Техническая карта урока по окружающему природному миру для детей с ОВЗ (детское экспериментирование) "Вода не имеет вкуса"
план-конспект урока по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Данный урок помогает формировать экологическое мировоззрение учащихся, с ОВЗ, опираясь на научную основу ознакомления детей с природой и учебный эксперимент, который служит средством доказательства или опровержения выдвигаемых предположений. Создаёт условия для овладения навыками экспериментирования. Формирует представления, учащихся с ОВЗ, что вода не имеет вкуса..
Скачать:
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти»
ул. Кирова, д. 64, г.о. Тольятти, Самарская обл., 445004. Тел./факс (8482) 22-29-34. E-mail: so_school3i@samara.edu.ru ул. Матросова, д. 31, г.о. Тольятти, Самарская обл., 445008.
тел./факс (8482) 24-51-31.
Техническая карта урока по окружающему природному миру для детей с ОВЗ
(детское экспериментирование)
Ткаченко Натальи Викторовны
(учитель, Тольятти)
«Вода не имеет вкуса»
Цель: Формирование экологического мировоззрения учащихся, с ОВЗ, опираясь на научную основу ознакомления детей с природой и учебный эксперимент, который служит средством доказательства или опровержения выдвигаемых предположений. Создание условий для овладения навыками экспериментирования.
Задачи
Образовательная: Формировать представления, что вода не имеет вкуса.
Развивающая: Развивать внимание, мышление, речь в доступных для детей пределах, эмоциональный отклик.
Воспитательная: Формировать навыки самоконтроля, элементы трудовой деятельности.
Оборудование
Демонстрационное: 1 прозрачный стакан с водой, 1 прозрачный стакан с соком, клеёнка на стол, салфетка для рук.
Раздаточное: По количеству детей. 1 прозрачный стакан с водой; 1 прозрачный стакан с соком; клеёнка на стол; салфетка для рук; карточка – таблица – 1 шт. , 3 карточки, для наклеивания, клей – карандаш.
Характеристика этапов занятия
Задачи этапа | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | Форма организации | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1 этап. Организационный – (5 минут) | ||||||
1.1 Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию | Прозвенел звонок, начался урок! Головами покиваем, Носиками помотаем, И зубами постучим, И немножко помолчим! | Стимули-рование положительной мотивации. Словесно-практический | Фронт. | Приветствует детей, устанавливает зрительный контакт. Обращает внимание детей на школьный звонок, который является сигналом к началу урока Проверка психологической готовности класса к занятию. | Сидят за партами, выполняют движения согласно тексту, по показу педагога | |
1.2 Создать целевую установку на предстоящую деятельность | На нашем занятии мы продолжим изучать самую обыкновенную воду и в тоже время самое загадочное вещество на нашей планете. Она помогает нам чистыми стать. Посуду помыть и бельё постирать. Вспомним свойства воды, которые мы знаем. В этом нам помогут мнемокарточки,которые лежат у вас на столе (приложение 1). Что означает карточка «Рыбка в аквариуме»? Первое свойство воды. Вода, не имеет цвета, она прозрачна. Найдите и покажите такую же карточку. Молодцы! Что означает карточка «Одуванчик»? Второе свойство воды. Вода, не имеет запаха. Найдите в вашей папке «Вода» такую же карточку. Молодцы! Продолжим разгадывать тайны воды. В этом нам помогут простые опыты с водой. | Эвристическая беседа; Наглядный метод (с использованием зрительного и слухового анализатора); | Фронт. Инд. | Включает презентацию. Задаёт вопросы, побуждает к логическим умозаключениям. | Смотрят на экран, отвечают на вопросы самостоятельно (повторяют или проявляют эмоциональный отклик). Работают с папками «Вода» | |
2 этап. Основной – (30 минут) | ||||||
2.1 Повторить и закрепить знания учащихся о правилах поведения во время опытов с водой | Чтобы проводить настоящие опыты мы должны вспомнить правила поведения, при работе с водой. Нам помогут карточки-помощники, (приложение 2) которые лежат перед вами. Найдите карточку, которая предупреждает, что надо беречь воду. Правильно, первое правило – береги воду, не разбрызгивай её. Найдите карточку, которая предупреждает, что надо аккуратно пользуйся ёмкостью для воды. Правильно, второе правило - аккуратно пользуйся ёмкостью для воды. Найдите карточку, которая предупреждает, что необходимо своевременно поддерживать порядок на рабочем месте. Молодцы, третье правило - своевременно поддерживай порядок на рабочем месте, подтирай разлившуюся на пол и стол воду. | Наглядный метод (зрительный); Описание | Фрон. Индив. | Концентрирует внимание учащихся на мнемокарточках, учит работать с карточками | Концентрируют внимание, на мнемокарточках находят нужные карточки, по описанию | |
2.2 Создать игровую ситуацию | Чтобы разгадать следующую тайну воды нужно разогреть наши губки, Начинаем разогревать наши губы. «Хоботок» -телесноориентированное упражнение (Приложение 3) | Активизация УПД (организация игрового момента) | Фрон. | Даёт инструкцию к телесноориентир. упражнениям, контроль за качеством выполнения
| Выполняют телесноориентированные упражнения | |
2.3 Проведение опыта с водой | Посмотрите, у каждого на столе, стоят два стакана, один стакан с водой, другой с соком. Найдите и покажите стакан с соком, молодцы! Найдите и покажите стакан с водой, молодцы! Возьмите стакан с яблочным соком и попробуйте сок. Какой вкус у сока? Вкус у яблочного сока кисло – сладкий. Возьмите стакан с водой и попробуйте воду. Какой вкус у воды? Вода не имеет вкуса. Какой делаем вывод? Правильно, вода не имеет вкуса. | Организация самостоятельной работы учащихся | Фрон. Индив. | Раздаёт самостоятельно (с помощью дежурных) оборудование для опыта. Даёт алгоритм действий. | Самостоятельно (с помощью взрослого) выполняют указания педагога; Делают выводы | |
2.4 Эмоциональная разгрузка | Наступила минутка отдыха! «Это Я!» - динамическая пауза (приложение 4) | Игровой метод | Фрон. Индив. | Читает стихи, контролирует действия учащихся. | Выполняют движения по тексту самостоятельно (с помощью взрослого) | |
2.5 Закрепление полученных знаний | Послушайте историю «Три весёлые капельки» - эвристическая история, (приложение 5) Вода бывает пресной, теплой, соленой, но всегда она остается чистой и полезной для всех живых существ на Земле. | Эвристическая беседа | Фрон. Индив | Показывает слайды презентации. Рассказывает историю, ведёт беседу. | Рассматривают слайды презентации, , отвечают на вопросы самостоятельно (повторяют или проявляют эмоциональный отклик). | |
2.6 Продуктивная деятельность, изготовление карточки - ответа | Чтобы получить новую мнемокарточку о свойстве воды поиграем в игру «Найди нужную карточку», (приложение 6). Молодцы, все справились с заданием! | Практический | Фрон. Индив | Раздаёт учащимся клей - карандаш, таблицу и карточки. Объясняет алгоритм действий | Слушают учителя, эмоционально реагируют на речь педагога; Выполняют задания самостоятельно или «рука в руке» | |
2.7 Объединение знаний полученных в процессе опытов | Новая мнемокарточка, (приложение 1), в которой изображён остаток яблока, его огрызок. Вода не имеет вкуса. Огрызок, тоже не имеет вкуса. | Наглядный метод (просмотр презентации) | Фрон. Инд. | Работает со слайдами презентации; Концентрирует внимание учащихся | Смотрят на экран, отвечают на вопросы самостоятельно (повторяют или проявляют эмоциональный отклик). | |
3 этап. Заключительный – (5 минут) | ||||||
3.1 Сформулировать основной итог занятия | Слайд 14. Повторим, какие свойства воды мы уже открыли и, что отображает каждая мнемокарточка (приложение 1). Первая карточка, где показа рыбка в аквариуме, означает, что вода бесцветная, а карточка с одуванчиком говорит нам, что вода не имеет запаха. Карточка с остатками яблока напоминает нам, что вода не имеет вкуса. Молодцы! | Самоанализ и самооценка | Фрон. Инд. | Подводит итог занятия, формирует яркие устойчивые образы | Работают с каждой картинкой, повторяя свойства воды, | |
3.1.1 Оценить достигнутые результаты | Перед вами лежат весёлый смайлик и грустный. Если вам понравилось занятие поднимите весёлого смайлика, если нет, то грустного (Учащиеся, самостоятельно, оценивают достигнутые результаты). | Рефлексия: самоконтроль, использование смайликов | Фронт. Инд. | Подводит итог занятия. Побуждает детей самостоятельно дать оценку занятию, благодарит за работу | Эмоциональная оценка занятия и достигнутых результатов |
Приложение1
Свойство воды
(мнемокарточки)
Вода, не имеет цвета, она прозрачна | Вода, не имеет запаха. | Вода не имеет вкуса. |
Приложение 2
Мнемокарточки правил поведения, при работе с водой | ||
Береги воду, не разбрызгивай её | Аккуратно пользуйся ёмкостью для воды | Поддерживай порядок на рабочем месте |
Приложение 3
«Хоботок»
(телесноориентированное упражнение)
Цель: Создать положительное эмоциональное настроение у учащихся, формировать умения напрягать и расслаблять мышцы лица.
Вытягивают губы хоботком, напрягли губы, а затем, расслабили их.
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Губы не напряжены
И раслаблены они.
Приложение 4
"Это Я"
(динамическая пауза).
Действия педагога и учащихся | |
Это глазки. Вот. Вот. | Показывают сначала левый, потом правый глаз. |
Это ушки. Вот. Вот. | Берут сначала за левое ухо, потом за правое. |
Это нос. Это рот. | Левой рукой показывают нос, правой рот. |
Там спина. Тут живот. | Левую ладошку кладут на спину. Правую на живот. |
Это ручки. Хлоп, хлоп. | Вытягивают обе руки, два раза хлопают. |
Это ножки. Топ, топ. | Кладут ладони на бёдра, два раза топают |
Ой, устали. Вытрем лоб. | Правой ладонью проводят по лбу. |
Приложение 5
«Три весёлые капельки»
(Эвристическая история)
Жили-были веселые капельки воды (слайд 9), которые решили проверить, правда ли, что вода не имеет вкуса. Они отправились в увлекательное путешествие по реке, озеру и даже океану, чтобы узнать ответ на этот вопрос.
Первая капелька попробовала воду из речки и сказала: "Ух, какая пресная и прохладная вода, но вкуса у нее нет!" (слайд 10). Вторая капелька попробовала воду из озера и сказала: "Эта вода теплая и спокойная, но опять же, вкуса нет!" (слайд 11). Третья капелька окунулась в океан и сказала: "Ого, какая соленая и огромная вода, но, удивительно, она тоже не имеет вкуса!"(слайд 12).
Таким образом, веселые капельки воды поняли, что вода действительно не имеет вкуса, но при этом она может быть разной - пресной, теплой, соленой, но всегда она остается чистой и полезной для всех живых существ на Земле. И они вернулись домой, радуясь этому важному открытию.
Приложение 6
«Найди нужную карточку» (развивающая игра)
Цель: Закрепить умение учащихся соотносить предметы: «было/стало», группировать предметы по признаку «вкусно/невкусно», «есть вкус/ нет вкуса».
Оборудование: карточка – таблица – 1 шт. , 3 карточки, для наклеивания, клей – карандаш, по количеству детей.
Ход игру: Учащимся предлагается рассмотреть карточки, найти нужную карточку по признаку «было/стало». Приклеить в нужное окошечко. Определить группу предметов, которые имеют вкус и группу предметов, которые не имеют вкус.
Таблица
для развивающей игры «Найди нужную карточку»
Вкусно | Невкусно | Карточки для наклеивания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по окружающему природному миру
Данный урок предназначен для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения)...
Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок).
Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок).Тема урока: Овощи и фрукты. Предмет: Окружающий природный мирТип урока: усвоение новых знаний Организационная форма: индивидуа...
Конспект урока по окружающему природному миру (индивидуальное обучение) в 1 классе для школы 8 типа
Тема: Узнавание ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника)....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект урока по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «Птицы зимой" ХАЗОВА А.А.
Конспект урока "Птицы зимой" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект урока по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «Птицы зимой" МУСТАФИНА Е.Г.,ХАЗОВА А.А.
Конспект урока "Птицы зимой" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)...
Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по окружающему природному мирудля детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...
Конспект урока по Окружающему природному миру «Овощи (перец), внешний вид (вкус, запах). Съедобные и несъедобные части овоща»
Конспект урока по Окружающему природному миру «Овощи (перец), внешний вид (вкус, запах). Съедобные и несъедобные части овоща»...