Открытый урок окружающего мира "У Черного моря" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Богданова Маргарита Вячеславовна

Тема урока: У Чёрного моря.

Класс: 4

Предмет: окружающий мир.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока:

- создать условия для формирования у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи:

- познакомить с географическим положением и климатическими условиями субтропической зоны России, растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, хозяйственной деятельностью людей;

- развивать умение работать с географической картой, учебником, дополнительной литературой, умение работать в группе;

- совершенствовать речь, умение наблюдать, анализировать, систематизировать информацию, делать выводы;

- воспитывать культуру общения, бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass_u_chernogo_morya.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: У Чёрного моря.

Класс: 4

Предмет: окружающий мир.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока:

- создать условия для формирования у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи:

- познакомить с географическим положением и климатическими условиями субтропической зоны России, растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, хозяйственной деятельностью людей;

- развивать умение работать с географической картой, учебником, дополнительной литературой, умение работать в группе;

- совершенствовать речь, умение наблюдать, анализировать, систематизировать информацию, делать выводы;

- воспитывать культуру общения, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

-признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке.

Метапредметные результаты

А)Регулятивные УУД:

- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

-осуществлять пошаговый и итоговый контрольпо результату.

Б)Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (географическая карта, учебник) для выполнения учебных заданий;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл прочитанного, строить сообщения в устной форме.

В)Коммуникативные УУД:

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение темы, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы, формулировать ответы, аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

- находить и показывать субтропическую зону на карте;

- характеризовать климатические условия, растительный и животный мир;

- понимать значение Черноморского побережья Кавказа для людей и необходимость охраны природы зоны субтропиков.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, практический, методы контроля и самоконтроля, частично-поисковый.

Формы обучения:групповая, фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: учебник «Окружающий мир. 4 класс» Плешаков А.А.; проектор, компьютер, экран, колонки, презентация урока; карточки для индивидуальной и групповой работы, карта природных зон России.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько у нас гостей. Прежде чем нам начать урок, создадим себе и  друг другу хорошее настроение, а хорошее настроение начинается с улыбки.

Повернитесь, улыбнитесь

И тихонечко садитесь!

Мы сегодня снова будем наблюдать,

выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

2. Актуализация опарных знаний.

-начнем урок с повторения.

-какой раздел мы изучаем? (Природные зоны)

-как расположились природные зоны на поверхности земли?

-от чего зависит расположение природных зон?

СЛАЙД

-какая природная зона изображена на слайде? Покажите на карте? (пустыня)

- расскажите про климат природной зоны Пустыни?

-расскажите про животный мир Пустыни?

-расскажите про растительный мир Пустыни?

-представьте цепь питания?

-Как человек использует природу данной зоны?

-Экологические проблемы данной зоны?

3. Самоопределение к деятельности.

-Чтобы определить тему нашего урока, закройте глаза и послушайте. Догадайтесь, где мы оказались? (звук моря, чаек)

СЛАЙД

-Что услышали? Что представили?

-Куда же мы сегодня отправимся? (к морю)

-Найдите на карте Черное море, Кавказские горы.

-Какая природная зона расположилась около Кавказских  гор и побережья Черного моря.(Субтроппические леса или субтропики). Эту территорию еще называют Черноморское побережье Кавказа.

-Покажите на карте.

СЛАЙД

- Тема нашего урока «У Черного моря».

СЛАЙД

-Какова же цель нашего урока? (изучить расположение субтропической зоны России, дать характеристику растительному и животному миру этой зоны, определить виды людской деятельности и выявить экологические проблемы

4. Работа по теме урока.

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода.

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

 какие растения растут.

Почему так природную зону зовут.

СЛАЙД

- Для начала давайте попробуем дать определение зоне субтропиков. Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора. Приставка суб- в переводе с латинского языка значит «под». Так что же такое субтропики? (Это зона под тропиками)

- Точнее сказать, это зона вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь – на Черноморском побережье, - лишь маленький её кусочек.

СЛАЙД

- Давайте попробуем описать эту природную зону (Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, с другой – Чёрное море)

- Ближе к северу или к югу расположена эта зона? (ближе к югу)

- Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье? (Много тепла, влаги и осадков благодаря морю)

- А какая растительность может произрастать в этой зоне? (теплолюбивые растения, с широкими листьями…)

- Давайте рассмотрим такой пример. Вы отдыхаете на пляже. Как вы думаете, когда вода в море теплее, днём или вечером? (Вечером, потому что днем вода нагревается, а вечером отдает свое тепло суше)

- В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Вода в море долго нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем, зимой, море отдаёт побережью тёплый воздух. Кавказские и Крымские горы находятся близко, у самого побережья, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра (слад фото гор и моря) Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами. Солнце здесь стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли. Температура воздуха остаётся выше 0 градусов, и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах еще цветут цветы.

- Почему, в отличие от пустынь, в этой зоне растёт огромное количество растений? (Тепло и много влаги. Влажные ветры с моря приносят много дождей)

- Представьте, что вы находитесь в теплице. Что вы ощущаете? (Влажность, очень тепло)

- Вспомните, чем отличаются растения, выросшие в теплице, от тех, которые выросли на открытом грунте? (ответы детей)

Тепло и влага создают благоприятные условия для развития растений. Они очень быстро растут.

- Довольно часто условия на Черноморском побережье сравнивают с условиями в парнике или теплице.

Сейчас мы все поработаем учеными – исследователями и отправимся к Черному морю.

5. Работа в группах.

- 1 группа у нас будут ученые – ботаники и зоологи. Что изучает  наука ботаника и зоология?

- 2 группа у нас будут ученые – экологи. Что изучает экология?

- А теперь в работу включаются все научные группы.

СЛАЙД

Группа «Ботаники и зоологи» Учебник стр. 98

1.Какие растения растут на Черноморском побережье Кавказа? Стр. 98

Широколиственные деревья

Растения привезенные из разных стран

Круглый год остаются зелеными (фруктовые деревья)

2. Животный мир Черного моря. Стр. 98

Обитатели моря

Обитатели суши

Насекомые

Птицы

-Как вы объясните названия этих животных: морской конёк, морская игла, богомол? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» - стр. 157

-Что знаем о богомоле?

-Составьте цепи питания (необходимо разрезать карточки, дети у доски самостоятельно должны выстроить цепь питания)

1 Водоросли

1 Рачки

1 Птица

2 Пыльца

2 Бабочка

2 Богомол

2 Ящерица кавказская

3 Кипарис

3 Бражник

3 Богомол

4 Водоросли

4 Рыба

4 Морские птицы / дельфины

6. Физкультминутка

- Море, солнце, горячий песок, шелест листьев, дуновение ветерка — все располагает к отдыху. Предлагаю отдохнуть!

                Море волнуется раз,

                Море волнуется два,

                Море волнуется три,

                Морская фигура – замри!

СЛАЙД

Группа экологов.

  1. Экологические проблемы Черноморского побережья. Стр. 100
  2. Природа под охраной. Стр. 101

Растения и животные, занесенные в Красную книгу

Национальный парк

Природные заповедники

7. Работа по теме.

СЛАЙД

- Основная деятельность человека в этой природной зоне – это сельское хозяйство ( выращивание чая, фруктиов, винограда. Рыбная ловля.

СЛАЙД

- Берега черного моря  - это место для отдыха, куда приезжают для отдыха и лечения многие люди.

-Во время отдыха у моря нужно соблюдать правило безопасности. Давайте вместе сформулируем эти правила. Я показывая картинку, а формулируете правило.

СЛАЙД

- купаться только под присмотром взрослых.

-не заплывать за буйки

-не купаться в шторм

-на солнце находиться только в головном уборе

-загорать нужно постепенно

-нужно пользоваться солнцезащитным кремом

-время отдыха на море – утренние и вечерние часы, когда не так жарко.

8. Подведение итогов урока

СЛАЙД

-  Достигли ли мы цель нашего урока?

- как называется изученная природная зона?

- Покажите на карте.

-Приведите примеры животного мира?

-Приведите примеры растительного мира?

-Как человек использует природу данной зоны?

-Экологические проблемы данной зоны?

9. Рефлексия.

-А сейчас мы с вами создадим свое море – море настроения. У вас на парте лежат рыбки: красная, оранжевая и зеленая.

-Если вам было все понятно, если вы активно работали, прикрепите оранжевую рыбку.

- Если у вас возникли небольшие трудности, но вы с ними справились зеленую рыбку.

- Если вам было очень трудно, вы что – то не поняли, поэтому были не активными- прикрепите красную рыбку.              

СЛАЙД

10. Домашнее задание:

Стр. 94-102 изучить, ответить на вопросы «Проверь себя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.

Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их       при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...

Открытый урок окружающего мира для 4 класса по теме "Я - житель наукограда"

Это урок был проведён в рамках конкурса "Педагогические таланты гоода Жуковского - 2008"...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме "Искусство России XIX века " Золотой век" УМК "Школа 21 века"

Данный урок требует подготовки не только учителя, но и детей, т.к. они выступают с заранее подготовленными сообщениями по теме. Добавлена презентация к уроку....

Открытый урок. Окружающий мир. 4 б класс. ГБОУ школа N641. Тема: "Как возник наш город".

Особенностью данного урока является использование интернет-ресурса для формирования универсальных учебных действий.   Таким источником стал сайт по истории города. При выборе эт...

Открытый урок окружающего мира в 3 классе "В царсте грибов"

Урок-презентация по УМК "Школа России" по программе А.А.Плешакова проводится в 3 четверти....

Открытый урок окружающего мира в1-2 классах по теме "Жизнь леса"

План -конспект урока окружающего мира на чувашском языке....

Открытый урок «Окружающего мира» в 4 классе по теме: «Здоровый человек - здоровый сон. О правильном питании»

На данном уроке формируютсся  у учащихся представления  о здоровом сне,  о правильном   питании, значении питания для человека. На подготовительном этапе ск...