Развитие эмоционального интеллекта через проектную деятельность на уроках окружающего мира.
опыты и эксперименты по окружающему миру (2 класс)

Создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта через проектную деятельность на уроках окружающего мира.

Эмоциональный интеллект - это способность распознавать и контролировать свои и чужие эмоции.

Обучение такому навыку особенно важно в детстве. Эмоциональный интеллект тесно связан с социальным и когнитивным развитием: чем лучше ребенок понимает эмоции, тем он проще будет находить общий язык со сверстниками и преодолевать внутренние кризисы.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

Основная задача развития первоклассников состоит в совершенствовании наглядно-образного мышления, формирования предпосылок овладения учебной деятельностью. Во 2-м классе совершенствуется наглядно-образное мышление и закладываются основы формирования словесно-логического мышления и внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. Основной упор в интеллектуальном развитии учащихся 3-4-х классов делается на формирование словесно-логического понятийного мышления, развитие внимания, совершенствование внутреннего плана действия.

Психологические особенности младших школьников определяют специфику их интеллектуальной деятельности. Их мышление, память носят преимущественно конкретный характер, сопряжены с конкретными объектами. Для полноценного формирования ведущих психических процессов важно развитие сенсорной сферы, восприятия, внимания, воображения.

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить школьников выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.

Проблема поиска средств развития интеллектуальных способностей через творческую индивидуальную или групповую деятельность актуальна в современном российском школьном образовании. И одним из путей её решения выступает проектная деятельность младших школьников, позволяющая:

  • создать условия для самореализации обучающихся;
  • развить умение учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию младших школьников;
  • сформировать условия для развития общения, взаимодействия, сотрудничества.

Можно предположить, что формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность будет оптимально способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Позиция равнодушия родителей к проектной деятельности детей, конечно, желает видеть лучшего но, несмотря на это, дети пытаются всё сделать самостоятельно. Особый интерес вызывают у ребят проекты по окружающему миру.

На одном из родительских собраний родители подняли вопрос о том, что у ребят нет сопереживания друг за друга, они часто ссорятся, смеются над неудачами, игнорируют просьбы одноклассников. Казалось бы, классный коллектив, который состоит из мальчишек-хоккеистов, должен быть сплочённой дружной семьёй. Выслушав высказывания родителей, я как классный руководитель предложила идею принять участие в творческом проекте по окружающему миру «Охрана животных», в основу которого входит жизнь одной муравьиной семьи. Это была моя авторская работа «Муравейник». Я познакомила родителей с ней, и они с большим удовольствием поддержали меня. Это раскраска. В ней была описана история одной муравьиной семьи. Текст читался и воспринимался легко. К каждому эпизоду прилагался рисунок для раскрашивания.

На опушке, у ствола осины

Муравейник горкою стоял.

Просыпался с песней соловьиной

Грибников приветливо встречал

Муравьёв жильцов семья большая

До заката солнца, суетясь

Всё трудилась в домик свой таская

Веточки, хвоинки, торопясь.

Клён шептал им «В добрый путь, ребята!»

Ива: «Помогай вам Бог, друзья!»

Подорожник, обнимая мяту,

Говорил: «Вы-дружная семья!»

В центре внимания оказался тревожный момент, во время которого класс просто замер.

Злого варвара нога решила

Муравейник дружный разорить.

Задрожали на осине листья,

Застонал бедняга-старый лес.

И рябина опустила кисти-

Варвар меж стволов, как тень исчез.

История закончилась тем, что муравьи всю ночь собирали свой дом. А к утру

он был готов.

А когда рассвет посеребрил верхушки,

Птичий хор проснулся наконец.

Вновь стоял на краешке опушки

Муравейник – сказочный дворец!

Ситуация включила реальные события с элементами олицетворения героев.

Проанализировав услышанное, дети получили домашнее задание – нарисовать обложку к работе, придумать название. Их фантазия была безграничной. Главное, что на уроке они пережили момент, который их заставил задуматься о качествах характера людей и перенести эти качества в своё произведение искусства.

А главное, что мои мальчишки стали добрее, в них проснулись качества сопереживания друг за друга, на переменах они играют в коллективные игры, дают полезные советы друг другу и просто чувствуют плечо поддержки одноклассника. А мне как педагогу было приятно, что моя созидательная работа дала прекрасный результат.


Список литературы

  1. Использование дидактических игр при обучении в начальной школе.

19507 html

  1. Осмоловская, И. М. Формирование универсальный учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6–12. – ISSN 0027-7371.
  2. Царева, С. Е. Учебная деятельность и умение учиться в современных условиях / С. Е. Царева // Начальная школа. – 2019. – № 5. – С. 13–17. – ISSN 0027-7371.
  3. Шадриков, В. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / В.Д. Шадриков, М.Д. Кузнецова, Н.А. Зиновьева. - Москва: Мир, 2011. - 232 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках окружающего мира

Расскрывается смысл проектной деятельности...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ

Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в ре...

Исследовательская и проектная деятельность на уроках окружающего мира в 1 классе

В статье указаны конкретные разделы и темы уроков, на которых обучающиеся группами работают над проектами. К каждому уроку разработаны цели исследования, план работы и выводы....

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"

В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.

Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как  условие  развития  положительной мотивации  учащихся....

Проектная деятельность на уроках окружающего мира как одно из средств развития регулятивных УУД

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных - является одним из приоритетов современного начального образования. А это способность ребёнка к...

Проектная деятельность на уроках окружающего мира как условие развития познавательной самостоятельности младшего школьника

В статье рассматривается познавательная самостоятельность младшего школьника как характеристика субъекта учебной деятельности в условиях применения проектной деятельности младшего школьника на уроках ...