Урок окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 3 класс.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Материал к уроку содержит: технологическую карту, приложение к карте, презентацию. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznye_iskopaemye.ppt | 840 КБ |
Полезные ископаемы характерны для Кировской области | 17.07 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Постановка учебных задач Расширить сведения о нашем крае Узнать, что такое «полезные ископаемые» Узнать, какие полезные ископаемые есть в нашем крае, их свойства и применение Учиться работать с информацией, с физической картой
Полезные ископаемые - это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, и используют в хозяйстве
Полезные ископаемые нашего края: Известняк Глина Торф Минеральные воды Песок Фосфориты
Известняк Основные свойства: белого, серого или желтого цвета. Использование: строительство, мел, мрамор. к списку
Глина Основные свойства: очень мелкая взвесь бурого, желтого, белого цвета. Использование: кирпич, посуда. к списку
Минеральная вода Основные свойства: прозрачная жидкость, бесцветная с оттенками от жёлтого до зеленоватого, вкус и запах зависят от растворимых солей Использование: в медицине к списку
Торф Основные свойства: темно- коричневого цвета, состоит из остатков растений, легкий, пористый, горюч. Использование: топливо, удобрение. к списку
Песок Основные свойства: в виде крупинок, сыпучий. Использование: строительство, стекло. к списку
Фосфориты Основные свойства: осадочная горная порода, насыщенная фосфором, светится в темноте. Использование: химическое сырье. к списку
Тест 1. Если встретишь по дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. 2. Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. 3. Белый камешек растаял, На доске следы оставил. 4. Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. 5. Ключик, ключик, родничок, Чистая волна. Чей-то круглый кулачок Звонко бьёт со дна. 6. ???
Постановка учебных задач Расширить сведения о нашем крае Узнать, что такое «полезные ископаемые» Узнать, какие полезные ископаемые есть в нашем крае, их свойства и применение Учиться работать с информацией, с физической картой
выход Мы молодцы!
Предварительный просмотр:
Приложение к уроку по теме: “Подземные богатства нашего края»
2. Целеполагание и мотивация.
- Как называется раздел учебника, который мы изучаем?
Продолжаем изучать наш край. Мы уже много знаем, но ещё больше предстоит узнать.
- Прочитайте тему урока.
- Отталкиваясь от темы урока, попробуем определить, что нового узнаем на уроке о нашем крае.
- Правильно ли я поняла ваши ответы? (читают учебные задачи) Вы согласны?
3. Актуализация необходимых знаний.
Мы будем говорить о подземных богатствах.
- Давайте вспомним, что такое почва? (верхний слой земли)
- Назовите основное свойство почвы. (плодородие)
- Назовите главную часть почвы. (перегной)
- Как образуется перегной?
Растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас.
4. Изучение нового материала.
- Давайте вернёмся к теме нашего урока. Какие слова вы хотели бы написать рядом? Как по- другому можно сформулировать нашу тему?
- Что такое «полезные ископаемые»?
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что в слове самое главное?
- Подберите родственные слова . (записать столбиком на доске под каждым словом)
полезные ископаемые
польза копать
использовать копка
полезность выкапывать
пользоваться
- Выберите по слову из каждого слова и дайте объяснение.
- Давайте прочитаем объяснение из учебной статьи и сравним со своим.
Ко всем словам я бы добавила ещё недра Земли. Недрами называют всё то, что находится под земной поверхностью.
Теперь мы понимаем, о чём пойдёт речь дальше.
Приведите примеры полезных ископаемых.
Известно, что на территории Кировской области в недрах земли залегают более 20 полезных ископаемых, но добывают их не все по разным причинам: низкое качество, маленький объём и др.
- Как вы думаете, какие полезные ископаемые добывают в нашей области?
- Каким образом мы можем подтвердить или опровергнуть наши предположения?
- Продолжаем учиться читать карту. Как узнаете? (условные обозначения) Назовите?
Читаем на слайде название полезных ископаемых, которые добывают в нашей области.
Возвращаемся к учебным задачам.
Что мы хотели узнать?
Предлагаю работать в группах. Используя различную информацию, коллекцию полезных ископаемых, атлас Кировской области, учебник, дополнительную литературу дайте характеристику полезных ископаемых по плану.
Совет. После сбора всей информации проговорите своё высказывание.
Творческий отчёт о проделанной работе.
Предлагаю всем внимательно слушать, при необходимости задавать уточняющие вопросы.
Познавательная задача. Человек получил в дар полезные ископаемые.
Могут ли полезные ископаемые когда-нибудь закончиться? Почему?
Ответ найдёте на стр.168, 2 абзац. Зачитайте!
Что произойдёт, если полезные ископаемые закончатся? Какой вывод?
5. Первичное закрепление, диагностический контроль.
Мы много узнали о подземных богатствах, их свойствах, применении.
Тест на слайде. Запишите ответы. Взаимопроверка.
6. Рефлексия деятельности. Возврат к учебным задачам.
7. Информация о домашнем задании.
Подготовьте сообщения о полезных ископаемых, которые не добывают в нашем крае, но мы их используем в хозяйственной деятельности.
P.S. Если останется время, работа с контурными картами.
Из дополнительной литературы стр.8
Название полезного ископаемого
Прозрачность
Цвет
Вкус и запах
Применение
Модель условного обозначения (знак)
Показать на карте место добычи
Учебник стр.160-161
Название полезного ископаемого
Прочность
Цвет
Как образовался?
Где используют?
Разновидность известняка
Где используют?
Модель условного обозначения (знак)
Показать на карте место добычи
Учебник стр. 162-163
Название полезного ископаемого
Цвет
Прочность
Основное свойство
Как образуется?
Применение
Меры безопасности
Модель условного обозначения (знак)
Показать на карте место добычи
Дополнительная литература + учебник стр.162
Название полезного ископаемого
Цвет
Сыпучесть
Как образуется?
Использование
Модель условного обозначения (знак)
Показать на карте место добычи
Дополнительная литература + учебник стр.162
Название полезного ископаемого
Цвет
Основное свойство
Как образуется?
Использование
Модель условного обозначения (знак)
Показать на карте место добычи
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Учебный предмет: окружающий мир.
Класс: 4 класс
УМК «Школа России» А.А.Плешаков Окружающий мир. 4 класс. Часть 1; М., 2010.
Тема урока: «Подземные богатства нашего края»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: способствовать формированию представления учащихся о подземных богатствах нашего края, их свойствах, применение.
Задачи:
- формирование понятия «полезные ископаемые»
- давать характеристику полезным ископаемым
- учить работать с физической картой «Кировской области»
Планируемые результаты | ||
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
|
Межпредметные связи: Русский язык. Тема: «Родственные слова».
Литературное чтение. Пересказ по плану.
Математика. Тема: «Сравнение»
Ресурсы урока:
- А.А.Плешаков и др. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1
- А.А.Плешаков и др. Рабочая тетрадь по окружающему миру. 4 класс. Часть 1
- Физическая карта Кировской области.
- Атлас Кировской области
- В.М.Мансуров и др. Родной край; Киров, 1976, с. 6-8
- Коллекционные образцы полезных ископаемых
- Электронная презентация
- Контурные карты
Ход урока
Деятельность учителя | Формируемые УУД | Деятельность учащихся |
Самоопределение к деятельности. Орг. момент. | ||
Включение в деловой ритм. Проверка готовности рабочего места. Устное сообщение учителя. | К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Подготовка класса к работе. Эмоциональный настрой. |
Целеполагание и мотивация | ||
Предлагает самостоятельно ознакомиться с темой урока, определить место в разделе учебника. Отталкиваясь от темы урока сформулировать учебные задачи. | Р. Постановка учебной задачи. П. Выделение и формулирование познавательной цели. К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Уточняют тему урока. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта и формулируют учебные задачи. |
Актуализация необходимых знаний. | ||
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Корректирует. | Р. Контроль в форме сличения своих знаний с эталоном. П. Структурирование знаний. К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Слушают вопросы учителя. Предлагают варианты ответов. Контролируют правильность ответов одноклассников. |
Изучение нового материала. | ||
Организует работу над понятием «полезные ископаемые» | К. Высказывания учащихся, выражение своих мыслей. П. Подведение под понятие Р. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Выполняя задания учителя, дают определение понятия «полезные ископаемые». Читают определение в учебнике. Сравнивают. |
Просит выдвинуть предположение о наличие полезных ископаемых в нашем крае. | П. Выдвижение гипотезы и её обоснование. Р. Планирование последовательности действий. Контроль результатов поиска. К. Строит понятные для собеседника высказывания. | Выдвигают предположения, и предлагают пути решения этого вопроса. Работа с картой, атласом |
Организует самостоятельную работу в группах по изучению нового материала. Предлагает план работы. | Р. Определение последовательности действий. Коррекция – внесение необходимых дополнений. П. Поиск и выделение необходимой информации. Определение основной и второстепенной информации. Моделирование. К. Работа в группах. Управление поведением партнёра – оценка его действий. Самостоятельное, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. | Получают задания, задают уточняющие вопросы учителю, распределяют роли в группах. Осуществляют поиск необходимой информации в различных источниках Рефлексия своих действий. Проговаривание высказывания. |
Организует отчёт творческих групп. | Р. Контроль, оценка, коррекция. П.Осмысление полученной информации и её усвоение. К. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. | Озвучивают результаты работы в группах. Класс слушает, задаёт уточняющие вопросы, Осуществляют самооценку своей деятельности. |
Предлагает решить познавательную задачу: «Могут ли полезные ископаемые закончиться? Что произойдёт, если полезные ископаемые закончатся»? | К. Выражение своих мыслей и их отстаивание. П. Построение логической цепочки рассуждения. Л. Осознание ответственности за благосостояние общества. | Предлагают свою точку зрения по решению этой задачи. |
Первичное закрепление. Диагностический контроль. | ||
Организует деятельность по применению новых знаний. Предлагает тест в форме загадок, в которых описываются свойства полезных ископаемых. | К. Работа в парах. Р. Контроль, выявление того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Слушают и записывают ответы, сравнивают результаты с эталоном. Взаимопроверка. |
Рефлексия деятельности | ||
Организует рефлексию | К. Умение точно выражать свои мысли. Л. Формирование мотивов достижения и социального признания. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. |
Информация о домашнем задании. | ||
Предлагает подготовить сообщения о полезных ископаемых, которые не добываются в нашем крае, но мы их используем в хозяйственной деятельности. | Л. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Слушают задание и осуществляют выбор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"
Урок окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"Цели урока:- вспомнить - свойства полезных ископаемых,- узнать - какие полезные ископаемые добывают в нашем крае,- воспитать - бережное отношени...
Урок окружающего мира по теме "Наша Родина - Россия" - 4 класс
Конспект урока в 4 классе ("Школа 21 века") по окружающему миру по теме "Наша Родина - Россия" (Карта России)...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Наши подземные богатства».
Соответствует ФГОС...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства" составлена для учащихся 4 - х классов.Цель:сформировать представление о подземных богатствах;ознакомить с полезными иско...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит групповую практическую р...
Конспект урока окружающего мира по теме: "Наша дружная семья", 2 класс, УМК "Школа России"
Конспект и презентация урокаhttps://cloud.mail.ru/public/JwmZ/kRGoiia81...
конспект урока окружающего мира на тему "наши соседи" в 3 классе с использованием дидактического синквейна
данный материал предназначен для решения предметно-поисковой проблемы с помощью синквейна....