Урок окружающего мира. 4 класс. У Чёрного моря.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Баленко Лариса Геннадьевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_4_klass.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 4 «А» класс.

Тема урока: У Чёрного моря.

Цели урока: 

  1. Рассмотреть причины особенностей неживой природы Черноморского побережья Кавказа.
  2. Сформировать обобщённые представления об особенностях растительного и животного мира этой природной зоны.
  3. Развивать мышление учащихся.

Задачи урока: 

  1. Учить работать с географической картой и атласом, гербарием растений.
  2. Познакомить учащихся с растениями Сочинского дендрария (бумажное дерево, эвкалипт и т.д.).
  3. Сформулировать правила поведения человека, отдыхающего у Чёрного моря.

Оборудование: 

  • Карта природных зон России;
  • Изображения благородного оленя, леопарда, короткошерстного зайца;
  • Изображения листа верблюжьей колючки и листа каштана;
  • Фотографии (ландшафтные картины) природы Черноморского побережья Кавказа;
  • Гербарий растений; апельсин, мандарин, лимон, лист лавра;
  • Медиапроектор;
  • Презентация учителя.

Ход урока.

1. Организационный момент.

В этом учебном году мы с вами много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями.

Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие.  

2. Проверка домашнего задания.

- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке? (пустыни)

 - Проститься с пустыней не будем спешить –

   О ней сейчас будем мы говорить.

   Пустынь в России немного у нас

   И сейчас мы заслушаем рассказы ребят. (Желибо, Антонов, Степанов)

- Оцениваем работу сигнальными знаками.

- А сейчас мы выполним тест. Отвечаете на вопросы: да или нет.

Тест №1 «Пустыня»

1.Пустыня — место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (да)

2.У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня. (нет)

3.В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью. (нет)

4.У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо зеленых листьев у него зеленые веточки. (да)

5.Самое быстрое животное пустыни — дикий осёл, он пробегает за одну секунду 2 м. (нет)

6.Самый чуткий в пустыне — клещ: он бежит к человеку за 5 м. (да)

7.Самая сонная в пустыне — обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь. 5 лет. (нет)

8.Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человека. (да)

9.В пустыне все непривычно и непонятно: озера без воды, реки никуда не впадают,  дождь высыхает, не долетев до земли. (да)

- Проверяем – ключи на доске.

1. Да

2. Нет

3. Нет

4. Да

5. Нет

6. Да

7. Нет

8. Да

9. Да

- Работаем сигнальными знаками.

3.Сообщение темы и целей урока.

- В направлении с севера на юг в нашей стране сменяется несколько природных зон.

- В каких природных зонах мы уже побывали? (показ по карте природных зон)  – Арктические пустыни, тундра, тайга, зона лесов (смешанные и широколиственные леса), степи, пустыни, субтропики.

Дети.

1. Юля. На островах Арктики расположена зона Арктических пустынь или ледяная зона.

2. Миля. Южнее  зоны Арктических пустынь,  вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры.

3. Саша С. Южнее зоны тундры становится теплее. Зона тундры постепенно сменяется лесотундрой, а лесотундра лесами: тайга, смешанные и широколиственные леса.

4. Виталий. Южнее лесных зон тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Леса сменяются лесостепью, а потом зоной степей.

5. Данила Ч. Южнее зоны степей становится ещё теплее, суше. Так степь сменяется полупустыней, а полупустыня переходит в пустыню.

- О какой природной зоне мы ещё не говорили? (о субтропиках)

 

Что же, друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас

Чудный берег, море и пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

- Давайте выполним задание.

Сформулируйте тему нашего урока, использую в качестве опоры слова, записанные на доске:

  • КАВКАЗ
  • ПОБЕРЕЖЬЕ
  • ЧЁРНОЕ МОРЕ

(Черноморское побережье Кавказа)

- Тема нашего урока: Черноморское побережье Кавказа.

- Сформулируйте цели урока.

4. Открытие нового знания.

1. Работа по карте “Природные зоны России”.

- Найдите и покажите на карте природную зону субтропиков, расположенную на побережье Чёрного моря и окружённую Кавказскими горами.
Определите размеры этой природной зоны относительно других.

(Черноморское побережье Кавказа занимает небольшую территорию России).

Задание. Посмотрите на схему.

Конспект%20урока%20по%20предмету%20_Окружающий%20мир_%20по%20теме%20_Природа…%20__%20Фестиваль%20«Открытый%20урок»

- Назовите номер расположения солнышка, которое характерно для Черноморского побережья Кавказа.

(Солнышко под номером 5, т.к. оно лучше других прогревает поверхность земли, потому что его лучи падают почти прямые).

- Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье?

(Очень жарко и сухо)

5.Физминутка – звучит музыка (Шум моря) Релаксация.

- Мы с вами побывали в пустыне,

нам жарко и сейчас мы побываем на берегу моря.

Посмотрите вокруг, как здесь красиво!

Представьте, что вы сидите на теплом морском песочке,

Поиграйте с ним.

А сейчас расслабьтесь, закройте глаза.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.

Мы слышим шум моря, прибой волны

И шелест волн прибрежных.

Волна беседует со мной и говорит:

 «Расслабься, успокойся, отдохни.

 Почувствуй чистый воздух моря,

Тепло и свет ласкают тело.

Расслабься и послушай тишину.

Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Крепче кулачки сожмите,

Их повыше поднимите.

Потянитесь, улыбнитесь,

Глаза откройте, проснитесь

  1. Открытие нового знания. (продолжение)

2.Работа  в группах. (У каждой группы свой план)

Правила работы в группе. (Зачитывает учитель)

  • Не стесняйся высказывать своё мнение.
  • Говори  спокойно, ясно и только по делу.
  •  Говори   по очереди, не перебивай выступающего.
  • Слушай внимательно все выступления.
  • Воспринимай все предложения положительно, не критикуй высказываемые идеи.
  •  Соблюдай личные права членов группы:
  • право выдвигать идею;
  • право отстаивать свою точку зрения;
  • право на обдумывание и уточнение своего высказывания;
  • право на ошибку.
  • Обращайся  к другу по имени.

- Продолжим изучать природную зону группами: географы, экологи, ботаники, зоологи.

Географы. (Что же обозначает слово «субтропики»?  Какой климат в субтропиках?)

Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора

Приставка  «суб-» в переводе с латинского это означает «под». Значит, это территория под тропиками, точнее вблизи тропической зоны. Зона субтропиков занимает небольшую территорию на берегу Черного моря.

С одной стороны – Кавказские горы, а с другой  – Черное море. В  расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте  выясним, в чем здесь секрет.

Кавказские горы находятся близко и преграждают путь холодному северному ветру. Поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Воздух - влажный.

Субтропики в нашей стране занимают очень небольшую площадь. Основные субтропические районы находятся на побережье Черного и Каспийского морей. Климат в субтропиках значительно теплее, чем в умеренном поясе. Лето очень долгое и довольно жаркое, зима короткая и не холодная. В течение зимы температура держится почти все время выше нуля, нередко поднимаясь до +5, +10 градусов, а в отдельные дни даже до +15, +20 градусов тепла. Но иногда бывают кратковременные заморозки, температура опускается на несколько градусов ниже нуля. В субтропических районах может выпадать снег, но держится он обычно лишь несколько дней. С точки зрения жителя средней полосы, в субтропиках зимы совсем нет, а затянувшаяся осень постепенно переходит прямо в весну.

Вода теплее – вечером, так как она медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море.

Ботаники. (Почему растительный мир здесь очень разнообразен и богат?  Как человек использует благоприятные условия для выращивания плодовых растений?)

Почему растительный мир здесь очень разнообразен и богат?  

Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир здесь необычайно богат и разнообразен.

Для естественного растительного покрова субтропиков характерно то, что зимой некоторые растения стоят зелеными и активно растут, другие в это время даже цветут. Другая особенность субтропиков – присутствие в естественном растительном покрове крупных вечнозеленых лиственных кустарников и даже небольших деревьев (самшит, лавровишня, бук, кипарис, тис). Особенно хорошо заметны они зимой, когда другие деревья и кустарники сбросили листву.

Как человек использует благоприятные условия для выращивания плодовых растений?

Деревья густые и высокие, что обусловлено влажным климатом. Другая особенность субтропиков – присутствие в крупных вечнозеленых лиственных кустарников и даже небольших деревьев (самшит, лавровишня, бук, кипарис, тис). Здесь выращивают лимоны, апельсины, мандарины, виноград, миндаль, айву, фейхоа. С одного мандаринового дерева собирают до тысячи плодов в год, отдельные апельсиновые деревья дают по 5 центнеров фруктов.)

В наших субтропиках есть много реликтовых деревьев и кустарников, (то есть растут только  здесь), сохранившихся с древних времён. Это земляничное дерево, железное дерево, шёлковая акация.

Много на побережье декоративных растений. Богато представлены пальмы, магнолия, акация серебристая. Благоприятные условия – тепло и влага дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями.

Наиболее важные культурные растения кавказских субтропиков - чайный куст и мандарины.

Чайные плантации состоят из множество невысоких кустов, почти вплотную примыкающих один к другому. Мандариновые сады распространены в самых теплых районах кавказских субтропиков. Плоды созревают поздней осенью.

Зоологи. (Обитатели суши. Обитатели моря.)

Животный мир Черноморского побережья Кавказа очень разнообразен. Только в лесах у подножья гор и в долинах могут существовать крупные животные. Среди них самыми крупными являются: медведь, зубр, тур, олень; мелкими – кабан, барсук, куница, лиса, заяц. Кавказкая гадюка – это ядовитая змея, которая относится к царству животные, классу пресмыкающиеся, семейству гадюковые. Длина тела гадюки может достигать 2-3 метров, весит 15 килограммов. Многих животных мы встречаем очень редко, потому что они живут в малодоступных для прогулок местах, в густом лесу. Но есть в природе животные, которые встречаются крайне редко, потому что их остаётся очень мало, поэтому их охраняет государство. На склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Он был создан в 1924 году,  чтобы взять под  охрану природу горной части Западного Кавказа, восстановить  численность ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя.

Прекрасны насекомые этих мест. Это цикады, богомол, ос, комаров, стрекоз, бабочек, жуков, жуки - светлячки. Есть ещё неутомимые музыканты, которые поздним летом и ранней осенью оживляют окружающую природу своим великолепным стрекотанием это кузнечик. Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издаёт звуки похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение. Богомол питается мухами и другими насекомыми. Он получил своё название из-за внешнего вида. Застыв неподвижно и подняв к небу передние ноги, он как бы молится.

 Домом для многих  птиц стало побережье  Чёрного моря. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы, кавказский улар. Иногда можно встретить пеликанов, уток, лебедей.  Птицы побережья питаются, в основном,  рыбой.

 В лесах и лугах насчитывается до 200 видов пернатых. В непреступных скалах гнездится горная индейка – улар, а в горных лугах – кавказский тетерев. Многочисленны жаворонки, дрозды, альпийские галки.

Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины, скат - хвостокол, камбала, черноморская хамса, барабулька. А дельфины – это млекопитающие,  иногда их называют “зубастые киты”. Это самые умные морские животные,  легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. В Чёрном море обитает черноморская акула –катран. Самая маленькая по размерам среди своего вида. Её длина от 1 – 2 метров.

Экологи.  (Экологические проблемы Чёрного моря. Растения и животные, занесённые в Красную книгу.)

Ежегодно на черноморские курорты приезжают отдыхать миллионы людей из разных уголков России. По статистике, поток туристов достигает 15 миллионов человек – это значит, что каждый десятый житель страны стремится попасть на берег Черного моря в летний период. Это города: Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсе, Новороссийск.

Сочи – главный город побережья. Достопримечательность города Сочи – дендрарий.

Дендрарий в переводе с греческого “дерево” – открытый участок территории, где в открытом грунте культивируются древесные растения.

Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать 1000 людей из всех уголков России. Основным полезным ископаемым считаются лечебные минеральные воды.

К сожалению, Черноморское побережье Кавказа не обходится без экологических проблем. Сточные воды и различный мусор попадает в море и загрязняет его. Часть поверхности моря покрыта нефтяной плёнкой. Отдыхающие уничтожают многие растения и насекомых (для коллекций).

Сотни и тысячи купающихся пугают обитателей моря и заставляют их бежать в места более тихие. Из-за небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская. Иглица колхидная, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую защиту взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы черноморского побережья Кавказа создан сочинский национальный парк.

Каждый, кто приезжает сюда для отдыха, кто живёт на Черноморском побережье Кавказа, обязан беречь природу этого замечательного места. А в память о поездке можно привести сувениры и открытки или просто сфотографировать.

Правила во время отдыха на море.

бережно относиться к природе, не бросать на побережье мусор; соблюдать правила поведения на воде, купаться только со взрослыми; не злоупотреблять солнечными лучами, носить головной убор.

В Красную книгу внесены редкие растения этих мест.

Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный. В районе Сочи есть уникальная тисо-самшитовая роща, которая находится под особой охраной. На страницы Красной книги попали некоторые животные, например дельфин черноморская афалина, жужелица кавказская. Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан Сочинский национальный парк. Он включает город-курорт Сочи и его окрестности, в основном горные леса.

  1. Выступление групп.

Критерии оценивания работы группы. (На доске)

  • Тихо  или шумно работали.
  • Работали дружно или возникали конфликты и споры.
  • Какова была активность всех членов группы.
  • Выбор ролей оправдал себя или нет.
  • Умеют ли члены группы слушать и слышать друг друга.
  • Поняли задание или нет.
  • Получен правильный ответ или ошибочный результат.

4. Работа в тетрадях. (стр. 62) Работа в парах.

5. Защита рефератов. (Степанов, Желибо) - было дано опережающее задание.

6.Закрепление изученного материала.

Тест №2  «Черноморское побережье Кавказа»

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в
) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима

- Проверяем – ключи на доске.

1. б

2. в

3. а

4. а

5. б

6. а

- Работаем сигнальными знаками.

7. Итог урока.

- Над какой темой работали на уроке?

- Какие цели поставили перед собой?

- Достигли поставленной цели?

- Наш урок мне хотелось закончить словами русского писателя А.С. Пушкина.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

Лист самооценки.

Номер задания

Вид деятельности

Оценка

1

Тест №1.

2

Работа в группах.

3

Работа в парах. (Работа в тетрадях)

4

Тест №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Первый шаг из моря на сушу"

Презентация к уроку окружающего мира "Первый шаг из моря на сушу" для 4 класса, программа 2100....

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

Урок окружающего мира "Первый шаг из моря на сушу"

Урок окружающего мира по УМК "Школа 21 века"  Урок открытия новых знаний....

Методическая разработка урока окружающего мира тема «Океаны и моря - водоёмы. Обитатели солёных водоёмов» во 2 классе

Тема урока: Океаны и моря – водоемы. Обитатели солёных водоемов.Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об океане и море и  обитателях соленых водоемов чере...