Окружающий мир, тема "Россия на карте"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Тибичи Антонина Хыномовна

Конспект занятия к уроку окружающий мир по теме "Россия на карте"

Программа "Школа России" 2 класс, конспект урока разработан по все требованиям ФГОС НОО. Конспект урока помогает правильно определить тему урока, поставить цель и сформулировать задачи данного. Обучающиеся имеют возможность совершить путешествие по Росси, поиграть и проверить свои знания в конце урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_rossiya_na_karte.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Тибичи А.Х.

Класс: 2

Дата проведения: 14.04.2023 г.

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Россия на карте.

П\П

Этапы урока

Содержание урока

Характеристика деятельности учащихся

1

Организация на урок.

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!                          Слайд 1

Контролировать свои действия и оценивать их.

2

 Мотивация к учебной деятельности. 

 

Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней! (О. Высотская)

                                               Слайд 2

 - О чём говориться в стихотворении?

- Почему автор стихотворения так считает?

(Россия – наша Родина, наш дом, как можно не любить?)                                       Слайд 3.

Умение анализировать, высказывать своё мнение.

3

Актуализация и пробное учебное действие.

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Как вы думаете, что мы можем узнать о нашей стране? Хотите ли вы это узнать?

Тема нашего урока: Россия на карте. (На доске).

 Прием “Корзина идей” На доске: Россия – это ... 

- Мы говорим Россия. А что же это такое?

… Отечество

... государство

... наша Родина

... место обитания многих животных и растений

... страна, где мы живем

…РФ – Российская Федерация

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Какие символы нашей России вы знаете?                    

 Символы России. Слайд 4, 5.

- Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг.     Слайд 6.     

Узнаем, как живут люди, какие растения и животные населяют нашу страну, как выглядит поверхность, куда текут реки, какие богатства таятся в недрах. И всегда с нами будет наша помощница – карта. Как карта нам рассказывает о земной поверхности? (На доске – карта).

- Как вы думаете, кому нужна карта, кому она может помочь? (путешественникам, геологам, историкам, географам)

Умение  определять  тему и постановка цели урока.

Умения высказывать  свои предположения.

4

Выявление места и причины затруднения. 

 

Посмотрим, как выглядит наша страна на карте. Научимся читать карту. Правильно показывать объекты на настенной карте.

- Что такое карта?                            Слайд 7.

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности  на плоскости с помощью условных знаков.                                      Слайд 8.

История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий.     Слайд 9.

В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж».            Слайд 10.

Знать правила ведения диалога.

Умения высказывать  свои предположения.

5

Построение проекта выхода из затруднения.

 Как показывать объекты на настенной карте?

Стой у карты справа.

Показывай только указкой.

Показывай не надпись, а сам объект.

Показывай аккуратно  и точно, названия произноси чётко.                   Слайд 11.

Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте.  

Умение слушать, запоминать и применять на практике полученные знания

6

Реализация построенного проекта.

Условные обозначения.      Слайд 12.

Для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки (обозначения и цвет).

Как читать карту.               Слайд 13.

Научимся определять стороны горизонта на карте. 

Север на карте – вверху, юг – внизу, запад - слева, восток - справа.

Что обозначают на карте различные цвета.

Голубым цветом на карте обозначается – вода. Зеленым, жёлтым и коричневым – суша. Равнины (низменности) обозначаются зелёным  цветом, а горы (возвышенности) – жёлтым и коричневым цветом.

Условные знаки карты.

Работа с учебником: стр. 95. 

- Какие условные обозначения вы знаете, назовите?

Умение слушать, запоминать и применять на практике полученные знания

Умение работать с учебником.

7

Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.

Работа с настенной картой. На доске и на  Слайде 14.

- Продолжим знакомство с поверхностью России.

(Равнины и горы).

- Назовите и покажите на карте основные равнины и горные системы России? (Ответы учеников у карты).

("Моря, озера, реки").

- Давайте найдем на карте океаны, моря и крупные озера и реки. Кто нашел и сможет нам показать?

- Расскажите друг другу с какими видами поверхности нашей Родины мы познакомились?

(Горы, равнины, моря, озера, реки, острова и полуострова).

 Умение работать у доски, работать с картой.

Физминутка

Умение повторять движения, двигаться в заданном ритме.

8

 Включение в систему знаний и повторения.

Работа по учебнику.

Откройте на стр. 96 – 97. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы.

Умение работать с учебником, отвечать на вопросы.

9

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону.

Работа в тетради. Задание 1 – 3 на стр. 39 – 40 в рабочей тетради.

Умение работать самостоятельно, аккуратно. Умение сравнивать и анализировать.

10

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 - Что нового мы узнали на уроке?

Прием “Воздушный шарик”

- Покажите мне ваше состояние.

(Рука над головой – все понравилось, очень хорошо. Рука на уровне головы – не очень доволен. Рука на парте – все было плохо, хочется отдохнуть).

- Кто хочет пояснить свой выбор?

Анализировать, сравнивать, оценивать   собственную деятельность и деятельность одноклассников, участвовать в диалоге.

11

Домашнее задание

Домашнее задание.                          Слайд 15.

1. Прочитать тему по учебнику (стр.90 - 97), ответить на вопросы, стр. 95.

2. Подготовить рассказ с фотографиями об одном из городов России, стр. 97.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта окружающий мир "Россия на карте" 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые рез...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...

Технологическая карта урока окружающий мир «Россия на карте» УМК "Школа России", 2 класс

Тема урока: «Россия на карте» Тип урока: урок «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования умений работать с картой; представления об о...