Урок окр.мира "На что похожа наша планета?"
план-конспект урока по окружающему миру
Коспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «На что похожа наша планета?»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель:
-познакомить учеников с формой и движением Земли, глобусом – моделью Земли.
-учить выдвигать, обосновывать и доказывать предположения. Продолжить обучение моделированию.
Планируемые результаты:
Предметные
иметь первоначальные сведения о форме и движении Земли.
Метапредметные
познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные: вступать в диалог при работе в паре, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли;
регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, воспитание трудолюбия.
Личностные
проявлять целостное восприятие окружающего мира;
определять личностный смысл в изученном содержании;
Оборудование: , глобус, мяч, тарелка, пластилин
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Мансуровна, и сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира.
Ребята, на нашем уроке присутствуют гости. Я предлагаю вам повернуться к гостям и поздороваться.
А теперь повернулись друг к другу, улыбнулись, пожелали хорошего дня своему товарищу, тихонечко садитесь.
- Актуализация знаний
Ребята, о чем вы говорили на прошлом уроке? (Что вокруг нас может быть опасным?)
Какие предметы в доме могут быть опасными?
Как нужно с ними обращаться, чтобы они стали для нас друзьями?
У вас на столах лежат карточки с изображенными предметами. Я предлагаю вам обвести красным карандашом те предметы, которые могут нести не только пользу, но и быть опасными для жизни и здоровья человека. Теперь поменяйтесь карточками со своим соседом по парте и оцените проделанную работу. Для этого нарисуйте смайлик-оценку.
- Самоопределение к деятельности
А теперь давайте будем переходить к теме сегодняшнего урока.
Нас в любое время года -
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
А чему же учимся мы, изучая окружающий мир? (Любить природу, заботиться о ней, и тд.)
-Можем ли мы прожить без природы, которая нас окружает?
-Конечно нет.
-А теперь давайте вспомним, как называется город, в котором мы живём?(Улан-Удэ)
- Это наша с вами малая Родина.
-Как называется страна, где мы живём? (Россия)
-Назовите столицу России (Москва)
-Велика и прекрасна наша страна. Мы ещё не раз будем совершать путешествие по ней. Но на свете есть и другие страны. Там живут такие же люди, как и мы, но говорят они на других языках. И у всех нас есть общий дом – планета.
- Название нашей планеты вы узнаете, если поставите карточки в определённом порядке от Большей, к меньшей. Для этого я приглашаю к доске ….
-Земля – название нашей планеты.
4. Объявление темы и целей урока.
- Задумывались ли вы о том, на что похожа планета Земля? Можно ли дойти до края Земли?
Движется ли Земля или она неподвижна?
- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
-Прочитайте тему урока на с.48 учебника (один из учеников читает громко: На что похожа наша планета?)
-А теперь послушайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой
- Узнаем, какую форму имеет наша планета и как она движется.
– Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их.
4. Работа над новым материалом.
- Ребята, посмотрите, какие предметы для нас принесли наши помощники Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха (на столе тарелка и мяч).
- Муравьишка Вопросик предлагает рассмотреть два предмета и решить, какую же форму имеет наша планета? (Учитель показывает большую тарелку и большой мяч. Дети высказывают свои предположения.)
- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. (показ тарелки)
- Представьте, что на нем расположились дома, деревья, люди и животные, машины, целые города и страны
(Учитель расставляет фигуры на блюде).
- Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли? (да). (Учитель показывает с помощью фигурки человека, как можно дойти с одного края тарелки на другой край) .
- Но пока никому не удалось дойти до края Земли.
- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч. (Учитель приклеивает несколько фигурок к мячу).
- А если предположить, что Земля имеет форму шара (как мяч), можно ли дойти до края? (Нет, будем ходить вокруг) (Учитель демонстрирует с помощью фигуры человека и мяча).
«Легенда о Земле».
- В старину одни люди думали, что Земля – это громадный блин, лежащий на трех китах. А другие представляли ее в виде высокой и круглой горы, которую держали на себе слоны и огромная черепаха. И все это было посреди океана.
– Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 48 и скажите, на каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная?
- Какое же изображение правильное? Картинки под номерами 3 и 4 помогут вам найти правильный ответ.
-Итак, Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение.
-Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края.
Скажите, пожалуйста, какие доказательства шарообразности Земли мы с вами можем привести?
(корабли при появлении на горизонте видны лишь по мачте;
при восходе солнца первыми освещаются вершины деревьев и зданий;
округлая форма видимого горизонта;
путешествия вокруг света;
полеты космонавтов.)
1 доказательство
- С древних времен взгляды людей были устремлены в небо. Периодически люди наблюдали природное явление - лунное затмение, т.е они видели на луне тень Земли.
-Давайте проведем исследование и проверим какая фигура может иметь такую тень.
(Демонстрация опыта с лучом прожектора и различными фигурами. ( Детям по очереди показывают тень от куба, конуса, шара.
2 доказательство
- В наши же дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля действительно имеет форму шара.
- А знаете ли вы имя первого в мире космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин)
- Вот такой увидел нашу планету первый космонавт Ю.А. Гагарин.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
-А теперь отгадайте загадку, которую приготовил нам наш помощник муравей.
- На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Учитель демонстрирует глобус).
- Глобус – это модель Земли, уменьшенная во много раз. Глобус изображает форму Земли и ее поверхность. На нем можно увидеть очертания суши и воды.
Много-много лет назад один ученый по имени Мартин Бехайм впервые создал модель Земли – глобус.
-А как вы думаете, Земля неподвижна, или она движется? Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 49. Они помогут вам разобраться в этом вопросе. Посмотрите внимательно, с чем сравнивается наша планета? с игрушкой-юлой.
-Польский ученый Николай Коперник впервые установил, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. И хотя летит Земля очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз.
-Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т.е. сутки – день и ночь.
6.Закрепление.
А) Моделирование.
Ребята, у вас на столах лежит пластилин, я попрошу вас слепить из него небольшую модель Земли.
Учащиеся в парах лепят модель Земли из пластилина.
-Поскольку на Земле есть огромные моря и океаны, из какого цвета пластилина вы слепите шары? (голубого) - А каких цветов пластилин можно взять, чтобы показать сушу на ваших моделях? (зеленого, желтого, коричневого).
Б) Игра «Ответь на вопросы»
- Ребята, помогите Муравьишке ответить на вопросы Мудрой Черепахи.
Вопросы:
1.Наша планета называтся ... (Земля)
2. Она имеет форму … (шара)
4. Земля движется вокруг … (солнца)
5. Земля вращается вокруг своей … (оси)
6.Глобус – это … Земли. (модель)
7. Подведение итогов работы .
- Мы живем с вами на самой удивительной планете Земля.
- Скажите, как нужно относится к планете? (бережно)
- Как вы думаете, могут ли люди нанести вред нашей планете?(да, загрязнять, рубить деревья и пр)
- Чем мы можем помочь? (беречь, не мусорить, заботиться о природе)
Вывод: Главное помнить, что планета наш дом, а человек должен в своем доме соблюдать чистоту, порядок и аккуратность.
- Существуют, ребята и другие планеты. Но только на Земле есть жизнь. И от нас с вами, жителей планеты, зависит каким будет наш общий дом.
8.Рефлексия. Итог урока.
- Наш урок подошел к концу.
- Мне очень понравилось с вами работать!
- Спасибо вам всем за урок! Вы молодцы!
Самоанализ урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе.
Учитель: Лебедева Юлия Мансуровна
УМК: Школа России
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: Окружающий мир ( автор: Плешаков А.А.) 1 класс
ТЕМА: «На что похожа наша планета?»
ТИП УРОКА: Урок «открытия» новых знаний
ЦЕЛЬ: Формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 1 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «На что похожа наша планета?».
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки с заданиями, цветные карандаши, пластилин, мяч, тарелочка .
В процессе обучения формировала следующиеУУД:
Личностные
Формируем умение оформлять и высказывать свои предположения, мнения соответственно теме урока;
Формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные
Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;
Формируем умение слушать и понимать других;
Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
Формируем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные
Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы;
Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение);
Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
Формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания;
Формируем умение строить логические цепи рассуждений.
Регулятивные
Формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу;
Формируем умение составлять план и последовательность действий;
Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Формируем начальные формы рефлексии;
Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся системно- деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Ведь деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
ВЫВОД: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных. Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью «Школы России», направленной на формирование функционально грамотной личности. Функционально- грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС и, которые я спланировала на своем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира по теме: "Наше питание"
Конспект урока...
Урок окружающего мира на тему: " Наше питание.Пищеварительная система"
Материал данного урока познакомит учащихся с органами пищеварения и необходимыми организму питательными веществами. Воспитательная задача направлена на привитие учащимся навыков здорового ...
Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"
Разработка урока окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....
Урок окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 3 класс.
Материал к уроку содержит: технологическую карту, приложение к карте, презентацию. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок окружающего мира 1 класс "Наши помощники - память и ум"
Проект (конспект урока)Предмет – окружающий мирКласс -1-йОсобенности данного урока: Данный урок проводится в I полугодии 1 класса (1-4) по программе «Школа 2100» по учебнику Вахрушева А.А. « Я и...
Конспект урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"
Урок окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"Цели урока:- вспомнить - свойства полезных ископаемых,- узнать - какие полезные ископаемые добывают в нашем крае,- воспитать - бережное отношени...
Урок окружающего мира по теме "Наша Родина - Россия" - 4 класс
Конспект урока в 4 классе ("Школа 21 века") по окружающему миру по теме "Наша Родина - Россия" (Карта России)...