Технологическая карта по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Чагдурова Марианна Васильевна

Урок 35. Начало истории человечества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 2. ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Цели
деятельности
учителя

Способствовать формированию представлений о планетах Солнечной системы, о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Схема «Сравнительная величина Солнца и планет»; рисунки и фотографии «Планеты Солнечной системы»; глобус; схемы «Смена дня и ночи», «Смена времен года», теллурий

Основные
понятия

Планеты Солнечной системы, теллурий


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Здравствуйте, юные астрономы! Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие на планеты Солнечной системы. Откройте свои бортовые журналы и запишите тему путешествия.

1-й этап – Повторение изученного. Проверка домашнего задания.

2-й этап – Остановка «Планеты Солнечной системы».

3-й этап – Отдых (выход в открытый космос).

4-й этап – Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?».

5-й этап – Возвращение на Землю. Итог урока. Домашнее задание.

– Итак, отправляемся в путь, чтобы раскрыть секреты планет Солнечной системы и узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать, анализировать и, конечно, быть дисциплинированными

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками; оформляют свои мысли в устной

форме, вступают
в диалог, обмениваются мнениями.
 

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Организация рабочего места


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка домашнего задания: крос-
сворд.

Дидактическая игра

«Верно –
неверно»

– Итак, первое испытание. Нам предстоит разгадать название космического корабля. Для этого необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали .

– Будьте внимательны! Чтобы запустить в работу главный компьютер корабля, необходимо ввести пароль. Слушайте каждое мое высказывание и отвечайте: «Верно» или «Неверно».

– Земля – это одна из планет Солнечной системы.

– Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.

– Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

– Земля движется вокруг Солнца.

– Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

– Луна – планета Солнечной системы.

Компьютер к работе готов. Вперед, к загадочным
и далеким планетам Солнечной системы!

– Почему космонавты называют Землю голубой планетой?

– Она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу,
и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на плакат «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля?

Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо.

Разгадывают кроссворд
(«Восток».)

Участвуют
в игре.

Отвечают:

– Верно.

– Верно.

– Неверно.

– Верно.

– Неверно.

– Неверно.

Отвечают
на вопросы

Фронтальная,  индивидуальная, коллективная

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информации из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы ин-

Устные ответы,

записи
в тетради


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.

– Так почему Землю называют «планета-сад»?

 Познакомимся с другими планетами

формации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.
 

Личностные: осознают свои возможно-
сти в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении

III. Изучение нового материала

Знакомство
с планетами Солнечной системы

Демонстрирует рисунки и фотографии с изображением планет, схему «Сравнительная величина Солнца и планет».

– Мы познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, их называют каменными планетами или планетами земной группы.

– Запишите их названия в бортовой журнал: Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты.

– Мы познакомились с основными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми из-за их состава.

Запишите в бортовой журнал их названия. Подчеркните одной чертой название самой большой планеты, а двумя – самой маленькой: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

– Мы с вами много узнали о планетах Солнечной системы. Назовите их сходства и различия

Заранее подготовленные ученики рассказывают
о планетах.

Выполняют
записи в тетради.

Отвечают
на вопрос

Фронтальная

Устные ответы,

записи
в тетради


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Практическая деятельность

Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?»

– Мы вернулись на борт космического корабля. Нам необходимо ответить на вопрос «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?». В этом нам поможет разобраться прибор «теллурий». Рассмотрите прибор. Большой желтый шар – это Солнце. А глобус – наша Земля.

– Давайте посмотрим прибор в работе. Что делает Земля?

– Как освещается Земля Солнцем? Одинаково?

 Как вы думаете, что бывает в той части Земли, которая освещена Солнцем? И что бывает в той части земного шара, куда не попадают солнечные лучи?

 Посмотрите на верхний рисунок в учебнике (с. 12). Что вы можете сказать?

– Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут, то есть за сутки. Значит, смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси.

Но Земля вращается еще и вокруг Солнца. Что же происходит на Земле? Что мы наблюдаем?

– Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.

– Итак, мы открыли тайну смены дня и ночи, времен года. Запишите выводы:

Рассматривают теллурий.

Приводят
в движение прибор.

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: аргументируют свое мнение.

Устные ответы,

записи
в тетради.


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

Задания
из электронного приложения к учебнику

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Выполняют
задания

Индивидуальная

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело

Задания
в рабочей тетради

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Все тайны раскрыты. Путешествие подошло к концу.

– Понравилось ли вам оно?

– Какие выводы сделали?

– Какая информация показалась для вас значимой?

– Как оцениваете свою деятельность?

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную

деятельность на уроке

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 9–15. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2

Слушают, уточняют
задания

Индивидуальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Задания


Ресурсный материал

Кроссворд

1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе. (Звезда.)

2. Специалист по астрономии. (Астроном.)

3. Небесное тело, движущееся вокруг планеты. (Спутник.)

4. Наука о небесных телах. (Астрономия.)

5. Ближайшая от Земли звезда. (Солнце.)

6. Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста. (Комета.)

Ключевое слово: ВОСТОК.



Предварительный просмотр:

Урок 10. РАВНИНЫ И ГОРЫ РОССИИ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с равнинами и горами на территории России, определения границы знания
и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о равнинах и горах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, работать по карте.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Мультимедийный учебник Кирилла и Мефодия «Окружающий Мир».

http://rudocs.exdat.com/docs/index-483653.html                  http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России; схемы; рисунки и фотографии с изображением изучаемых объектов

Основные
понятия

Равнины, горы


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Звучит в записи припев «Песни о России» (слова
О. Высотской, музыка В. Локтева):

Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней…

– Почему в целом свете нет страны роднее России?

– Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие
по нашей великой стране. Мы пройдем по стране,
с востока на запад и с юга на север. Вы узнаете, как выглядит земная поверхность нашей страны

Слушают, принимают участие в диалоге.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения.

Личностные: понимают значение знаний для человек; проявляют интерес к изучаемому предмету; имеют мотивацию
к работе на результат

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Изучение нового материала

Загадка.

Рассказ учителя (сопровождается демонстрацией слайдов).

Предлагает послушать загадку:

Доброе, хорошее, на всех глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

– Это Солнце. Вот и наше «солнце» будет помогать нам путешествовать по стране. Где встает солнце?
С востока страны мы начнем путешествие. Но сначала повторим условные цветовые обозначения на физической карте.

Слушают, отвечают на вопросы учителя.

Повторяют
условные обозначения
на карте.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собствен-

Устные ответы,

сообщения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа с физической картой.

Индивидуальные сообщения учащихся (по ходу рассказа учителя).

Работа со словарем.

– Мы на полуострове Камчатка (показывает слайд).

«Солнце» закрепляет над полуостровом Камчатка.

– Что вы можете рассказать о поверхности полуострова?

Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту?

(Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6–7 лет, извержения продолжаются по нескольку месяцев. Высота вулкана 4750 метров. А всего на полуострове 28 вулканов.)

– Продолжаем путешествие, и наше «солнце» останавливается над Среднесибирским плоскогорьем. Что вы видите на карте? Как вы думаете, что означает слово «плоскогорье»? Более точное толкование можно найти в словаре С. И. Ожегова: «Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее выше уровня моря».

Демонстрирует слайды с изображениями Среднесибирского плоскогорья.

– А теперь отправляемся на юг страны, точнее на юг Сибири.

«Солнце» закрепляет над горами Алтай и Саяны.

– Какую форму земной поверхности мы видим здесь? Какие это горы? Что вы можете сказать о высоте этих гор?

Просматривают слайды.

Слушают сообщение ученика.

Читают определения понятия в словаре.

Отвечают
на вопросы.

ные знания; осуществляют поиск способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения не-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Сообщение ученика.

Сообщение ученика.

Демонстрация опыта.

Демонстрирует слайды с фотографиями Алтайских
и Саянских гор.

(Эти горы высокие. На карте они изображены темно-коричневым цветом. На Алтае самая высокая гора Белуха. Ее высота 4506 метров. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия России.)

– Продолжаем наше путешествие.

«Солнце» закрепляет над Западносибирской равниной.

– Что вам рассказывает об этой равнине карта?

(Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течет много рек. Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина».)

– Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Проведем опыт. На поверхность стола нальем воды. Что произошло? Вот так же и вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает в глубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем путешествие, и «солнце» повисает над Уральскими горами (закрепляет «солнце»).

Просматривают слайды. Слушают сообщение ученика.

Рассматривают карту, отвечают.

Слушают сообщение ученика.

Наблюдают, делают выводы.

обходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; имеют мотивацию
к работе на результат


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Сообщение ученика.

– Что вы видите на карте? Рассмотрев карту, что вы можете рассказать об этих горах? Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – Народная, ее высота 1895 метров. Уральские горы невысокие. Сравните две горы: на Урале – Народную и на Алтае – Белуху. Что это доказывает?

Демонстрирует слайды «Уральские горы».

(Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, много лет назад, его называли «Каменный пояс». Реки стекают с Уральских гор и на запад – в Европу и на восток – в Азию, потому что Урал делит материк Евразия на два континента – Европу и Азию.)

«Солнце» закрепляет над Восточно-Европейской равниной. 

– Где мы делаем следующую остановку? Мы остановились на Восточно-Европейской равнине. Это – равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета. Попытаемся открыть тайну желтых пятен.
(Демонстрирует слайды.) Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? Так в чем же тайна желтых пятен? Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют холмистой.

А сейчас держим путь на юго-запад и закрепляем наше «солнце» над Кавказскими горами. Что рассказывает нам карта?

Рассматривают карту.

Просматривают слайды. Сравнивают две горы.

Слушают сообщение ученика.

Просматривают слайды.
Делают
выводы.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Сообщение ученика

(На карте – Кавказские горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Самая высокая гора – Эльбрус. Ее высота 5642 метра.)

– Сравним Народную, Белуху и Эльбрус.

Демонстрирует слайды «Кавказские горы».

– «Солнце» закатилось на западе, и наше путешествие от восточных до западных границ нашей страны подошло к концу

Слушают сообщение ученика.

Просматривают слайды

III. Практическая деятельность

Проверка
полученных знаний.

Задания
из электронного приложения к учебнику

Используется мультимедийный учебник Кирилла
и Мефодия «Окружающий Мир».

1. Расставить значения высот в соответствии с цветом.

2. Выделить области карты, на которых расположены равнины.

3. Выбрать, какая равнина расположена ниже другой относительно уровня моря.

4. Перенести на карту названия горных систем.

5. Выделить на карте горную систему, которую в старину называли Каменным поясом.

6. Закончить предложения, соединив приведенные фразы.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Выполняют
задания

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения
последовательности

работы

Выполненные

задания


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Сравните горы по высоте и прочитайте слово, которое солнце говорит вам. (Спасибо.)

Читают вывод в учебнике (с. 70)

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. 

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний

Уст-

ные ответы

V. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 64–71. Прочитать текст «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник. Выполнить задание рубрики «Проверь себя»

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Задания



Предварительный просмотр:

Урок 35. НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели
деятельности
учителя

Способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; картины жизни первобытных людей

Основные
понятия

Первобытные люди, дриопитек, археология, Геродот


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Читает стихотворение:

Раз – читаем летопись,

Два – идем в музей,

Узнаем о первобытном времени

И станем мы мудрей.

Звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Сегодня мы приступим к изучению второй книги
«Окружающий мир».

– Какие темы мы будем изучать в этой книге? Откройте содержание и прочитайте их названия

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация  опорных

знаний

Обобщение изученного материала.

– Что такое история?

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей
и несчастий сменялись лучшими временами.

Отвечают
на вопросы учителя.

Внимательно слушают.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: 
извлекают необходимую информацию
из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собствен-

Устные ответы,

составление рассказа, разгадывание


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Кроссворд

История – это дорога во времени. Она уходит
в глубь веков, в седую древность.

Вспомним исторические термины, изученные ранее,
и решим кроссворд

Решают кроссворд

Коллективная

ные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия,
замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для реше-

кроссворда

III. Изучение
нового материала

Рассказ учителя.

Прочитайте выделенное слово. Кто это? (Геродот.)

Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История».

– Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь?

А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей?

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По останкам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас
с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед.

Отвечают
на вопросы.

Внимательно слушают.

Фронтальная.

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
по учебнику.

Составление рассказа

Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие – от болезней и голода.

Предлагает рассмотреть рисунки в учебнике (ч. 2,
с. 5) и найти черты, отличающие первобытного человека от современного.

Прочитайте текст в учебнике (с. 4–6). Ответьте на вопрос: почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

Предлагает учащимся составить рассказ о первобытном человеке, используя рисунок на с. 4 учебника

Дают ответы.

Составляют рассказ

Индивидуальная

ния проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повторение

Фронтальный опрос.

– Почему первобытные люди жили группами?

Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?

Для чего строили жилища первобытные люди?

Для чего они изготавливали орудия труда?

Чем занимались мужчины?

Чем занимались женщины?

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учеб-

Устные ответы,

записи
в тетради


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

изученного

Задания
из электронного приложения к учебнику

Почему первобытные люди рисовали животных?

Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Читают: «Желаем успехов вам на уроках истории».

Выполняют
задания

ника и рассказа учителя); владеют логическими операциями.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения
последовательности
работы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Кого называли «отцом истории»?

– Что нового вы узнали из истории человечества?

– Для чего вам нужна эта информация?

– Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?

Выполнение каких заданий не вызвало затруднений?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Читают вывод в учебнике на с. 7.

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.
 

Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные ответы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, ч. 2, с. 4–6 (пересказ текста); ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1–3, с. 7

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Ресурсный материал

Кроссворд

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. (Музей.)

2. Учреждение, где хранятся документы. (Архив.)

3. Деловая бумага. (Документ.)

4. Книжка с перечнем всех дней в году. (Календарь.)

5. Предмет, выставленный в музее. (Экспонат.)

Ключевое слово: ГЕРОДОТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Россия на карте", 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (Окружающий Мир) Тема: Россия на карте Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «географическая карта»; с условными знаками на карте  Планируемые ре...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...