Урок по окружающему миру 3 класс , программа "Школа России", тема : Организм человека
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchiy_mir_3_klass_organizm_cheloveka_shkola_rossii_1.docx | 51.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Мурсалимова Надежда Ивановна,
учитель начальных классов.
Тема: Организм человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: дать представление об организме человека, органах и системах, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать, соблюдая здоровый образ жизни.
Задачи:
1.Образовательная: сформировать понятия: здоровый образ жизни, организм человека, системы органов, анатомия, учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; учить работать самостоятельно, находить нужную информацию в разных источниках.
2. Развивающая: развивать логическое мышление, интерес к познанию собственного организма, интеллектуальные и творческие способности детей, познавательный интерес к изучению предмета; умение выделять главное, анализировать и делать выводы.
3.Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, ценностное отношение к собственному здоровью и стремление к здоровому образу жизни.
Планируемые предметные результаты освоения материала: Учащиеся научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой.
Планируемые личностные результаты освоения материала: ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
Планируемые метапредметные результаты освоения материала:
Регулятивные. Учащиеся научатся:
- понимать цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия при выполнении заданий;
- осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Познавательные. Учащиеся научатся:
- сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
- находить необходимую информацию в книгах;
- получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
Коммуникативные. Учащиеся научатся:
- выполнять задания в паре и группе;
- сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Оборудование для учителя: интерактивная доска, мультимедийный проектор, веб-камера, презентация, учебник окружающий мир для 3 класса автор, карточки с названием органов.
Оборудование для учащихся: учебник, карточка с таблицей, цветные карандаши, карточки для рефлексии (сердце красное и белое),оценочный журнал для группы, карточки с домашним заданием, модель организма человека.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Введение в проблемную ситуацию.
- Актуализация знаний. Формулирование темы урока, целеполагание.
- Открытие новых знаний.
- Физкультминутка.
- Открытие новых знаний (продолжение).
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!
Дети: Здравствуйте!
Слайд 2.
Учитель: Народная мудрость гласит: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам». На уроке мы вместе будем трудиться и оценим ваши дела. Надеюсь, наше сотрудничество будет интересным и плодотворным.
Сегодня вы работаете в группе, выберите капитана, капитан ведёт оценочный журнал, за правильный ответ ставить + около имени участника группы, в конце подвести итог и поставить оценки. Вспомните правила работы в группе, желаю вам удачи.
2. Введение в проблемную ситуацию.
Цель: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать самостоятельную деятельность ученика для решения проблемы, развитие мыслительных способностей, учебной мотивации.
Учитель: начать наш урок я хочу с одной притчи. А вы внимательно слушайте и постарайтесь понять.
Слайд 3. Притча о здоровье ‹‹Дар богов››.
Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека –
Учитель: ребята, как вы думаете , что решили спрятать боги?
Выслушать ответы детей.
Учитель читает дальше.
его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие –за высокие горы. И самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать
Учитель: куда решили спрятать боги здоровье? Выслушать ответы детей
Учитель читает дальше: в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Беседа . Учитель: В чем смысл этой притчи?
Дети: Здоровье - это главная ценность жизни; - Здоровье - это долгая счастливая жизнь;
-Здоровье-это, когда ты весел и у тебя всё получается. Здоровье, не за какие деньги не купишь.
Учитель: (делает вывод) Каждый человек - кузнец собственного здоровья. Самый драгоценный подарок от Бога- это здоровье. Если люди не научатся ценить этот дар, они никогда не проживут эту жизнь с пользой. А что нам с вами нужно, чтобы быть здоровыми?
Дети: чтобы быть здоровым нужно соблюдать режим дня, не иметь вредных привычек, знать как устроен человек, его органы.
Учитель: А зачем нам с вами надо знать, как устроен человек?
Дети: если мы заболеем или же заболит какой-то орган у человека, то нужно оказать первую помощь, дать человеку нужное лекарство, потом обратиться к врачу.
Учитель: Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет. Поэтому, здоровье нужно беречь смолоду. А для того, чтобы быть здоровым, нужно знать строение своего организма и уметь его беречь. Об этом мы будем говорить на уроке.
3.Актуализация знаний. Формулирование темы урока, целеполагание.
Цель: подвести ученика к самостоятельной формулировке темы и цели урока, активизировать знания прошлых уроков.
Учитель: Обратите внимание на доску. Тема нашего сегодняшнего урока состоит из двух слов, а для того, чтобы узнать с какой новой темой мы сегодня познакомимся на уроке, нужно расшифровать эти два слова, выполнить задания.
Слайд 4. 1 задание: отгадайте загадку:
На земле он всех умней.
Потому и всех сильней.
Учитель: Как вы думаете кто это?
Дети: Человек (учитель вывешивает карточку со словом «человек» на доску).
Учитель: Ребята, вы отгадали второе слово нашей темы.
Учитель: 2 задание: в первом слове перепутались все буквы, соберите слово из букв и прочитайте тему нашего урока. (на доске карточка ГОРНИЗАМ)
Учитель: Посмотрите второе слово нашей темы, мы расшифровали, теперь назовите тему урока.
Дети: Тема урока: Организм человека.
Учитель: Молодцы! Что такое организм? Как вы думаете, важно ли знать какие-либо сведения об организме человека? Почему? (выслушать ответы детей)
Слайд 5. Учитель: Какие цели мы поставим перед собой?
Дети: узнать, что такое органы человека, установить связь между органами и их строением, работой.
Учитель: а так же познакомиться, что такое системы органов человека.
Учитель: Какие знания с прошлых уроков нам нужны?
Дети: внешнее и внутреннее строения человека.
4.Открытие новых знаний.
Цель: учить учащихся самостоятельно получать новые знания, работать с таблицей, развивать умение работать в группе, находить нужную информацию в разных источниках, делать выводы.
Учитель: Какая наука изучает строение тела человека? Учебник стр.123 найдите и прочитайте.
Дети: строение тела человека изучает наука анатомия человека. (Учитель вывешивает табличку на доску)
Учитель: Чтобы поработать над новой темой урока, нам с вами нужно вспомнить строение человека. Разделите части тела человека на две группы и назовите их.
На доске слова (голова, сердце, лёгкие, печень, туловище, головной мозг, шея, кишечник, ноги, руки, желудок)
Слайд 6. Дети: 1 группа – голова, туловище, шея, ноги, руки – это внешнее строение человека.
2 группа - сердце, лёгкие, печень, головной мозг, кишечник, желудок – это внутреннее строения человека.
Учитель: Всё в человеке взаимосвязано. Внешнее строение связано с внутренним строением. И у здорового человека все органы работают хорошо. Но многое зависит от нас. И сейчас вы в этом убедитесь. Так, что же нужно знать, чтобы сохранять и укреплять здоровье?
Дети: Нужно знать строение организма и укреплять его.
Учитель: Скажите, а что значит организм человека? Найдите определение в учебнике стр.122-123. Дети работают с учебником, зачитывают определение.
Слайд 7. Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое. (Учитель вывешивает табличку на доску)
Учитель: Что же такое система? Найдите определение в учебнике.
Слайд 8. Система органов – это несколько органов, которые выполняют одну общую работу. (Учитель вывешивает табличку на доску)
Учитель: Как вы думаете, какие системы образуют внутренние органы? Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами предстоит большая работа в группах. Каждой группе выдаются листочки, где рассказывается о работе систем органов.
Учитель: Сейчас мы проведём исследовательскую работу . Ваша задача узнать, какие органы входят в эту систему, найти, выделить нужную информацию по строению органов и их работе. Но перед работай нам с вами нужно отдохнуть.
Слайд 9. 5.Физкультминутка.
«Что умеет наше тело» - движения выполняются в соответствии с текстом.
У меня есть голова
Направо – раз, налево - два.
Она сидит на крепкой шее,
Повертели – повертели.
Затем туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед,
Поворот – поворот.
Умелые руки есть у всех,
Вверх – вниз, вниз – вверх.
Ноги нам нужны, чтоб бегать,
Прыгать, приседать, стоять…
Вот какое мое тело!
С ним все делаешь на «пять»!
6. Открытие новых знаний (продолжение). Заполнить таблицу на доске вместе с учениками.
Цель: искать необходимую информацию для выполнения учебного задания, учить заполнять таблицу, воспитывать умение работать в группе.
Учитель: Ребята, вы самостоятельно читаете текст на листе, находите информацию из каких органов состоит система, какую работу она выполняет. Кто найдёт, поднимает руку, и мы вместе заполняем таблицу о системах на доске.
Слайд 10. 1.Нервная система.
Учитель: Перечислите органы нервной системы.
Дети: Головной мозг, спинной мозг, нервы.
Учитель: Что обеспечивает нервная система?
Дети: Управляет деятельностью всего организма.
2.Кровеносная система.
Учитель: Перечислите органы кровообращения.
Дети: Сердце, сосуды.
Учитель: Что обеспечивает кровеносная система?
Дети: Обеспечивает движение крови в организме.
3. Пищеварительная система.
Дети: Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник.
Учитель: Что обеспечивает пищеварительная система?
Дети: Обеспечивает переваривание пищи.
4. Дыхательная система.
Учитель: Перечислите органы дыхательной системы.
Дети: Носоглотка, трахея, лёгкие, бронхи, диафрагма.
Учитель: Чем обеспечивает организм дыхательная система?
Дети: Обеспечивает организм кислородом.
5. Опорно-двигательная система.
Учитель: Перечислите органы, которые отвечают за опору и движение организма.
Дети: Кости скелета и мышцы.
Учитель: Какую работу выполняет?
Дети: обеспечивает опору и движение тела.
6. Выделительная система.
Дети: К ней относятся почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочевой канал.
При помощи мочеполовых органов из организма выводятся не нужные организму вещества в виде мочи и кала.
Название системы | Из каких органов состоит | Какую работу выполняет |
1 . Нервная | Головной мозг, спинной мозг, нервы. | Управляет деятельностью всего организма. |
2. Кровеносная | Сердце, сосуды | Обеспечивает движение крови в организме. |
3. Пищеварительная | Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник | Обеспечивает переваривание пищи. |
4. Дыхательная | Носоглотка, трахея, лёгкие, бронхи, диафрагма | Обеспечивает организм кислородом. |
5. Выделительная | Почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочевой канал | Выводит из организма вредные вещества |
6. Опорно-двигательная | Скелет, мышцы. | Обеспечивает опору и движение тела |
Дополнительная информация, которую рассказывает учитель.
Нервная система. Головной мозг похож на мощный компьютер. Мозг состоит из миллиардов нервных клеток — нейронов.
Кровеносная система. СЕРДЦЕ - находится в груди человека. Размером оно всего с кулак
Пищеварительная система. Печень – самый большой и самый горячий орган в нашем организме. Кишечник имеет длину 8 метров.
Опорно-двигательная система. В скелете человека 212 костей.
Мышц в теле более 600.
Игра. «Назови систему». Учитель показывает карточку, на которой написано название органа , дети называют систему. (рот, печень, лёгкие, головной мозг, скелет, сердце, кишечник, нервы, почки, носоглотка, желудок и т.д.)
7. Закрепление изученного материала.
Цель: повторение и систематизация изученного материала, провести текущий контроль, развитие творческих способностей учащихся, умения рассказывать о своей работе.
Учитель: у каждого из вас на парте лежит шаблон человека, разверните его и раскрасьте системы, расскажите друг другу, из каких органов состоит система. Затем один ученик выходит к доске, показывает шаблон человека и называет системы, определяет, какой системы нет.
Рисунок 1. (приложение 2)
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: выявление эмоционального состояния степени удовлетворенности своей работы на уроке.
Учитель: Попробуйте собрать пословицу. (В, дух, теле, здоровый, здоровом)
Дети: В здоровом теле здоровый дух.
Учитель: Как эта пословица связана с нашим уроком?
Дети: Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его знать. Вести здоровый образ жизни.
Учитель: Что вы узнали нового про свой организм?
Дети рассказывают о системах организма, о их работе, из каких органов они состоят. Выслушать ответы детей.
Учитель: Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?
Дети: Беречь, исследовать, ухаживать.
Учитель: Какие цели ставили перед собой? Достигли их?
Учитель: Если вам понравился урок, то возьмите красное сердце, если урок не понравился, у вас возникли трудности, то возьмите сердце белого цвета.
9. Домашнее задание. Заполнить таблицу.
Название системы | Из каких органов состоит | Какую работу выполняет |
1 . Нервная | ||
2. Кровеносная | ||
3. Пищеварительная | ||
4. Дыхательная | ||
5. Выделительная | ||
6. Опорно-двигательная |
Учитель: Спасибо за урок! Урок окончен!
Список литературы.
1.Плешаков А. А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. — М.: Просвещение, 2012. — 63 с.
2. Конобеевский И.П. Наглядные пособия как средства обучения в начальной школе. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 264 с.
3. Билич Г.Л., Зигалова Е.Ю. Тело человека. Интерактивный атлас по анатомии с вырубкой. Разбери свое тело на 6 систем. Слой за слоем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"
Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем....
Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...
Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о Конституции РФ;·...
Конспект урока по окружающему миру "Основной закон России и права человека" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: формирование представления об основном законе – Конституции; формирование представлений о правах человека.Планируемые результаты:Предметные: Знать: что такое Конституц...
Технологическая карта урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата:02.05.2022г....
Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Опасные незнакомцы» (2 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; формирование умений действовать на практике. Задачи урока Дидактические:— изучить си...
Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Тела, вещества, частицы» (3 класс)
Цель урока: формирование представления о телах, веществах и частицах.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы»;2...