Открытый урок по окружающему миру "Семейный бюджет" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

АНАНДЫ ЧОДУРАА ОЛЕГОВНА

Познакомить учащихся с понятием "семейный бюджет", научить понимать его составляющие и важность планирования и контроля расходов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Ф.И. О. учителя: Ананды Чодураа Олеговна
  2. Класс: 3                                Дата: 03.04.2024 г.             Предмет: окружающий мир
  3. Тип урока: урок открытия новых знаний
  4. Цель урока: познакомить детей с понятием «семейный бюджет»

Задачи урока: образовательная: формировать представление о структуре семейного бюджета, необходимость бюджета

Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, речь.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся экономное отношение к семейному бюджету

Планируемые результаты:

Предметные: знать структуру семейного бюджета, уметь применять полученные знания на практике

Метапредметные: уметь работать с учебником, информацией

Личностные: быть бережливым

  1. УУД: 

Познавательные: уметь работать с информацией, сравнивать, анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы, работать с заданием ВПР, таблицей

Регулятивные: уметь ставить цели, организовывать свое рабочее место, адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя, работать в паре, группе, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

  1. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная
  2. Технологии: игровая, здоровьесберегающая, проблемного обучения, смешанного обучения
  3. Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический
  4. Дидактические средства: учебник «Окружающий мир», Плешаков А.А. 3 класс 2 часть, интерактивная панель, презентация, наглядный материал, раздаточный материал (карточки с заданиями), золотые монеты и деньги для рефлексии

Ход урока:

Этап

Образовательная цель этапа урока

                Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П,М,Л)

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

- Доброе утро! Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам!

Приветствуют учителя и гостей.

М: личностное включение в учебную деятельность

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

- Урок у нас будет очень необычный, к нам в гости пришёл Буратино. С собой на урок он принёс золотые монеты. За правильные ответы на уроке, я буду давать вам по одной золотой монетке. И в конце Буратино узнает, кто же был самым активным.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд, на нём изображён ребус, вам нужно разгадать, что же за слово спряталось. СЛАЙД 1

- Какое же слово у нас получилось?

- А что такое бюджет?

- Как называются деньги, которые поступают в бюджет?

- Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? СЛАЙД 2 

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют информацию, отгадывают зашифрованное слово.

- Бюджет.

- Бюджет - это план доходов и расходов.

- Доходы.

- Расходы.

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Определение темы и учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели и задач урока

- А как называются люди, которые живут в одном доме и заботятся друг о друге?

- А может ли у семьи быть свой бюджет?

- Как вы думаете, какова же тема урока? СЛАЙД 3

- Давайте поставим цели урока с помощью слов-помощников: Мы узнаем… Мы познакомимся… Мы вспомним… 

- Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками? Сколько стоит булка хлеба? А 1 литр молока? 1 йогурт?

- Вы все что-то покупаете. А на что? Откуда берёте деньги?

- А откуда у них деньги? Давайте сейчас мы с вами посмотрим мультфильм.

- Какой вывод мы можем сделать после просмотра мультфильма?

Вывод: В семейном бюджете тоже есть доходы. Семейный доход – это…

Рассуждая, подходят к теме, цели и задачам урока.

- Семья.

- Да.

- Семейный бюджет.

- Узнать, что такое семейный бюджет, для чего он нужен, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи.

Ответы детей

- Родители дают.

- Сумма денег, заработанная членами семьи за месяц.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

- Все мы знаем, что бюджет это не только доходы, но и расходы. Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 70 и прочитайте в таблице, какие бывают доходы и расходы семьи. СЛАЙД 4

- Ребята, давайте поработаем в группах. Сейчас я вам вручу карточки, на которых перечислены доходы и расходы двух семей.

- Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «денежки». 

Карточка № 1

  1. - Подсчитайте доход вашей семьи. 

Зарплата папы – 40 денежек

Зарплата мамы – 30 денежек

Пенсия дедушки – 10 денежек

Пенсия бабушки – 10 денежек

Стипендия старшего сына  – 2 денежки

Пособие на ребёнка – 1 денежка

  1. Прочитайте названия товаров.

Выберите только те товары, которые вы посчитаете необходимым приобрести на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой. Проставьте галочки рядом с выбранными товарами и услугами и сосчитайте и запишите расход вашей семьи.

Лекарства – 2 денежки

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, сладости) – 20 денежек

Одежда, обувь –30 денежек

Бытовая химия - 2 денежки

Предметы личной гигиены – 2 денежки

Транспорт (автобус, такси) – 5 денежки

Велосипед – 20 денежек

Спортивные секции, кружки - 5 денежек

Оплата за детский сад – 7 денежек

Книги, канцелярские товары – 2 денежки

Коммунальные услуги и квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья) – 20 денежек

Игрушки – 3 денежек

Посещение кинотеатра, музея – 6 денежек

Отдых, поездка – 40 денежек 

Телефон, интернет – 1 денежка

- А теперь давайте сравним доходы и расходы этих двух семей? У кого большой доход? У кого расходов мало?

- Какими должны быть доходы в семье? 

- На что мы должны тратить деньги, чтобы расходы не превышали доходы? У нас появился небольшой опыт составления семейного бюджета. Он вам поможет распланировать дальнейшие покупки и экономно вести хозяйство вашей семьи. Молодцы! СЛАЙД 5

«Открывают» новые знания.

Работа с учебником

- Пособие, стипендия, от аренды квартиры, премия,  проценты от сбережений. и т.д.

Выполняют задания на карточках.

Выступает один участник из каждой группы по очереди. 

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Буратино потянулся, (Руки вверх, потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки).

Выполняют движения.

М: умение соотносить свои действия с действиями учителя

Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий

- А теперь поработаем в парах.

Карточка № 2

- Выполните задание ВПР, где вам нужно совершить покупку двумя купюрами 100 рублей и посчитать какую сдачу вы получите.

- Доходы и расходы бывают незапланированные. Незапланированные доходы – это выигрыш, премия, подарок. СЛАЙД 6

К незапланированным расходам относятся делятся на:

- обязательные;

- текущие;

- внеплановые.

- Как вы думаете, какие у семьи обязательные ежемесячные расходы? (Расходы на питание, оплата за свет, газ, телефон, коммунальные услуги)

- Какие текущие расходы? (Одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д.)

- А что значит внеплановые расходы? (Болезнь человека, поломка автомобиля, ремонт бытовой техники, обуви, хобби и т.д.) СЛАЙД 7

Просчитывать сколько денег израсходуют и сколько денег получат на сдачу.

Внимательно слушают учителя и запоминают.

П: уметь работать в паре

 

Включение в систему знаний, повторение

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

- А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?

- На чём бы вы экономили? СЛАЙД 8

- Чем отличается экономный человек от жадного?

- А на чём нельзя экономить?

- А теперь выполним небольшой тест самостоятельно.

1) Из чего складывается бюджет: 

  • - из заработной платы, пенсии и стипендии; 
  • - из доходов и расходов; 

- из денег. 

2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи - это: 

  • - расходы; 
  • - проценты; 
  • - доходы. 

3) Деньги, которые тратятся из бюджета это: 

- доходы; 

  • - расходы; 
  • - прибыль. 

4) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:  

  • - доходов; 

- расходов.

5) Как называются деньги, которые получают пожилые люди?  

  • - баранки; 
  • - пенсия;
  • - стипендия.

6) Лучшим считается бюджет, в котором: 

  • - доходы больше расходов; 
  • - доходы равны расходам; 
  • - доходы меньше расходов. СЛАЙД 9

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: стр. 48 № 1, 2 и рассчитать доходы своей семьи.

Закрепляют то, что узнали в течение урока.

- Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.

 - Экономить на игрушки, развлечения, сладости.

- На здоровье, еде, отдыхе, вещах первой необходимости

Взаимопроверка

Записывают домашнее задание.

П: уметь составлять диалог

М: контроль, коррекция, оценка

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

- Какая была тема нашего урока?

- Что мы должны были сегодня узнать?

- Достигли мы поставленной цели на уроке?

- Ребята, вы сегодня - молодцы, справились со всеми заданиями! У кого 3 и больше монет, то те получают «5», а у кого 2 монеты, то «4». Если вам понравился урок и вам было все понятно, вложите деньги в банк.

Спасибо вам за урок!

Оценивают свою работу на уроке.

- Семейный бюджет.

- Что такое семейный бюджет, для чего он нужен.

- Да.

М: рефлексия способов и условий действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев

открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

Открытый урок по окружающему миру, 4 класс

Открытый урок по окружающему миру, 4 класс "Арктик чуллеклэр зонасы". А..Плешаков...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...