Исследовательская и проектная деятельность на уроках окружающего мира в 1 классе
статья по окружающему миру (1 класс) по теме

Посохова Людмила Дмитриевна

В статье указаны конкретные разделы и темы уроков, на которых обучающиеся группами работают над проектами. К каждому уроку разработаны цели исследования, план работы и выводы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская и проектная деятельность

на уроках окружающего мира в 1 классе.

Современная начальная школа имеет ряд проблем: низкая мотивация обучения,  дети не умеют находить нужную информацию и ориентироваться в ней, не приспособлены к активной деятельности. Поэтому особое место отводится  практическому содержанию образованию, конкретным способам деятельности. Одной из разновидностей такого подхода является проектная и исследовательская деятельность, главной целью которых является развитие творческих возможностей личности и формирование способности учащихся к самообразованию.  

Деятельностный подход позволяет развивать личность, ее творческую инициацию, навыки самостоятельного движения в  информационных полях;  формировать у обучающегося универсальные умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Кроме того, проектная и исследовательская деятельность формирует у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, что отражено в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Цель статьи – обмен практическим опытом по организации исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе.

Хочу предложить вашему вниманию фрагменты уроков по окружающему миру в 1 классе с использованием исследовательской и проектной деятельности.

Напомню, что исследовательская деятельность обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету, позволяет формировать общеучебные умения.

Проектная деятельность направлена на приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, на развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции (т.е. самостоятельно получать знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

        Особенностью  исследовательской и проектной работы в начальной школе является обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов и развитие личности. Значит, большинство видов работы должно представлять новую интерпретацию уже знакомых детям заданий.  Нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно  несколько направлений деятельности.

                                     Окружающий мир

1 класс

Раздел «ЧТО и КТО?»

                В разделе изучается строение видов животных: «Кто такие насекомые?», «Кто такие рыбы?», «Кто такие птицы?», «Кто такие звери?».  На первом уроке можно выработать общий план работы, поставив цель – изучить строение животных и выявить общие черты.

План работы:

  1. Рассмотреть  животных.
  2. Изучить строение.
  3. Сделать вывод.

Это позволяет дать положительную мотивацию для следующих уроков, поддержать познавательный интерес.

 

Тема урока: «Кто такие насекомые?»

Цель исследования: изучить строение насекомых, выявить общие черты.

План работы:

  1. Рассмотрите насекомое.
  2. Изучите строение насекомого.
  3. Поделитесь своими наблюдениями со всем классом.
  4. Сделайте вывод.

    1 группа – бабочка

    2 группа – богомол

    3 группа – жук

Вывод: насекомые имеют тело, голову, усы, 3 пары (или 6 штук) лапок.

Тема урока: «Кто такие рыбы?»

Цель исследования: рассмотреть строение рыб и выявить общие черты.

План работы:

  1. Рассмотрите рыбу.
  2. Изучите строение.
  3. Поделитесь своими наблюдениями со всем классом.
  4. Сделайте вывод.

Вывод: рыбы имеют тело, голову, плавники, хвост. Тело покрыто чешуёй. Дышат при помощи жабр.

Раздел «ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ?»

Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»

        Цель исследования: получить радугу разными способами и рассмотреть  

                                        расположение цветов в ней.

                Данному уроку предшествовала предварительная подготовка нескольких детей – работа с Интернет-ресурсами. На сайте «Загадки природных явлений» мы нашли материал о радуге, который переработали, выделили основное и дети поделились с классом найденной  информацией. План работы детям представляется учителем в готовом виде.

План работы:

  1. Работа со словарём.
  2. Проведение опытов, наблюдения.
  3. Выводы.

Мифы о радуге. Интернет-ресурсы. 

Когда-то давным-давно люди не знали, почему же на небе появляется радуга. Некоторые радовались появлению радуги, другие боялись, и потому придумывали мифы и легенды.

Одни думали, что  это мост, соединяющий мир людей и мир богов.

Другие верили, что в месте, где радуга коснулась земли, спрятан горшок золота и драгоценные камни.

         А кто-то считал, что это змей, пьющий воду из озёр, рек и морей, которая  потом проливается дождём.

        Ориентироваться в обилии информации и находить нужную помогают словари и энциклопедии.  Работая в группах с толковыми словарями      

С.И. Ожегова, дети отвечают на вопрос «Что значит слово «радуга»?». Учитывая возрастные особенности детей и особенности данного класса, я заранее заложила закладки на нужной странице.  

Радуга –  разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.  

Структурировать информацию из этого определения помогут вопросы:

- Какие же условия нужны для появления радуги? (Свет и вода).

- Как образуется радуга?  ( Когда солнечные лучи проходят сквозь капли воды, белый цвет преломляется и  разлагается на разные цвета.)

Опыт 1. Обратное превращение

Приведу  доказательство того, что белый цвет – это смесь различных цветов.  Нарисовала все цвета радуги по кругу и расположила на юле.  Если быстро вращать этот круг, цвета смешиваются и что же мы видим?  (Круг  кажется белым).

Опыт 2.  Получение радуги. Работа в группах.

  1. А) Возьмите миску с водой и положите в нее зеркальце под углом. Поймайте луч фонарика так, что бы он отразился от зеркала на белый экран (поворачивайте фонарик).  

Б) Рассмотрите расположение цветных полос в радуге и зарисуйте их, начиная с верхней.  

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

- Какие условия нужны для появления радуги?

- Сколько цветов и каково расположение их в радуге?

Опыт 3.  Наблюдение радуги на мыльных пузырях.

- Понаблюдайте за мыльными пузырями. Что вы заметили? (Радугу так же можно увидеть на мыльных пузырях).

- Но тут действуют другие законы физики. Их мы будем изучать в старших классах.

Опыт 4.  Получение радуги с помощью CD или DVD диска.

- Так же радугу можно получить с помощью обыкновенного СD или DVD диска. Нужно направить луч фонарика на диск и внимательно посмотреть на экран.

        - Рассмотрите расположение полос радуги. Зарисуйте последовательность.

         - Сколько цветов и каково расположение их в радуге?

- Меняется ли расположение цветовых полос?

- Сделайте выводы, используя цель, поставленную в начале опытов.

Учитель корректирует ответы детей, задаёт дополнительные вопросы.

Выводы: 1. Радугу можно получить разными способами, но в природе для её

                      образования нужны свет и вода.

   2. В радуге семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый,      

       голубой, синий, фиолетовый.

   3. Расположение цветовых полос в радуге не меняется.

Тема урока: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

Общая цель урока: создать памятку «Запомни!»

        В первой половине урока выполняем первую часть работы по созданию памятки «Запомни!»  

Цель исследования: распределить продукты на полезные и вредные.

                                     

План работы:

  1. Рассмотреть и назвать продукты.
  2. Распределить на две группы: полезные и вредные.
  3. Наклеить в памятку и сделать вывод.

Вывод: надо употреблять в пищу только полезные продукты.

        Во второй половине урока продолжаем работу над памяткой. Но задания даются разные. Одна часть класса работает с овощами, другая – с фруктами.

Цель проекта: определить последовательность своих действий перед

                          употреблением  овощей или фруктов.

План работы:

  1. Рассмотри картинки.
  2. Правильно расставь последовательность действий.
  3. Наклей картинки в нужном порядке. Посоветуйся с товарищами, если есть затруднения.
  4. Сделай вывод.

Вывод: одна группа -  фрукты и ягоды  перед едой надо хорошо мыть.

              Другая группа – овощи надо хорошо мыть и чистить.

Тема урока: «Зачем нужны автомобили?»

Цель исследования: познакомиться с устройством автомобиля.

План работы:

  1. Рассмотреть и назвать части автомобиля.
  2. Добавить те, которые отсутствуют (двери, багажник, боковые зеркала, панель с приборами).
  3. Проверьте свои наблюдения и поделитесь результатами с классом.

Вывод: автомобиль – это сложное устройство со множеством деталей.

 

Со временем работа усложняется. Дети учатся перерабатывать информацию, упорядочивать и её.  

Тема урока: «Почему в автомобиле и поезде надо соблюдать правила безопасности?»

Цель исследования: выработать правила безопасного поведения на основе текста учебника.

План работы:

  1. Прочитать текст учебника.
  2. Обсудить с товарищами.
  3. Выделить главное.
  4. Дополнить своими рекомендациями.
  5. Поделиться информацией с классом.

1-2  группы – с.68 «В автомобиле»

3-4  группы – с. 69 «В поезде»

        Каждой группе было отведено 15 минут для работы и предоставлен «маршрутный лист», в котором стояли лишь цифры, нумерующие правила, чтобы упорядочить материал. Эти пункты могли расширяться или сужаться, по усмотрению ребят.

        Затем каждая группа представляла свою работу. Класс корректировал, выполнял задания в тетрадях.

Аналогично может быть организована работа по теме «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?»

Надо отметить, что представленные фрагменты уроков предполагают работу в группах, которая  позволяет:

       А) детям:

- получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие не могут включиться в общую работу класса;

- попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;

- приобрести опыт выполнения важнейших функций целеполагания, планирования, контроля;

    Б) учителю:

- использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержательное обучение;

- органически сочетать на уроке обучение и воспитание, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;

- вести систематическое наблюдение за формированием учебного сотрудничества в классе.

Таким образом, исследовательская деятельность дает  возможность научить учащихся структурировать знания, собирать и перерабатывать информацию, делать выводы и умозаключения, работать в группе и коллективе, критически и творчески мыслить. А несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных  и самостоятельных проектов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ

Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в ре...

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"

В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....

Проектная и исследовательская деятельность на уроках окружающего мира" 2 класс Автор: Хошева Т.В.

Мы провели исследовательскую работу,чтобы ответить на простой,казалось бы, вопрос:что такое снег?...

Исследовательская и проектная деятельность на уроках окружающего мира

Современная начальная школа имеет ряд проблем: низкая мотивация обучения,  дети не умеют находить нужную информацию и ориентироваться в ней, не приспособлены к активной деятельности. Поэтому особ...

Мастер - класс «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающего мира» 3 класс, раздел «Безопасность». «Экологическая безопасность»

                      Конспект мастер-классаТема: «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающе...