Экологические игры
занимательные факты по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
В предлагаемых дидактических экологических играх ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_igry.docx | 564.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологические игры и рассказы – задачи для
младших школьников
Выполнил:
учитель начальных классов
РЖД лицея № 21
Путинцева Виктория Станиславовна
Актуальность
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю. Берегите!
М.Дудин
В настоящее время различными авторами и авторскими коллективами создаются новые программы и курсы для учителей начальной школы по ознакомлению с предметом Окружающий мир.
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Это у них заложено самой природой. Ребёнок обнаруживает качества предмета, природного объекта, устанавливает для себя между ними связи.
Правительство страны сейчас возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Пояснительная записка
В предлагаемых дидактических экологических играх ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.
Аудитория: учащиеся 1-4 классов
Цели использования:
- воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;
- создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
- выработка потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережного отношения ко всему окружающему;
- воспитание эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
- создание условий для проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Место использования:
- Классные часы
- Экологические праздники
- Занятия в ГПД
- Занятия во внеурочной деятельности, кружках
- Прогулки, экскурсии, походы
Планируемые результаты:
С помощью игр у младшего школьника сформируются:
- интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
- готовность участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
- потребность выполнения экологических правил поведения в окружающей среде, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;
- способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
- экологические знания и навыки, потребность в их расширении;
- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;
- эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.
Методика использования дидактических игр.
1. Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила и критерии оценок.
2. Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.
3. Добровольность — основа всего. Если ребенок не хочет участвовать в игре — не заставлять его, наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним — пусть и не на первой игре.
4. Не затягивать игру во времени.
5. Помнить, что игра — благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.
6. Игра должна помогать реализации целей и задач экологического воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.
7. После игры надо дать детям возможность обменяться мнениями, поделиться впечатлениями.
Все педагоги знают, что ребёнок с радостью познаёт и исследует то, что для него представляет интерес. Важная задача педагога состоит в том, чтобы сначала заинтересовать ученика объектом исследования, а уже потом говорить, исследовать, находить и устанавливать взаимосвязи в окружающем мире.
А.М.Страунинг, доктор педагогических наук, выпустил книгу «Чудеса в природе открываем сами», в которой есть рассказы-задачи по экологическому воспитанию. Задачи могут служить дополнительным материалом к урокам, экскурсиям, беседам по ознакомлению школьников с природным миром.
Рассказы – задачи, предложенные в книге, позволяют дать детям правильные понятия «почему и как всё происходит в природе», как животные и растения «решают свои жизненные задачи, которые стоят у них на пути»
Задачи можно решать по-разному. Можно гадать – так в природе или не так? Можно спросить у взрослого. А можно призвать свою фантазию и придумать, как это могло бы быть. Исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к природе, формирует у него способность к аналитическому решению.
Рассказы –задачи по экологическому воспитанию:
Растения
«Деревья в жаркую погоду»
Уже несколько дней стояла очень жаркая погода. Лето было в самом разгаре. Листья на деревьях опустились, как будто просили пить. Но все деревья не польёшь…
И вдруг одно из деревьев сбросило все листья, как осенью. Но осенью деревья сбрасывают листья постепенно, а здесь - все и разу. Соседние деревья посмотрели на это дерево и зашептали:
- Всё, не вынесло жару. Погибло.
Но дерево было живое, ему даже стало легче дышать, и теперь жара была ему не страшна. Почему?
Оказывается: деревья сбрасывают листья в самую жару, чтобы избежать обезвоживания. Листьев не стало - испарение воды резко сократилось.
Приём:
«Всё сам» (самообслуживания) объект должен сам себя обслужить – добыть воду.
Жизненный пример:
В Израиле, Египте в пустынях растут посевы, деревья.
По земле протянуты шланги, а около каждого растения сделана дырочка и вода потихоньку капает прямо под корень растения. Лишняя влага не испаряется, а растение получает воду постоянно.
«Точечный полив»
А как быть, если разным растениям требуется разное количество воды?
Предлагаемое решение: сделать в шланге дырочки разного размера.
«Дума о деревьях»
Приехали летом к нам гости с Севера. Живут они на далёком Кольском полуострове, в городе Мурманске. Приехали к нам погреться, позагорать, фрукты покушать, ведь у них лето короткое, солнца мало, а зима длинная и холодная.
Пошли мы с ними в первый день гулять. Взрослые молчат, а сын, их, который в детский садик ходит, всё оглядывается и удивляется.
- Мама, мама, а почему у них такие деревья высокие? Мама, а почему они такие огромные?
Удивились мы:
- А разве у вас таких деревьев нет? Ведь у вас тоже есть берёзы, сосны, клёны.
-_Есть,- отвечает малыш. – Только берёзы у нас низкие, листьев мало, а сосны, наоборот, высокие и листья только наверху. И тонкие – тонкие. А ваши даже обхватить нельзя.
И он попробовал обхватить мощную сосну. Не получилось. Попробовали вдвоём с папой. С папой получилось, и мальчик обрадовался.
Всю обратную дорогу он выискивал мощные старые деревья и всё горевал, что у них таких деревьев нет. Уж очень они ему понравились.
Вопрос:
Почему на Севере нет мощных, с крепким стволом и густой кроной деревьев? А все деревья тоненькие и крона только наверху?
Насекомые.
«Непонятные глаза»
Сидят на подоконнике муха и стрекоза. Обе смотрят в одну сторону – в комнату.
Муха говорит:
-Какое прекрасное варенье стоит на столе, полетим, полакомимся.
А стрекоза отвечает:
- Где ты увидела варенье, я вижу только комаров, которые летают около той дальней стены. Хочешь угоститься, полетим, пока никого нет.
Отвечает ей муха сердито:
- Не вижу я никаких комаров, тем более около дальней стенки. Я дальше варенья вообще ничего не вижу.
Тогда ей так же сердито стрекоза отвечает:
- А я твоего варенья не вижу. Хочешь, ешь его сама.
Совет: рассмотреть на картинке муху и стрекозу, обратить внимание на их строение, на то, где они живут и чем питаются.
Муха видит на расстоянии 40-70 см, а стрекоза 1,5 – 2 метра.
«Как муравьишка гусеницу нашёл»
Сидит Кузнечик, смотрит вниз – тени мелькают, а это не тени, а большие рыжие муравьи. Бегут в разные стороны, а если встречаются, то усиками друг друга ощупывают. Почему?
Противоречие: гусеницу притащить надо, потому что это еда и гусеницу притащить невозможно, потому что она тяжёлая.
Приём
Объединения «Все вместе».
Как узнать собратьям, откуда муравей бежит?
Противоречие: муравей должен показать всем остальным дорогу к гусенице и не может её показать, потому что надо бежать дальше, собирать других муравьёв.
Приём
«Нужный – ненужный»
Метит территорию пока бежит. Всем тем, кого он ощупал усиками, он рассказал про гусеницу и по его пахучему следу муравьи эту гусеницу и находят.
Пресмыкающиеся.
«Верблюд и ящерка»
Лежит на песке верблюд, спокойно жует колючку. Глаз скосил, смотрит – рядом ящерка появилась. Повернул голову, чтоб её хорошо рассмотреть,- нет ящерки. Удивился верблюд. Куда это ящерка делась, ведь она не убегала? Повернулся, снова жуёт. Скосил глаз – сидит ящерка на песке, на солнышке греется. Но как только он повернулся, ящерка опять спряталась. Куда могла прятаться ящерка?
Прием
«Матрёшка» одно находится внутри другого.
Оказывается: ящерка – кругоголовка, умеющая раскрывать рот до ушей, придумала, лёжа на песке, сильно трястись всем телом, погружаясь в песок. Там её ни хищники, ни солнечные лучи не достанут.
В книге есть рассказы-задачи о птицах, диких и домашних животных, рыбах.
Решение экологических проблем и задач поможет детям разобраться в причинно- следственных связях между явлениями и процессами в природе. Дети с удовольствием разбирают аналогичные рассказы-задачи на уроке. Им нравиться становиться самыми настоящими исследователями природы.
Экологические игры
ПРИРОДА И Я
Методика. Предложите детям закончить предложения:
- Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую__________.
- Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне___________.
- Море волнуется и пенится, как_________________________________.
- Капли дождя на стекле, словно_________________________________.
- Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто_________________.
- Я иду босиком по земле, и мне кажется, что мои ноги_____________.
- Я дотрагиваюсь до капелек росы на деревьях и чувствую , как______.
- Этот цветок так благоухает, что_______________________________.
- Это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется, будто____________________________________________________.
Разделите детей на две группы. Дети из первой группы по очереди читают только ту часть предложения, которую они составили сами. Дети их второй группы должны догадаться, из какого предложения была прочитана фраза.
Предложите детям нарисовать самые яркие из своих образов. Потом каждый ребёнок показывает свои рисунки, а остальные пытаются догадаться, о чём говорится на рисунке.
Затем проводится конкурс работ детей. Все оценивают рисунки и образы по десятибалльной системе, поднимая вверх столько пальцев, сколько, по их мнению, заслуживает работа данного ребёнка.
Из работ детей делается общий стенд: "Природа и мы".
НА ЛУГУ
Методика. Эту игру хорошо проводить с детьми на лугу или на поляне. Во время прогулки понаблюдайте вместе с детьми за жизнью разных насекомых: бабочек, стрекоз, мух, кузнечиков, пчёл и т.д. Потом каждый ребёнок должен выбрать насекомое, которое ему понравилось больше всего, понаблюдать за ним, дать ему имя, например, кузнечик Миша или бабочка Красавица, и составить рассказ о его жизни.
Когда дети выполнят это задание и снова соберутся вместе, каждый должен рассказать о своём насекомом, называя его только по имени. Остальные ребята пытаются угадать, о каком насекомом идёт речь. Рассказ можно вести от своего имени, предоставив себя бабочкой или кузнечиком. Можно добавлять к рассказу жесты или показать его в виде пантомимы.
На следующем после прогулки занятии можно нарисовать насекомых, которых дети увидели, и продолжить игру. Разделите детей на пары и предложите им составить диалоги от имени насекомых, короткие рассказы о том, как они встретили друг друга на лугу, или небольшие сценки. Если детям трудно справиться с этим заданием, педагог берёт несколько рисунков и сначала составляет диалоги или рассказы сам, показывая рисунки.
Например: Встречаются на цветке пчёлка и кузнечик.
- Здравствуй, сестрица, послушай мою песенку.
- Некогда мне тебя слушать, мне надо нектар собрать с этого цветка.
- Но эта песенка как раз про то, какой этот цветок красивый.
- Дело не в красоте, а в сладком нектаре.
Но цветку так понравилась моя песня о его красоте, что он сразу наполнился сладким нектаром…
Эту игру можно провести командами. Ребята делятся на две или несколько групп. Выигрывает группа, которая составит больше рассказов про разных насекомых. Потом можно предложить детям составить общий рассказ для группы и разыграть его. Если сценки получатся интересными, можно составить из них небольшой спектакль и показать его другим детям.
Эту игру можно провести и в комнате, предварительно показав детям слайды или иллюстрации с различными насекомыми, сопровождая их рассказами и стихами.
ОПИШИ ЦВЕТОК
Методика. Разделите детей на две группы. Все дети из первой группы получают по открытке с разными цветами, растениями или деревьями. Потом каждый ребёнок из первой группы пишет на доске качества и признаки, которыми обладает его растение. Члены группы могут помогать ему, но при этом не должно называться само растение.
Дети из второй группы по качествам должны отгадать, о каком растении идёт речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями.
Другой вариант игры, когда всем детям раздаются открытки с разными цветами, растениями или деревьями; но при этом открытки повторяются так, чтобы у трёх-четырёх детей, сидящих в разных местах, были одинаковые растения.
Каждый составляет описание своего растения. Затем спросите детей по очереди зачитать сделанные ими описания, а все остальные пытаются отгадать описываемое растение. Очень интересно сравнить различные ощущения детей, особенно, если вы подберёте изображения одного и того же растения или дерева в разные времена года.
ВЫ ПРИШЛИ В ЛЕС
Методика. Дети вытягивают карточки с различными лесными ситуациями. За несколько минут дети должны написать, что они предпримут в своей ситуации. Примерные ситуации:
- На лесной опушке вы неожиданно встречаете медведя.
- На одной из лесных тропинок вы находите птенцов, но гнезда, из которого они выпали, поблизости нет.
- Началась гроза, а вы заблудились.
Затем все листочки собираются. Педагог по очереди зачитывает ситуации и ответы детей. Дети пытаются отгадать имя попавшего в ту или иную ситуацию.
Можно разделить детей на группы и каждой группе дать одинаковые ситуации за более короткое время.
Можно предложить одну и ту же ситуацию всем детям. Затем интересно сравнить ответы детей, так как в них очень ярко будут отражаться их характеры.
ЕСЛИ В ЛЕСУ БЕДА
Методика. Попросите детей быстро ответить на вопросы. Педагог диктует вопросы, а дети сразу же должны писать свои ответы. На каждый ответ даётся не больше трёх-пяти минут. Например:
- Если все птицы улетят из леса, что произойдёт с другими обитателями?
- Если деревья к весне не распустятся?
- Если осенью листья не опадут?
- Если засохнут все лесные ручьи?
- Если в лесу не будет насекомых?
- Если летом всё время будут идти дожди?
- Если в лесу не будет лесника?
- Если в лесу не будет ягод и грибов?
- Если зимой не будет снега?
Если дети затрудняются ответить на вопросы быстро, педагог может сначала продиктовать все вопросы, а затем дать время на обдумывание.
Это задание должно выполняться группами детей. Результаты ответов групп сравниваются. Побеждает группа, которая ответила на вопросы быстрее и интереснее.
ЭТАЖИ ЛЕСА
Методика. Попросите детей представить, что лес – это многоэтажный дом. Каждый ребёнок должен написать сочинение на тему: "Кто на каком этаже живёт". Дети могут нарисовать многоэтажный дом и расселить в нём обитателей леса. Побеждает самый интересный многоэтажный дом. Затем дети должны рассказать другим о своём многоэтажном лесном доме и объяснить, почему они решили поселить тех или иных обитателей леса на разные этажи дома.
Это задание дети могут выполнять группами.
После того как дети выполнят это задание, задайте им вопросы:
- Что вы предпримите, если на первом этаже вашего дома случится пожар?
- Если зальёт верхний этаж дома?
- Если сломается одна из стен дома?
- Если дома будет очень холодно?
- Если в доме не будет воды?
- Если жители разных этажей дома перессорятся между собой?
- Если в дом зайдут нежданные гости?
Попросите детей написать план спасения жителей лесного дома в той или иной ситуации.
КАК МЫ СПАСАЕМ ЛЕС
Методика. Попросите детей представить себя лесниками. Затем предложите им ситуацию: в лесу начался пожар. Дети должны написать план спасения леса от пожара. Это задание дети могут выполнять группами. Побеждает тот, чей план лучше.
Ситуации могут быть самыми разными: птицы стали гибнуть в лесу; в лесу раздались выстрелы и т.д.
ЛЕСНЫЕ ХОЗЯЕВА
Методика. Это задание является продолжением предыдущего. Попросите детей представить себя лесниками. Дети должны написать первые три дела, которые они осуществят в своём лесу. После того как дети выполнят это задание, попросите их написать подробный план выполнения каждого из этих дел. Затем листочки детей собираются и зачитываются вслух. Из всех ответов детей можно сделать стенд: "Как мы спасаем лес".Сходите вместе с детьми в лес и постарайтесь выполнить вместе с ними какие-нибудь пункты из их планов.
Познакомьте детей с лесником. Попросите лесника рассказать детям о своей работе. После похода в лес дети зарисовывают свои впечатления.
ВЫРАЩИВАЕМ РАСТЕНИЯ
Методика. Предложите детям провести опыт. Каждый из них должен поставить луковицу в банку с водой. В течение некоторого времени дети должны наблюдать за своими луковицами, записывать и зарисовывать свои наблюдения. Через некоторое время дети приносят результаты своих наблюдений. Все вместе дети обсуждают общие закономерности роста луковиц, делают выводы и отвечают на свои вопросы:
- Почему некоторые луковицы "худеют", а некоторые нет? От чего это зависит?
- Зависит ли рост зелени из луковицы от того, в какую банку её поставили?
- Зависит ли рост зелени из луковицы от освещения и температуры в комнате?
- Нужно ли каждый день менять воду в банке?
- В каких условиях зелень почти не появляется?
Подобные наблюдения можно провести с любыми комнатными растениями или цветами.
КТО ЖИВЁТ В ГРИБНОМ ДОМИКЕ
Методика. Дети вытягивают карточки с названиями или рисунками разных грибов. Затем предложите детям представить себя насекомыми, живущими под этими грибами. Дети должны описать и нарисовать свою жизнь в грибном домике, рассказать о преимуществах своего домика, о его местонахождении, его семье и лесных соседях, его друзьях и врагах.
Педагог заранее собирает информацию о грибах, чтобы дополнить ответы детей, после того как они выполнят это задание.
ДОТРОНЬСЯ ДО РАДУГИ
Методика. Включите спокойную музыку и попросите детей представить, что они дотрагиваются до радуги, солнца, звезды, дождя, облака.
Можно предложить детям выполнить это задание во время прогулки на природе и потом описать или нарисовать свои ощущения.
Из рисунков и рассказов детей устраивается выставка: "Дотронемся до радуги и звёзд".
АЛЬБОМ ПРИРОДЫ
Методика. Когда вы идёте с детьми на прогулку или экскурсию, предложите им такое задание: вы говорите фразу о чём-нибудь, что вокруг вас. Например: "Мне кажется, что облака сегодня напоминают белые острова в океане" или "Лес такой зелёный и весёлый, что хочется поскорее войти в него". Следующий ребёнок должен продолжить эту тему, то есть что-либо сказать об облаках или о лесе. И так по кругу. Должно получиться красочное и разнообразие описание какого-либо предмета или явления окружающего мира. После того как дети выполнят это задание, предложите им по возвращении домой или в класс записать всё, что говорилось о том или ином предмете или явлении, и нарисовать его.
То, что дети записывают, не всегда совпадает с описанием, составленным всеми вместе, но это упражнение будит образное мышление ребёнка, и рассказы детей получаются красочными. Это задание можно выполнять и в комнате, глядя в окна. Постепенно в альбоме появляются рисунки и описания разных явлений природы, и в конце года можно устроить выставку альбомов природы.
С детьми можно проводить эту игру так, что каждый из них должен сказать по одному слову, характеризующему данное явление. Например: облака пушистые, как вата, похожи на снежные горы, мягкие и т.д. Если ребёнок не может подобрать слова, другие дети или педагог помогают ему. Хорошо, если ребята могут посмотреть на облака или на деревья, лёжа на траве или на песке. Таким же образом можно рассмотреть любой пень, цветок, муравейник и по возвращению с прогулки нарисовать его.
ЧТО ТЫ УВИДЕЛ
Методика. Во время прогулки или экскурсии предложите детям следующую игру. Выбирается какой-нибудь не очень отдалённый объект: забор, лужа, стог сена, дерево.
Дети бегут на время до этого объекта и обратно, все вместе или по очереди. Потом они должны записать или рассказать все, что они смогли увидеть, пока бежали туда и обратно. Дети постарше могут бежать все вместе, а потом в течение пяти минут написать на листочках все, что они увидели.
За быстроту каждый получает очки; а также и за каждое явление или предмет, которые ребёнок увидел и записал, он получает очко, поэтому выиграть может не самый быстрый, а самый наблюдательный. Набравший наибольшее количество очков получает приз.
Дети могут бежать по очереди, на время, а потом в течение одной минуты рассказать, что они увидели. Система оценки та же самая.
Пока один ребёнок бежит и говорит, другие дети должны увидеть и запомнить, как можно больше, но если они во время бега не будут смотреть по сторонам, им не удастся запомнить много.
Это задание можно повторять время от времени, так как дети после этой игры более внимательно смотрят на окружающий мир и пытаются вспомнить или увидеть всё, что они забыли или не успели сказать.
О ЧЁМ ГОВОРЯТ ЦВЕТЫ И ДЕРЕВЬЯ
Методика. Во время прогулки на поляне предложите детям представить себя цветами на лугу и подумать, о чём могут разговаривать два цветка или цветок и пчела. Во время прогулки в лесу предложите детям представить себя деревьями и подумать о том, что говорят и думают деревья и другие жители леса; о чём говорят два листочка на ветке дерева и т.д.
После прогулки дети смогут описать и нарисовать то, что они представили.
КНИГА ДЕРЕВА
Методика. Каждый ребёнок выбирает себе дерево. Это дерево может быть возле школы, по дороге домой или в парке.
В течение года, хотя бы раз в неделю, ребёнок наблюдает за деревом, записывает и зарисовывает всё, что он увидел: как дерево себя чувствует, какие у него листья и ветви в разное время года, кто живёт на нём и прячется между его корней или под корой и т.д. Также в этот альбом можно записывать все легенды, сказки, стихи, свои размышления и беседы с деревом – всё, что связано с выбранным ребёнком деревом. Из таких записей и рисунков получается книга дерева. В конце года можно устроить выставку работ детей.
Точно также модно составить книгу поляны. Это задание можно выполнять коллективно. Во время прогулки на поляне каждый ребёнок должен найти что-то самое красивое и интересное: растение, цветок, бабочку, муравьёв. После прогулки каждый рисует и пишет небольшой рассказ о том, что он увидел. Эти рисунки и рассказы собираются в один альбом – книгу поляны.
Таким же образом можно написать и нарисовать книги озера, сада, огорода, цветов. Дети очень любят читать и рассматривать свои книги.
ВОЛШЕБНЫЕ ЗАПАХИ ПРИРОДЫ
Методика. Во время прогулки предложите детям остановиться, закрыть глаза и понюхать, чем пахнет солнце. Когда на улице есть ветер или идёт дождь, и дети пережидают его под навесом, предложите им закрыть глаза и понюхать, чем пахнет ветер или дождь. Потом каждый по очереди говорит о своих ощущениях.
Точно также можно постараться почувствовать запахи лунного света, звёзд, леса, реки, ручья.
После прогулки дети рисуют запах солнца, дождя, лунного света, леса.
Поочередно дети показывают всем остальным свои рисунки, и все отгадывают, что это за запах и чему он принадлежит. Можно сделать стенд: "Волшебные запахи мира".
РАЗГОВОРЫ С ПРИРОДОЙ
Методика. Во время прогулки на поляне или в лесу дайте детям задание выбрать себе цветок, растение или дерево и поговорить с ним. Каждый должен задать по крайней мере четыре вопроса выбранному дереву или цветку и "услышать" или представить их ответы.
Потом дети записывают и рисуют то, что они услышали.
Попросите детей по дороге в школу или домой поговорить с солнцем, облаком, землёй, цветами, горами, звёздами.
Из рисунков и рассказов детей делается стенд: "Наши разговоры с миром природы".
НАЙДИ СЕБЕ ДОМ
Методика. Перед прогулкой в поле, лесу или парке скажите детям, что их вдруг заколдовал волшебник, и каждый из них стал ростом со свой мизинец. Дети должны во время прогулки найти себе дом. Это может быть мышиная норка, цветок, лопух, пень или любое другое укрытие. Дети могут сами построить себе дом из травинок, палочек или бересты. Дети должны будут подумать, на чём они будут спать и что будут есть, с кем будут дружить и от кого прятаться.
Дети могут взять с собой на прогулку маленьких куколок, машинки или солдатиков и построить или найти дом для них.
По возвращении с прогулки дети рисуют свои дома и пишут небольшие рассказы о них или рассказывают устно по своим рисункам. Из рисунков и рассказов можно устроить выставку.
ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ЦВЕТЫ
Методика. Прочтите детям сказки или легенды о том, как появились на свет разные цветы. А потом попросите их придумать и написать небольшую сказку или историю о том, как появился на свет их любимый цветок. Перед этим можно поиграть в игру: "Я садовником родился" или в игру, когда каждый загадывает свой любимый цветок и описывает его качества, а остальные пытаются догадаться, что это за цветок.
Если ребёнку сложно придумать сказку самому, можно помочь ему, начав сказку и попросив его продолжить её.
Например, как появился василёк:
"Жил-был мальчик Вася. Он очень любил цветы. И больше всего на свете хотел научиться их языку. Однажды, когда Вася поливал розы в своём саду, одна из роз прошептала ему: "Если ты хочешь услышать наши сказки и разговоры, приходи ночью в сад. Сюда приходит фея цветов, и своей волшебной палочкой она может совершить чудо. Ты попроси её превратить тебя в какой0нибудь цветок, которого ещё нет на свете. Она очень добрая и обязательно выполнит твоё желание…"
Затем все написанные детьми истории и сказки перепишите в альбом. В течение года можно написать несколько подобных книг-альбомов о том, как появились на свет те или иные растения, деревья или животные.
ПРЕДСТАВЬ СЕБЯ ДОЖДЁМ
Методика. Дети делятся на пары. Первый ребёнок из пары закрывает глаза и протягивает руки ладошками вверх, другой пальчиками по ладошкам показывает, какой идёт дождь: мелкий грибной, тёплый, ласковый, летний или осенний, грозовой ливень и т.д. Педагог может включить соответствующую музыку и сначала сам говорить, какой идёт дождь.
Потом дети в паре меняются местами, и теперь первый ребёнок показывает на ладошках другого, какой идёт дождь, а второй должен догадаться, какой дождик к нему пришёл.
Предложите детям закрыть глаза и представить себя деревом: на сильном ветру, под дождём – мелким и ливнем, под снегом, в жаркий день и т. д. Включите спокойную музыку и предложите детям выразить свои ощущения в движениях. Затем предложите детям представить себя огнём, водой, возду-хом, солнцем и т.д. Можно попросить детей выразить свои ощущения в рисунке.
ТАНЕЦ РУК
Методика. Дети закрывают глаза, включается и тихая музыка. Скажите детям: "Расслабьтесь и представьте, что ваши руки волшебные. Они могут стать крыльями птицы, ветвями дерева, ветром, дождём или травой. Слушайте музыку и разрешите своим рукам танцевать так, как они хотят".
Предупредите детей, что они должны полностью расслабиться и позволить рукам делать то, что они хотят, стараясь как бы со стороны наблюдать за их движениями.
Затем попросите детей, что они чувствовали во время этого танца.
Потом дети могут нарисовать или описать свои ощущения.
ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Методика. Разделите детей на пары. Первый человек из пары пишет не менее пяти предложений на тему: "Как люди должны заботиться об окружающей среде". Второй – "Как люди уничтожают окружающую среду".
Затем детей делятся на группы таким образом, что первый человек из пары попадает в первую группу, а второй человек – во вторую. Каждая группа из предложений детей составляет общий рассказ по этим темам.
Представители каждой группы зачитывают результаты своих обсуждений. Эти результаты записываются на доске.
Дети должны найти к каждому пункту результатов обсуждений первой группы соответствующий пункт из результатов обсуждений второй группы.таким образом может быть выработан прекрасны план защиты окружающей среды.
Если детей много, для более эффективной работы их можно разделить на четыре или на шесть групп.
После этого каждый ребёнок рисует наиболее понравившееся ему предложение и пишет сочинение на тему: "Окружающая среда и я".
Из рисунков и сочинений детей можно устроить стенд: "Чем мы можем помочь нашей природе"
Источники:
1) Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. Составители Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.
2) В.А.Ясвин. Мир природы в мире игр. ЭкоЦентр "Заповедники", Москва, 1998.
3) Сборник экологических игр. Составитель Ю.А. Севрук. По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999.
4) «Игры, в которые мы играем!» - Методическая разработка Детского экологического центра Национального парка "Лосиный Остров".
5) В.В. Рынькова Т. В. Юдина. Азбука экологического воспитания.
6) В. В. Смирнова. Н. И. Балуева. Тропинка в природу.
7) Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» №2. Издательство: ОАО «Молодая гвардия», Москва, 2002
Внеклассное мероприятие: Экологическая игра «Знатоки природы»
1-4 классы
Цели:
Образовательные:
- формировать у детей любовь к природе и потребность в общении с ней, способности обучающихся к новому способу действия.
Развивающая:
- развивать у ребят мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость, умение работать в микро- коллективе.
Воспитательная:
- воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.
Задачи: способствовать нравственному воспитанию учащихся; прививать любовь к чтению книг по окружающему миру; воспитывать чувство сопереживания; обогащать экологический опыт детей.
Планируемые результаты:
Предметные: расширить и углубить представления детей в различных областях знаний по окружающему миру, познакомиться в процессе игры с чем-то новым и интересным.
Личностные: принимать базовые ценности « игра», «команда», прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Тип занятия: игра
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, видеоклип «Живет повсюду красота»
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2 слайд Звучит мелодия Поля Мориоти «В мире животных».
Учитель: Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.
“ Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - сказал Сухомлинский. (Высказывание заранее записывается на доске).
Давайте поделимся своими знаниями об удивительном мире растений и животных. Этой теме мы и посвящаем игру «Знатоки природы» (слайд 3)
Учитель: Собрались участники игры. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте познакомимся.
Представление команд (заранее обговаривается название команды и девиз, команда 6 человек).
“Представление” команды.
Представление команды “Спасатели”.(слайд 4-эмблема команды)
Девиз:
Мы не хотим стоять в стороне.
Мы – за порядок на нашей земле!
Приветствие команды “ Спасатели ”
Есть одна планета – сад,
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Так давайте сбережем
Наш большой природы дом
Приветствие жюри команда “ Спасатели ”
Знаем мы, что КВН– игра,
И играть настала нам пора.
Будем ей все силы отдавать,
И пятерки в баллах получать!
Представление команды “Экологи” (слайд 5-эмблема команды)
Девиз “Экологи”
Береги свою планету,
Ведь другой на свет нет.
Приветствие команды “Экологи”
Будем бить тревогу вместе
Потому что все в ответе,
Как нам в новом веке жить,
Как природу сохранить!
Приветствие жюри команда “Экологи”
Мы справедливых ждем решений,
Единства взглядов, мыслей, мнений,
Вглядитесь зорче в лица наши,
Мы – всех милей, умней и краше
Учитель: Приветствую всех членов команд и желаю вам победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.
- Игра состоит из 5 конкурсов.
- На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, игрокам разрешается общаться между собой. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
- Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри).
Итак, начнем игру!
Конкурсы.
1й конкурс «Разминка» (каждой команде задается по несколько вопросов по очереди, на раздумье 5 сек. Если команда не отвечает, вопрос переходит команде соперника)
6 слайд 1я команда
1. Что делает еж зимой? (спит)
2. С прилетом каких птиц начинается весна? (грачей)
3. Какая птица живет на болоте? (цапля)
4. Какой цветок считается самым благородным? (роза)
7 слайд 2я команда
1. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)
2. Какая из птиц считается символом мира? (голубь)
3. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)
4. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)
За каждый правильный ответ – 1 балл
2-й конкурс «Один за всех –и все за одного»
Учитель: В этом конкурсе покажут не только знания, но и сплоченность. Капитаны выполняют тесты. Члены команды первоклассники складывают из букв названия животных. Остальные члены команды составляют цепочку слов-названий животных или растений. 3 минуты.
Задания для капитанов.
- Кто причиняет вред диким животным?
а) браконьеры б) лесники в) рыбаки г) охотники
2. Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу?
а) в лесу б) в зоопарке в) заповеднике
3. Что надо делать после того, как вы отдохнули в лесу?
а) собрать вещи и уехать б) затушить костер, убрать мусор
4. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега
____________________________
____________________________
5. Приведите примеры вечнозеленых растений ______________________________________________
______________________________________________
6. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной?
а) черника б) клубника в) смородина г) малина
7. Какое дерево, как и берёза, дает сладкий сок?
а) клён б) осина в) черёмуха г) рябина
8. Зачеркни «лишнее» слово
- Клён, рябина, ель, тюльпан.
- Берёза, дуб, шиповник, тополь.
- Груша, слива, тополь, вишня.
9. У родителей и деток вся одежда из монеток. ___________________
10. На зеленом шнурочке, белые звоночки. ______________________
11. Какая перелетная птица прилетает первой?
а) соловей б) грач в) кукушка
12. Какой цветок называют – царицей цветов?
а) фиалка б) роза в) гладиолус г) ромашка
13. Документ, в который заносят некоторые виды растений, птиц и животных. _______________________________________________ _______________________________________________
Задания для первоклассников:
Игра «Буквы рассыпались». Из букв каждой строчки надо составить слово, причем нельзя ни добавлять, ни оставлять неиспользованными ни одной буквы.
- к, у, т, а (утка)
- ь,е,л (ель)
- к, о, х, я, м (хомяк)
- у, м, з, е, д, а (медуза)
- ц, р, у, и, а, к (курица)
- а, м, к, р, о, ш, а (ромашка)
- н, а, р, п, е, т, а (пантера)
- о, к, а, л, ч, а, с, т (ласточка)
- м,ь,е,в,е,д,д (медведь)
- о, н, п, ж, и, р, к, о, д, о (подорожник)
Задания для остальной команды:
Игра «Цепочка слов». Записать цепочку слов, причем каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. Слова должны обозначать только названия растений или животных.
Например: Береза – абрикос – слон – носорог – грач – червяк и т. д.
Учитель: А для вас уважаемые зрители предлагаются загадки:
1.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).
2. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёжик)
- Под кочкой крошка – только шляпа да ножка. (Гриб)
- В воде купался, сам сух остался. (Гусь)
- На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля)
- Не зверь, ни птица, нос как спица,
Летит – пищит, сядет – молчит. (Комар)
8. В темном уголке живет, шелковую нить плетет,
Он тайком сюда забрался, строить сеть для мух собрался. (Паук)
9. Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)
10.Над лесами, над рекой семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост, я б рукой достал до звезд. (Радуга)
11.Он в лесу стоял, никто его не брал –
В красной шапке модной, ни на что не годный. (Мухомор)
- Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (Бобры)
- Летом рад я свежей ягоде медвежьей.
А сушеная в запас от простуды лечит нас. (Малина)
- Ставят школьникам отметки, а вот мне не ставят зря:
Говорить учусь я в клетке, не имея словаря. (Попугай)
- Не ворона, не синица, - как зовется эта птица?
Примостилась на суку – раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)
- Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – летит спать в дупло. (Сова) - 1. Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
- Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
- Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)
- Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
(Елка)
- Пусть жара или метель,
Но, такая же, как ель,
Зелена, хоть не весна,
Стройна высится...(сосна). - Во дворе белым-бело,
Весь июнь мело, мело…
Нет, не снег вокруг, а пух,
Лезет в нос он хлеще мух!
Расчихались мы не зря –
Распушились ... (тополя)
Этот конкурс был очень трудным – пора отдохнуть. Интерактивная музыкальная физминутка.
3-й конкурс «Узнай и назови птицу»
Учитель: На слайде изображены птицы, которые обитают в нашей стране. Необходимо сопоставить название птицы с ее изображением.
1 правильно названная птица 1 балл. Максимальное количество баллов за задание – 5.
После выполнения задания, необходимо исправить ошибки, показать, где какая птица изображена.
8 слайд для команды «Экологи» 1.дрофа,2.сорока,3.клест, 4.снегирь, 5. дятел.
9 слайд для команды «Спасатели» 1. Цапля, 2. Воробей, 3. Свиристель, 4. Синица, 5. Ласточка
4-й конкурс « Характер наш и братьев наших меньших»
(Закончи фразу)
Пример: Хитрый, как……лиса.
Смелый, как…….лев.
Командам раздаются карточки с заданием.
1. Коварная, как ... (змея).
2. Трусливый, как ... (заяц).
3. Злой, как ... (собака).
4. Голодный, как ... (волк).
5. Упрямый, как ... (осел).
6. Бестолковый, как ... (баран).
7. Тихий, как ... (мышь).
8. Вольный, как ... (Птица).
За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл
Игра со зрителями 2: «Прилетели птицы»
Вед. Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…/Дети хлопают/
Вед. Что неправильно?
Дети. Мухи.
Вед. А мухи – это кто?
Дети. Насекомые.
Вед. Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны! /Хлопают/
Вед. Начинаем снова!
Прилетели птицы:
Голуби, куницы! /Хлопают/
5-й конкурс Игра «Четвертый лишний». Из четырех предложенных в каждой строчке слов надо выбрать одно, являющееся «лишним» и объяснить, почему. Побеждают первые 3 человека, быстрее и правильнее других справившиеся с заданием.
- бабочка, муравей, жаба, клоп. (не насекомое)
- пеликан, скворец, ласточка, грач (не живет в средней полосе, имеет мешок в клюве)
- корова, кролик, коза, лошадь (нет копыт)
- лютик, нарцисс, ромашка, василек (садовый цветок)
- пантера, барс тигр, медведь (не кошка)
- жираф, олень, лось, коза (длинная шея или домашнее животное)
- подберезовик, лисичка, мухомор, сыроежка (ядовитый)
- тетерев, павлин, иволга, страус (певчая птица)
- гуппи, лещ, щука, карась (аквариумная)
- ель, жасмин, сосна, кедр (кустарник, не хвойный)
Учитель: «Интересно о животных»
– Ребята, кто-нибудь из вас знает, какое животное живёт дольше всех?
(Ответы детей)
10 слайд Среди млекопитающих слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд – чуть более 60 лет.
11 слайд Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда эти животные жили более 50 лет.
– А вот другие, не подвергаемые сомнению факты долголетия.
12 слайд Бегемоты живут от 40 до 50 лет.
Носорог – 40 лет, медведь – 34 года, обезьяны – более 20 лет.
Кошки могут дожить до 23 лет, а собаки до 22.
13-14 слайд –ролик «Живёт повсюду красота»
Подведение итогов жюри. Награждение команд и самого активного зрителя.
Учитель: Вы сегодня все очень хорошо поработали и показали свои знания об удивительном мире растений и животных. Надеюсь, ваши знания вам пригодятся в будущем и помогут сохранить нашу природу такой красивой и удивительной, как сейчас.
Песенка защитников природы.
Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли,
То возможно–можно-можно,
То наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!
Припев.
А-а, здравствуйте,
Горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте,
Реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай!
А-а, и зеленый попугай!
И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
Припев:
А-а, здравствуйте,
Горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте,
Реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай
№ | Конкурсы | Спасатели | Экологи |
1 | “Представление” и «Разминка» | ||
2 | «Один за всех –и все за одного» | ||
Конкурс капитанов | |||
Конкурс первоклассников | |||
Работа команды | |||
3 | «Узнай и назови птицу» | ||
4 | « Характер наш и братьев наших меньших» | ||
5 | «Четвертый лишний». | ||
ИТОГО |
№ | Конкурсы | Спасатели | Экологи |
1 | “Представление” и «Разминка» | ||
2 | «Один за всех –и все за одного» | ||
Конкурс капитанов | |||
Конкурс первоклассников | |||
Работа команды | |||
3 | «Узнай и назови птицу» | ||
4 | « Характер наш и братьев наших меньших» | ||
5 | «Четвертый лишний». | ||
ИТОГО |
Представление команды “Спасатели”.(слайд 4-эмблема команды)
Девиз:
Мы не хотим стоять в стороне.
Мы – за порядок на нашей земле!
Приветствие команды “ Спасатели ”
Есть одна планета – сад,
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Так давайте сбережем
Наш большой природы дом
Приветствие жюри команда “ Спасатели ”
Знаем мы, что КВН– игра,
И играть настала нам пора.
Будем ей все силы отдавать,
И пятерки в баллах получать!
Представление команды “Экологи” (слайд 5-эмблема команды)
Девиз “Экологи”
Береги свою планету,
Ведь другой на свет нет.
Приветствие команды “Экологи”
Будем бить тревогу вместе
Потому что все в ответе,
Как нам в новом веке жить,
Как природу сохранить!
Приветствие жюри команда “Экологи”
Мы справедливых ждем решений,
Единства взглядов, мыслей, мнений,
Вглядитесь зорче в лица наши,
Мы – всех милей, умней и краше
Задания для капитанов.
- Кто причиняет вред диким животным?
а) браконьеры б) лесники в) рыбаки г) охотники
2. Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу?
а) в лесу б) в зоопарке в) заповеднике
3. Что надо делать после того, как вы отдохнули в лесу?
а) собрать вещи и уехать б) затушить костер, убрать мусор
4. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега
____________________________
____________________________
5. Приведите примеры вечнозеленых растений ______________________________________________
______________________________________________
6. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной?
а) черника б) клубника в) смородина г) малина
7. Какое дерево, как и берёза, дает сладкий сок?
а) клён б) осина в) черёмуха г) рябина
8. Зачеркни «лишнее» слово
- Клён, рябина, ель, тюльпан.
- Берёза, дуб, шиповник, тополь.
- Груша, слива, тополь, вишня.
9. У родителей и деток вся одежда из монеток. ___________________
10. На зеленом шнурочке, белые звоночки. ______________________
11. Какая перелетная птица прилетает первой?
а) соловей б) грач в) кукушка
12. Какой цветок называют – царицей цветов?
а) фиалка б) роза в) гладиолус г) ромашка
13. Документ, в который заносят некоторые виды растений, птиц и животных. _______________________________________________ _______________________________________________
Игра «Буквы рассыпались». Из букв каждой строчки надо составить слово, причем нельзя ни добавлять, ни оставлять неиспользованными ни одной буквы.
- к, у, т, а
- ь, е, л
- к, о, х, я, м
- у, м, з, е, д, а
- ц, р, у, и, а, к
- а, м, к, р, о, ш, а
- н, а, р, п, е, т, а
- о, к, а, л, ч, а, с, т
- м, ь, е, в, е, д, д
- о, н, п, ж, и, р, к, о, д, о
Игра «Буквы рассыпались». Из букв каждой строчки надо составить слово, причем нельзя ни добавлять, ни оставлять неиспользованными ни одной буквы.
- к, у, т, а
- ь, е, л
- к, о, х, я, м
- у, м, з, е, д, а
- ц, р, у, и, а, к
- а, м, к, р, о, ш, а
- н, а, р, п, е, т, а
- о, к, а, л, ч, а, с, т
- м, ь, е, в, е, д, д
- о, н, п, ж, и, р, к, о, д, о
Задания для остальной команды:
Игра «Цепочка слов». Записать цепочку слов, причем каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. Слова должны обозначать только названия растений или животных.
Например: Береза – абрикос – слон –
Задания для остальной команды:
Игра «Цепочка слов». Записать цепочку слов, причем каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. Слова должны обозначать только названия растений или животных.
Например: Береза – абрикос – слон –
Игра «Буквы рассыпались». Из букв каждой строчки надо составить слово, причем нельзя ни добавлять, ни оставлять неиспользованными ни одной буквы.
- к, у, т, а (утка)
- ь,е,л (ель)
- к, о, х, я, м (хомяк)
- у, м, з, е, д, а (медуза)
- ц, р, у, и, а, к (курица)
- а, м, к, р, о, ш, а (ромашка)
- н, а, р, п, е, т, а (пантера)
- о, к, а, л, ч, а, с, т (ласточка)
- м,ь,е,в,е,д,д (медведь)
- о, н, п, ж, и, р, к, о, д, о (подорожник)
4-й конкурс « Характер наш и братьев наших меньших»
(Закончи фразу)
Пример: Хитрый, как……лиса.
Смелый, как…….лев.
Командам раздаются карточки с заданием.
1. Коварная, как ... (змея).
2. Трусливый, как ... (заяц).
3. Злой, как ... (собака).
4. Голодный, как ... (волк).
5. Упрямый, как ... (осел).
6. Бестолковый, как ... (баран).
7. Тихий, как ... (мышь).
8. Вольный, как ... (Птица).
За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл
4-й конкурс « Характер наш и братьев наших меньших»
(Закончи фразу)
1. Коварная, как ... .
2. Трусливый, как ... .
3. Злой, как ....
4. Голодный, как ... .
5. Упрямый, как ... .
6. Бестолковый, как ... .
7. Тихий, как ... .
8. Вольный, как ... .
4-й конкурс « Характер наш и братьев наших меньших»
(Закончи фразу)
1. Коварная, как ... .
2. Трусливый, как ... .
3. Злой, как ....
4. Голодный, как ... .
5. Упрямый, как ... .
6. Бестолковый, как ... .
7. Тихий, как ... .
8. Вольный, как ... .
5-й конкурс Игра «Четвертый лишний». Из четырех предложенных в каждой строчке слов надо выбрать одно (подчеркнуть), являющееся «лишним» и объяснить, почему.
- бабочка, муравей, жаба, клоп. (не насекомое)
- ворона, скворец, ласточка, журавль (зимующая птица)
- корова, кролик, коза, лошадь (нет копыт)
- лютик, нарцисс, ромашка, василек (садовый цветок)
- пантера, волк, тигр, белка (не хищник)
- рысь, олень, лось, коза (хищник)
- подберезовик, лисичка, мухомор, сыроежка (ядовитый)
- медведь, собака, барсук, енот (домашнее животное)
- гуппи, лещ, щука, карась (аквариумная)
- ель, липа, сосна, кедр (не хвойное дерево)
5-й конкурс Игра «Четвертый лишний». Из четырех предложенных в каждой строчке слов надо выбрать одно (подчеркнуть), являющееся «лишним» и объяснить, почему.
- бабочка, муравей, жаба, клоп.
- ворона, скворец, ласточка, журавль
- корова, кролик, коза, лошадь (нет копыт)
- лютик, нарцисс, ромашка, василек
- пантера, волк, тигр, белка
- рысь, олень, лось, коза (хищник)
- подберезовик, лисичка, мухомор, сыроежка
- медведь, собака, барсук, енот
- гуппи, лещ, щука, карась
- ель, липа, сосна, кедр
5-й конкурс Игра «Четвертый лишний». Из четырех предложенных в каждой строчке слов надо выбрать одно (подчеркнуть), являющееся «лишним» и объяснить, почему.
- бабочка, муравей, жаба, клоп.
- ворона, скворец, ласточка, журавль
- корова, кролик, коза, лошадь
- лютик, нарцисс, ромашка, василек
- пантера, волк, тигр, белка
- рысь, олень, лось, коза
- подберезовик, лисичка, мухомор, сыроежка
- медведь, собака, барсук, енот
- гуппи, лещ, щука, карась
- ель, липа, сосна, кедр
5-й конкурс Игра «Четвертый лишний». Из четырех предложенных в каждой строчке слов надо выбрать одно (подчеркнуть), являющееся «лишним» и объяснить, почему.
- бабочка, муравей, жаба, клоп.
- ворона, скворец, ласточка, журавль
- корова, кролик, коза, лошадь
- лютик, нарцисс, ромашка, василек
- пантера, волк, тигр, белка
- рысь, олень, лось, коза
- подберезовик, лисичка, мухомор, сыроежка
- медведь, собака, барсук, енот
- гуппи, лещ, щука, карась
- ель, липа, сосна, кедр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
экологическая игра "В мире цветов"
научить любить природу, такой какая она есть и охранять её....
Экологическая игра-путешествие.
Игра"Поход в лес"....
Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса
Игра – путешествие на экологическом поезде для 4 классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...
Экологическая игра для младших школьников «Экологическая ромашка».
Игра помогает детям задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь...
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ)
Экологический квест это - игра, которая может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из пяти станций. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окру...
Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс
Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в 1 классе)...
Экологическая игра "Кто? Что? Где? на экологической тропе"
Данная игра проводится для первоклассников в целях экологического воспитания....