Открытый урок "Удивительные птицы"
план-конспект урока по окружающему миру
Целью урока является расширение знаний детей о птицах, как об объектах живой природы умеющих летать и
развитие у детей желания заниматься исследовательской деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_udivitelnye_ptitsy.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 3 «Д» классе
«Удивительные птицы»
Цель: расширение знаний детей о птицах, как об объектах живой природы умеющих летать; Развитие у детей желания заниматься исследовательской деятельностью, умения высказать предположения.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
закреплять представления детей о птицах, особенностях внешнего вида;
научить различать маховые, покровные и пуховые перья.
Коррекционно-развивающие:
Развивать у детей познавательные интересы, посредством поисково-исследовательской деятельности;
развивать умение делать выводы, умозаключения;
развивать познавательный интерес к жизни птиц;
дать детям первоначальное представление о строении птиц, их способности летать;
совершенствовать практические навыки работы с лупой
Воспитательные:
Воспитывать бережное заботливое отношение к птицам.
Продолжать воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением разнообразных птиц; презентация, звукозапись голосов птиц;
тарелочки, на каждого ребёнка на которых лежат:
перья маховые, покровные и пуховые;
лупы
замки - «молнии».
Ход урока.
Организационный момент. Мотивация.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных.
Возьмите за руки сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Легонько пожмите друг другу руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.
Вступительная часть
Ребята, закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о чём мы будем беседовать сегодня? (Звучит запись голосов птиц)
Тема нашего урока спрятана в загадкках.
1 Не человек, не зверь,
а по-человечьи говорить умеет. Попугай.
2. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой! Дятел.
3. Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя: Снегирь
4.На шесте - дворец,
во дворце - певец.:
Скворец.
5. Я родился в желтой шубке:
- Эх, прощайте, две скорлупки! Цыпленок.
6 У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца.
Слышны их песенки с деревьев.:
Птицы.
Учитель. Сегодня мы с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. О птицах.
Птицы издавна привлекали внимание человека.
Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.
Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.
Вспомним: Наука, которая изучает птиц называется – орнитология.
Но прежде давайте повторим. Кто же такие птицы? И как можно отличить птиц от других животных?
- Рассмотрите картинки
- Каких животных вы узнали? (Летучую мышь, ночную бабочку, курицу, белку-летягу.)
- Что общего у всех этих животных? (Умеют летать.)
- Их можно отнести к одной группе? (Нет.)
- Какое животное относится к птицам? (Курица – птица, у неё есть крылья и тело покрыто перьями, а у остальных перьев нет.)
-Значит наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц? Тогда что?
- Давайте разберемся, кто же на самом деле птицы?
- Рассмотрим других птиц
- Найдите общий признак всех птиц? (Это перья.)
- Каких же животных мы будем называть птицами?
(Тело которых покрыто перьями.)
Учитель: Мы выяснили, что главное отличие птиц от других животных – наличие перьев на теле. Хотелось бы вам узнать, как устроено перо?
Исследовательская работа «Виды перьев»
-Ребята, на теле птицы можно увидеть разные виды перьев.
-Каждое перо выполняет свою функцию. (Рассматриваем перышки)
Пух расположен к коже первым, он согревает птицу.
Пуховые перья самые легкие и пушистые. Для чего они нужны? (они согревают птицу и служат для теплообмена).
Где могут располагаться? (расположены за пухом вторыми от кожи)
Прочные, но небольшие- покровные. Для чего они нужны? (Закрывают все тело птицы)
Где они могут располагаться? (Закрывают пух и пуховые перья, защищают их).
Большие и упругие называют маховые и рулевые. Для чего они нужны? (чтобы летать и поворачивать).
Где они могут располагаться? (На крыльях и хвосте)
-Примерно раз в год под каждым пером вырастает новое, которое выталкивает старое. Количество перьев зависит от размера птицы.
-Свое оперение птицы чистят, а в холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло.
-Мы сейчас будем исследовать перья.
Возьмите контейнер с перьями. Какие виды перьев вы увидели- маховые, покровные, пуховые.
-Рассмотрите предложенные перья под лупой.
-1.Чем различаются перья? (формой, размером, окраской)
2. Положите перо на ладонь, подуйте. Что произошло с пером? Почему улетело? (оно легкое)
-Почему не улетело? (упругое, тяжелое.)
3.Рассмотрим строение пера. Посередине пера находится трубка. Она называется ствол. Найдите на своем пере.
-Рассмотрите ствол. Какой он внутри- полый, пустой. Почему? (чтобы легче было летать)
4. По обе стороны от ствола расположена пластичная часть- она называется опахало. Найдите опахало на пере.
5. Возьмите перо в руку и проведите сверху-вниз. Каким стало перо? (растрепанным, склеенным).
-Если проведем в обратную сторону, то перо станет гладким и ровным.
-Почему так происходит?
6.На каждом перышке есть маленькие ворсинки- их называют бородки.
-Рассмотрите перо под лупой.
-Ребята, на что похоже перо под лупой? (на сеточку)
-Если внимательно присмотреться, то на бородках можно рассмотреть маленькие крючки-зацепки, которые склеивают перо.
Для чего? (чтобы перо было плотное и не пропускало воздух)
-Однажды, американский ученый, изучив, как устроено птичье перо придумал одно изобретение, которым мы пользуемся до сих пор.
-Что это за изобретение? У вас есть подсказка. Словно крючки зацепки соединяют 2 половинки замка молнии в одну линию
- Таким же свойствам обладает и перо.
-Мы сейчас рассмотрели только некоторые свойства пера, о других свойствах пера вы будете изучать в старших классах.
Физминутка
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Учитель. Предлагаю вам еще поиграть.
У зверей шерсть, а у птиц…
У нас нос, а у птиц…
У человека ребенок, а птиц…
У человека ноги, а у птицы…
У людей ногти, а у птиц…
У человека квартира, а у птицы…
Дом из кирпичей, а гнездо…
Учитель. Удивительный факт, но птицы способны на постройку самых грандиозных сооружений. Но насколько нам, людям, известно, у какой птицы какое гнездо? Места, устраиваемые пернатыми для кладки яиц, отличаются друг от друга, и порой очень кардинально. Но все виды гнезд птиц можно разделить по их местоположению:
Наземные гнезда. Они строятся в основном из травы, листьев и маленьких сучков. В России в наземных «квартирках» живут кулик, рябчик и чайка.
Гнезда в горах. Располагаются на скалистой местности, их строят хищные птицы, например сокол.
На деревьях. Из всего, что удастся найти, строят гнезда на небольших высотах наши весенние птицы – зяблики и дрозды.
Очень интересно то, что гнезда имеют «цементную» основу из глины и песка. На воде, в дуплах. Менее распространенные гнезда, но имеющие место в жизни некоторых птиц. Так на воде живут черные крачки, а в дуплах – совы и дятлы.
Песчаные норы. Некоторые птицы клювами вырывают себе отверстие в песке, а затем приносят туда солому или траву. Так выглядит гнездо ласточки-песчанки.
- Учитель: Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми, например: «Счастье – вольная птица, где захотела, там и села», «Всякая птица свои песни поет». Одновременный прилет птиц — к дружной весне. Ласточки летают низко-к дождю.
Учитель: Давайте поиграем в игру «Узнай птицу»
- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц.
На доске:
Птица-строитель | соловей |
Пернатый солист | кукушка |
Ночной хищник | дятел |
Легкомысленная мамаша | сова |
(По ходу игры учитель делает небольшие сообщения о птицах.)
- Птица-плотник (строитель}. Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Пернатый солист (соловей). Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых-вредителей.
- Ночной хищник (сова). У этой птицы необычная внешность. Сова - единственная птица, у которой оба глаза "на лице". Но голова совы поворачивается на 180 градусов, поэтому сова может смотреть вбок и даже назад. Сова охотится ночью и питается мышами. Совы глотают мышей целиком.
- Легкомысленная мамаша (кукушка). Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает.
Учитель. Ребята, мы с вами вспомнили многих птиц. А еще давайте вспомним, что птицы бывают перелётные и зимующие.
Учитель. Интерактивная игра «Зимующие птицы»
Заключительная часть.
Учитель: Ребята! Не разоряйте птичьи гнезда. Не подходите близко к гнездам птиц. Если вы случайно окажетесь возле гнезда, не прикасайтесь ни к нему, сразу же уходите. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо.
Среди птиц, есть редкие и исчезающие виды, которые следует беречь и охранять. Из-за климатических изменений, вырубки лесов, загрязнения окружающей среды некоторые виды птиц находятся под угрозой исчезновения и занесены в «Красную книгу».
Птицы живые существа. Большинство птиц приносят человеку большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную Родину. Мы привыкли к соседству птиц. Привыкли видеть и слышать их чудесное пение и невозможно даже представить нашу жизнь без этих удивительных созданий.
Домашнее задание. Нарисовать любую зимующую птицу.
Рефлексия
Ребята, наш урок подошёл к концу. Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. (ответы детей)
А главное, мы узнали, что птицы удивительные создания природы!
Спасибо за вашу работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "День птиц"
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по теме "День птиц"....
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»
Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...
Открытый урок по теме: "Виды и особенности домашней птицы".
Тема: Виды и особенности домашней птицы.Цель: Познакомить учащихся с видами и особенностями домашней птицы. Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, речи. Воспитывать в учащихся...
Открытый урок по познанию мира 2 класс. Животный мир. Рыбы, птицы, звери
Урок-экспедиция. Повторение, закрепление знаний учащихся о классе рыб, зверей. Отличительные признаки, особенности строения....
Открытый урок по окружающему миру" Кто такие птицы"
Урок по открытию новых знаний....
Открытый урок Окружающий мир 1 класс "Насекомые, птицы, рыбы, звери"
Открытый урок Тема: Насекомые, птицы, рыбы, звериПедагогическая цель: способствовать выявлению у детей имеющихся знаний о животных, ознакомлению с основными признаками групп животных (насекомые, рыбы,...
Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"
Технологическая карта и презентация урока...