Урок по окружающему миру на тему "В царстве грибов" по УМК "Школа России" в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Малкина Надежда Анатольевна

Цели урока: обучающие: способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; расширению кругозора учащихся и развитию информационно-поисковых умений, умения устанавливать причинно-следственные связи.

развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных операции (анализ, синтез); формированию представления о роли грибов в жизни леса, умения распознавать съедобные и ядовитые грибы.

воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к объектам окружающего мира, осознанного понимания ценности всех живых существ в природе.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

         Знать

-понятие гриб;

-строение шляпочного гриба;

-виды грибов;

-значение грибов.

Метапредметные:

          Уметь

-организовывать учебное сотрудничество;

-самостоятельно определять цели своего обучения;

-работать с различными источниками информации;

-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные:

          Развивать

-познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;

-коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстникам;

-элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира в 3 классе

«Царство грибов»

Цели урока: Обучающие: способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; расширению кругозора учащихся и развитию информационно-поисковых умений, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных операции (анализ, синтез); формированию представления о роли грибов в жизни леса, умения распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к объектам окружающего мира, осознанного понимания ценности всех живых существ в природе.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

         Знать

-понятие гриб;

-строение шляпочного гриба;

-виды грибов;

-значение грибов.

Метапредметные:

          Уметь

-организовывать учебное сотрудничество;

-самостоятельно определять цели своего обучения;

-работать с различными источниками информации;

-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные:

          Развивать

-познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;

-коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстникам;

-элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.

 

Учебно-материальное обеспечение: презентация к уроку, муляжи грибов, раздаточный материал, словари

На уроке  были использованы технологии:

    -Проблемного обучения,-Информационно-коммуникационная-Здоровьесберегающая

Формы работы

-фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Методы обучения

Словесный, дедуктивный,  наглядный, практический, аналитический

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Слайды презентации

Деятельность учащихся

Организацион

ный момент

Долгожданный дан звонок –Начинается урок.

- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки,  улыбнемся друг другу и  передадим частичку тепла и доброты.

Положительный обоюдный психологический настрой на работу. Учащиеся настраиваются на работу, сосредотачиваются.

Мотивация познавательной деятельности

Формулирова

ние темы урока

Работа по КИМам. Проверка домашнего задания. Тест№23 с 34-35

- Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес.

- Ребята, а что такое лес?

- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.

- Какое значение имеет лес в природе?

- А давайте вспомним, что такое природа

- Какая бывает природа?(живая и неживая)

Какие признаки живой природы известны?(растут питаются, размножаются, дышит        

- Ребята, а какие царства живой  природы вы  изучали? (растения и животные)

-Сегодня на уроке мы поговорим о царстве, которое находится в лесу. какое это царство, вы узнаете, отгадав загадку:        

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.  

        

- Что это? (это гриб).

Тема урока - «В царстве    грибов»

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

 

Выполняют тест с проверкой

Учащиеся вспоминают материал прошлого урока.

У учащихся появляется интерес к предстоящей работе. Формируется толерантное отношение к другим мнениям.

Отвечают на вопросы.

У детей активизируется образное мышление, внимание, наблюдательность и любознательность.

Учащиеся слушают и

разгадывают загадку.

Целеполагание

-А что бы вы хотели узнать о царстве грибов? Вопросы по мере их поступления записываются на доске:

Что такое грибы?

Какие бывают грибы?

Где растут грибы? С кем дружат?

Для чего нужны грибы?

Все ли грибы можно собирать?

-На уроке мы обсудим следующие вопросы:

-строение гриба, поговорим о том, какие бывают грибы; какую роль в жизни леса играют грибы. В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос: Грибы – это враги или друзья?

Таблички

Что такое грибы?

ЧТО?

Какие?

Где?

Какое значение?

Как устроен?

Дети  ставят перед собой цели.

Изучение нового материала

Работа по рабочей тетради и по учебнику

Работа в парах

-Можем ли мы отнести грибы к миру животных? Растений? Почему?

Ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совсем не похожи на них. Нет стебля, листов, цветков. Главное – они не зеленые.

Животные? Но на животных они тем белее не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии.

Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых ни в каких растениях нет, зато  есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделили в особое царство, царство грибов.

1.Итак, что такое грибы?

Пользуясь разными источниками,  узнаем, что такое грибы. Сообщат классу

( это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных)

2.Строение гриба

Наши леса славятся грибами. Кто из вас с родителями ходили за грибами? Какие растут в лесу  грибы?

1.Работа в рабочей тетради стр      задание №1

Стр 112учебника  

-Чтение статьи. Найти ответы на вопросы  

 Из каких частей состоит гриб?  Что такое грибница? Для чего она служит? Чему способствуют грибы

Проверь себя

Обобщение Рассказ учителя с элементами беседы.

– Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем плодовые тела грибов. Под землёй от ножки гриба тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница. Грибница растет более 100 лет, плодовое тело вырастает за 3–7 дней.

Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Поэтому их нельзя отнести к царству растений, у них нет листьев, стебля, цветов.

Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных.

– Можно ли назвать грибы санитарами леса?

– Как они лечат лес? (Они разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной

Часто в названии гриба можно услышать названия дерева. Какие это грибы? (Подберезовик, подосиновик.)

– Почему названия некоторых грибов похожи на название дерева?

Учитель достает из корзинки подберёзовик, подосиновик.

– Многие грибы дружат с определенными видами деревьев и часто селятся под ними. Такая «дружба» полезна и грибам, и деревьям. Грибница оплетает корни дерева и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы. Если грибницу боровика перенести на грядку, то плодовое тело расти не будет потому, что рядом нет сосны или ели.

Вывод: грибы дружат с растениями и участвуют в круговороте веществ в природе.

– Есть такая поговорка: «Растут как грибы после дождя».

– Почему так говорят? Что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (Влага, тепло, питательная среда

3.Значение грибов для человека

4. На какие группы можно разделить грибы

Съедобные и несъедобные грибы

Грибы бывают съедобные (которые мы без опаски употребляем в пищу) и несъедобные (которые содержат яд, очень опасный, иногда смертельный для человека).

 А для чего нам нужны несъедобные грибы? (Лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом для некоторых насекомых.)

–Но у грибов есть много грибов-двойников.

Как понимаете грибы-двойники. И чаще всего они ядовитые.

2. Правила сбора грибов.

– А чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов! Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы.

1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.

2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись  под лучами солнца,  может высохнуть и погибнуть.

3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком или аккуратно выкрутить.

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

6. Никогда не пробуй гриб на вкус!

– Могут ли съедобные грибы стать ядовитыми

Физкультминутка

Дима шел, шел, шел,Берём? Берём!

Белый гриб нашел.        

И дальше идем.

– А теперь я буду произносить названия грибов. Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку. Если несъедобный гриб, – разводите руки в стороны.

Белый гриб, мухомор, моховичок, белый груздь, бледная поганка, лисички.

 Да, действительно, не все грибы можно собирать.

Слайд 4

карточки с

вопросами

Слайд 5, 6,7,8

Слайд 9

Муляжи

Слайд 10,11,12

Слайд 13

Слайд14

Слайд 15,16

Слайд 17,18,19

Слайд 20,21

У детей активизируется образное мышление, внимание, наблюдательность и любознательность.

Находят информацию в словарях

 выступают.

Выполняют задания в рабочей тетради

Читают статью в учебнике

Ребята выполняют задание

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопрос

Читают текст, рассматривают иллюстрации в учебнике

Самостоятельно формулируют правила сбора грибов, работают в паре

Обсуждение результатов работы

Посмотрите, оказывается, как много можно сказать о грибах. Да - Грибы – богатство леса. Относитесь к ним бережно! А некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России. Они нуждаются в особой охране.

 Разнообразие грибов

Роль грибов в природе. 

–Вспомним все о че говорили на уроке

 Каково значение грибов в природе?

•  Их любит собирать и есть человек.

•  В них насекомые откладывают личинки.

•  Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям.

•  Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.

•  Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.)

Вывод: в природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно!

Слайд22,23,24

Слайд25

Слайд 26

Дети рассуждают, оценивают значимость  грибов в окружающем нас мире, охране природы.

Проверка знаний

– У вас на столах лежат распечатанные листы с заданиями.

1. Необходимо указать стрелками части шляпочных грибов. (Шляпка, ножка, грибница.)

2. Выбрать правильный ответ на вопросы теста.

Тест

1.Что не входит в строение гриба

Шляпка,  ножка, корень

2.Назовите самый ядовитый гриб?

Желчный гриб ,бледная поганка,  ложный опенок

3.Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет.

Что нужно сделать?

Оставить на месте, срезать и взять его  с собой,сбить ногой

4. С чем взаимосвязаны грибы?

С человеком, с деревьями, с животными

5.Найди лишний гриб?

 Подосиновик, боровик, мухомор

6. Какая часть у грибов самая важная?

        а) Грибница;          б) шляпка;         в) ножка

– Проверим ваши ответы. Если ответ выбрали верно, то справа отмечайте знаком «+».

– В каких заданиях были ошибки?

Слайд 27-30

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Ответим на вопрос: Грибы- враги или друзья?

Вывод: грибы надо знать. Тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут нанести вред нашему здоровью.

-Расскажите, что нового и интересного узнали для себя?

Что было трудно

 Если вам было комфортно и интересно на уроке, вы довольны тем, как вы работали, то покажите зеленую карточку, а если нет – то красную.

Слайд31

Ребята рассуждают, выражают своё мнение, осознают значимость рассматриваемой темы.

Постановка домашнего задания

Домашнее задание у стр 112-117.РТс 55-56 найти информацию о несъедобных грибах, которые приносят пользу человеку и животным, то есть являются друзьями

Слайд

Дети получают домашнее задание, листочки с домашним заданием вкладывают в дневники. У учащихся возникает интерес к будущему уроку.

 Разбор экологических ситуаций.

1-я ситуация. Нашел грибник один боровик. Разрыл вокруг всю грибницу, разбросал и мох. Правильно ли он поступил?

2-я ситуация. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?

1. Оставить его на месте.

2. Срезать и взять с собой.

3. Спросить у друзей.

4. Попытаться определить на вкус.

5. Сбить ногой.

3-я ситуация. Собирая в лесу грибы, вы увидели мухомор. Ваши действия:

1. Просто пройдете мимо.

2. Уничтожите, так как они вредны для человека.

3. Полюбуетесь, так как они очень красивы.

4. Оставите, так как это лекарство для лосей.

5. Оставите, вспоминая слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому».

4-я ситуация. Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?

1. Сорвать гриб с корнем.

2. Оставить на месте.

3. Сбегать за ножом.

4. Попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба.

5. Найти какой-нибудь острый сучок или попробовать отломить гриб.

5-я ситуация. Когда в лесу Вася и Леша собирали грибы, то несъедобные грибы они сбивали палками. Правильно поступили ребята?

1. Делали правильно, так как неопытные грибники могли бы их сорвать.

2. Несъедобные грибы мешают расти съедобным.

3. Нельзя, так как нарушается грибница, исчезает равновесие в лесу.

4. Нельзя сбивать, так как несъедобные грибы – это лекарство для животных и растений.

5. Сбивать нужно, так как они портят красоту леса.

* * *

Это интересно!

 Но грибы не только то, что растёт под ёлкой на поляне, и что собираем в корзинки. Гриб - чага растёт на берёзе. Им лечат язвы желудка, опухоли.

Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении, сыроделии.

Все знают лекарство пенициллин, его готовят из гриба. Лечат воспаление лёгких, бронхит.

Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб - плесень.

Есть такие грибы, которые могут разрушить дома (домовой гриб).

– А еще есть очень необычные грибы. Некоторые из них растут в квартире.

– Кто знает такие грибы?

– Это чайный гриб (показывает банку с чайным грибом). Чайный гриб больше похож на медузу. От этого и его официальное название медузомицет. Гриб плавает на поверхности жидкости, похожий на многослойную желтую пленку с отросточками, напоминающими щупальца медузы. Родина – Цейлон.

Из этого гриба делают полезный напиток. Чем же полезен этот напиток? В настое из чайного гриба содержится огромное количество биологически активных полезных компонентов: органические кислоты, витамины, ферменты и многое другое. Благодаря этому напиток нормализует обмен веществ. Он способен воздействовать и на вирусы, что позволяет использовать его при лечении острых респираторных заболеваний и гриппа (Н1N1.) Также напиток восстанавливает нормальное самочувствие пациентов, страдающих пониженным артериальным давлением. При переедании настой способен очень быстро «разгрузить» желудок. Это свойство можно использовать людям, которые желают сбросить вес.

– А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы.

– А вот это – грибы-карлики. Они очень-очень маленькие, но очень нужные человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенициллин – это очень нужное лекарство-антибиотик против инфекций.

1. В старые времена, когда мало кто знал секрет приготовления кефира, люди сложили легенду, будто в горах, на границе вечных снегов, живет чудо-растение. Брось его зерна в кувшин с молоком – молоко превратится в целебный и вкусный напиток. На самом деле вкусный кефир готовит кефирный грибок.

2. На одном кефире сыт не будешь. Возьмем булочки. Такими пышными их сделал дрожжевой грибок-хлебопек. На пользу человеку работают: грибы-хлебопеки, грибы-сыровары, грибы-пивовары, грибы-маслоделы. А есть грибы, которые человек взял себе в союзники в самом важном – в борьбе за жизнь.

Я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы (демонстрирует плесень).

– Что это? (Ответы учащихся.)

– А я называю плесень грибами. Если плесень рассмотреть под микроскопом, видно, что она имеет такое же строение: плодовое тело и грибницу. Но у плесени нет шляпки.

– Как вы думаете, как называется этот вид грибов?

– Этот вид грибов называется «плесневые».

– А плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему пользу?

– Слышали такое слово – «антибиотики»? А «пенициллин»? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов (демонстрирует таблетки).

1. Первая помощь при отравлении грибами.

– Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. Расскажу вам несколько случаев из жизни. Обратите внимание на правила оказания первой  помощи при отравлении грибами.

Случай 1. Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса у нее развилась рвота, началось расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Это было отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача.

Случай 2. Пятилетняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина – отравление бледной поганкой.

– Назовите признаки отравления грибами.

– Что нужно предпринять при отравлении грибами?

– Сверьте свои ответы с верными ответами.

При отравлении грибами:

1. Немедленно вызвать врача.

2. Промыть желудок. Выпить активированный уголь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру «Страна, открывшая путь в космос».4 класс УМК "Школа России

Урок спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания образования.     Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая п...

Урок по окружающему миру по теме "Царства природы. Растения Красной книги."

На уроке показывается  влияние человека на природное сообщество; даётся представление о Красной книге Ростовской области; расширяются  знания детей о  растениях, встречающихся в Ростовс...

Презентация по окружающему миру "Начало Московского царства". УМК "Перспектива", 4 класс

Презентация по окружающему миру "Начало Московского царства". УМК "Перспектива", 4 класс...

План-конспект урока по окружающему миру «Что такое хвоинки?» УМК «Школа России» Класс: 1

Цель:         Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений,  научить  по  хвое  определять  породу  дерева.        ...

Урок по окружающему миру. Тема: "Четыре царства живой природы" 3 класс. Планета знаний

Урок открытия нового знания.Цели: Создание условий для  формирования образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной области «окру...

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Проверочная работа «Золотое кольцо России» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для проверки знаний по теме «Золотое Кольцо России».Планируемые результаты:Предметные:- знать всю информацию о городах Золотого кольца;- уметь п...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "В царстве грибов"

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений....