Урок по окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Надежда Борисовна Дамбаева

Тема: Трудные времена на Русской земле.

Цель: Познакомить с героическими страницами истории Отечества.

 

Задачи:

  1. Образовательные:

Сформировать представления о военном деле на Руси.

Изучить нашествие Батыя и историческое значение в сражении на льду Чудского озера.

  1. Развивающие:

 развивать

  • познавательную компетенцию

- умение ставить цель,

- умение принимать учебную задачу,

- умение принимать роль в соответствии с учебной задачей,

- умение планировать деятельность, оценивать результат своей деятельности,

- умение осуществлять рефлексию деятельности;

  • информационную компетенцию

- умение извлекать, обрабатывать информацию,

- умение представлять информацию в виде таблицы.

- умение работать с картой;

- умение передавать полученную информацию;

  • коммуникативную компетенцию

- умение вести диалог,

- умение самостоятельно следовать заданной процедуре группового обсуждения,

- умение публичного выступления,

- умение задавать вопросы и отвечать на вопросы,

- умение выражать свою позицию,

3. Воспитательные:

Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;

Воспитывать чувство гордости за героизм и самопожертвования российских людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._mira.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспекта урока по окружающему миру

Класс: 4

Предмет: окружающий мир

Тема: Трудные времена на Русской земле.

Цель: Познакомить с героическими страницами истории Отечества.

Задачи:

  1. Образовательные:

Сформировать представления о военном деле на Руси.

Изучить нашествие Батыя и историческое значение в сражении на льду Чудского озера.

  1. Развивающие:

 развивать

  • познавательную компетенцию

- умение ставить цель,

- умение принимать учебную задачу,

- умение принимать роль в соответствии с учебной задачей,

- умение планировать деятельность, оценивать результат своей деятельности,

- умение осуществлять рефлексию деятельности;

  • информационную компетенцию

- умение извлекать, обрабатывать информацию,

- умение представлять информацию в виде таблицы.

- умение работать с картой;

- умение передавать полученную информацию;

  • коммуникативную компетенцию

- умение вести диалог,

- умение самостоятельно следовать заданной процедуре группового обсуждения,

- умение публичного выступления,

- умение задавать вопросы и отвечать на вопросы,

- умение выражать свою позицию,

3. Воспитательные: 

Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;

Воспитывать чувство гордости за героизм и самопожертвования российских людей.

Планируемый результат:

Предметные результаты:

- учащиеся в ходе урока узнают о нашествии Батыя и историческом значении в сражении на льду Чудского озера; знакомятся с личностью Батыя и Александра Невского; раскрывают основные причины возникновения войн.

Метапредметные результаты:

учащиеся усовершенствуют умения:

- извлекать и систематизировать, оценивать и точно излагать полученную информацию, задавать вопросы, участвовать в диалоге;

- представлять информацию в табличном виде;

- планировать своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей;

- выполнять роль в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию.

Личностные результаты:

- осознают качества гражданина- любовь к Родине, героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли, которые характерны для славян и россиян.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: ноутбук, презентации, проектор, экран, листы с печатными текстами, карта, исторические даты.

Используемые технологии: Системно-деятельностный.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация учащихся.

- На уроках истории мы с вами говорим о том, что очень важно изучать историю, не так ли?

- Напомните, так почему же важно изучать историю?

- Сегодня мы продолжим путешествие в далёкое прошлое своей Родины, но для начала вспомним всё то что, мы уже знаем о ней.

3. Актуализация знаний.

- От каких народов произошли русские, украинцы и белорусы?

- Чем занимались, чему поклонялись?

- Какое событие произошло в 862 году?

- Чем знаменателен год 882?

- Что вам ещё известно о князе Олеге?

- Какое событие произошло на Руси в 988 году?

- Что вам известно об этом?

- В чём значение Русью христианства?

- Назовите самые красивые города Древней Руси.

- Вспомните, как были устроены Древнерусские города?

- Кто ими управлял?

- Как была организована защита городов?

4. Введение в тему урока.

- Перед началом нашего путешествия послушай отрывок из стихотворения Ивана Савича Никитина «Русь»

Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу даль полей зеленеется.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

- Как вы считаете, какие чувства переполняют поэта?

- Враги часто нападали на русскую землю, какие времена тогда для всех наступали? (мнение детей)

- Попытайтесь определить тему урока.

Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле

- Какую проблему на уроке можем поставить?

Проблемный вопрос: Какие тяжёлые испытания обрушились на Русь в 13 веке?

- Давайте с вами поставим задачи урока. (распечатать)

-Вам необходимо дополнить предложения:

- По данной теме я хотел (а) бы узнать…

- Мне это нужно потому, что…

- Для этого я должен на уроке…

- Мне пригодятся эти знания …

- Назовите источник информации по данной проблеме.

- В лето 1223года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетела над Землёй, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём. Люди приняли комету за дурной знак предвещающий беду и горе. Действительно, скоро на Руси настали трудные времена. С востока из Азии напали степные монголо-татары.

- Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско, как защищались русские города? Вы узнаете, изучив текст учебника? Работать будете в парах, помогая друг другу.

  1. Организация поискового пространства.

-Зная задачи урока, приступим к их реализации.

Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера взаимовыручки, дружбы.

Словарная работа:( распечатать)

Монголо-татары – это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.

Золотая Орда – государство, созданное монголо-татарами после завоевания Руси.

Дань – налог, взимаемый победителем с побеждённых.

Хан – правитель Золотой Орды.

Рыцарь – конный воин, защищённый доспехами.

Крестоносцы – это рыцари на одежде и доспехах, которых был изображён крест.

- Я предлагаю Вам поработать по группам, каждая из которых будет выступать в роли историков-исследователей:

- Исследовать будите исторические события и тогда мы должны ответить на главный вопрос урока.

Как будем оценивать работу групп.

Критерии:

  1. Полнота представленной информации;
  2. Ясность, точность.

3) Дисциплина

Этапы работы:

  1. Прочитать вопрос.
  2. Отобрать нужную информацию в разных источниках.
  3. Распределить задания между товарищами.
  4. Найти ответы на вопросы.
  5. Пересказать напарнику.

– Каждый ряд получает задание

Первый ряд

  1. Прочитайте текст «Нашествие Батыя на Русь».
  2. Ответьте на вопросы:

- Кто такие монголо-татары?

- Кто возглавлял войско завоевателей?

- Какое княжество первым приняло удар? Когда это было?

- Почему Рязань пала?

3.) Выполните задания:
- Найдите на карте походы войск Батыя и проследите их направление.

Второй ряд

- Какие ещё города заняли монголо-татары после Рязани?

- Что вы узнали об обороне Козельска?

- Какой город Батый обошёл стороной?

Третий ряд

- Как стало называться государство монголов?

- Как изменилась жизнь на Руси с приходом монголо-татар?

- К чему стремились монголо-татары?

- Почему дальше не решились покорять Европу?

- Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?

- Какой нужно сделать вывод?

- Как говорится, одна беда не приходит. Новая гроза появилась на северо- западных рубежах Руси. Опасность на севере исходила на севере от шведских захватчиков, а на западе от немецких рыцарей.

- Как вы думаете, почему шведы и немцы решили напасть на нашу землю?

- Кто думает иначе?

Прочитайте текст «Защита северо-западных рубежей. Князь Александр Невский» до слов «…получил прозвание Невского»

- Составьте вопросы к прочитанной части текста. Задайте их одноклассникам?

(Кто задаёт и отвечает, получают по баллу)

Прочитайте текст до конца.

- Какое событие произошло5 апреля 1242 года?

- Посмотрите, как проходила битва на Чудском озере.(видеоролик)

- Как проявился полководческий талант Александра Невского?

- Какова роль в этих битвах русского народа?

- Почему люди воюют?

- Вернёмся к главному вопросу урока: Какие испытания обрушились на Русь в 13 веке?

- Какой должен сделать вывод каждый из вас?

Поход монголо-татар возглавил хан ….

А) Чингисхан;

Б) Батый;

В) Темучин.

2) Какой город первым оказался на их пути?

А) Рязань;

Б) Владимир;

В) Новгород.

3) Что выплачивала Русь Золотой Орде?

А) Выкуп;

Б) Налог;

В) Дань.

4) Разбил шведов на реке Неве князь ….

А) Александр;

Б)Ярослав;

В) Владимир.

5) Когда состоялось Ледовое побоище?

А) 5 апреля 1242 года;

Б) 20 мая 1242 года;

В) 5 апреля 1421 года.

  1. Поход монголо-татар возглавил хан ….

А) Чингисхан;

Б) Батый;

В) Темучин.

2) Какой город первым оказался на их пути?

А) Рязань;

Б) Владимир;

В) Новгород.

3) Что выплачивала Русь Золотой Орде?

А) Выкуп;

Б) Налог;

В) Дань.

4) Разбил шведов на реке Неве князь ….

А) Александр;

Б)Ярослав;

В) Владимир.

5) Когда состоялось Ледовое побоище?

А) 5 апреля 1242 года;

Б) 20 мая 1242 года;

В) 5 апреля 1421 года.

4 . Итог урока

- Вернёмся к главному вопросу урока: Какие испытания обрушились на Русь в 13 веке? Почему люди воюют? « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее».

- Так какие же трудные времена испытывала Русь в 13 веке? (ответы детей)

- Почему люди воюют? Желание завладеть чужой территорией Желание заставить людей другой страны работать на себя. Желание иметь власть над людьми Желание присвоить чужие богатства

- Если хотите дополнительно узнать о трудных временах Руси, вы можете почитать в исторических энциклопедиях, в Интернете, в библиотеке.

5. Рефлексия

- Закончите начатое предложение.

- Сегодня на уроке я узнал (а)…

- Сегодня я удивился…

-Теперь я могу….

-Было трудно….

- Мне захотелось….

6. Д\З

- Нарисуйте и опишите вооружённого древнерусского воина, вооружённого монголо-татарского воина и немецких рыцарей.

- стр. 59-63 прочитать, ответить на вопросы.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...