Урок по окружающему миру 3 класс , программа "Школа России", тема : Организм человека
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Мурсалимова Надежда Ивановна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Мурсалимова Надежда Ивановна,

 учитель начальных классов.

Тема: Организм человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: дать представление об организме человека, органах и системах, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать, соблюдая здоровый образ жизни.

Задачи:

1.Образовательная: сформировать понятия: здоровый образ жизни, организм человека, системы органов,  анатомия, учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; учить работать самостоятельно, находить нужную информацию в разных источниках.

2. Развивающая: развивать логическое мышление, интерес к познанию собственного организма, интеллектуальные и творческие способности детей, познавательный интерес к изучению предмета; умение выделять главное, анализировать и делать выводы.

3.Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, ценностное отношение к собственному здоровью и стремление к здоровому образу жизни.

Планируемые предметные результаты освоения материала: Учащиеся научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой.

Планируемые личностные результаты освоения материала: ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;

Планируемые метапредметные результаты освоения материала:

Регулятивные. Учащиеся научатся:

- понимать цель познавательной деятельности;

- планировать свои действия при выполнении заданий;

- осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Познавательные. Учащиеся научатся:

- сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

- находить необходимую информацию в книгах;

- получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

Коммуникативные. Учащиеся научатся:

- выполнять задания в паре и группе;

- сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Оборудование для учителя: интерактивная доска, мультимедийный проектор, веб-камера, презентация, учебник  окружающий мир для 3 класса автор, карточки с названием органов.

Оборудование для учащихся: учебник, карточка с таблицей, цветные карандаши, карточки для рефлексии (сердце красное и белое),оценочный  журнал для группы, карточки с домашним заданием, модель организма человека.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в проблемную ситуацию.
  3. Актуализация знаний. Формулирование темы урока, целеполагание.
  4. Открытие новых знаний.
  5. Физкультминутка.
  6. Открытие новых знаний (продолжение).
  7. Закрепление изученного материала.
  8. Подведение итогов. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!

Дети: Здравствуйте!

Слайд 2.

Учитель: Народная мудрость гласит: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам». На уроке мы вместе будем трудиться и оценим ваши дела. Надеюсь, наше сотрудничество будет интересным и плодотворным.

Сегодня вы работаете в группе, выберите капитана, капитан ведёт оценочный журнал, за правильный ответ ставить + около имени участника группы, в конце подвести итог и поставить оценки. Вспомните правила работы в группе, желаю вам удачи.

2. Введение в проблемную ситуацию.

Цель: создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать  самостоятельную деятельность  ученика для решения проблемы,  развитие мыслительных  способностей, учебной мотивации.

Учитель: начать наш урок  я хочу с одной притчи. А вы внимательно слушайте и постарайтесь понять.

Слайд 3. Притча о здоровье ‹‹Дар богов››.
Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека –

Учитель: ребята, как вы думаете , что решили спрятать боги?

Выслушать ответы детей.

Учитель читает дальше.

его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие –за высокие горы. И самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать

Учитель: куда решили спрятать боги здоровье? Выслушать ответы детей

Учитель читает дальше: в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Беседа . Учитель: В чем смысл этой притчи?

Дети: Здоровье - это главная ценность жизни; - Здоровье - это долгая счастливая жизнь;

-Здоровье-это, когда ты весел и у тебя всё получается. Здоровье,  не за какие деньги не купишь.

Учитель: (делает вывод)  Каждый человек - кузнец собственного здоровья. Самый драгоценный подарок от Бога- это здоровье. Если люди не научатся ценить этот дар, они никогда не проживут эту жизнь с пользой. А что нам с вами нужно, чтобы быть здоровыми?

Дети: чтобы быть здоровым нужно соблюдать режим дня, не иметь вредных привычек, знать как устроен человек, его органы.

Учитель: А зачем нам с вами надо знать,  как устроен человек?

Дети: если мы заболеем или же заболит какой-то орган у человека, то нужно оказать первую помощь, дать человеку нужное лекарство, потом обратиться к врачу.

Учитель:  Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет. Поэтому, здоровье нужно беречь смолоду. А для того, чтобы быть здоровым, нужно знать строение своего организма и уметь его беречь. Об этом мы будем говорить на уроке.

3.Актуализация знаний. Формулирование темы урока, целеполагание.

Цель: подвести ученика к самостоятельной формулировке темы и цели урока, активизировать знания прошлых уроков.

Учитель: Обратите внимание на доску. Тема нашего сегодняшнего урока состоит из двух слов, а для того, чтобы узнать с какой новой темой мы сегодня познакомимся на уроке, нужно расшифровать эти два слова, выполнить задания.

Слайд 4. 1 задание: отгадайте загадку:

На земле он всех умней.

Потому и всех сильней.

Учитель: Как вы думаете кто это?

Дети: Человек (учитель вывешивает карточку со словом «человек» на доску).

Учитель: Ребята, вы отгадали  второе слово нашей темы.

Учитель: 2 задание: в первом слове перепутались все буквы, соберите слово из букв и прочитайте тему нашего урока. (на доске карточка ГОРНИЗАМ)

Учитель: Посмотрите второе слово нашей темы, мы расшифровали, теперь назовите тему урока.

Дети: Тема урока: Организм человека.

Учитель: Молодцы! Что такое организм? Как вы думаете, важно ли знать какие-либо сведения об организме человека? Почему?  (выслушать ответы детей)

 Слайд 5. Учитель: Какие цели мы поставим перед собой?

 Дети: узнать, что такое органы человека, установить связь между органами и их      строением, работой.

 Учитель: а так же познакомиться,  что такое системы органов человека.

 Учитель: Какие знания с прошлых уроков нам нужны?

 Дети: внешнее и внутреннее строения человека.

4.Открытие новых знаний.

Цель: учить учащихся самостоятельно получать новые  знания, работать с таблицей, развивать умение работать в группе, находить нужную информацию в разных источниках, делать выводы.

Учитель: Какая наука изучает строение тела человека? Учебник стр.123 найдите и прочитайте.

Дети: строение тела человека изучает наука анатомия человека.  (Учитель вывешивает табличку на доску)

Учитель: Чтобы поработать над новой темой урока, нам с вами нужно вспомнить строение человека. Разделите части тела человека на две группы и назовите их.

На доске слова (голова, сердце, лёгкие, печень, туловище, головной мозг, шея, кишечник, ноги, руки, желудок)

Слайд 6. Дети: 1 группа – голова, туловище, шея, ноги, руки – это внешнее строение человека.

2 группа - сердце, лёгкие, печень, головной мозг, кишечник, желудок – это внутреннее строения человека.

Учитель: Всё в человеке взаимосвязано. Внешнее строение связано с внутренним строением. И у здорового человека все органы работают хорошо. Но многое зависит от нас. И сейчас вы в этом убедитесь. Так, что же нужно знать, чтобы сохранять и укреплять здоровье?

Дети:  Нужно знать строение организма и укреплять его.

Учитель: Скажите, а что значит организм человека? Найдите определение в учебнике стр.122-123.  Дети работают с учебником, зачитывают определение.

Слайд 7.  Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое. (Учитель вывешивает табличку на доску)

Учитель: Что же такое система? Найдите определение в учебнике.

Слайд 8.  Система органов – это несколько органов, которые выполняют одну общую работу. (Учитель вывешивает табличку на доску)

Учитель: Как вы думаете, какие системы образуют внутренние органы? Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами предстоит большая работа в группах. Каждой группе выдаются листочки, где рассказывается о работе систем органов.

Учитель: Сейчас мы проведём исследовательскую работу . Ваша задача узнать, какие органы входят в эту систему, найти, выделить нужную информацию по строению органов и их работе. Но перед работай нам с вами нужно отдохнуть.

Слайд 9. 5.Физкультминутка.

«Что умеет наше тело» -  движения выполняются в соответствии с текстом.

У меня есть голова                                    

Направо – раз, налево - два.                                                                             

Она сидит на крепкой шее,                      

Повертели – повертели.

Затем туловище идет,                                

Наклон назад, наклон вперед,                  

Поворот – поворот.                                    

Умелые руки есть у всех,                        

Вверх – вниз, вниз – вверх.                      

Ноги нам нужны, чтоб бегать,

Прыгать, приседать, стоять…                    

Вот какое мое тело!

С ним все делаешь на «пять»!

6. Открытие новых знаний (продолжение). Заполнить таблицу на доске вместе с учениками.

Цель: искать необходимую информацию для выполнения учебного  задания, учить заполнять таблицу, воспитывать умение работать в группе.

Учитель: Ребята, вы самостоятельно читаете текст на листе,  находите информацию из каких органов состоит система,  какую работу она выполняет. Кто найдёт, поднимает руку, и мы вместе заполняем таблицу о системах на доске.

Слайд 10. 1.Нервная система.

 Учитель:  Перечислите органы нервной системы.

Дети: Головной мозг, спинной мозг, нервы.

Учитель: Что обеспечивает нервная система?

Дети: Управляет деятельностью всего организма.

2.Кровеносная система.

Учитель: Перечислите органы кровообращения.

Дети: Сердце, сосуды.

Учитель: Что обеспечивает кровеносная система?

Дети: Обеспечивает движение крови в организме.

3. Пищеварительная  система.

Дети: Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник.

Учитель: Что обеспечивает пищеварительная система?

Дети: Обеспечивает переваривание пищи.

4.  Дыхательная система.

Учитель: Перечислите органы дыхательной системы.

Дети: Носоглотка, трахея, лёгкие, бронхи, диафрагма.

Учитель: Чем обеспечивает организм дыхательная система?

Дети: Обеспечивает организм кислородом.

5. Опорно-двигательная система.

Учитель: Перечислите органы, которые отвечают за опору и движение организма.

Дети: Кости скелета и мышцы.

Учитель: Какую работу выполняет?

Дети: обеспечивает опору и движение тела.

6. Выделительная система.

Дети: К ней относятся почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочевой канал.

При помощи мочеполовых органов из организма выводятся не нужные организму вещества в виде мочи и кала.

Название системы

Из каких органов состоит

Какую работу выполняет

1 . Нервная

Головной мозг, спинной мозг, нервы.

Управляет деятельностью всего организма.

2. Кровеносная

Сердце, сосуды

Обеспечивает движение крови в организме.

3.  Пищеварительная

Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник

Обеспечивает переваривание пищи.

4.  Дыхательная

Носоглотка, трахея, лёгкие, бронхи, диафрагма

Обеспечивает организм кислородом.

5. Выделительная

Почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочевой канал

Выводит из организма вредные вещества

6. Опорно-двигательная

Скелет, мышцы.

Обеспечивает опору и движение тела

Дополнительная информация, которую рассказывает учитель.

Нервная система. Головной мозг похож на мощный компьютер. Мозг состоит из миллиардов нервных клеток — нейронов.

Кровеносная система. СЕРДЦЕ - находится в груди человека. Размером оно всего с кулак

     Пищеварительная система. Печень – самый большой и самый горячий орган в нашем организме. Кишечник имеет длину 8 метров.

     Опорно-двигательная система. В скелете человека 212 костей.

Мышц в теле более 600.

Игра. «Назови систему». Учитель показывает карточку, на которой написано название  органа , дети  называют систему. (рот, печень, лёгкие, головной мозг, скелет, сердце, кишечник, нервы, почки, носоглотка, желудок и т.д.)

7. Закрепление изученного материала.

Цель:  повторение и систематизация изученного материала, провести  текущий контроль, развитие творческих способностей учащихся, умения рассказывать о своей работе.

Учитель: у каждого из вас на парте лежит шаблон человека, разверните его и раскрасьте системы, расскажите друг другу,  из каких органов состоит система. Затем один ученик выходит к доске, показывает шаблон человека и называет системы, определяет, какой системы нет.

Рисунок 1. (приложение 2)

K:\УРОК ОКРМИР 3 КЛАСС\ШАБЛОН ЧЕЛОВЕКА.jpg

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: выявление эмоционального состояния степени удовлетворенности своей работы на уроке.

Учитель: Попробуйте собрать пословицу. (В, дух, теле, здоровый, здоровом)

Дети: В здоровом теле здоровый дух.

Учитель: Как эта пословица связана с нашим уроком?

Дети: Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его знать. Вести здоровый образ жизни.

Учитель: Что вы узнали нового про свой организм?

Дети рассказывают о системах организма, о их работе, из каких органов они состоят. Выслушать ответы детей.

Учитель: Что нужно делать, чтобы  сохранить здоровье? 

Дети: Беречь, исследовать, ухаживать.

Учитель: Какие цели ставили перед собой? Достигли их?

Учитель: Если вам понравился урок, то возьмите красное сердце, если  урок не понравился, у вас возникли трудности, то возьмите сердце белого цвета.

9. Домашнее задание. Заполнить таблицу.

Название системы

Из каких органов состоит

Какую работу выполняет

1 . Нервная

2. Кровеносная

3.  Пищеварительная

4.  Дыхательная

5. Выделительная

6. Опорно-двигательная

Учитель: Спасибо за урок! Урок окончен!

Список литературы.

1.Плешаков А. А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. — М.: Просвещение, 2012. — 63 с.

2. Конобеевский И.П. Наглядные пособия как средства обучения в начальной школе. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 264 с.

3. Билич Г.Л.Зигалова Е.Ю.  Тело человека. Интерактивный атлас по анатомии с вырубкой. Разбери свое тело на 6 систем. Слой за слоем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"

Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем....

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

           Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

Конспект урока по окружающему миру "Основной закон России и права человека" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: формирование представления об основном законе – Конституции; формирование представлений о правах человека.Планируемые результаты:Предметные: Знать: что такое Конституц...

Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Опасные незнакомцы» (2 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; формирование умений действовать на практике. Задачи урока Дидактические:— изучить си...

Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Тела, вещества, частицы» (3 класс)

Цель урока: формирование представления о телах, веществах и частицах.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы»;2...