Урок по окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тема: Трудные времена на Русской земле.
Цель: Познакомить с героическими страницами истории Отечества.
Задачи:
- Образовательные:
Сформировать представления о военном деле на Руси.
Изучить нашествие Батыя и историческое значение в сражении на льду Чудского озера.
- Развивающие:
развивать
- познавательную компетенцию
- умение ставить цель,
- умение принимать учебную задачу,
- умение принимать роль в соответствии с учебной задачей,
- умение планировать деятельность, оценивать результат своей деятельности,
- умение осуществлять рефлексию деятельности;
- информационную компетенцию
- умение извлекать, обрабатывать информацию,
- умение представлять информацию в виде таблицы.
- умение работать с картой;
- умение передавать полученную информацию;
- коммуникативную компетенцию
- умение вести диалог,
- умение самостоятельно следовать заданной процедуре группового обсуждения,
- умение публичного выступления,
- умение задавать вопросы и отвечать на вопросы,
- умение выражать свою позицию,
3. Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
Воспитывать чувство гордости за героизм и самопожертвования российских людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr._mira.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспекта урока по окружающему миру
Класс: 4
Предмет: окружающий мир
Тема: Трудные времена на Русской земле.
Цель: Познакомить с героическими страницами истории Отечества.
Задачи:
- Образовательные:
Сформировать представления о военном деле на Руси.
Изучить нашествие Батыя и историческое значение в сражении на льду Чудского озера.
- Развивающие:
развивать
- познавательную компетенцию
- умение ставить цель,
- умение принимать учебную задачу,
- умение принимать роль в соответствии с учебной задачей,
- умение планировать деятельность, оценивать результат своей деятельности,
- умение осуществлять рефлексию деятельности;
- информационную компетенцию
- умение извлекать, обрабатывать информацию,
- умение представлять информацию в виде таблицы.
- умение работать с картой;
- умение передавать полученную информацию;
- коммуникативную компетенцию
- умение вести диалог,
- умение самостоятельно следовать заданной процедуре группового обсуждения,
- умение публичного выступления,
- умение задавать вопросы и отвечать на вопросы,
- умение выражать свою позицию,
3. Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
Воспитывать чувство гордости за героизм и самопожертвования российских людей.
Планируемый результат:
Предметные результаты:
- учащиеся в ходе урока узнают о нашествии Батыя и историческом значении в сражении на льду Чудского озера; знакомятся с личностью Батыя и Александра Невского; раскрывают основные причины возникновения войн.
Метапредметные результаты:
учащиеся усовершенствуют умения:
- извлекать и систематизировать, оценивать и точно излагать полученную информацию, задавать вопросы, участвовать в диалоге;
- представлять информацию в табличном виде;
- планировать своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять роль в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию.
Личностные результаты:
- осознают качества гражданина- любовь к Родине, героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли, которые характерны для славян и россиян.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: ноутбук, презентации, проектор, экран, листы с печатными текстами, карта, исторические даты.
Используемые технологии: Системно-деятельностный.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация учащихся.
- На уроках истории мы с вами говорим о том, что очень важно изучать историю, не так ли?
- Напомните, так почему же важно изучать историю?
- Сегодня мы продолжим путешествие в далёкое прошлое своей Родины, но для начала вспомним всё то что, мы уже знаем о ней.
3. Актуализация знаний.
- От каких народов произошли русские, украинцы и белорусы?
- Чем занимались, чему поклонялись?
- Какое событие произошло в 862 году?
- Чем знаменателен год 882?
- Что вам ещё известно о князе Олеге?
- Какое событие произошло на Руси в 988 году?
- Что вам известно об этом?
- В чём значение Русью христианства?
- Назовите самые красивые города Древней Руси.
- Вспомните, как были устроены Древнерусские города?
- Кто ими управлял?
- Как была организована защита городов?
4. Введение в тему урока.
- Перед началом нашего путешествия послушай отрывок из стихотворения Ивана Савича Никитина «Русь»
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу даль полей зеленеется.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
- Как вы считаете, какие чувства переполняют поэта?
- Враги часто нападали на русскую землю, какие времена тогда для всех наступали? (мнение детей)
- Попытайтесь определить тему урока.
Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле
- Какую проблему на уроке можем поставить?
- Проблемный вопрос: Какие тяжёлые испытания обрушились на Русь в 13 веке?
- Давайте с вами поставим задачи урока. (распечатать)
-Вам необходимо дополнить предложения:
- По данной теме я хотел (а) бы узнать…
- Мне это нужно потому, что…
- Для этого я должен на уроке…
- Мне пригодятся эти знания …
- Назовите источник информации по данной проблеме.
- В лето 1223года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетела над Землёй, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём. Люди приняли комету за дурной знак предвещающий беду и горе. Действительно, скоро на Руси настали трудные времена. С востока из Азии напали степные монголо-татары.
- Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско, как защищались русские города? Вы узнаете, изучив текст учебника? Работать будете в парах, помогая друг другу.
- Организация поискового пространства.
-Зная задачи урока, приступим к их реализации.
Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера взаимовыручки, дружбы.
Словарная работа:( распечатать)
Монголо-татары – это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.
Золотая Орда – государство, созданное монголо-татарами после завоевания Руси.
Дань – налог, взимаемый победителем с побеждённых.
Хан – правитель Золотой Орды.
Рыцарь – конный воин, защищённый доспехами.
Крестоносцы – это рыцари на одежде и доспехах, которых был изображён крест.
- Я предлагаю Вам поработать по группам, каждая из которых будет выступать в роли историков-исследователей:
- Исследовать будите исторические события и тогда мы должны ответить на главный вопрос урока.
Как будем оценивать работу групп.
Критерии:
- Полнота представленной информации;
- Ясность, точность.
3) Дисциплина
Этапы работы:
- Прочитать вопрос.
- Отобрать нужную информацию в разных источниках.
- Распределить задания между товарищами.
- Найти ответы на вопросы.
- Пересказать напарнику.
– Каждый ряд получает задание
Первый ряд
- Прочитайте текст «Нашествие Батыя на Русь».
- Ответьте на вопросы:
- Кто такие монголо-татары?
- Кто возглавлял войско завоевателей?
- Какое княжество первым приняло удар? Когда это было?
- Почему Рязань пала?
3.) Выполните задания:
- Найдите на карте походы войск Батыя и проследите их направление.
Второй ряд
- Какие ещё города заняли монголо-татары после Рязани?
- Что вы узнали об обороне Козельска?
- Какой город Батый обошёл стороной?
Третий ряд
- Как стало называться государство монголов?
- Как изменилась жизнь на Руси с приходом монголо-татар?
- К чему стремились монголо-татары?
- Почему дальше не решились покорять Европу?
- Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?
- Какой нужно сделать вывод?
- Как говорится, одна беда не приходит. Новая гроза появилась на северо- западных рубежах Руси. Опасность на севере исходила на севере от шведских захватчиков, а на западе от немецких рыцарей.
- Как вы думаете, почему шведы и немцы решили напасть на нашу землю?
- Кто думает иначе?
Прочитайте текст «Защита северо-западных рубежей. Князь Александр Невский» до слов «…получил прозвание Невского»
- Составьте вопросы к прочитанной части текста. Задайте их одноклассникам?
(Кто задаёт и отвечает, получают по баллу)
Прочитайте текст до конца.
- Какое событие произошло5 апреля 1242 года?
- Посмотрите, как проходила битва на Чудском озере.(видеоролик)
- Как проявился полководческий талант Александра Невского?
- Какова роль в этих битвах русского народа?
- Почему люди воюют?
- Вернёмся к главному вопросу урока: Какие испытания обрушились на Русь в 13 веке?
- Какой должен сделать вывод каждый из вас?
Поход монголо-татар возглавил хан ….
А) Чингисхан;
Б) Батый;
В) Темучин.
2) Какой город первым оказался на их пути?
А) Рязань;
Б) Владимир;
В) Новгород.
3) Что выплачивала Русь Золотой Орде?
А) Выкуп;
Б) Налог;
В) Дань.
4) Разбил шведов на реке Неве князь ….
А) Александр;
Б)Ярослав;
В) Владимир.
5) Когда состоялось Ледовое побоище?
А) 5 апреля 1242 года;
Б) 20 мая 1242 года;
В) 5 апреля 1421 года.
- Поход монголо-татар возглавил хан ….
А) Чингисхан;
Б) Батый;
В) Темучин.
2) Какой город первым оказался на их пути?
А) Рязань;
Б) Владимир;
В) Новгород.
3) Что выплачивала Русь Золотой Орде?
А) Выкуп;
Б) Налог;
В) Дань.
4) Разбил шведов на реке Неве князь ….
А) Александр;
Б)Ярослав;
В) Владимир.
5) Когда состоялось Ледовое побоище?
А) 5 апреля 1242 года;
Б) 20 мая 1242 года;
В) 5 апреля 1421 года.
4 . Итог урока
- Вернёмся к главному вопросу урока: Какие испытания обрушились на Русь в 13 веке? Почему люди воюют? « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее».
- Так какие же трудные времена испытывала Русь в 13 веке? (ответы детей)
- Почему люди воюют? Желание завладеть чужой территорией Желание заставить людей другой страны работать на себя. Желание иметь власть над людьми Желание присвоить чужие богатства
- Если хотите дополнительно узнать о трудных временах Руси, вы можете почитать в исторических энциклопедиях, в Интернете, в библиотеке.
5. Рефлексия
- Закончите начатое предложение.
- Сегодня на уроке я узнал (а)…
- Сегодня я удивился…
-Теперь я могу….
-Было трудно….
- Мне захотелось….
6. Д\З
- Нарисуйте и опишите вооружённого древнерусского воина, вооружённого монголо-татарского воина и немецких рыцарей.
- стр. 59-63 прочитать, ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)
Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена года (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...