Викторина по окружающему миру "Все обо всем"
план-конспект по окружающему миру

Викторина «Все обо всем».

Цель: расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы

Задачи:

  1. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  2. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
  3. учиться находить правильные ответы на вопросы из области экологии;
  4. развивать любознательность, стремиться узнавать больше интересного из жизни природы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tekushchego_kruzhka_-_viktorina_vsyo_obo_vsyom.docx49.71 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Все обо всем».

Цель: расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы

Задачи:

  1. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  2. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
  3. учиться находить правильные ответы на вопросы из области экологии;
  4. развивать любознательность, стремиться узнавать больше интересного из жизни природы

Ход занятия

Организационный момент.

- Добрый день, дорогие друзья! Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некогда красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора леса, исчезают редкие виды животных и растений.

Хотите ли вы спасти свою планету?

- А знаете ли вы главные беды Земли?

(участники отвечают)

1) Вырубка лесов. Проблема актуальна: если ситуация не поменяется, мы рискуем остаться без такого природного богатства, как лес.

2) Мусор. Пластик, полиэтилен  или консервные банки: что делать с этими отходами после утилизации. Из года в год количество не переработанного мусора и свалок лишь растет.

3)Нефтяное загрязнение.  Процесс добычи нефти, ее транспортировка и переработка всегда сопровождаются ее потерей, что является основной причиной отравления, гибели организмов и загрязнению почвы.

4)Загрязнение радиоактивными отходами. Еще долгое время природа будет оправляться после Чернобыльской аварии, в результате которой произошел выброс радиоактивных веществ. А ситуация в Японии после аварии, загрязнение океана радиоактивными отходами?

5) Превращение плодородных земель в пустыни. Такая угроза существует при вырубке лесов и неправильном методе ведения сельского хозяйства.

6) Загрязнение воды. Постоянно происходит загрязнение водоемов, рек, озер стоками промышленных предприятий, а также в результате применения  различных химических веществ.

7)Загрязнение атмосферы. Активное развитие промышленности – проблема не только больших городов, но и регионов. В наши дни нередко можно увидеть смог – густой туман, закрывающий плотным покровом все небо. Большим вкладом также являются выхлопы автотранспорта и сжигание бытовых отходов.

8)Уничтожение растений и животных. Рост городов, развитие сельского хозяйства, браконьерство влияют на то, что продолжают исчезать с лица земли многие виды животных и растений.

9)Отравление почвы. Бесконтрольное и неправильное применение различных удобрений и ядохимикатов приводит в первую очередь к истощению почвы, а в худшем случае к отравлению грунта.

10)Лесные пожары. Ведут к уничтожению лесов и всего живого в них.

- Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Я, ты, он, она, вместе мы - дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология.

- Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

- Настало время разделиться на команды.

I. Первая станция. «Царство растений».

Учитель. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

- Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос. Вопросы задаются по очереди. Каждая команда ответит на три вопроса. За каждый правильный ответ один балл.

  1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и лиственные; культурные и дикорастущие).
  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик). 
  3. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
  4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  5. Какая ягода бывает красной, белой, черной? (Смородина).
  6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
  7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
  8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
  9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  10. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
  12. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Фотозагадка  По изображению узнать и назвать дерево.

-Каждой команде по одному изображению. За правильный ответ один балл.

Ива, липа, сосна

3-й конкурс. Загадки

  1. Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (
    Береза).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (
    Ели).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (
    Желудь).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (
    Ива).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (
    Клен).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (
    Липа).
  7. Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (
    Рябина). 
  8. У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна).

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.  

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Учитель:  На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в Красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Что человек делает для сохранения животного мира?

Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

  1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
  2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
  1. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
  2. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
  3. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
  4. У кого на сучке кладовая? (У белки).
  5. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
  6. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
  7. Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (
    Бобры).
  8. Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (
    Лягушка).
  9. Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (
    Стрекоза).
  10. Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (
    Медуза).

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).

-За каждое верное слово 1 балл.

Учитель. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (
Грибы).

III. Третья станция. «Царство Грибов».

- Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие. Вы любите собирать грибы?

 – На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

И сейчас мы отправляемся за грибами.

1-й конкурс. «Узнай гриб!»

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми!
    (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут...
    (Опята).
  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас...
    (Маслята).
  4. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете.
    (Подосиновик).
  5. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три!
    (Подберёзовик).
  6. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме.
    (Боровик, белый). 
  7. Зашёл мужик в сосняк,

Нашёл слизняк,

Бросить - жалко,

Съесть - сыро.  (Груздь)

  1. Рыжие ушки с лисьей макушки

В травке лежат - для малых ежат. (Лисички)

2-й конкурс. «На лесной полянке».

- Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

Правила грибника для детей начальной школы

1. Грибная прогулка должна доставлять вам удовольствие, поэтому в лес нужно отправляться в удобной одежде и обуви.

2. Собирайте только те грибы, которые вам хорошо известны, не берите сомнительные. Хорошо бы взять с собой в поход иллюстрированный справочник-определитель.

3. Нельзя собирать грибы в городе, а за городом - вдоль шоссе.

4. Не берите старые, перезревшие грибы. Даже в боровиках и сыроежках могут размножиться ядовитые для человека микроорганизмы.

5. Ни в коем случае не помещайте свой «урожай» в полиэтиленовые пакеты! В них бывает настолько высокая температура, что грибы «задыхаются» - портятся.

6. Если вы не переработаете грибы сразу, как придёте из леса, они успеют зачервиветь. Чем меньше времени пройдёт между сбором грибов и их переработкой, тем больше от них будет пользы.

7. Обработанные грибы не держите подолгу в воде. Трубчатые грибы размякнут, пластинчатые - раскрошатся. Это правило не касается волнушек, груздей и других млечников. Перед засолом их нужно несколько дней вымачивать.

8. Грибы можно срезать ножом, можно и аккуратно выкрутить из почвы. Главное - не разгребать листья и почву, не разрушать грибницу.

9. Не нужно сшибать, топтать мухоморы и те грибы, что кажутся вам поганками. Вам они не нужны, но пригодятся как лекарство лесным обитателям.

-Чей ответ точнее, полнее, те и получают баллы

3-й конкурс. «Собери пословицу». 

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

(Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.)

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

- Экология — это наука о связях между живыми организмами и окружающей средой. Эколог — человек, который изучает связи между живыми организмами и средой их обитания.

- Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков)  

 Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

1-й конкурс.  «Пентонимы».  

- Командам будут зачитываться по порядку пять фактов об одном виде мусора. Та команда, которая быстрее всех правильно определит, о чём идёт речь, получает один балл. Побеждает в этом конкурсе та команда, которая наберёт больше всех баллов.

Вопросы викторины «ПЕНТОНИМЫ»

 

1. Из нее делают очень много игрушек.

2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.

3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5.Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

1.Ее изобрели китайцы.

2.У нас ее получают из дерева.

3.Она легко горит.

4.Из нее получается очень много мусора.

5.На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага)

1.Его делают из песка.

2.Чаще всего оно прозрачное.

3.Когда падает, оно разбивается.

4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)

1.Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2.Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3.От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще  больше.

4.Его издают разные приборы, машины.

5.Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

(Шум)

1.Этого почти не видно.

2.Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3.От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

4.Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5.В городе, где этого много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

1.Это получается, когда что-то становится старым или ломается.

2.Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3.Это можно сдать и получить деньги.

4.Из этого можно сделать что-то новое.

5.Это бывает цветным и за него можно получить деньги.

(Металлолом)

Жили люди на планете,

Мамы, папы и их дети.

Бросят люди по бумажке,

Планета станет замарашкой....

Люди, не нужно сорить на планете,

Она ведь жизнь нам дает.

Планета такая одна на всем свете,

Давайте ее сбережем.

2-й конкурс «Экологический светофор».

- Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.  А сейчас поиграем в игру «Экологический светофор».

Игра «Экологический светофор»

Поиграем с вами, представьте себе, что перед вами вот такой «Экологический светофор»

Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

  1. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
  2. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
  3. Ученики очищают парк от мусора. (с)
  4. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
  5. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
  6. Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
  7. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
  8. Дети вешают кормушку. (с)
  9. Мальчики рассматривают жука. (к)
  10. Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
  11. Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)

- Молодцы! Вы - настоящие защитники природы! А сейчас послушаем стихотворение

- Слово для подведения итогов  нашей викторины (Награждение команд).

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ. Мы сегодня говорили об экологии.

- Давайте беречь наш общий дом Землю! Я надеюсь, что эта викторина-игра вам понравилась, и вы узнали что-то новое для себя, и вам было интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

викторина по окружающему миру "Природные зоны"

Викторина по теме "Природные зоны". Понравится и взрослым, и детям...

Урок окружающего мира "Здоровье всему голова"

Урок окружающего мира в 3 классеТема: «Здоровье – всему голова» Форма: интерактивный урок с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний....

Урок окружающего мира "Хлеб - всему голова" во 2 классе

Предсталяю вашему вниманию урок окружающего мира во 2 классе. Данный урок интересен тем, что в нем отражен системно-деятельностный подход к обучению. Ребята сами изучают, делают, смотрят, анализируют....

Проект по окружающему миру "Хлеб - всему голова!"

Предлагаемый проект рассчитан на учащихся 2 класса. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях рас...

Викторина по окружающему миру "Мы и окружающий мир"

Викторина  по окружающему миру «Мы и окружающий мир» Пояснительная запискаИгра предназначена для учащихся третьих классов. В викторине могут принимать участие 2 команды по 7...

Игра-викторина по окружающему миру "Знатоки окружающего мира" 2 класс

Игра-викторина по окружающему миру для 2 класса "Знатоки окружающего мира" в рамках декады по окружающему миру с итоговой таблицей...