Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Кошка"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Орлова Надежда Васильевна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель биологии, химии

Орлова Н. В.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

Тема: Кошка

Задачи:

  1. Познакомить детей с новыми сведениями о внешнем виде, жизни, повадках кошки, пользе для человека (для чего содержат животное);
  2. Развивать умение работать по плану: следовать ему при описании кошки.
  3. Воспитывать правильное отношение детей к животным, побуждать детей высказываться о своем любимом животном.

Оборудование: Картинка с домашними животными: кот, собака, корова, свинья, коза; ароматные полоски бумаги, картинки кошек разных окрасов, картинка кошки, план: картинка с выделенными частями кошки, картинки с миской и рыбой, картинка с лежанкой и фантиком на ниточке, картинка с кошкой и мышкой; картинка с домиком на окне которого сидит кошка, картинка с лежанкой кошки в которой сидит кошка, картинка лежанки, картинка где кошка ловит мышей, картинка где кошка обнимается с хозяином, шаблоны кошек.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Посмотрите на меня, сядьте правильно.

  1. Формирование временных представлений

- Какое сегодня число? Кто знает? Посмотрите на доску. Какое?

- А какой месяц? Кто знает?

- А кто знает, какой год?

-Посмотрите в окно. Какая сегодня погода? Сегодня холодно, прохладно, тепло или жарко? Солнце светит?

- Давайте в календаре отметим погоду. Кто сегодня дежурный? Иди, отмечай.

  1. Подготовка к восприятию нового материала

- Сегодня мы с вами поговорим о животном, которое вы все хорошо знаете. Он есть на этой картинке (открывается картинка «домашние животные»)

- Кто выйдет к доске и назовет животных? (по желанию)

- Скажите, какие это животные?

- Почему их так называют?

- Что бы узнать о каком животном мы с вами сегодня будем говорить, отгадайте загадку:

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молочко пьёт,

Песенки поёт,

Мягкие лапки,

А в лапках царапки

- Кто это?

- Как вы догадались, о ком идет речь? Какие слова из загадки вам помогли?

- Скажите, а почему кошка - это домашнее животное?

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о кошке. У кого дома есть кошка? Поднимите руки. (для тех детей, которые подняли руки задаются вопросы: как зовут твою кошку? Какого она цвета? Как ты с ней играешь?)

- Кто хочет рассказать о своей кошке интересный случай?

- Кто хочет рассказать, как он играет со своей кошкой?

- А скажите мне, кто любит кошек?

- Хорошо! Значит сегодня на уроке вам будет интересно.

  1. Знакомство с новым материалом и первичное закрепление

  1. Внешний вид

- Чтобы ничего не забыть, будем использовать план. Сначала мы поговорим с вами о внешнем виде кошки (открывается первый пункт плана, на котором изображена картинка кошки с выделенными частями тела)

- Рассмотрите кошку на этой картинке. Очень внимательно рассматривайте. Сейчас нам нужно показать части тела. Кто выйдет к доске и покажет? ( к доске выходят дети по желанию)

- С чего начинаем выделение частей у животных?

(если дети затрудняются ответить, учитель сам говорит)

- Оценка детей, которые выходили к доске. (Молодец! Правильно назвал все части и т.д)

- Теперь я буду показывать на части тела, а вы называйте.

- Скажите, а для чего кошке глаза?

- Правильно.

- А сколько глаз у кошки?

- Кошкам, как и вам всем нужны глаза для того чтобы видеть. Вот закройте глаза. Вы что-нибудь видите? А теперь откройте глаза? Видите?

- А для чего кошке уши?

- Правильно

- А сколько ушек у кошки?

- Кошкам, как и вам всем нужны уши, чтобы слышать. Закройте руками ушки. Было слышно, что я говорила? А теперь слышите?

- А зачем кошкам нужен носик?

- Правильно

- А кто скажет сколько носиков у кошки?

- Правильно, молодцы! Я вас проверяла.

- Кошкам, как и вам всем нужен и носик, чтобы чувствовать различные запахи. Вот понюхайте (детям даются ароматные полоски бумаги). А теперь зажмите носик и дышите через рот, вы что-нибудь чувствуете?

- А что еще я забыла назвать? (рот, пасть). Что еще есть на мордочке у кошки? (наводящий вопрос, если дети не дают ответ)

- Да, правильно.

- А кто мне скажет, зачем кошке нужен рот?

- Да, чтобы кушать.

- Хорошо, мордочку у кошки мы с вами обсудили.

- Какие еще есть части тела у кошки? Смотрим на картинку.

- Какие части тела мы с вами разбирали?

- Туловище. Это самая большая часть тела у кошки.

- Дальше

- Лапки. Сколько лапок у кошки?

- Давайте вместе посчитаем.

- Так сколько лапок у кошки? (вопрос для слабых групп, если не могут ответить, считаем вместе со слабой группой и добиваемся ответа)

- Что еще осталось?

- Хвост. А скажите ребята, зачем кошке нужен хвост, кто знает?

- По хвосту ребята, можно понять злится кошка или нет. Если кошка зашевелила хвостом, значит, что ей не нравится, что вы делаете с ней. Нужно отойти от кошки. А как понять, что кошке нравится, как вы ее гладите? Правильно! (она замурчит)

- Хорошо ребята, про части тела мы с вами поговорили.

- А теперь скажите мне, чем покрыто тело кошки?

- Какого цвета может быть шерсть у кошки?

(выслушивайте ответы детей)

Отрабатываем названия цветов: черная, белая, рыжая, разноцветная, серая. Показ картинок, на которых изображены кошки разного окраса)

- А теперь смотрим на картинки. Я показываю на кошку, а вы называете хором цвет шерсти. ( со слабыми детьми еще раз отдельно проговорить)

- А какого цвета ваша кошка?

- Посмотрите на картинку, кто на ней изображен? (кошка)

- Какого цвета кошка? (Черная) Покажите размер этой кошки руками, вот так.

- Сейчас уч (первой группы) выйдет к доске и расскажет нам про эту кошку.

Организуется ответ ребенка у доски:

- Скажи: Это кошка. Она черная. Она вот такая (показ). У нее есть ушки, глазки, носик, ротик. 4 лапки. Хвост. Туловище.

- Правильно. Садись.

- Сейчас давайте попробуем описать внешний вид этой кошки (на доску крепится кошка серого цвета)

Вызываем к доске ученика 2 группы. Затем просим выйти и рассказать все тоже самое ученика 3 группы. Уч. 4 гр просим назвать части тела.

- Все очень хорошо потрудились.

  1. Питание кошки

- Вернемся к нашему плану (учитель показывает на план на доске). О чем закончили говорить? Теперь поговорим о пище, о том, что кошка ест (открывается 2 пункт плана, с картинкой с миской и рыбой)

- Кто кормит кошку у вас дома?

- Чем вы кормите кошку?

- Кто видел маленьких котят? Что они едят?

- Запомните, когда котенок подрастает, ему мало молока. Чтобы ваш кот вырос здоровым и сильным ему необходимо есть рыбу, мясо, и различную пищу в которой есть рыба, мясо и молоко. У кошки в миске всегда должна быть чистая вода.

- Сейчас проверим, как вы запомнили, чем кормят кошек. Давайте накормим нашего Ваську. Сейчас каждый из вас выйдет к доске и накормит чем хочет Ваську. А все остальные следят, если согласны, хлопают в ладоши.

От сильных учеников добиваемся полных ответов. Т. К есть не правильные продукты, по окончанию игры, детям нужно пояснить, почему нельзя давать эти продукты, или во время игры, если кто-то из детей выбрал не правильный продукт.

- Васька наелся. А вот посмотрите, у нас остались еще продукты, давайте назовем их все вместе: конфеты, сахар, варенье.

- Скажите, почему нельзя кормить этими продуктами?

Выслушиваем ответы детей, если ответы достаточно правильные, просим встать ученика и сказать еще раз всему классу. Слабых детей попросить повторить ответ.

- Вы были правы. Кошек нельзя кормить сладостями, у них могут испортиться зубы, могут заболеть глаза, стать хуже слух.

- Молодцы! С заданием справились. Идем дальше.

  1. Повадки и образ жизни

- Давайте вспомним, о чем мы с вами уже поговорили? (обращаем внимание детей на план)

Теперь поговорим об образе жизни кошек. (открывается 3 этап плана, с картинкой лежанки кошки и фантика на веревочке)

- Рассмотрите эту картинку, где живет кошка? (картинка с домиков на окне сидит кошка)

- Где живет кошка?

- Почему кошку относят к домашним животным?

- Посмотрите на картинку, что это? (лежанка, кроватка для кошки)

- Это лежанка. Как думаете, почему она так называется?

- Зачем она кошке?

- У кошек, как и у людей и других животных есть свои привычки. Какие вы знаете?

- Кошки, хотя и не умеют разговаривать, она очень понятно объясняет человеку или другим животным свое настроение и намерения, то есть то, что собирается сделать. Как кошка говорит о своей дружбе? А как говорит о том что сердится?

- Какие звуки издают кошки? Как мяукают большие кошки? Как мяукают маленькие котята?

- Сейчас поиграем, первый ряд будет добрыми кошками, второй ряд будет злыми кошками.

- Первый ряд поговорите по дружелюбному.

- Второй ряд поговорите сердито.

- Теперь наоборот первый ряд говорит сердито, второй ряд дружелюбно.

- С человеком кошки разговаривают не только голосом, но и движениями. Если радуется – крутится возле ног, ласкается, ну и конечно радостно мурлычет. Если кошка предупреждает об опасности, начинает шевелить хвостом, сердито мяукать, шипеть.

- Теперь давайте расскажем, как ведет себя эта кошка. (показ картинки кошки)

  1. Польза

- О чем мы говорили? (показываем на план). Теперь выясним какую пользу приносит кошка человеку. Посмотрите на картинке и скажите. Какую пользу приносит кошка.

- Кошка ловит дома мышей. Чтобы мышки не вредили дому, не съедали продукты.

- Кошка просто поднимает настроение человеку. Когда она ластиться, играет.

  1. Повторение плана

- А теперь вспомните, с чего мы начали говорить о кошке? Что узнали потом? (учитель показывает на карточку планы, дети называю, если дети затрудняются учитель говорит сам, просит повторить детей сначала хором, потом отдельно слабых детей)

- Зачем нужен план?

По такому плану мы с вами будем описывать всех животных.

  1. Закрепление

1. Создание коммуникативной ситуации

- А теперь посмотрим, сумеем ли мы воспользоваться тем, что узнали. В жизни бывают разные ситуации когда нужно описать внешний вид животного. Послушайте историю. У Толи была кошка – Мурка. Однажды Мурка потерялась. В таких случаях пишут объявления – просят помочь найти кошку. Кто видел такие объявления. Очень часто такие объявления можно увидеть на столбах на улице или на доске где размещаются объявления.

- Толя еще маленький, но писать умеет, правда не знает как правильно составить объявление. Вот что у него получилось: «Объявление! У меня потерялась кошка. Ее зовут Мурка. Помогите, пожалуйста, найти, Толя.» Как вы думаете, можно найти Мурку по такому объявлению? Почему? Давайте поможем Толе.

2. Обводка шаблонов

- Несколько человек нашли кошку. Представьте что это вы нашли. Сейчас вы нарисуете ту кошку, которую нашли – ведь писать вы пока  не умеете. ( выдаются шаблоны кошек)

- Посмотрите как нужно обводить шаблон. Когда будете обводить шаблон, обязательно говорите, какую часть тела вы обводите: обвожу мордочку, туловище. А я пройду и послушаю. (учитель ходит по классу слушает детей)

3. Составление диалога и описание по вопросам

- А теперь позвоните Толе и расскажите, какую кошку вы нашли. Толю будет играть уч. 1 группы. Толя помогай вопросами. (вопросы с сильным учеником готовятся заранее)

Вопросы: Какого размера кошка? Какого цвета у нее шерсть на спинке? На голове? На животике? Какой хвост?

- Молодцы ребята, помогли Толе.

Если осталось время, можно поменять ученика, который играет Толю.

  1. Итог

- О каком животном мы с вами сегодня говорили?

- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Чем понравился вам урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...