Сценарий урока по окружающему миру в 3 классе. В царстве грибов
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Рахимова Людмила Николаевна

Сценарий открытого урока в третем классе по окружающему миру на тему "В царстве грибов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ШАДКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ТЮЛЯЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Открытый урок окружающего мира

в 3 классе

«Царство грибов»

                                                   Учитель начальных классов

                                   первой квалификационной категории:

                                             Рахимова Людмила Николаевна

                                                                                 

 29.11.2024 г

Цель урока: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.

Задачи урока:

Обучающие:
- создать условия для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся сформируется представление о многообразии представителей царства грибов и их особенностях;

- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;

- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;

- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов. 
Развивающие:
- создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы;

- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;

- развивать активную речь учащихся;

- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся.

Воспитательные:
-
воспитывать культуру общения при парной и групповой работе;
- на основе понимания связей компонентов природного сообщества сформировать бережное отношение к грибам, как важному компоненту этого сообщества;

- воспитывать культуру поведения в лесу.

УУД:

1. Предметные:

Учиться характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

2. Развивающие (метапредметные).

Регулятивные:

- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;  

- сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные: 

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- находить в тексте ответ на вопрос;

- воспринимать смысл познавательного текста.

Коммуникативные: 

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другие мнения и позицию;

- формулировать собственные мнения и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- использовать в общении правила вежливости.

Личностные:  

- осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека;

- осознавать важность правильного сбора грибов; 

- осознавать значение бережного отношения к природе

  1. Тип урока: изучение нового материала.
  2.  Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
  3. Оборудование:
  1. Карточки для индивидуальной и дифференцированной работы.
  2. Интерактивный тест.
  1. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
  2. Учебные пособия:
  3. - Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс

План урока

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Людмила Николаевна, сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. А теперь повернемся к нашим гостям, подарим им свои улыбки и скажем добрый день!

Прозвенел  звонок и смолк,

Начинается урок.

Тихо все за парты сели,

На меня все посмотрели.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушаем, запоминаем

И ни минуты не теряем.

Мотивационно-ориентировочный этап

- Нам предстоит сегодня сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.

- Послушайте  звуки.

-Что это за звуки? (звуки природы)

- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).

-Какая бывает природа? (Живая и неживая).

- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

- Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. У вас на столах лежит желтый конверт, в нем картинки, разложите их на группы. (но сначала кто мне скажет, как мы должны работать в группе?)

- На какие 2 группы вы их распределили? (Растения и животные).

Создание проблемной ситуации.

- Какие картинки вы не отнесли к этим царствам?

- К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?

- Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству.

        2 Поисковый этап

- Это нам предстоит выяснить. Как их отличить от других представителей? Какие у них признаки?

- О чем пойдет речь на уроке?

-Кто может сформулировать тему урока?

Тема нашего урока: Царство грибов. Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового.

- А что бы вы хотели узнать об этом царстве?

- Значит, ребята, вы сами поставили цели урока.

Какое строение имеют грибы?

 - Какие они бывают?

- Как правильно собирать грибы?

- Какое значение имеют грибы?

 - Узнать, какие грибы нужно охранять)

- На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.

Так что же такое грибы(Это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.)

- Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвёртые - лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.

– Наши леса славятся грибами. Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?

– Что необходимо взять с собой грибнику? (Корзинку.)

– Да, мы отправляемся за грибами, берем корзиночку. Она пока пустая. Сможем ли мы найти грибы?

– В лесу растут шляпочные грибы. Они похожи на зонтик. Посмотрите на эти грибы (слайд).

– Что общего у грибов?

– Какие части? (Шляпка, ножка.)

Сейчас каждая группа будет работать самостоятельно, поможет вам в этом учебник. Откройте учебник на стр. 108

Начинайте работу.

(в конвертах красного цвета у вас шаблон гриба  части которого нужно подписать, с помощью материала из учебника ст. 108 )

- Итак, давайте  проверим, из чего состоит гриб?

Ответ появляется на слайде, учащиеся проверяют себя.

- В самом верху? (шляпка) В ней созревают споры - это маленькие семена.

- Что находится ниже? (Ножка)

- Шляпка и ножка называется плодовое тело.

- Как называется подземная часть гриба? (грибница)

Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними.

Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Об остальных грибах вы узнаете в 6 классе.

Классификация грибов

- На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные)

 съедобные и несъедобные грибы

- Какие съедобные грибы вы знаете?

- Какие несъедобные грибы вы знаете?

- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.

- Открыли учебники стр.108

 Грибы - двойники

1 группа  прочитает описание  про (белый, желчный)

У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный.

- Чем они похожи? (формой)

- Чем отличаются? (по цвету, по срезу)

- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.

- По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)

2 группа  читает описание (опята - ложные опята)

У осенних опят тоже есть двойник - ложный опёнок.

- Чем они похожи? (формой)

- Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)

Ложный опёнок - ядовитый гриб.

- По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)

3 группа прочитает описание (шампиньон - бледная поганка)

Сравните шампиньон и бледную поганку.

- Чем они похожи? (формой)

- Чем отличаются? (по цвету, по строению)

Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если после употребления грибов, человеку стало плохо? (вызвать скорую помощь)

- По какому признаку нашли отличие? (по строению)

- Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов?

Правила сбора грибов.

- А кто из вас знает, как собирать грибы?

- Найдите ответ в учебнике на стр. 110. Внимательно прочитайте, как правильно собирать грибы, чтобы ответить на мои вопросы.

- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?

- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?

- Почему нужно срезать грибы ножом?

- Почему нельзя собирать большие старые грибы?

- Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов?

Физкультминутка

Давайте и мы с вами немножко отдохнём

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем, –

Крылья сложили назад.

Грибы, занесённые в Красную книгу. 

- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять.

Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.

(слайд)

- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.)

- Эти грибы нуждаются в особой охране.

Сказка

- А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие.

Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в краже.

" -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас"

 Грибы ответили: "Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не легко. Они стали, хуже расти, болеть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается. Подумали – подумали и поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.

- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?

- Что получают грибы от деревьев?

1. Грибы получают от дерева питательные вещества.

2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли.

3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы.

4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов.

Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания.

( слайд)

- Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем.

1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?

а) оставить его на месте,

б) срезать и взять с собой,

в) сбить ногой.

- Какой правильный ответ?

(слайд)

2. Назовите самый ядовитый гриб.

а) желчный гриб,

б) бледная поганка,

в) ложный опёнок.

( слайд)

3. Что не входит в строение гриба?

а) шляпка,

б) ножка,

в) корень.

- Что же у грибов вместо корня?

( слайд)

4. С чем взаимосвязаны грибы?

а) с человеком,

б) с деревьями,

в) с животными.

(слайд)

5. Найди лишний гриб.

А) подосиновик,

Б) лисичка,

В) мухомор

Итог урока. Рефлексия.

- Кому было интересно на уроке?

- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.

- А что вы уже знали раньше?

- Что понравилось делать?

- Что было трудно?

А теперь я предлагаю вам себя оценить. Откройте синий конверт возьмите сигнальные карточки.

- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленую карточку, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красную.

Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме: В царстве грибов. 3 класс.

Урок по окружающему миру  3 класс.  УМК " Школа России"    Учебник : автор  Плешаков А. А. Тема урока: В царстве грибов. Форма проведения урока:Урок- исследование с элем...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Каменное царство" (Система Л.В.Занкова)

На этом уроке в ходе исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с группами горных пород по происхождению, их свойствами и применением....

Урок окружающего мира 3 класс "В царстве грибов"

Урок работы с информацией учебника....

Урок по окружающему миру на тему "В царстве грибов" по УМК "Школа России" в 3 классе

Цели урока: обучающие: способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; расширению кругоз...

Тест к уроку окружающего мира 3 класс"В царстве грибов".

Тест к уроку окр. мира 3 класс "В царстве грибов"....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "В царстве грибов"

Конспект урока по окружающему миру Плешакова 3 класс "В царстве грибов"...