее;

-Деревья с мощными корнями, не очень требовательны к теплу;

-У хвойных деревьев – листья  хвоинки всегда зелёные.

В тайге могут выжить лишь те растения, которые способны выдерживать очень низкие температуры0001.

      Слайд №6

Как вы думаете, какие деревья там

Приохотились жить припеваючи? Кто затрудняется назвать деревья обратитесь к учебнику на странице 99 (ель, сосна, лиственница, пихта, кедр).

Анна приготовила  сообщение о кедре.

Как приспособились эти деревья жить в тайге? Корни мощные, хвоинки хорошо приспособлены к холоду.

ВЫВОД: Как назвать мне этот лес, где устроились

            Ель, сосна, лиственница, пихта, кедр?  Тайга

ИТАК: ТАЙГА образована хвойными деревьями.

        Они создают густую тень, поэтому в тайге мало травянистых растений,   кустарников. Там много мхов и лишайников.

       4.СМЕШАННЫЕ ЛЕСА.         Слайд №7

К югу от тайги находятся смешанные леса.

-Почему они так названы?                  2 щелчок

Назовите деревья смешанных лесов?

-Ещё южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими листьями. К таким деревьям относятся  Слайд №8

 Кто затрудняется  назвать деревья обратитесь к учебнику страница 103 дуб, клен, липа, ясень, вяз.

Почему в смешанных лесах растительный мир разнообразнее, чем в тайге?  Достаточно влаги, тепла, леса светлые и веселые.

Как назвать мне лес,

Где деревья есть.

И с листочками,

И с хвоинками?   Смешанный

ИТОГ: Смешанные леса более требовательны к теплу и влаге, поэтому они растут южнее тайги. Смешанные леса состоят из хвойных  и лиственных деревьев. Лиственные деревья имеют широкие листья.

                             

                                       ФИЗМИНУТКА. Слайд №9.

Животный мир леса очень разнообразен.

Хотите узнать кто живёт в лесах России?    Отгадайте загадки.        Слайд №10-20

Bear_1

moose_001

5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

        Вопросы и задания. 

1.Продолжи: « Тайга- это….. густые, труднопроходимые, хвойные леса.

2.Какие из перечисленных растений растут в зоне лесов?

Ягель, ель, клевер, дуб, саксаул, мох, береза, ковыль, брусника.

3.Назовите растения, которые не растут в

а) лиственном лесу: дуб, сосна, береза, кедр, липа.

 б) хвойном лесу: лиственница, осина, береза, сосна, пихта.

 в) смешанном лесу: вяз, клён, сосна, тополь.

    Слайды №21

Почему леса называют « легкими планеты»?

Какую ещё работу выполняет лес в природе?

Слайд №22 ,23, 24, 25.

А мы тогда кто в лесу?      А мы гости. 

Какие правила поведения в лесу вы знаете? Показ слайдов №26.

6.ИТОГ УРОКА.

-Вам, ребята, поставлю оценки

За работу и усердие.

7.Домашнее задание.

-А теперь вам работа домашняя

Повторите всё да запомните

О зоне лесов, о растениях зоны лесов.

-Вам спасибо за всё, дети милые

А гостям -  за то, что послушали.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1.Кроссворд по теме « Природные зоны России. Арктические пустыни».

1.Ими питаются рыбы и огромные морские звери.

2.Полярный житель, не боится белого  медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден.

3.Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой.

4.представитель ластоногих, прекрасный пловец.

5.Морской зверь, достигает в длину 15-18 метров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...