Окружающий мир 3 класс "Что такое почва?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Учебный предмет Урок

Класс 3 «В»

Тип урока Открытия новых знаний

Тема урока Почва, её состав. Значение для живой природы

Цель урока Создать условия для формирования представления о почве, ее образовании и составе.

Задачи Образовательные: познакомить с составом почвы, ее свойствами;

Развивающие: развивать познавательный интерес путём изучения научных текстов, проведения опытов;

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.

Планируемые результаты Познавательные:

- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные:

- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

Регулятивные:

- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3v_okruzhayushchiy_mir.doc117.5 КБ
Office presentation icon okr_mir.ppt1.57 МБ

Предварительный просмотр:

КГБПОУ  «Барнаульский государственный педагогический колледж имени Василия Константиновича Штильке»

Технологическая карта

Урок  окружающего мира для учащихся 3 «В» класса

Тема: «Почва, её состав. Значение для живой природы»

Составитель: Сальков Иван Анатольевич

Методист: Левицкая С.С.  ___________

Учитель: Бледнова О.А.  ___________

Оценка, подпись: ___________

Барнаул 2024

Учебный предмет

Урок

Класс

3 «В»

Тип урока

Открытия новых знаний

Тема урока

Почва, её состав. Значение для живой природы

Цель урока

Создать условия для формирования представления о почве, ее образовании и составе.

Задачи

Образовательные: познакомить с составом почвы, ее свойствами;

Развивающие:  развивать познавательный интерес путём изучения научных текстов, проведения опытов;

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.

Планируемые результаты

Познавательные:

- выявлять недостаток информации для решения учебной  (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные:

- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

Регулятивные:

- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

Материалы и

оборудование

Презентация, видеозаписи, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, проектор , колонки.

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Ф, И, Г, П.

Организационный момент(1 минута)

Словесный метод (беседа)

-Здравствуйте ребята, меня зовут Иван Анатольевич, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

-Я рад вас видеть и очень хочу начать работу с вами!

-Проверка готовности к уроку:

-Ребята, наведите порядок на рабочем столе. Проверьте все ли у вас готово к уроку. Вам сегодня понадобится: дневник тетрадь и хорошее настроение.

-Садитесь. Повторим правила посадки: спина прямая, ноги 90 градусов, расстояние от парты 1 кулачёк.

- Приветствие, ученики проверяют свою готовность к уроку, садятся за парту и настраиваются на работу.

Фронтальная работа

Актуализация знаний (5 минут )

Наглядно -словесный метод(беседа, карточки с тестом)

-Ребята, какую тему вы проходили на прошлом уроке?

 Какое значение имеет вода для человека?

 

 - Давайте вспомним правила бережного отношения к воде.

 

 - Какой можно сделать вывод из вышесказанного?

Отгадайте загадку:

Меня ногами топчут,

Пашут, боронуют,

А я всё терплю,

И добром я плачу.

О воде. О том, что воду надо беречь и охранять.

 Большое, с помощью воды человек готовит пищу, стирает вещи и т.д.

 

 Людям требуется очень много воды. Загрязнение водоёмов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоёмы от загрязнения, сточные воды пропускают через очистительные сооружения. Каждый человек должен беречь воду. 

Земля

Ф

Постановка темы

Целеполагание

(2 минут)

Словесный метод (беседа, презентация )

Слово «земля» - многозначное. Каковы его значения?

- Есть у слова «земля» ещё одно значение. Называют её «чудесной кладовой». Положишь в неё горсточку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину  - выкопаешь десяток. Крошечное семейно превратится в огромный арбуз. Срежешь в лесу грибы, а они вырастают снова. Это не сказка. «Чудесная кладовая» есть на самом деле. Разгадайте кроссворд и вы узнаете её название.

https://fs01.urokinachalki.ru/e/0007e0-001.jpg

1. Сыпучее вещество, которое получается в результате разрушения и измельчения камней. (Песок)

2. Часть растения, которая находится глубоко в земле. (Корень)

3. Образование на ветке, из которого появляется лист или цветок. (Почка)

4. Жидкость, которая необходима для каждого растения. (Вода)

5. Животное, которое имеет восемь ног. (Паук)

- Как называется кладовая? (Почва)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- А как будет звучать цель нашего урока?

Фронтальная работа, групповая

Планирование(1 минута)

Подводящий диалог

(Презентация)

-Ребята, что нам понадобится для достижения цели ?

 -План:

1)Узнать, что такое почва.

2) Узнать состав почвы, выполнив практическую работу.

3)Какие бывают почвы

4) Подвести итоги

5) Оценить свою деятельность

-План

Фронтальная работа

Основная часть

(16 минут)

Наглядно-словесный метод(беседа, презентация, названия стран и их неофициальные символы)

Ребята, рассмотрите, пожалуйста, рисунок. Подумайте, что такое почва?

Ребята, как вы думаете, что же такое почва?

Да, ребята, Почва – это верхний плодородный слой земли. Плодородие – главное свойство почвы.

Ребята, почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать, так ли это, мы с вами сейчас изучим состав почвы. Выполним с вами практическую работу.

Откройте свои тетради и запишите в ней число и практическая работа по теме «Состав почвы».

У вас на партах лежит карточка в течении всей практической работы мы с вами будем ее заполнять.

Смотрим первый опыт и делаем вывод.

Как вы думаете, почему, когда почву положили в воду, в воде образовались пузырьки? Вывод: в почве есть воздух. Запишем с вами это в наших листочках напротив опыта №1.

Опыт №2.

Опыт №3.

Опыт №4.

Опыт №5.

Ответьте теперь мне на вопрос: что входит в состав почвы?

Молодцы ребята.

Физкультминутка (Видео)

Ребята, к какому пункту плана мы с вами сейчас перейдем?

Хорошо!

Рассмотрите, пожалуйста, изображения образцов почвы. Сравните их между собой. Как вы думаете, какая из этих почв наиболее плодородна? Почему?

Я сейчас прочитаю вам текст, а вы проверьте себя.

Фронтальная работа

Подведение итогов

(5 минут)

Словесный метод (беседа)

-Ребята, скажите, а какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы выполнили цель?

Фронтальная работа, индивидуальная

Рефлексия

(2 минуты)

Словесный метод (беседа)

 -Ребята, я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке , если у вас всё получилось выполнить, поднимите правую руку. Если же у вас что-то не получилось, не удалось, то поднимите левую руку.

Учащиеся оценивают свою деятельность

Индивидуальная работа

Домашнее задание

(30 секунд)

Словесный метод

(беседа)

-Ребята, себе в тетради запишите домашнее задание: Ответить письменно на вопрос: Какое главное свойство почвы? И почему?

-Спасибо за урок, вы большие молодцы! До свидания!

Записывают в дневник домашнее задание

Фронтальная работа

Приложение 1

И сегодня я вам предлагаю стать юными исследователями. На странице 35 нам предлагают провести опыты. Давайте прочитаем первый опыт. На что нам нужно уделить особое внимание при рассмотрении почвы?

- Давайте рассмотрим и запишем результаты своих наблюдений в тетрадь для самостоятельных работ.

- Давайте опустим в стакан с водой комочек сухой почвы. Что вы наблюдаете?

- А почему происходит такой процесс? Какой можно сделать вывод?

- А теперь ребята, обратите внимание на мой стол. У меня на столе стоит профильтрованная вода, в которой со вчерашнего дня находилась почва. С помощью пипетки я помещу несколько капель на чистое стекло над огнём горелки.

- Что произошло с водой?

- После испарения воды, что осталось на стекле?

- Ребята, тонкий белый налёт на стекле – это минеральные соли. Что нам показал опыт?

- Запишите вывод в тетрадь.

- Молодцы, ребята! А сейчас я нагреваю на огне ванночку с почвой. Над почвой мне нужно подержать холодное стекло.

- Обратите внимание на стекло? Что происходит?

- Чем объяснить, что стекло становится влажное?  Откуда появилась вода? Что показал этот опыт?

- Запишите вывод в тетрадь.

- Если мы будем продолжать нагревать почву, то вскоре почувствуем неприятный запах и увидим дым. Это сгорает часть почвы, которая состоит  из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это основная часть почвы – перегной.

- Ребята, обратите внимание: прокалённая почва, в которой сгорел перегной, приобрела серый цвет. Какой же можно сделать вывод?

- Запишите вывод в тетрадь.

- Правильно ребята. А сейчас я насыплю в стакан с водой немного прокалённой почвы. Размешаю её стеклянной палочкой и дам ей отстояться.

-Ребята, обратите внимание, что произошло?

-Ребята, наши опыты подошли к концу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Меня ногами топчут, Пашут, боронуют, А я всё терплю, И добром я плачу.

Слайд 3

ЗЕМЛЯ

Слайд 4

П е с о к К о р е н ь П о ч к а В о д а П а у к

Слайд 5

ЦЕЛЬ: Узнать что такое почва, что входит в состав почвы?

Слайд 6

ПЛАН: Узнать, что такое почва. Узнать состав почвы, выполнив практическую работу. Какие бывают почвы Подвести итоги Оценить свою деятельность

Слайд 8

ПОЧВА - это верхний плодородный слой земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Окружающего мира "Что такое Бенилюкс?"

Данная презентация может быть использована для работы над темой "Что такое Бенилюкс?" по учебнику А.А.Плешакова 3 класс....

Презентация к уроку по окружающему миру " Кто такие звери?" . 1 класс

Презентация к уроку по окружающему миру  "Кто такие звери?" 1 класс УМК "Школа России"....

Урок окружающего мира Кто такие звери? + презентация

Урок окружающего мира Кто такие звери? 1 класс + презентация к уроку Кто такие звери?...

Урок окружающего мира "Что такое космос. Созвездие."

Цель данного урока:изучить понятие «созвездие».Задачи:    Обучающие: знать определение термина «созвездие»; уметь находить Полярную звезду по чертежу; уметь находить созв...

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое погода», УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 1 часть;

Цель урока: формирование представления о понятии «погода»Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о погоде и из чего она складывае...