Проектная деятельность на уроках окружающего мира
занимательные факты по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Я хочу представить Вашему вниманию мою творческую работу (педагогический опыт).
Слайд 2. Я Кузнецова Анна Александровна, учитель начальных классов школы № 21 и являюсь руководителем ШМО Кл.руководителей. У меня вторая категория.
Слайд 3. Передо мной появилась проблема : отсутствие у детей поисковой деятельности.
Мир, в котором мы живём, находится в постоянном изменении. И чем дальше развивается человечество, тем перемены становятся все интенсивнее и существеннее. Младшее поколение зачастую становится более приспособленным к новым условиям жизни. Однако учитель продолжает определять пути, по которым пойдет наша цивилизация.
Слайд 4. Нас, педагогов, не может не волновать, пожалуй, самая актуальная на сегодняшний день проблема – что ожидает наших учеников в будущем? Всем давно известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. С каждым годом возрастает процент предложений о работе, требующий минимальных компьютерных знаний. На сегодняшний день он уже составляет более 60%.
Школа будущего – школа «информационного века», в которой мы, педагоги делаем все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать новые, не встречавшиеся задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.
Слайд 5. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:
исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения (обучения).
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит, как я считаю, сегодня методу проектов или проектная деятельность.
Тема моей работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Данная тема является актуальной, т.к происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин, а основная масса учителей относится к этому с некоторой опаской, поэтому при раскрытии данной темы я постараюсь показать возможности использования компьютерной техники в обучении.
Слайд 6. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему – все это лежит в основе проектной деятельности.
Данная технология может быть эффективно использована, в первую очередь, для повышения качества обучения школьников.
Из всего сказанного следует необходимость детального изучения использование метода проектов или проектной деятельности.
Слайд 7. Таким образом, целью моей работы является обобщение имеющегося опыта по использованию методов проектов на уроках окружающего мира
Объектом исследования моей работы является использование информационных технологий в учебном процессе, а предметом исследования – использование метода проектов в деятельности учителя.
Слайд 8. Ставлю перед собой следующие задачи:
- Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
- Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
- Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;
- Изучить теоретические основы новой технологии;
- Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
- Исследовать результативность применения метода проектов;
- Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.
- Составление банка проектов для урока окружающего мира.
- Развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, познавательной мотивации, психических процессов и повышение самооценки в результате использования проектной деятельности на уроках.
Слайд 9.
- Из истории метода проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия (XX века) в США. Этот метод был разработан с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В настоящее время метод проектов широко стал внедряться не только в систему образования, но и во многие другие отрасли, представляющий как комплекс отдельных шагов.
Слайд 10. 2.2. Сущность метода проектов
Рассмотрим, что такое проект.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Слайд 11. Структура деятельности учителя и ученика в проектной деятельности.
Перед Вами таблица, где представлена деятельность ученика и учителя в проектной деятельности.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Слайд 12. Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Слайд 13. Этапы проектной деятельности
ПОИСКОВЫЙ |
Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели проекта. |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ |
Анализ имеющейся информации, поиск информационных лакун. Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта. Составление плана реализации проекта. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ |
Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества. Внесение (при необходимости) изменений. |
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ |
Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта. Изучение возможностей использования результатов проекта. |
КОНТРОЛЬНЫЙ |
Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта. |
Слайд 14. Виды проектов:
Слайд 15. Рассмотрев виды проектов можно выделить особенности организации проекта.
Слайд 16. 3.2. Характеристика социопрактического аспекта педагогического опыта
В классе 17 человек, из них 7 мальчиков и 10 девочек. Возраст детей 10 – 11 лет.
Я работаю по программе «Школа России» и в своей работе частично использую программу развивающего обучения. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Слайд 17. Исходя из особенностей моего класса я определила критерии отбора для своего опыта. Разделила их на общие и специальные.
Слайд 18. Также были выявлены способы по данной работе.
Слайд 19 – 21. И определила стратегии оценивания.
Слайд 22. Перед началом внедрения проектной деятельности, я провела родительское собрания, где объяснила, что такое проект и как родителям вести себя по данной работе. Мы вместе с родителями решили, что необходимо попробовать и в настоящее время эта работа необходима.
Данный опыт рассчитан на детей 2 – 4 кл. У детей во 2 классе плохо бала развита поисковая, самостоятельная работа. Только при помощи родителей и учителя они находили материал. К концу 4 класса произошло улучшение в этих отраслях, дети с большим удовольствием начали искать материал, находить интересные факты из жизни страны, животных. Дети стали очень любознательны, много читают, знают о событиях в нашей стране.
Слайд 23. Хочу продемонстрировать результаты моей работы.
В начале эксперимента (2 класс) была проведена Методика «Цветопись» (модифицированный вариант цветового теста Люшера). Ученики 2 класса на альбомном листе наложили мазками «любимые» (то, что нравится) и «нелюбимые» (что не нравится) цвета. Затем они перевернули лист. С обратной стороны лист был разделен на 4 части (учебные предметы). Нужно было закрасить эти предметы «любимыми» и «нелюбимыми» цветами. Результаты методики «Цветопись» помещены в таблице. За период со 2 – 4 классы рейтинг предметов поднялся. Процент учащихся, у которых появился интерес к урокам изобразительного искусства повысился. К урокам окружающего мира 100% интерес учащихся в результате обеих диагностик.
Слайд 24. Методика «Составим расписание»
Детям предложено самостоятельно составить расписание уроков на неделю. Условия были предложены следующие: количество уроков не более 4-5 в день. Необходимо отметить, что учащимися были выбраны все учебные предметы, однако соотношение между ними изменилось. На основе проведенных методик можно сделать вывод, что рейтинг уроков окружающего мира поднимается за этот промежуток времени.
В результате наблюдений за учащимися, опросов их и анкетирования можно сделать вывод, что отношения между детьми в классе улучшились, стали более дружескими. После выполнения проектов индивидуально, парами и группами дети стремятся к взаимодействию друг с другом во внеурочное время. Повысилась степень самостоятельности учащихся, инициативности. Некоторые дети проявили себя лидерами. В процессе групповых взаимодействий произошло развитие коммуникативных навыков. Выполняя проект, 80% учащихся обращались к учебникам и другой учебно - методической, научной литературе, словарям и справочникам.
Вывод. Итак, применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует: формированию у детей исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Слайд 25. Используемая литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ
Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в ре...
Исследовательская и проектная деятельность на уроках окружающего мира в 1 классе
В статье указаны конкретные разделы и темы уроков, на которых обучающиеся группами работают над проектами. К каждому уроку разработаны цели исследования, план работы и выводы....
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"
В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....
Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе".
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство изучения краеведческого материала.
Квалификационная работа...
Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе.
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...
Формирование навыков здоровьесбережения у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира
Цель данной статьи – показать возможности использования проектной деятельности при обучении школьников навыкам здоровьесбережения на уроках окружающего мира в первом классе....