Открытый урок окружающего мира "У Черного моря" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тема урока: У Чёрного моря.
Класс: 4
Предмет: окружающий мир.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока:
- создать условия для формирования у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Задачи:
- познакомить с географическим положением и климатическими условиями субтропической зоны России, растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, хозяйственной деятельностью людей;
- развивать умение работать с географической картой, учебником, дополнительной литературой, умение работать в группе;
- совершенствовать речь, умение наблюдать, анализировать, систематизировать информацию, делать выводы;
- воспитывать культуру общения, бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass_u_chernogo_morya.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: У Чёрного моря.
Класс: 4
Предмет: окружающий мир.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока:
- создать условия для формирования у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Задачи:
- познакомить с географическим положением и климатическими условиями субтропической зоны России, растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, хозяйственной деятельностью людей;
- развивать умение работать с географической картой, учебником, дополнительной литературой, умение работать в группе;
- совершенствовать речь, умение наблюдать, анализировать, систематизировать информацию, делать выводы;
- воспитывать культуру общения, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
-признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;
- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке.
Метапредметные результаты
А)Регулятивные УУД:
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
-осуществлять пошаговый и итоговый контрольпо результату.
Б)Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (географическая карта, учебник) для выполнения учебных заданий;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл прочитанного, строить сообщения в устной форме.
В)Коммуникативные УУД:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение темы, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы, формулировать ответы, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
- находить и показывать субтропическую зону на карте;
- характеризовать климатические условия, растительный и животный мир;
- понимать значение Черноморского побережья Кавказа для людей и необходимость охраны природы зоны субтропиков.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, практический, методы контроля и самоконтроля, частично-поисковый.
Формы обучения:групповая, фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: учебник «Окружающий мир. 4 класс» Плешаков А.А.; проектор, компьютер, экран, колонки, презентация урока; карточки для индивидуальной и групповой работы, карта природных зон России.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько у нас гостей. Прежде чем нам начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение, а хорошее настроение начинается с улыбки.
Повернитесь, улыбнитесь
И тихонечко садитесь!
Мы сегодня снова будем наблюдать,
выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
2. Актуализация опарных знаний.
-начнем урок с повторения.
-какой раздел мы изучаем? (Природные зоны)
-как расположились природные зоны на поверхности земли?
-от чего зависит расположение природных зон?
СЛАЙД
-какая природная зона изображена на слайде? Покажите на карте? (пустыня)
- расскажите про климат природной зоны Пустыни?
-расскажите про животный мир Пустыни?
-расскажите про растительный мир Пустыни?
-представьте цепь питания?
-Как человек использует природу данной зоны?
-Экологические проблемы данной зоны?
3. Самоопределение к деятельности.
-Чтобы определить тему нашего урока, закройте глаза и послушайте. Догадайтесь, где мы оказались? (звук моря, чаек)
СЛАЙД
-Что услышали? Что представили?
-Куда же мы сегодня отправимся? (к морю)
-Найдите на карте Черное море, Кавказские горы.
-Какая природная зона расположилась около Кавказских гор и побережья Черного моря.(Субтроппические леса или субтропики). Эту территорию еще называют Черноморское побережье Кавказа.
-Покажите на карте.
СЛАЙД
- Тема нашего урока «У Черного моря».
СЛАЙД
-Какова же цель нашего урока? (изучить расположение субтропической зоны России, дать характеристику растительному и животному миру этой зоны, определить виды людской деятельности и выявить экологические проблемы
4. Работа по теме урока.
Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и теплая морская вода.
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
какие растения растут.
Почему так природную зону зовут.
СЛАЙД
- Для начала давайте попробуем дать определение зоне субтропиков. Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора. Приставка суб- в переводе с латинского языка значит «под». Так что же такое субтропики? (Это зона под тропиками)
- Точнее сказать, это зона вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь – на Черноморском побережье, - лишь маленький её кусочек.
СЛАЙД
- Давайте попробуем описать эту природную зону (Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, с другой – Чёрное море)
- Ближе к северу или к югу расположена эта зона? (ближе к югу)
- Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье? (Много тепла, влаги и осадков благодаря морю)
- А какая растительность может произрастать в этой зоне? (теплолюбивые растения, с широкими листьями…)
- Давайте рассмотрим такой пример. Вы отдыхаете на пляже. Как вы думаете, когда вода в море теплее, днём или вечером? (Вечером, потому что днем вода нагревается, а вечером отдает свое тепло суше)
- В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Вода в море долго нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем, зимой, море отдаёт побережью тёплый воздух. Кавказские и Крымские горы находятся близко, у самого побережья, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра (слад фото гор и моря) Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами. Солнце здесь стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли. Температура воздуха остаётся выше 0 градусов, и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах еще цветут цветы.
- Почему, в отличие от пустынь, в этой зоне растёт огромное количество растений? (Тепло и много влаги. Влажные ветры с моря приносят много дождей)
- Представьте, что вы находитесь в теплице. Что вы ощущаете? (Влажность, очень тепло)
- Вспомните, чем отличаются растения, выросшие в теплице, от тех, которые выросли на открытом грунте? (ответы детей)
Тепло и влага создают благоприятные условия для развития растений. Они очень быстро растут.
- Довольно часто условия на Черноморском побережье сравнивают с условиями в парнике или теплице.
Сейчас мы все поработаем учеными – исследователями и отправимся к Черному морю.
5. Работа в группах.
- 1 группа у нас будут ученые – ботаники и зоологи. Что изучает наука ботаника и зоология?
- 2 группа у нас будут ученые – экологи. Что изучает экология?
- А теперь в работу включаются все научные группы.
СЛАЙД
Группа «Ботаники и зоологи» Учебник стр. 98
1.Какие растения растут на Черноморском побережье Кавказа? Стр. 98
Широколиственные деревья | Растения привезенные из разных стран | Круглый год остаются зелеными (фруктовые деревья) |
2. Животный мир Черного моря. Стр. 98
Обитатели моря | Обитатели суши | |
Насекомые | Птицы | |
-Как вы объясните названия этих животных: морской конёк, морская игла, богомол? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» - стр. 157
-Что знаем о богомоле?
-Составьте цепи питания (необходимо разрезать карточки, дети у доски самостоятельно должны выстроить цепь питания)
1 Водоросли | 1 Рачки | 1 Птица | |
2 Пыльца | 2 Бабочка | 2 Богомол | 2 Ящерица кавказская |
3 Кипарис | 3 Бражник | 3 Богомол | |
4 Водоросли | 4 Рыба | 4 Морские птицы / дельфины |
6. Физкультминутка
- Море, солнце, горячий песок, шелест листьев, дуновение ветерка — все располагает к отдыху. Предлагаю отдохнуть!
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура – замри!
СЛАЙД
Группа экологов.
- Экологические проблемы Черноморского побережья. Стр. 100
- Природа под охраной. Стр. 101
Растения и животные, занесенные в Красную книгу | Национальный парк | Природные заповедники |
7. Работа по теме.
СЛАЙД
- Основная деятельность человека в этой природной зоне – это сельское хозяйство ( выращивание чая, фруктиов, винограда. Рыбная ловля.
СЛАЙД
- Берега черного моря - это место для отдыха, куда приезжают для отдыха и лечения многие люди.
-Во время отдыха у моря нужно соблюдать правило безопасности. Давайте вместе сформулируем эти правила. Я показывая картинку, а формулируете правило.
СЛАЙД
- купаться только под присмотром взрослых.
-не заплывать за буйки
-не купаться в шторм
-на солнце находиться только в головном уборе
-загорать нужно постепенно
-нужно пользоваться солнцезащитным кремом
-время отдыха на море – утренние и вечерние часы, когда не так жарко.
8. Подведение итогов урока
СЛАЙД
- Достигли ли мы цель нашего урока?
- как называется изученная природная зона?
- Покажите на карте.
-Приведите примеры животного мира?
-Приведите примеры растительного мира?
-Как человек использует природу данной зоны?
-Экологические проблемы данной зоны?
9. Рефлексия.
-А сейчас мы с вами создадим свое море – море настроения. У вас на парте лежат рыбки: красная, оранжевая и зеленая.
-Если вам было все понятно, если вы активно работали, прикрепите оранжевую рыбку.
- Если у вас возникли небольшие трудности, но вы с ними справились зеленую рыбку.
- Если вам было очень трудно, вы что – то не поняли, поэтому были не активными- прикрепите красную рыбку.
СЛАЙД
10. Домашнее задание:
Стр. 94-102 изучить, ответить на вопросы «Проверь себя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.
Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...
Открытый урок окружающего мира для 4 класса по теме "Я - житель наукограда"
Это урок был проведён в рамках конкурса "Педагогические таланты гоода Жуковского - 2008"...
Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме "Искусство России XIX века " Золотой век" УМК "Школа 21 века"
Данный урок требует подготовки не только учителя, но и детей, т.к. они выступают с заранее подготовленными сообщениями по теме. Добавлена презентация к уроку....
Открытый урок. Окружающий мир. 4 б класс. ГБОУ школа N641. Тема: "Как возник наш город".
Особенностью данного урока является использование интернет-ресурса для формирования универсальных учебных действий. Таким источником стал сайт по истории города. При выборе эт...
Открытый урок окружающего мира в 3 классе "В царсте грибов"
Урок-презентация по УМК "Школа России" по программе А.А.Плешакова проводится в 3 четверти....
Открытый урок окружающего мира в1-2 классах по теме "Жизнь леса"
План -конспект урока окружающего мира на чувашском языке....
Открытый урок «Окружающего мира» в 4 классе по теме: «Здоровый человек - здоровый сон. О правильном питании»
На данном уроке формируютсся у учащихся представления о здоровом сне, о правильном питании, значении питания для человека. На подготовительном этапе ск...