Открытый урок «Окружающего мира» в 4 классе по теме: «Здоровый человек - здоровый сон. О правильном питании»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Медведева Юлия Александровна

    На данном уроке формируютсся  у учащихся представления  о здоровом сне,  о правильном   питании, значении питания для человека. На подготовительном этапе складывются условия для формирования  у детей исследовательских знаний и умений: умения выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент, делать выводы. Работа на уроке позволяет развивать у школьников познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи, расширяет их  кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

«Окружающего мира»

в 4 классе по теме:

«Здоровый человек - здоровый сон.

О правильном питании»

    Подготовила:

                              учитель начальных классов    

                               МОУ «СОШ № 7» г. Ртищево

                   Саратовской области      

         Медведева Юлия

        Александровна.

             2011 г

Цели:

  1. формировать  у учащихся представления  о здоровом сне,  о правильном   питании, значении питания для человека;
  2. способствовать формированию  у детей исследовательских знаний и умения: умения выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент, делать вывод;
  3. развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи, расширить кругозор учащихся;
  4. воспитывать в детях стремление вести здоровый образ жизни.

Оборудование: компьютер, тетради, продукты для опыта.

Исследование № 1.    Кто дольше спит: дети, школьники или взрослые?

Учитель просит четверых детей понаблюдать, сколько спят их младшие  братья и сестрички, а также они сами (4-классники) и  их родители. Можно сфотографировать.  Сравнить результаты, сделать вывод: кто спит дольше. Подумать, почему детям требуется спать больше.

Исследование № 2.   Как влияет на успеваемость школьника соблюдение им правил  подготовки ко сну?

Учащиеся выполняли самостоятельную работу по математике в пятницу и после выходных.

Группе детей (5 человек) необходимо строго соблюдать режим дня всю неделю (вовремя ложиться  спать) и утром в пятницу на первом уроке выполнить самостоятельную работу по математике.

       А один день (в понедельник) нарушить режим дня (лечь позже обычного) и в школе вторично выполнить эту же работу. Результаты сравнить, сделать вывод: как успеваемость школьника зависит от соблюдения  им правил подготовки ко сну.

 Ход урока.

1.Орг. момент.

(Слайд № 1)

Давайте представим, что  наступил  вечер. (Слайд  № 2)  Садится  солнце. Все люди готовятся ко сну. (Слайд № 3)  У меня возник вопрос: «Зачем люди спят?».(Слайд № 4)

 (Ответы детей).

2. Актуализация знаний

     - Ребята, кто догадался, о чём на уроке пойдёт речь? Как вы думаете, что такое здоровый сон?

На уроке мы проверим, всё ли вы знаете про сон и поймём, правильно ли мы готовимся  ко сну.

(На доске открывается заголовок (Слайд № 5):

«Правила подготовки ко сну»

3. Работа по теме урока.

Как вы думаете, ребята, кому надо спать дольше: детям или взрослым?

       

      Четверо  наших учеников  решили понаблюдать за своими младшими сестричками и братишками.  Они посчитали,  сколько  времени спали малыши, они сами и их родители.

(Выступление учащихся о результатах исследования

«Кто дольше спит: дети, школьники или взрослые»)

(Слайд № 6)

Начиная исследование, мы предположили, что взрослым и детям нужно разное количество времени для сна. Оказалось, это действительно так.

Наши младшие братья и сёстры, чей возраст мене одного года, спят около 16 часов: днём 3-4 часа, ночью – 11-12 часов.

Мы, младшие школьники, спим примерно 10-11 часов. Днём в нашем классе не спит никто.

Взрослые спят меньше: около 8-9 часов.

Вывод: маленьким детям нужно спать намного дольше, чем взрослым. Чем старше человек становится, тем меньше он спит.

     На доске открывается 1 пункт:

1.   Детям надо спать 9 - 11 часов

      - Ещё они узнали кое-что интересное про сон.

(рассказ учащихся)

          Во время сна вырабатывается гормон роста, именно поэтому малыши спят значительно больше, чем взрослые. Изучая только что родившихся младенцев, выяснили, младенцы действительно обучаются во сне.

          Если ребенок в школьном возрасте спит недостаточно, то он будет расти медленнее сверстников. Ребенок должен ложиться спать значительно раньше взрослых, не позднее  22 часов.
           Именно во время сна старые клетки удаляются, замещаются новыми. Организм  выводит те вещества, которые дают усталость, заряжает энергией мышцы. То есть во сне организм сам лечит себя, причем без всяких лекарств!
           Если человек болеет, то ему требуется больше времени на сон. Не зря же говорят: "Сон – лучшее лекарство". Так что если вы заболели или чувствуете слабость во всем теле – совет №1
: больше спите!

(На доске прикрепляют пословицу:

"Сон – лучшее лекарство")

-  Некоторые дети в нашем классе  любят перед сном погулять, побегать наперегонки, посмотреть разные страшные фильмы. Давайте поможем разобраться, какие занятия нужны перед сном, а какие помешают крепкому сну .(Слайд № 7)

Правильно. Итак, давайте назовём правила подготовки ко сну.

 (Ответы детей)

     

На доске открываются следующие пункты (Слайд № 8):

            2. Играть в спокойные игры

3. Проветрить комнату

4. Перед сном почистить зубы

5. Лечь спать вовремя (в 21 час)

      - Знаете ли вы,  что самое сильное влияние  оказывают на детей страшные фильмы.  Детей, которые смотрят страшные фильмы, ночные кошмары преследую в три раза чаще, чем тех, кто «страшилок» не читает и не смотрит фильмов - ужасов.

  4.  Физкультминутка

- «Ночь» – дети «засыпают», представляя, что им снится   самый чудесный сон – сказка…

- «День» - просыпаются, потягиваются, выполняют упражнения для осанки

  5 . Продолжение работы по теме урока.

Представьте, если школьники нарушат режим сна, что произойдёт с ними в школе?

(предположения детей)

        

Группа ребят в нашем классе решила проверить, так ли это (выходят к доске 4 человек)

 Мы определили тему исследования:

«Как влияет на успеваемость школьника соблюдение им правил  подготовки ко сну».

Спрогнозировали результат:

« Да, соблюдение правил подготовки ко сну влияет на успеваемость школьника».

Выдвинули гипотезу:

Если ребята вовремя ложатся спать, то на уроке они допускают меньше ошибок.

Провели эксперимент:

неделю соблюдали правила подготовки ко сну и в пятницу на 1 уроке выполнили самостоятельную работу по математике. (Каждый решил по 10 примеров). А в выходные дни эти правила не соблюдались, мы легли спать поздно. В понедельник нам предстояло выполнить эту же самостоятельную работу.

Сделали вывод:

Если школьники соблюдают правила подготовки ко сну, то они допускают меньше ошибок в работе.

4.Закрепление

        - Как вы думаете, совпали ли наши правила приготовления ко сну с теми, что написаны в учебнике?

Работа с учебником стр. 53. 

       Г) – Ребята, я прочитала  рассказ одного мальчика Миши  на тему: «Как я готовился ко cну (письмо с текстом раздаётся каждому)

Письмо от мальчика Миши.

           Вчера у нас были гости. На столе было много вкусного. Я попробовал всё. Сначала съел  три салатика, потом бутерброды, голубцы, курочку, котлетки и пюре.  

           Потом пил Колу с тортом и конфетами. Ещё нас всех угостили молочным коктейлем и мороженым. Я чуть не лопнул!

           И сразу решил лечь спать...

 - О каком занятии перед сном рассказывает Миша? Подумайте, поможет оно или помешает хорошо высыпаться.

    Вчера вечером у нас были гости.. На столе было много вкусного. Мы попробовали всё. Сначала съели  три салатика, потом бутерброды, голубцы, курочку, котлетки с пюре.

    После пили Колу с тортом и конфетами. Ещё нас всех угостили молочным коктейлем и мороженным собственного приготовления. Мы чуть не лопнули! И сразу решили лечь спать.

Сможет ли выспаться мальчик Миша? Почему?

На доске открывается последний пункт:

6. Лёгкий ужин за 2-4 часа до сна.

  Иначе с нами может случиться то, что и произошло с Мишей.   (Слайд № 9)

-Почему заболел Миша? Ваше мнение? (Ответы детей). 

Выступление ученицы.

Мы любим газированную воду, лимонад, колу. Мы считаем, что эти напитки утоляют жажду, но в них  содержится так много сахара, который наоборот  вызывает жажду. Мы покупаем сосательные конфеты, жевательную резинку, а она вызывает образование большого количества желудочного сока, который способствует заболеванию желудка (гастрит, язву желудка и многие другие болезни)  

А  давайте  сейчас пронаблюдаем, в чём причина случившегося..

Колу наливаем в чашку и опускаем в нее «Ментос» - происходит всплеск газа (фонтан). Вот что в этот момент  происходит в вашем желудке. Все увидели наглядно. Сделайте вывод.

- О чём сейчас на уроке пойдёт речь? (Слайд № 10) 

(Ответы детей)

-Как вы думаете, зачем человеку пища? (Слайд 11)

 Продукты питания помогают человеку расти,  придают много сил и бодрости, усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями.

 - Из чего состоит пища?

 Слайд 12.  

Давайте посмотрим.

Работа по учебнику по рядам. Первый ряд готовит рассказ о белках (Слайд № 13), второй – о жирах (Слайд № 14), третий – об углеводах (Слайд № 15).

Хорошо. А теперь подумайте, о каких веществах, содержащихся в нашей в пище,  мы ещё не сказали?  О витаминах. (Слайд № 16)

Выступление учащихся.

(Дети рассказывают сообщения о витаминах А, В, С, Д.)

Слайд 17.

Витамин А (1 ученик):

У вас снижается зрение? Нечетко видите предметы в вечернее время?   Вам, конечно, не хватает меня. Догадались, кто я ? Витамин А! Меня можно найти в молочных продуктах, в моркови,  салате, шпинате, икре. Я буду рад встрече с вами ребята!

 Витамин В (2 ученик):

 Ну, а если вам не хватает витаминов группы В, обращайтесь к таким продуктам. как: хлеб, каши, молоко, сыр, яйца. Как же определить, что вам не хватает витаминов группы В? Достаточно посмотреть на себя в зеркало: ведь при нехватке нас у вас образуются трещины, язвочки в уголках рта, шелушится  кожа…

 Витамин С (3 ученик):

А вот и я – самый популярный витамин. Я содержусь почти во всех свежих овощах, плодах, ягодах: в плодах шиповника, в лимонах, капусте, картофеле, луке,  укропе  и т.д. Догадались, кто я ? Конечно,  витамин С! Если вы простудились и ваш организм перестал сопротивляться болезням, то немедленно ешьте продукты с витамином С! Я помогу вам укрепить иммунитет.

Витамин Д (4 ученик):

Я – редкий, но, пожалуй, один из самых важных витаминов – витамин Д!  Меня можно найти в сливочном масле, в яйце,  в говяжьей печени, в рыбе. А еще со мной можно встретиться летом под солнышком. Как  и всему живому, вам для хорошего роста необходимо солнышко. А дефицит моего витамина в организме у ребенка вызывает замедление роста и такую тяжёлую болезнь, как рахит.

 6.Физминутка (Слайд № 17):

Спинки дружно все прогнули –

Вот и мышцы отдохнули.

Повернулись вправо, влево –

Стало гибким наше тело.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Носом воздух мы вдыхаем

И  на месте пошагаем.

 8. Первичное закрепление.

Итак, какие главные правила здорового питания? (Слайд № 18)

(Рассказ учителя о правильном питании). Сейчас мы поговорим, что можно есть на зпавтрак, обед, полдник и ужин.

(Слайд 19, 20, 21, 22)

9. РАБОТА В ГРУППАХ.

Давайте поработаем в группах и составим  правильное меню школьника.

Выступление учащихся.

7. Сообщение результатов анкетирования  учащихся.

Слайд 23.

(Выступление ученицы).

- Какие продукты  есть детям вредно?

(Слайд № 24)

10. Разговор о культуре поведения за столом.

- Мы не только портим свое здоровье вредной пищей, но еще портим тем, что не выполняем определённые правила.

- Какие правила поведения за столом  вы знаете?

(Слайд 25)

11. Итог урока.

- Что значит здоровое питание?

- О каких вредных продуктах вы узнали?

- От чего зависит наше здоровье?

(Слайд 26) 

Главное в жизни – это здоровье!
С детства попробуйте это понять!
Главная ценность – это здоровье!
Его не купить, но легко потерять.

12. Домашнее задание. Составьте  памятку для детей и родителей «Как правильно питаться».

Анкета для  учащихся. [Приложение 1]

1. Сколько раз в день вы едите?

2. Завтракаете каждый день?

3. Ежедневно едите первые блюда?

4. Едите ли вы ежедневно овощи и фрукты?

5. За какое время до сна вы ужинаете?

6. Что вы едите в промежутках между едой?

7. Разнообразно ли ваше меню в течение дня. Недели?

8. Какие продукты вы любите больше всего?

Памятка для детей и их родителей.  (Приложение « 2)

 1.Каждый день употреблять разнообразную пищу  .                                                                                                          2. Основную массу пищи должны составлять овощи и фрукты.

 3. Пищу необходимо хорошо пережевывать, чтобы смочить слюной.

 4.   Перерыв между едой не должен быть больше 3-х часов, желательно есть в одно и то же время.

5. На завтрак лучше есть различные каши.

6. Обед должен быть полноценный ,состоящий из 3х -4х блюд

7. Во время обеда ребенок съедает больше всего пищи. Вот почему после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия.

8. На полдник  ребенку полезно будет съесть булочку и молоко.

9. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью ,на ужин можно есть только легкую пищу :запеканки ,творог, омлет, кефир и т.д.

10 Пища должна быть хорошо проваренной или прожаренной и приготовленной из свежих  продуктов..                                                                                                      

11.Хочешь вырасти красивым, здоровым и сильным, надо есть полезные продукты.

             

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" ( 1 класс)

Урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" (1 класс) УМК: "Школа России"...

Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".

Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...

Открытый урок окружающего мира во 2 классе "Лес и человек"

Урок - исследование "Лес и человек" с презентацией....

Открытый урок окружающего мира во 2 классе. Тема: "Правила вежливости".

Данный урок разработан в рамках районного смотра-конкурса "Учитель года-2016"....

презентация к уроку окружающего мира 3 класс по теме "Организм человека"

В материале содержится презентация к уроку окружающего мира 3 класс по теме "Организм человека"...

Открытый урок окружающего мира в 3 классе. Тема: "Золотое кольцо России".

Урок окружающего мира знакомит обучающихся с туристическо-экскурсионным маршрутом "Золотое кольцо", городами и достопримечательностями....

Открытый урок окружающего мира в 1 классе. Тема: "Почему их так назвали?"

Урок окружающего мира по теме: "Почему их так назвали?" представлен конспект урока и задания для групповой работы....