Технологическая карта урока окружающего мира «Какие бывают растения» (2 класс) "УМК Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кунакбаева Эльвира Равлиновна

Технологическая карта урока окружающего мира «Какие бывают растения» (2 класс) "УМК Школа России"

Цель урока: формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения)

Задачи урока:

Дидактические:

1.овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам

2. формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока

Развивающие:

1.учить детей приводить примеры названий деревьев, кустарников и травянистых растений, научить

2. выделять во внешнем строении растений признаки, указывающие на принадлежность к той или иной группе

Воспитательные:

1. формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним

Планируемые результаты:

Предметные:

1. делить растения на группы по отличительным признакам

2. узнают значение растений для окружающей среды и поймут необходимость бережного отношения к природе

Личностные:

1. оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя

2. понимать инструкции и следовать им в практической работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  Окружающий мир

Дата: 11.04.2024 г

Школа: _______

Класс: 2

Урок: 2

Время: 10:25  Кабинет: 4

Студент:  Кунакбаева Э.Р.

Группа: 301

Учитель: Хасанова С.Р.

Методист: Горячева С.Л..

Тема урока «Какие бывают растения»

 

Тип урока: изучения нового материала.

Цель урока: формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения);

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

2. Формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока.

Предметные:

1. Делить растения на группы по отличительным признакам;

2. Узнают значение растений для окружающей среды и поймут необходимость бережного отношения к природе;

Развивающие:

1.Учить детей приводить примеры названий деревьев, кустарников и травянистых растений, научить

2. Выделять во внешнем строении растений признаки, указывающие на принадлежность к той или иной группе.

Личностные:

1. Оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.

2. Понимать инструкции и следовать им в практической работе.

Воспитательные: формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним;

1. Формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним;

УМК: ноутбук, проектор, экран; для учащихся: учебник, тетрадь, конверты с карточками.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

           Самоопределение к деятельности  

(1-2 мин)                                            

Подготовка рабочего места к работе.

Создание атмосферы эмоционального комфорта.

Результат: учащиеся готовы к продуктивной деятельности.

Приемы контроля: устный.

Фронтальная

Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке окружающего мира. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам успешной работы на уроке.

Присаживаются и проверяют готовность к уроку.

Регулятивные УУД: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку, самоорганизация внимания, мобилизация энергии для выполнения работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь учителя.

Средства: языковые

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

 Приемы контроля: устный, наглядный.

Фронтальная

“Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней”, – писал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, мерцанием звезд, дождем и радугой, пением птиц, шепотом трав и шелестом листьев.

Сегодня мы отправимся в путешествие. Куда именно, вы узнаете, ответив на вопросы.

(Ответы сопровождаются появлением картинок на слайде 2).

1. Её всегда в лесу найдёшь —

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

2. Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.

3. Сладких ягод соберите,

Для варенья припасите,

От простуды, от ангины

С чем поможет чай?

4. В белой юбочке стоит,

Про любовь секрет таит:

Может скажет, иль промашка —

Погадай-ка нам.

Какое предположение мы можем выдвинуть?

Тема на доске.

На уроке мы будет путешествовать по царству растений. Какая цель будет у нас в этом путешествии?

На уроке вы найдете ответ на этот вопрос «Какие бывают растения?», узнаете, как можно разделить на группы растения, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп.

Ель (ёлка).

Дуб.

Малина.

Ромашка.

Отправимся в путешествие понаблюдать за природой

Узнать какие бывают растения.

Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий  контроль по результату действия,

адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия .

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные УУД:

самооценка на основе критериев учебной успешности.

Познавательные УУД:  производить контроль результатов деятельности.

Средства: языковые, наглядные.

Постановка учебной задачи

 (4-5 мин)

Формулирование темы урока.

Целеполагание.

Результат: формулирование темы и цели урока.

Приемы контроля: устный.

Фронтальная

- Как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

-Давайте откроем учебник на с. 56 и прочитаем тему нашего урока.

- Какие задачи поставим перед собой? Что узнаем и чему научимся?

- На какой вопрос мы должны ответить?

О растениях

Какие бывают растения?

познакомимся с видами растений, научимся их различать

Какие бывают растения

Личностные УУД: проявлять  интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

Познавательные УУД: формулировать информационный запрос, выдвигать предположения.

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:  интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

Средства: ИКТ (слайды презентации).

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Организовать самостоятельное творческое исследование для получения нового знания.

1. Выявить уровень имеющихся у учащихся знаний.

2. Выявить места и причины затруднений.

3.  Организовать условия для открытия учащимися новых знаний.

4. Реализация построенного проекта.

Беседа по уточнению знаний.

Выявление затруднений в усвоении материала.

Приемы контроля: устный, наглядный.

.

Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения растут на лугах, в степях, в горах, в безводных пустынях и топких болотах, в морях, океанах, прудах и реках.

Видео фрагмент о разнообразии растительного мира (Слайд 3).

-Какие растения вы увидели в видеофрагменте?

(Учитель на доску вывешивает картинки растений).

- Наша задача разделить растения на 3 группы.

У детей на столах конверт с картинками растений из видеофрагмента.

Работа в парах. Дети должны разделить картинки на 3 группы.

Проверка на доске распределяем картинки и подписываем названия групп.

Все растения можно разделить на 3 группы: деревья, кустарники и травы.

Физминутка

Если я говорю название дерева, то вы поднимаете руки вверх, кустарника – в стороны, травы - присесть.

Липа, подорожник, шиповник, крыжовник, береза, рябина, смородина, одуванчик, клен.

Продолжим работу по учебнику на с. 56 .

Рассмотрите схему.

Назовите первую группу растений .

-Чем деревья отличаются от других растений ?

- Все ли деревья одинаковы? Чем, например, ель отличается от дуба?

Листья березы и дуба похожи на пластинки. А листья ели и сосны похожи на швейные иголки.

Деревья с листьями, выглядящими как иголки, называют хвойными, а деревья с листьями, которые похожи на пластины, называют лиственными. (Слайд).

Значит, на какие две группы мы можем разделить деревья?

Обсуждение 2-ой группы:

Что общего у этих растений? Обратите внимание на их стволы.

То есть растения, у которых несколько тонких древесных стволов, называются кустарниками.

Их так же, как и деревья можно разделить на хвойные и лиственные.

Обсуждение 3 группы растений.

Что это за группа?

Чем эти растения отличаются от других? Какой у них стебель?

Главное отличие трав от деревьев и кустарников стебель: тонкий и сочный.

Растения в природе располагаются ярусами.

Для того, чтобы понят, как это выглядит расставим растения на лестнице.

Какие растения будут находиться на верхней ступени?

Какие растения располагаются на следующей ступени?

Что находится на нижней ступени?

Мы обсуждали с вами как выглядят растения, чем отличаются друг от друга. Вам интересно, как выглядят растения внутри, а не снаружи?

(Работа с микроскопом)

Это мы можем сделать при помощи цифрового микроскопа.

Для чего нужен микроскоп?

Сегодня мы посмотрим несколько образцов: срез сосны, стебель хлопка, лук репчатый.

(Показ предметных стекол).

Ель, береза, дуб, сосна, осина, малина, смородина, крыжовник, сирень, ромашка, крапива, колокольчик, клевер.

Работают в парах.

Открывают учебник.

На схеме представлены 4 растения, два дерева, один кустарник, одно травянистое растение.

Деревья

У дерева один толстый стебель – ствол, покрытый корой.

У ели есть иголки, а у дуба листья.

Лиственные и хвойные.

У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.

Травы.

У них тонкий и сочный стебель.

Деревья.

Кустарники.

Травы.

Личностные УУД: адекватно понимать причины успешности / неуспешности  учебной деятельности; проявлять  интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, различать способ и результат действия.

Познавательные УУД:

строить сообщения в устной форме; формулировать информационный запрос, выдвигать предположения.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

 Средства: наглядные  ИКТ (слайды презентации).

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Обеспечить понимание учащимися целей, содержания, способов

Беседа.

Обратимся к заданию на странице 57. Так же мы можем его видеть на экране.

(Интерактивное выполнение задания в презентации. Слайды )

Папа нарисовал несколько растений, которые увидел в парке. Назови их.

По каким признакам вы их узнали?

Какие из них - деревья, какие - кустарники, какие - травы?

1. Сосна.

2. Калина.

3. Орешник.

4. Клён.

5. Одуванчик.

6. Репейник.

У деревьев – толстый ствол, у кустарников – несколько веточек стволов, у трав – тонкие стебельки.

Деревья – 1, 4.

Кустарники – 2, 3.

Травы – 5, 6.

Познавательные УУД:

осознанно владеть общими приёмами словообразования.

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в беседу, принимать различные точки зрения.

Личностные УУД: организовать собственную деятельность для решения поставленных задач

Средства:

языковые

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Организовать применение полученных знаний и умений в измененной ситуации.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Включение нового учебного материала в систему знаний и повторение.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Организовать осмысление процесса и результата деятельности.

Выявление затруднений в усвоении материала.

Приемы контроля: устный, наглядный.

Фронтальная

Индивидуальная

 Мы с вами вспомнили примеры растений. Теперь нам будет легче выполнить задание в рабочей тетради.

Открываем рабочие тетради на с. 39 и находим 2 задание.

Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Прочитайте 1 предложение с пропущенным словом. Какое слово пропущено?

Запишите это слово вместо пропуска.

Прочитайте 2 предложение с пропущенным словом. Какое слово пропущено?

Запишите это слово вместо пропуска.

Ребята, посмотрите на 3 задание. У вас даны 3 группы растений. На доске даны слова, примеры растений. Вам нужно распределить растения в правильную группу.

Задание делаем самостоятельно, на оценку.  Для выполнения этого задания я даю вам 2 минуты.

Давайте проверим выполненное задание. Если, у вас все правильно, ставим себе + рядом с каждой группой.

Какие растения записали в группу деревьев?

Какие растения записали в группу кустарников?

Какие растения записали в группу трав?

Поднимите руки те, у кого 3 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 5.

Поднимите руки те, у кого 2 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 4.

Поднимите руки те, у кого 1 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 3.

Выполняют задания.

Заполнить пропуски

лиственные

хвойных

3. Проверяют выполненную работу (осуществляют самоконтроль)

4. Выставляют оценки в тетрадях.

Личностные УУД: адекватно понимать причины успешности / неуспешности  учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. различать способ и результат действия.

Познавательные УУД:

строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль

Средства: наглядные.

Упражнения.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Обобщить и сделать выводы по результатам работы на уроке и выполнению поставленной цели.

Беседа

Создание атмосферы эмоционального комфорта.

Формальная оценка.

Фронтальная

Подходит к концу урок. И мы подводим итоги: что узнали, чему научились.

На какие группы делятся растения?

Какой общий признак у деревьев?

Какие растения можно охарактеризовать, как растения, имеющие несколько тонких стеблей – стволиков?

Чем травы отличаются от других растений?

На какие группы можно разделить деревья и кустарники? ​​​​​​​

Деревья, кустарники, травы.

У них есть один твердый, покрытый корой ствол.

Кустарники.

У них тонкий и сочный стебель.

Лиственные и хвойные

Коммуникативные УУД: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании; интересоваться чужим мнением.

Регулятивные УУД: соотносить результат действий с составленным планом.  Познавательные УУД:  умение формулировать новые знания.

Личностные УУД: осознание значимости полученных знаний.

Средства: языковые.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Подвести итоги проведенного урока.

Творческая работа

Нарисовать на альбомном листе дерево, кустарник, травянистое растение и подписать их название.

Поднимите руку те, кто считает, что со всем справились. Теперь поднимите руку те, у кого были небольшие затруднения. А теперь те, у кого возникли трудности.

Спасибо за хорошую работу на уроке, вы молодцы.

Поднимают руки.

Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий  контроль по результату действия,

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Средства: языковые.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают растения" (2 кл. УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: познакомить детей с различиями между деревьями, кустарниками и травамиПланируемые результаты учащихся:Предметные:- Формировать у детей представления о растениях, их различия...

Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...

Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы", 3 класс (УМК «Школа России», А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДидактические:уметь дать краткое описание стр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Будь природе другом!" (2 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для продолжения работы по формированию ответственного отношения к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей между рас...

Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают растения" (УМК "Школа России"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы), познакомить с некот...

Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают растения" 2 класс

Урок с применением приемов технологии развития критического мышления...

Технологическая карта урока окружающего мира " Какая бывает промышленность" ( 3 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование  знаний о промышленности и её отраслях.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с понятиями « промышленность», «отрасли промышленности».2...