Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Каменное царство" (Система Л.В.Занкова)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
На этом уроке в ходе исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с группами горных пород по происхождению, их свойствами и применением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamennoe_tsarstvo_4b_klass.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Лакиза Наталья Владимировна
Окружающий мир. 4 класс.
Тема: «Каменное царство»
Цель: формирование и расширение представлений о горных породах и полезных ископаемых и об их использовании.
Задачи:
- познакомить учащихся с группами горных пород по происхождению, с их свойствами и применением;
- создать условия для развития навыков исследовательской деятельности;
- способствовать формированию активной жизненной позиции, чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности каждого за конечный результат.
Оборудование:
- Презентация
- Физическая карта
- Набор для исследования
- Учебник
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся
Ребята, я загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать.(Слайды 1,2,3,4)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. ( Гранит).
Одну её не едят,
А без неё мало что едят.(Соль)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
- Что объединяет эти объекты? (Полезные ископаемые)
- А что такое полезные ископаемые? (Горные породы и минералы). Догадались, о чем мы с вами будем говорить? И тема нашего урока «Каменное царство».( Слайд5)
- А что вы знаете о глине, граните, соли, каменном угле?
- Что вам хочется узнать про эти полезные ископаемые?
-Люди, каких профессий занимаются научными исследованиями?
(учёные)
- А в чем заключается их работа?
Вот сейчас и вы будете учеными. В своих лабораториях вы проведете исследования и сделаете открытия.
С чего вы начнете свои исследования?(Рассмотреть, прочитать, проделать какие то опыты)
Вывод: Итак, чем же вы сейчас займетесь?
3. Изучение нового материала
Исследовательская работа.
Цель: определить состояние и свойства гранита, соли, каменного угля и глины.
- На столах лежат листочки с инструкцией по изучению свойств материалов неживой природы. Сейчас в своих лабораторий вашим группам предстоит определить свойства гранита, соли, каменного угля, глины; сделать вывод об их происхождении (образовании).
Но сначала вспомним правила работы в группах.(Ответы детей)
Работа в группах:
1 группа – соль
2 группа – глина
3 группа – каменный уголь
4 группа – гранит(слайд 4)
-Дети, используя карточку инструкцию, выполняют исследовательскую работу.
Состав и свойства | Гранит | Соль | Каменный уголь | Глина |
Твёрдое, жидкое или газообразное | твёрдое | твёрдое | твёрдое | твёрдое |
Однородное вещество или смесь веществ | смесь веществ | однородное | смесь веществ | однородное |
Цвет
| Красный Серый | белый | черный | серый |
Раскалывается с трудом или легко (прочность) | прочное | непрочное | непрочное | непрочное |
Растворимое или нерастворимое | нерастворимое | растворимое | нерастворимое | нерастворимое |
Защита своих исследований
Слайд 5
- А теперь сравним полученные результаты. По каким общим признакам можно классифицировать эти горные породы на две группы?( познакомить учащихся с происхождением горных пород и минералов)
Горные породы (Слайд 6)
Гранит соль
Глина
уголь
Магматические Осадочные
Дети читают на карточках
Горные породы рождались по - разному. Одни рождались в глубине Земли и вместе с раскаленной выносились к поверхности, в земную кору. Остыв , они образовывали на глубине скопления гранита, базальта, разных руд.
Осадочные – это породы, которые появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных живых организмов. За миллионы лет они образовали огромные скопления. Осадочные породы образовались так же и в результате разрушения гор. Солнце , вода и ветер превращали их в мелкие частицы. Попав в водоемы, они постепенно оседали и в определенных условиях превращались в твердые горные породы.
-Вывод: сравнив свойства гранита, соли , глины и каменного угля, мы можем сделать вывод: горные породы образуются по-разному.
4.Физминутка
Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
Что еще мы не сказали про эти полезные ископаемые? (Где применяются?)
А чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к учебнику. (Про каменный уголь, соль в энциклопедии).Стр.92 – 94. Читаем и ищем ответ на вопрос.
(Работа в группах)
Ответы детей сопровождаются слайдами.
Показать на карте месторождения
(В Волгоградской области тоже есть «солёное» озеро Эльтон, а
недалеко, в Калмыкии – озеро Баскунчак.)
5.Закрепление материала
Итак, ребята. Вы очень хорошо поработали в своих лабораториях, узнали много интересного о горных породах. И я вам сейчас предлагаю выполнить задание на карточках. Я уверенна, что вы с ним справитесь.
Карточка.(Полезные ископаемые разделить на группы по применению человеком)
Карточка № 1
Каменный уголь, известняк, малахит, торф, природный газ, каменная соль, гранит, глина, железная руда, рубин, песок, изумруд, нефть, медный колчедан, мрамор
Название группы | Полезные ископаемые |
Строительство | |
Топливо | |
Промышленность |
Ребята, а вы все объекты распределили? Почему? А хотите узнать больше про эти горные породы и минерала. Подготовьте на следующий урок сообщения . На перемене подойдете и мы распределим, кто о чем будет готовить сообщение.
Ребята, а вы знаете, что в природе существует около 4000 тысяч минералов. Давайте об этом прочитаем в учебнике на стр. 94. (Слайды)
6. Рефлексия ( Слайд)
-Ваша работа напоминала труд учёного-исследователя с той только разницей, что вы исследовали уже открытое, а учёный исследует неизвестное.
- Сегодня на уроке мы познакомились ...
- Мне было трудно ...
- Я сомневался ...
- Мне понравилось ...
- Я доволен ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова
План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли"...
Урок по окружающему миру 2 класс система Л.В.Занкова.
Предлагаю конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Хвойные и цветковые растения". К уроку прилагается также презентация....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
разработка урока по окружающему миру. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Рельеф.Ландшафт."
Урок окружающего мира «Рельеф. Ландшафт.» знакомит детей с основными формами и особенностями рельефа, красотой и разнообразием ландшафтов; учит понимать выделенные учителем ориентиры действ...
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по системе Занкова
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по системе Занкова. Презентация прилагается. Урок формирует представления первоклассников о различных профессиях; воспитывает любовь и уважение к людям раз...
Урок по окружающему миру, 4 класс, система Л.В.Занкова
Урок по теме "Состав пищи. Витамины"...
разработка урока по окружающему миру по теме "Вода-растворитель" 2 класс по системе Занкова
Этот урок формирует исследовательские умения в практической деятельности учащихся определять свойства воды - растворителя...