Конспект урока по окружающему миру 4 класса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру 4 класса.
Тема: Леса России.
Аннотация
При работе с новым материалом использовались загадки, работа по группам, работа с тетрадью-учебником по вопросам. ИКТ используются для мотивации к предмету, для поддержания интереса к данной теме в ходе всего урока.
Урок проведён с соблюдением здоровье сберегающих технологий.
В содержание урока включены задания на развитие логического мышления, объяснение нового материала с элементами исследовательской деятельности.
Интеллектуальная комфортность, то есть удовлетворение потребности учащихся в получении новой информации, проявилось в уровне сложности предлагаемых для решения проблемных задач урока. Наглядно-иллюстративный материал сопровождал все этапы урока.
На заключительном этапе урока дети продемонстрировали способность давать адекватную оценку своей деятельности. Созданная на уроке ситуация успеха способствовала самореализации учащихся и обеспечила педагогическую поддержку каждому ученику.
Цели: создавать условия для формирования у учащихся представлений о лесной зоне.
Тип урока : изучение нового материала
Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование – ПК, проектор.
Планируемые результаты:
Познавательные : строить речевое высказывание в устной форме; обобщать и делать выводы.
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение совместно с учителем давать оценку своей деятельности на занятиис
Личностные:
- развитие мыслительных операций;
-развитие эстетических чувств , доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости;
- привитие интереса к учебному предмету
Коммуникативные:
- формирование умения слышать и слушать;
- умение строить речевое высказывание в устной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
- умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение работать в паре
Оборудование: окружающий мир. 3 класс. Учебник. Часть 1.Плешаков А. А.; Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1.Плешаков А. А.;
ХОД УРОКА.
- Орг. момент.
-Здравствуйте! Садитесь!
Ой вы, гой-еси, дети милые,
Ой вы, гой-еси, гости званые,
Как вы спросите, а зачем же мы
Нарядились так, поукрасились?
А расскажем мы нынче сказочку
Может, сказочку, может, быль пойдёт
И не быль совсем – правда чистая
Мы расскажем вам, вы – послушайте.
-Звучит запись « Голоса птиц»
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь- мы свои!
В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего урока.
Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся? В лесную зону.
Да, это так. Тема нашего урока: « ЛЕСА РОССИИ». Слайд №1.
Почему автор говорит дважды: « Здравствуй, лес, дремучий лес…?
Что значит дремучий?
Дремучий – это значит тёмный, страшный как в сказке. Но не все леса тёмные. Например, в березовой роще светло и весело.
ЦЕЛИ НАШЕГО УРОКА Слайд №2
1.Учимся работать с картой.
2.Знакомимся с географическим положением зоны лесов.
3.Знакомимся с животным и растительным миром лесной полосы.
Но об этом немного позже.
2.ПРОВЕРКА домашнего задания.
Отправимся поначалу мы в тундру
Снежную да безлесую.
-Звучит музыка « Увезу тебя я в тундру»
1. Перво-наперво про условия
Расскажите мне про природные.
РАЗДАТЬ ТЕСТ И КРОССВОРД.
2.Кто же скажет мне,
Что за звери там
Поселились и живут теперь?
Что за птицы там, насекомые?
Не забудьте вы и растения,
Что растут теперь
Только в том краю?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.
1.Какие растения растут в тундре? Мхи, морошка, голубика, брусника, карликовые берёза и ива.
- Выберите существенные признаки растений тундры?
1.вечнозелёные
2.имеют широкие листья
3.дереья стройные, высокие
4.стволы деревьев искривленные, прилегают к поверхности
Почему растения в тундре низкорослые или стелются по земле?
( Сильные ветра и холодный воздух прижимают растения к земле. Здесь теплее и ветер слабее).
2.Определи какое из растений « лишнее»? Докажи.
1.Ягель
2.Карликовая берёза
3.Берёза
4.Карликовая ива
Как они приспособились к суровым условиям?
(низкорослые, с коротким стеблем, мелкие листочки, покрыты воском, корни расположены в верхнем слое, отцветают быстро, за короткий период созревают их плоды)
3.Какие из этих животных жители тундры?
1.Кайра 4.Северный олень
2.Песец 5.Жук
3.Страус 6.Зубр
Какие у них выработались приспособления, позволяющие выжить в этой зоне? Мех
4. « Угадай-ка о чём идет речь?»
( Дети рассказывают о растениях или животных, а остальные должны определить о ком или о чём идёт речь).
3.Занятия жителей тундры.
- В тундре что за люд?
Чем он занят там?
( Оленеводство сбор грибов, ягод, охота на пушных зверей).
Если бы вы жили в тундре или туда приехали, что бы вы могли сделать для охраны её природы?
Сдать карточки.
2.НОВАЯ ТЕМА УРОКА.
-А скажите-ка, дети милые
Где так птицы пели-заливалися? В лесу.
-Кто из вас, дети, бывал в лесу?
-Чем вам понравился лес?
ЛЕС – это большие невозделываемые и неограниченные массивы, покрытые древесной растительностью.
Первые леса появились 380 млн. лет назад. Сейчас трудно даже представить, что их когда-то не было.
Назовите деревья, растущие в лесах?
В чём отличие хвойных деревьев от лиственных? Хвоя, она вечно зелёная.
Можно ли назвать хвою листьями? Да, это видоизмененные листья.
Кроме деревьев, какие группы растений поселились в лесу? (кустарники, травы, мхи, лишайники).
Каких групп растений в лесу больше? Деревьев
- ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И КЛИМАТ ЛЕСНОЙ ПОЛОСЫ.
-А каким же цветом указана
Та сторонушка, зона дивная?
Кто на карте её нам отыщет враз,
Да покажет всю без остаточка?
Работа с картой.
Слайд №3.
Зона лесов:
-Находится южнее тундры;
-Расположена в умеренном поясе;
-Самая большая природная зона;
-Ярко выражены все 4 времени года;
-Холодная зима и тёплое лето.
Почему же здесь поселился лес
И шумит листвою могучею?
В умеренном поясе.
В лесной зоне выпадает довольно много осадков, достаточно тепла и влаги, почвы богаты питательными веществами.
3.ТАЙГА.
-Ой, ребятушки, ой молоденьки,
А вы знаете, как случилося?
Не везде леса одинаковы-
Разны виды их!
Почему интенсивность краски разная: от тёмно-зелёной до светло-зелёной? Разные типы лесов, им требуется разное количество тепла и света.
Слайд №4
Деревья в зоне лесов растут не как попало, а в определенном порядке: на севере-хвойные-тайга, к югу и юго-западу- смешанные и широколиственные.
Мы сказали, что на севере хвойные леса- тайга.
Как вы понимаете слово «тайга»? Слайд №5
ТАЙГА- означает хвойный лес. В словаре Ожегова С.И. оно толкуется как «дикий непроходимый лес».
ТАЙГА – густые, труднопроходимые хвойные леса.
-Хвойный лес, занимает большую часть лесной зоны;
-Зима холодная, а лето теплее;
-Деревья с мощными корнями, не очень требовательны к теплу;
-У хвойных деревьев – листья хвоинки всегда зелёные.
В тайге могут выжить лишь те растения, которые способны выдерживать очень низкие температуры.
Слайд №6
Как вы думаете, какие деревья там
Приохотились жить припеваючи? Кто затрудняется назвать деревья обратитесь к учебнику на странице 99 (ель, сосна, лиственница, пихта, кедр).
Анна приготовила сообщение о кедре.
Как приспособились эти деревья жить в тайге? Корни мощные, хвоинки хорошо приспособлены к холоду.
ВЫВОД: Как назвать мне этот лес, где устроились
Ель, сосна, лиственница, пихта, кедр? Тайга
ИТАК: ТАЙГА образована хвойными деревьями.
Они создают густую тень, поэтому в тайге мало травянистых растений, кустарников. Там много мхов и лишайников.
4.СМЕШАННЫЕ ЛЕСА. Слайд №7
К югу от тайги находятся смешанные леса.
-Почему они так названы? 2 щелчок
Назовите деревья смешанных лесов?
-Ещё южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими листьями. К таким деревьям относятся Слайд №8
Кто затрудняется назвать деревья обратитесь к учебнику страница 103 дуб, клен, липа, ясень, вяз.
Почему в смешанных лесах растительный мир разнообразнее, чем в тайге? Достаточно влаги, тепла, леса светлые и веселые.
Как назвать мне лес,
Где деревья есть.
И с листочками,
И с хвоинками? Смешанный
ИТОГ: Смешанные леса более требовательны к теплу и влаге, поэтому они растут южнее тайги. Смешанные леса состоят из хвойных и лиственных деревьев. Лиственные деревья имеют широкие листья.
ФИЗМИНУТКА. Слайд №9.
Животный мир леса очень разнообразен.
Хотите узнать кто живёт в лесах России? Отгадайте загадки. Слайд №10-20
5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Вопросы и задания.
1.Продолжи: « Тайга- это….. густые, труднопроходимые, хвойные леса.
2.Какие из перечисленных растений растут в зоне лесов?
Ягель, ель, клевер, дуб, саксаул, мох, береза, ковыль, брусника.
3.Назовите растения, которые не растут в
а) лиственном лесу: дуб, сосна, береза, кедр, липа.
б) хвойном лесу: лиственница, осина, береза, сосна, пихта.
в) смешанном лесу: вяз, клён, сосна, тополь.
Слайды №21
Почему леса называют « легкими планеты»?
Какую ещё работу выполняет лес в природе?
Слайд №22 ,23, 24, 25.
А мы тогда кто в лесу? А мы гости.
Какие правила поведения в лесу вы знаете? Показ слайдов №26.
6.ИТОГ УРОКА.
-Вам, ребята, поставлю оценки
За работу и усердие.
7.Домашнее задание.
-А теперь вам работа домашняя
Повторите всё да запомните
О зоне лесов, о растениях зоны лесов.
-Вам спасибо за всё, дети милые
А гостям - за то, что послушали.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1.Кроссворд по теме « Природные зоны России. Арктические пустыни».
1.Ими питаются рыбы и огромные морские звери.
2.Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден.
3.Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой.
4.представитель ластоногих, прекрасный пловец.
5.Морской зверь, достигает в длину 15-18 метров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...