Урок окружающего мира 1 класс "Наши помощники - память и ум"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Проект (конспект урока)
Предмет – окружающий мир
Класс -1-й
Особенности данного урока:
Данный урок проводится в I полугодии 1 класса (1-4) по программе «Школа 2100» по учебнику Вахрушева А.А. « Я и мир вокруг», часть 1, урок №10. Уч-ся к данному моменту усвоили связь между своими ощущениями и теми органами чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), которые их обеспечивают. Органы чувств школьники называют словами «глаза», «уши» и т.д.
Урок открытия нового знания.
Тема урока: «Наши помощники – память и ум».
Цели урока:
1. Узнать, всегда ли органы чувств правильно показывают нам мир (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
2. Понять роль памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
3. Научиться правильно соединять показания отдельных органов чувств и пользоваться своей памятью (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
4. Развитие интеллектуальных общеучебных умений.
Планируемые достижения: ученик знает, что ум вместе с памятью помогает органам чувств познавать окружающий мир, т. к. органы чувств могут ошибаться, но ум исправляет их показания, сравнивая их со своей памятью.
Оборудование:
1. Узор из геометрических фигур.
2. Рисунок человека с недостающими органами чувств и рисунки отдельных органов чувств.
3. Карандаш или ложка, прозрачный сосуд с водой.
4. Три сосуда с водой разной температуры: горячей (чтобы не обжечься), теплой и холодной.
5. Разрезные карточки, из которых можно собрать целую картинку, для каждой группы ребят.
6. Плакат «Наши помощники – память и ум» из комплекта наглядных пособий («Окружающий мир». 1-й класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur._okr._mir._1_kl._nashi_pomoshchniki_-_pamyat_i_um.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир. 1-й класс.
Пасяева Клара Хакимовна
Учитель начальных классов
Высшая квалификационная категория
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»
Общий стаж 27лет
Пед. стаж 27 лет
Проект (конспект урока)
Предмет – окружающий мир
Класс -1-й
Особенности данного урока:
Данный урок проводится в I полугодии 1 класса (1-4) по программе «Школа 2100» по учебнику Вахрушева А.А. « Я и мир вокруг», часть 1, урок №10. Уч-ся к данному моменту усвоили связь между своими ощущениями и теми органами чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), которые их обеспечивают. Органы чувств школьники называют словами «глаза», «уши» и т.д.
Урок открытия нового знания.
Тема урока: «Наши помощники – память и ум».
Цели урока:
- Узнать, всегда ли органы чувств правильно показывают нам мир (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
- Понять роль памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
- Научиться правильно соединять показания отдельных органов чувств и пользоваться своей памятью (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
- Развитие интеллектуальных общеучебных умений.
Планируемые достижения: ученик знает, что ум вместе с памятью помогает органам чувств познавать окружающий мир, т. к. органы чувств могут ошибаться, но ум исправляет их показания, сравнивая их со своей памятью.
Оборудование:
- Узор из геометрических фигур.
- Рисунок человека с недостающими органами чувств и рисунки отдельных органов чувств.
- Карандаш или ложка, прозрачный сосуд с водой.
- Три сосуда с водой разной температуры: горячей (чтобы не обжечься), теплой и холодной.
- Разрезные карточки, из которых можно собрать целую картинку, для каждой группы ребят.
- Плакат «Наши помощники – память и ум» из комплекта наглядных пособий («Окружающий мир». 1-й класс).
Ход урока:
- Оргмомент.
- Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Где можно хранить одежду? молоко? фотографии? Где вы храните ваши знания, впечатления от праздников и прошлых уроков? (В памяти).
- Мы сохранили в памяти ощущения от прошлого урока: вкус яблока, мандарина, запах духов, радостное настроение и полученные знания. Проверим, как вы запомнили пять наших помощников (на доске рисунок человека без органов чувств; по ходу выполнения задания довершается рисунок человека). Работа в рабочей тетради стр. 23, №4:
-Желтый, круглый, подвижный. Что это? Какой орган чувств помогает вам узнавать эти признаки? – Мячик. Глаза – орган зрения.
-Щебечущий, кричащий, болтливый… - Попугай. Уши, или орган слуха.
- Вкусный сладкий, сочный… - Арбуз. Язык или орган зрения.
Душистая, ароматная… - Роза. Нос, или орган обоняния.
Мягкий, теплый, шершавый...- Свитер. Кожа, или орган осязания.
Вывод: Нас окружает множество предметов. Люди не смогли бы их узнать без органов чувств. Пять наших помощников помогают различать предметы по их признакам.
Работа в группах. Собрать разрезные карточки.
- Что у вас получилось?
- Какие органы чувств помогли вам выполнить задания? (Глаза.)
- Сегодня на уроке мы узнаем о еще двух помощниках, которые помогают нам определить предметы и справиться с трудными заданиями.
- Как вы думаете, что это за помощники? (Дети высказывают предположения.)
3. Совместное открытие новых знаний.
1) На фланелеграфе ряд геометрических фигур. К ним ряд вопросов: «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Какая фигура может быть следующей?»
2) Литературная викторина.
Кому принадлежат слова:
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (русская народная сказка «Колобок» - Колобку);
«Несет меня лиса за темные леса» (русская народная сказка «Кот и петух» - коту);
«Битый не битого везет» (русская народная сказка «Волк и лиса» - лисе);
«Свет мой, зеркальце! скажи да всю правду доложи» (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - злой царице);
«Смилуйся, государыня рыбка, вновь старуха к тебе посылает. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» - старику).
- Что помогло нам справиться с этим заданием? (Слух, память, ум.)
3). – Ск. гласных звуков в русском языке? Перечислите их.
- Что помогло вам справиться с этим заданием? (Слух и память).
Вывод. Итак, мы познакомились с еще одним помощником, дающим возможность нам познать окружающий мир – памятью. Память хранит наши ощущения и знания.
4.Самостоятельное применение знаний.
Рабочая тетрадь, задания 1 и 2, с. 24.
- Проверим вашу память: вспомните и подчеркните правильный ответ (игра «Светофор», задание с признаками и предметами, самостоятельная работа, взаимопроверка).
5. Совместное открытие новых знаний.
Наблюдение за ошибками органов чувств.
- Учитель демонстрирует 2 рисунка, наложенные один на другой: на первом изображен мальчик в карнавальном костюме лисы, а на втором – дерево. Дерево закрывает мальчика так, что видна только маска лисы.
- Кто прячется за деревом? (Лиса.)
Как вы догадались? (Мы увидели голову лисы и поняли, что это она.)
Учитель убирает рисунок дерева и дети видят, что за деревом не лиса, а мальчик в костюме лисы.
Вывод. Наши органы чувств могут ошибаться.
2) Приготовлены три сосуда с водой разной температуры: горячей (чтобы не обжечься), теплый и холодный.
Учитель вызывает ученика к доске и предлагает опустить одну руку в горячую воду, а другую – в холодную.
- Что ты чувствуешь? (Здесь горячая вода, а тут холодная.)
- Опусти обе руки в соседний сосуд (там, где теплая вода). Что ты чувствуешь? (Для первой руки вода кажется холодной, для второй – горячей.)
Вывод. Наш орган чувств (кожа) ошибается, так как в одном и том же сосуде вода имеет одинаковую температуру.
3) Учитель показывает на ложку в стакане с водой.
- Рассмотрим внимательно. Что видят ваши глаза? (Ложка кажется изломанной.)
- Что вам подсказывает ваша память? (Ложка должна быть прямой.)
- Используя ум, подумайте и решите: ложка на самом деле изломанна или она такой кажется. (После ответов детей учитель вынимает ложку из стакана и демонстрирует, что она целая.)
Вывод. Органы чувств могут ошибаться, но ум исправляет их показания, сравнивая их со своей памятью.
4) Учитель показывает рисунок, на котором изображено дерево, а за ним – собачий хвост (можно использовать рисунок в учебнике, с 59.)
- Кто прячется за деревом? (Собака.)
- Как вы догадались? (Мы увидели хвост – нам помогло зрение, потом вспомнили, что такой хвост бывает у собаки – нам помогла память; мы подумали и поняли, что за деревом спряталась собака, хотя ее не видно целиком – помог ум.)
Вывод. Ум вместе с памятью помогает органам чувств познавать окружающий мир.
Работа с плакатом «Наши помощники – память и ум» из комплекта наглядных пособий («Окружающий мир». 1-й класс), основанная на вопросах.
- Что видишь? О чем догадался? Что вспомнил? Почему ты не хочешь потрогать чайник?
6. Самостоятельное применение знаний.
Рабочая тетрадь, задание 3 или 4, с. 25. Выполните задание, используя слова «нам кажется, что…, однако я знаю …, поэтому…» (задание по выбору в группе или по рекомендации учителя).
Работа в группах с взаимным обсуждением и принятием решения.
7. Итог урока.
- Какие органы чувств помогали нам на сегодняшнем уроке? (Зрение, слух, осязание.)
- Какие новые помощники у них появились? (Память и ум.)
- Какие выводы мы сделали? (Органы чувств могут ошибаться.)
- Что исправляет ошибки органов чувств? (Память и ум.)
Органы чувств позволяют нам узнать, что происходит в окружающем мире. Но они были бы бессильны без памяти, хранящей наши чувства и знания, и ум, который позволяет человеку понять то, что происходит вокруг, и даже, что человек не чувствует.
Творческое домашнее задание (по желанию):
- узнать, что умеют делать ваши родители (если будет возможно, принести результаты их труда);
- Принести свои поделки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку окружающего мира "Наши помощники- домашние животные" 1 класс
Презентация составлена к уроку с учётом требований ФГОС....
Урок окружающего мира «Наши помощники – органы чувств» в 1 классе.
Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Начальная школа 21 века» Тема: «Наши помощники – органы чувств»....
Проблемно-диалоговый урок окружающего мира "Наши помощники - память и ум"
Проблемно-диалоговый урок, который знакомит детей с "органами чувств" человека. Способствует умению применять качества своего ума, формирует у учащихся позицию признания ценности здоровья....
Урок окружающего мира "Мои помощники-органы чувств"
Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...
Дополнительный материал к уроку окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", УМК "21 век"
Занимательные факты для подготовки к уроку окружающего мира....
Методическая разработка урока окружающего мира "Наши помощники - домашние и культурные растения"
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Наши помощники - домашние животные и культурные растения", 1 класс "Школа 2100"...
урок окружающего мира 4 класс "Память москвы о героях ВВв 1941-1945 г"
Урок окружающего мира о подвигах героев во время освобождения г. Москвы...