Техническая карта урока по окружающему природному миру для детей с ОВЗ (детское экспериментирование) "Вода не имеет вкуса"
план-конспект урока по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Ткаченко Наталья Викторовна

Данный урок помогает формировать экологическое мировоззрение учащихся, с ОВЗ, опираясь  на научную основу ознакомления детей с природой и учебный эксперимент,  который служит средством доказательства или опровержения выдвигаемых предположений.  Создаёт условия для овладения навыками экспериментирования. Формирует представления, учащихся с ОВЗ, что вода не имеет вкуса..

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  городского округа Тольятти»

ул. Кирова, д. 64, г.о. Тольятти, Самарская обл., 445004. Тел./факс (8482) 22-29-34. E-mail: so_school3i@samara.edu.ru  ул. Матросова, д. 31, г.о. Тольятти, Самарская обл., 445008.

тел./факс (8482) 24-51-31.

Техническая карта урока по окружающему природному миру для детей с ОВЗ

(детское экспериментирование)

Ткаченко Натальи Викторовны

(учитель, Тольятти)

«Вода не имеет вкуса»

Цель: Формирование экологического мировоззрения учащихся, с ОВЗ, опираясь  на научную основу ознакомления детей с природой и учебный эксперимент,  который служит средством доказательства или опровержения выдвигаемых предположений.  Создание условий для овладения навыками экспериментирования.

Задачи

Образовательная: Формировать представления, что вода не имеет вкуса.

Развивающая: Развивать внимание, мышление, речь в доступных для детей пределах, эмоциональный отклик.

Воспитательная: Формировать навыки самоконтроля, элементы трудовой деятельности.

Оборудование

Демонстрационное:  1 прозрачный стакан с водой, 1 прозрачный стакан с соком, клеёнка на стол, салфетка для рук.

Раздаточное: По количеству детей. 1 прозрачный стакан с водой; 1 прозрачный стакан с  соком;    клеёнка на стол; салфетка для рук; карточка – таблица – 1 шт. , 3 карточки, для наклеивания, клей – карандаш.

Характеристика этапов занятия

Задачи этапа

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Форма организации

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 этап. Организационный – (5 минут)

1.1

Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию

Прозвенел звонок, начался урок!

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

И зубами постучим,

И немножко помолчим!

Стимули-рование положительной мотивации.

Словесно-практический

Фронт.

Приветствует детей, устанавливает зрительный контакт. Обращает внимание детей на школьный звонок, который является сигналом к началу урока  Проверка психологической готовности класса к занятию.

Сидят за партами,  выполняют движения согласно тексту, по показу педагога

1.2

Создать целевую установку на предстоящую деятельность

На нашем занятии  мы продолжим изучать  самую обыкновенную воду и в тоже время самое загадочное вещество на нашей планете.   Она помогает нам чистыми стать. Посуду помыть и бельё постирать. Вспомним свойства воды, которые мы знаем. В этом нам помогут мнемокарточки,которые лежат у вас на столе (приложение 1). Что означает карточка «Рыбка в аквариуме»? Первое свойство воды. Вода, не имеет цвета, она прозрачна. Найдите и покажите  такую же карточку. Молодцы!

Что означает карточка «Одуванчик»? Второе свойство воды.  Вода, не имеет запаха. Найдите в вашей папке «Вода» такую же карточку. Молодцы! Продолжим разгадывать тайны воды.  В этом нам помогут простые опыты с водой.

Эвристическая 

беседа;

 Наглядный метод (с использованием зрительного и слухового анализатора);

Фронт.

Инд.

Включает презентацию. Задаёт вопросы, побуждает к логическим умозаключениям.

Смотрят на экран, отвечают на вопросы самостоятельно (повторяют или проявляют эмоциональный отклик). Работают с папками «Вода»

2 этап. Основной – (30 минут)

2.1

Повторить и закрепить знания учащихся о правилах поведения во время опытов с водой

Чтобы проводить настоящие опыты мы должны вспомнить правила поведения,  при работе с водой. Нам помогут карточки-помощники, (приложение 2) которые лежат перед вами. Найдите карточку, которая предупреждает, что надо беречь воду. Правильно, первое правило – береги воду, не разбрызгивай её. Найдите карточку, которая предупреждает, что надо  аккуратно пользуйся ёмкостью для воды. Правильно, второе правило - аккуратно пользуйся ёмкостью для воды. Найдите карточку, которая предупреждает, что необходимо своевременно поддерживать порядок на рабочем месте. Молодцы, третье  правило - своевременно поддерживай порядок на рабочем месте, подтирай разлившуюся на пол и стол воду.

Наглядный метод (зрительный);

Описание

Фрон.

Индив.

Концентрирует внимание учащихся на  мнемокарточках, учит   работать с карточками

Концентрируют внимание, на мнемокарточках находят нужные карточки,  по описанию

2.2

Создать

игровую

ситуацию

Чтобы разгадать следующую тайну воды нужно разогреть наши губки, Начинаем  разогревать наши губы.

 «Хоботок» -телесноориентированное упражнение 

(Приложение 3)

Активизация

УПД

(организация игрового момента)

Фрон.

Даёт инструкцию к телесноориентир. упражнениям, контроль за качеством выполнения

 

Выполняют телесноориентированные упражнения

2.3

Проведение опыта с водой

Посмотрите, у каждого на столе, стоят два стакана, один стакан с   водой, другой с соком.  Найдите и покажите стакан с соком, молодцы! Найдите и покажите стакан с водой, молодцы! Возьмите стакан с яблочным соком и попробуйте сок. Какой вкус у сока? Вкус у яблочного сока кисло – сладкий.

Возьмите стакан с водой и попробуйте воду. Какой вкус у воды?

Вода не имеет вкуса.

Какой делаем вывод? Правильно, вода не имеет вкуса.

Организация самостоятельной работы учащихся

Фрон.

Индив.

Раздаёт самостоятельно (с помощью дежурных) оборудование для опыта.  

Даёт алгоритм действий.

Самостоятельно (с помощью взрослого) выполняют указания педагога; Делают выводы

2.4 Эмоциональная разгрузка

Наступила минутка отдыха!

«Это Я!» - динамическая пауза (приложение 4)

Игровой метод

Фрон.

Индив.

Читает стихи, контролирует действия учащихся.

Выполняют движения по тексту самостоятельно (с помощью взрослого)

2.5

Закрепление полученных знаний

Послушайте историю «Три весёлые капельки» - эвристическая история, (приложение 5)

Вода бывает пресной, теплой, соленой, но всегда она остается чистой и полезной для всех живых существ на Земле.

Эвристическая беседа

Фрон.

Индив

Показывает слайды презентации. Рассказывает историю, ведёт беседу.

Рассматривают слайды презентации, , отвечают на вопросы самостоятельно (повторяют или проявляют эмоциональный отклик).

2.6 Продуктивная деятельность, изготовление карточки - ответа

Чтобы получить  новую  мнемокарточку о свойстве воды   поиграем в игру «Найди нужную карточку», (приложение 6).

Молодцы, все справились с заданием!

Практический

Фрон.

Индив

Раздаёт  учащимся  клей - карандаш, таблицу и карточки.

Объясняет алгоритм действий

Слушают учителя, эмоционально реагируют на речь педагога; Выполняют задания самостоятельно или «рука в руке»

2.7

Объединение знаний полученных в процессе опытов

Новая мнемокарточка, (приложение 1), в которой изображён остаток яблока, его огрызок. Вода не имеет вкуса. Огрызок, тоже не имеет вкуса.

Наглядный метод (просмотр презентации)  

Фрон.

Инд.

Работает со слайдами презентации; Концентрирует внимание учащихся

Смотрят на экран, отвечают на вопросы самостоятельно (повторяют или проявляют эмоциональный отклик).

3 этап. Заключительный – (5 минут)

3.1

Сформулировать основной итог занятия

Слайд 14.

 Повторим,  какие свойства воды мы уже открыли  и, что отображает каждая мнемокарточка (приложение 1). Первая карточка, где показа рыбка в аквариуме, означает, что вода бесцветная, а карточка с одуванчиком говорит нам, что вода не имеет запаха. Карточка с остатками яблока напоминает нам, что вода не имеет вкуса. Молодцы!

Самоанализ и самооценка

Фрон.

Инд.

Подводит итог занятия, формирует яркие устойчивые образы

Работают с каждой картинкой, повторяя свойства воды,

3.1.1

Оценить достигнутые результаты

Перед вами лежат весёлый смайлик и  грустный. Если вам понравилось занятие поднимите весёлого смайлика, если нет, то грустного (Учащиеся, самостоятельно,  оценивают достигнутые результаты).  

Рефлексия:

самоконтроль, использование смайликов

Фронт.

Инд.

Подводит итог занятия. Побуждает детей самостоятельно дать оценку занятию, благодарит за работу

Эмоциональная оценка занятия и достигнутых результатов

Приложение1

Свойство воды

(мнемокарточки)

C:\Users\Ольга\Desktop\аквариум.jpg

C:\Users\Ольга\Desktop\одуванчик.jpg

C:\Users\Ольга\Desktop\яблоко.jpg

Вода, не имеет цвета, она прозрачна

Вода, не имеет запаха.

Вода не имеет вкуса.

Приложение 2

Мнемокарточки правил  поведения,  при работе с водой

C:\Users\Ольга\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\капля.jpeg

Перевернутый стакан рисунок - 66 фото

тряпочка

Береги воду, не разбрызгивай её

Аккуратно пользуйся ёмкостью для воды

Поддерживай порядок на рабочем месте

Приложение 3

«Хоботок» 

(телесноориентированное упражнение)

Цель: Создать положительное эмоциональное настроение у учащихся, формировать умения напрягать и расслаблять мышцы лица.

Вытягивают губы хоботком, напрягли губы, а затем, расслабили их.

Подражаю я слону:

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены

И раслаблены они.

Приложение 4

"Это Я" 

(динамическая пауза).

Действия педагога и учащихся

Это глазки. Вот. Вот.

Показывают сначала левый, потом правый глаз.

Это ушки. Вот. Вот.

Берут сначала за левое ухо, потом за правое.

Это нос. Это рот.

Левой рукой показывают нос, правой рот.

Там спина. Тут живот.

Левую ладошку кладут на спину. Правую на живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Вытягивают обе руки, два раза хлопают.

Это ножки. Топ, топ.

Кладут ладони на бёдра, два раза топают

Ой, устали. Вытрем лоб.

Правой ладонью проводят по лбу.

 

Приложение 5

«Три весёлые капельки»

(Эвристическая история)

Жили-были веселые капельки воды  (слайд 9), которые решили проверить, правда ли, что вода не имеет вкуса. Они отправились в увлекательное путешествие по реке, озеру и даже океану, чтобы узнать ответ на этот вопрос.
Первая капелька попробовала воду из речки и сказала: "Ух, какая пресная и прохладная вода, но вкуса у нее нет!" (слайд 10). Вторая капелька попробовала воду из озера и сказала: "Эта вода теплая и спокойная, но опять же, вкуса нет!" (слайд 11). Третья капелька окунулась в океан и сказала: "Ого, какая соленая и огромная вода, но, удивительно, она тоже не имеет вкуса!"(слайд 12).
Таким образом, веселые капельки воды поняли, что вода действительно не имеет вкуса, но при этом она может быть разной - пресной, теплой, соленой, но всегда она остается чистой и полезной для всех живых существ на Земле. И они вернулись домой, радуясь этому важному открытию.

Приложение 6

«Найди нужную карточку» (развивающая игра)

Цель: Закрепить умение учащихся соотносить предметы: «было/стало», группировать предметы по признаку «вкусно/невкусно», «есть вкус/ нет вкуса».

Оборудование: карточка – таблица – 1 шт. , 3 карточки, для наклеивания, клей – карандаш, по количеству детей.

Ход игру: Учащимся предлагается рассмотреть карточки, найти нужную карточку по признаку «было/стало». Приклеить в нужное окошечко. Определить группу предметов, которые имеют вкус и группу предметов, которые не имеют вкус.

Таблица 

для развивающей игры «Найди нужную карточку»

Вкусно

Невкусно

Карточки для наклеивания

Красное яблоко — картинка для детей. Скачать бесплатно.

C:\Users\Ольга\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\яблоко 2.png

Яйцо детский рисунок (46 фото) » рисунки для срисовки на Газ-квас.ком

яичная скорлупа PNG рисунок, картинки и пнг прозрачный для бесплатной  загрузки | Pngtree

Конфета рисунок для детей - 45 фото

Рисунок фантик от конфеты (с множеством фото) - drawpics.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему природному миру

Данный урок предназначен для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения)...

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок).

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок).Тема урока: Овощи и фрукты. Предмет: Окружающий природный мирТип урока: усвоение новых знаний Организационная форма: индивидуа...

Конспект урока по окружающему природному миру (индивидуальное обучение) в 1 классе для школы 8 типа

Тема: Узнавание ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника)....

Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по окружающему природному мирудля детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...

Конспект урока по Окружающему природному миру «Овощи (перец), внешний вид (вкус, запах). Съедобные и несъедобные части овоща»

Конспект урока по Окружающему природному миру «Овощи (перец), внешний вид (вкус, запах). Съедобные и несъедобные части овоща»...