Сценарий урока по окружающему миру в 3 классе. В царстве грибов
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Сценарий открытого урока в третем классе по окружающему миру на тему "В царстве грибов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
окружающий мир 3 класс "В царстве грибов" | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ШАДКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ТЮЛЯЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Открытый урок окружающего мира
в 3 классе
«Царство грибов»
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории:
Рахимова Людмила Николаевна
29.11.2024 г
Цель урока: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.
Задачи урока:
Обучающие:
- создать условия для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся сформируется представление о многообразии представителей царства грибов и их особенностях;
- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;
- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;
- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов.
Развивающие:
- создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы;
- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;
- развивать активную речь учащихся;
- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения при парной и групповой работе;
- на основе понимания связей компонентов природного сообщества сформировать бережное отношение к грибам, как важному компоненту этого сообщества;
- воспитывать культуру поведения в лесу.
УУД:
1. Предметные:
Учиться характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.
2. Развивающие (метапредметные).
Регулятивные:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные:
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- находить в тексте ответ на вопрос;
- воспринимать смысл познавательного текста.
Коммуникативные:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другие мнения и позицию;
- формулировать собственные мнения и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- использовать в общении правила вежливости.
Личностные:
- осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека;
- осознавать важность правильного сбора грибов;
- осознавать значение бережного отношения к природе
- Тип урока: изучение нового материала.
- Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
- Оборудование:
- Карточки для индивидуальной и дифференцированной работы.
- Интерактивный тест.
- Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
- Учебные пособия:
- - Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс
План урока
- Оргмомент.
- Здравствуйте ребята, меня зовут Людмила Николаевна, сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. А теперь повернемся к нашим гостям, подарим им свои улыбки и скажем добрый день!
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Тихо все за парты сели,
На меня все посмотрели.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушаем, запоминаем
И ни минуты не теряем.
Мотивационно-ориентировочный этап
- Нам предстоит сегодня сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.
- Послушайте звуки.
-Что это за звуки? (звуки природы)
- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
-Какая бывает природа? (Живая и неживая).
- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).
- Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. У вас на столах лежит желтый конверт, в нем картинки, разложите их на группы. (но сначала кто мне скажет, как мы должны работать в группе?)
- На какие 2 группы вы их распределили? (Растения и животные).
Создание проблемной ситуации.
- Какие картинки вы не отнесли к этим царствам?
- К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?
- Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству.
2 Поисковый этап
- Это нам предстоит выяснить. Как их отличить от других представителей? Какие у них признаки?
- О чем пойдет речь на уроке?
-Кто может сформулировать тему урока?
Тема нашего урока: Царство грибов. Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового.
- А что бы вы хотели узнать об этом царстве?
- Значит, ребята, вы сами поставили цели урока.
Какое строение имеют грибы?
- Какие они бывают?
- Как правильно собирать грибы?
- Какое значение имеют грибы?
- Узнать, какие грибы нужно охранять)
- На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.
Так что же такое грибы? (Это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.)
- Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвёртые - лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.
– Наши леса славятся грибами. Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?
– Что необходимо взять с собой грибнику? (Корзинку.)
– Да, мы отправляемся за грибами, берем корзиночку. Она пока пустая. Сможем ли мы найти грибы?
– В лесу растут шляпочные грибы. Они похожи на зонтик. Посмотрите на эти грибы (слайд).
– Что общего у грибов?
– Какие части? (Шляпка, ножка.)
Сейчас каждая группа будет работать самостоятельно, поможет вам в этом учебник. Откройте учебник на стр. 108
Начинайте работу.
(в конвертах красного цвета у вас шаблон гриба части которого нужно подписать, с помощью материала из учебника ст. 108 )
- Итак, давайте проверим, из чего состоит гриб?
Ответ появляется на слайде, учащиеся проверяют себя.
- В самом верху? (шляпка) В ней созревают споры - это маленькие семена.
- Что находится ниже? (Ножка)
- Шляпка и ножка называется плодовое тело.
- Как называется подземная часть гриба? (грибница)
Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними.
Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Об остальных грибах вы узнаете в 6 классе.
Классификация грибов
- На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные)
съедобные и несъедобные грибы
- Какие съедобные грибы вы знаете?
- Какие несъедобные грибы вы знаете?
- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.
- Открыли учебники стр.108
Грибы - двойники
1 группа прочитает описание про (белый, желчный)
У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный.
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? (по цвету, по срезу)
- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.
- По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)
2 группа читает описание (опята - ложные опята)
У осенних опят тоже есть двойник - ложный опёнок.
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)
Ложный опёнок - ядовитый гриб.
- По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)
3 группа прочитает описание (шампиньон - бледная поганка)
Сравните шампиньон и бледную поганку.
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? (по цвету, по строению)
Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если после употребления грибов, человеку стало плохо? (вызвать скорую помощь)
- По какому признаку нашли отличие? (по строению)
- Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов?
Правила сбора грибов.
- А кто из вас знает, как собирать грибы?
- Найдите ответ в учебнике на стр. 110. Внимательно прочитайте, как правильно собирать грибы, чтобы ответить на мои вопросы.
- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?
- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?
- Почему нужно срезать грибы ножом?
- Почему нельзя собирать большие старые грибы?
- Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов?
Физкультминутка
Давайте и мы с вами немножко отдохнём
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем, –
Крылья сложили назад.
Грибы, занесённые в Красную книгу.
- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять.
Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.
(слайд)
- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.)
- Эти грибы нуждаются в особой охране.
Сказка
- А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие.
Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в краже.
" -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас"
Грибы ответили: "Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не легко. Они стали, хуже расти, болеть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается. Подумали – подумали и поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.
- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?
- Что получают грибы от деревьев?
1. Грибы получают от дерева питательные вещества.
2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли.
3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы.
4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов.
Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания.
( слайд)
- Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем.
1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?
а) оставить его на месте,
б) срезать и взять с собой,
в) сбить ногой.
- Какой правильный ответ?
(слайд)
2. Назовите самый ядовитый гриб.
а) желчный гриб,
б) бледная поганка,
в) ложный опёнок.
( слайд)
3. Что не входит в строение гриба?
а) шляпка,
б) ножка,
в) корень.
- Что же у грибов вместо корня?
( слайд)
4. С чем взаимосвязаны грибы?
а) с человеком,
б) с деревьями,
в) с животными.
(слайд)
5. Найди лишний гриб.
А) подосиновик,
Б) лисичка,
В) мухомор
Итог урока. Рефлексия.
- Кому было интересно на уроке?
- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.
- А что вы уже знали раньше?
- Что понравилось делать?
- Что было трудно?
А теперь я предлагаю вам себя оценить. Откройте синий конверт возьмите сигнальные карточки.
- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленую карточку, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красную.
Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру по теме: В царстве грибов. 3 класс.
Урок по окружающему миру 3 класс. УМК " Школа России" Учебник : автор Плешаков А. А. Тема урока: В царстве грибов. Форма проведения урока:Урок- исследование с элем...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Каменное царство" (Система Л.В.Занкова)
На этом уроке в ходе исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с группами горных пород по происхождению, их свойствами и применением....
Урок окружающего мира 3 класс "В царстве грибов"
Урок работы с информацией учебника....
Урок по окружающему миру на тему "В царстве грибов" по УМК "Школа России" в 3 классе
Цели урока: обучающие: способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; расширению кругоз...
Тест к уроку окружающего мира 3 класс"В царстве грибов".
Тест к уроку окр. мира 3 класс "В царстве грибов"....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "В царстве грибов"
Конспект урока по окружающему миру Плешакова 3 класс "В царстве грибов"...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «В царстве грибов»
конспект урока по ФГОС...