Окружающий мир 3 класс "Что такое почва?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Учебный предмет Урок
Класс 3 «В»
Тип урока Открытия новых знаний
Тема урока Почва, её состав. Значение для живой природы
Цель урока Создать условия для формирования представления о почве, ее образовании и составе.
Задачи Образовательные: познакомить с составом почвы, ее свойствами;
Развивающие: развивать познавательный интерес путём изучения научных текстов, проведения опытов;
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Планируемые результаты Познавательные:
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
Регулятивные:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3v_okruzhayushchiy_mir.doc | 117.5 КБ |
okr_mir.ppt | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
КГБПОУ «Барнаульский государственный педагогический колледж имени Василия Константиновича Штильке»
Технологическая карта
Урок окружающего мира для учащихся 3 «В» класса
Тема: «Почва, её состав. Значение для живой природы»
Составитель: Сальков Иван Анатольевич
Методист: Левицкая С.С. ___________
Учитель: Бледнова О.А. ___________
Оценка, подпись: ___________
Барнаул 2024
Учебный предмет | Урок |
Класс | 3 «В» |
Тип урока | Открытия новых знаний |
Тема урока | Почва, её состав. Значение для живой природы |
Цель урока | Создать условия для формирования представления о почве, ее образовании и составе. |
Задачи | Образовательные: познакомить с составом почвы, ее свойствами; Развивающие: развивать познавательный интерес путём изучения научных текстов, проведения опытов; Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе. |
Планируемые результаты | Познавательные: - выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; - фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные: - в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; - соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; Регулятивные: - планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; - объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; |
Материалы и оборудование | Презентация, видеозаписи, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, проектор , колонки. |
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности Ф, И, Г, П. |
Организационный момент(1 минута) | Словесный метод (беседа) | -Здравствуйте ребята, меня зовут Иван Анатольевич, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. -Я рад вас видеть и очень хочу начать работу с вами! -Проверка готовности к уроку: -Ребята, наведите порядок на рабочем столе. Проверьте все ли у вас готово к уроку. Вам сегодня понадобится: дневник тетрадь и хорошее настроение. -Садитесь. Повторим правила посадки: спина прямая, ноги 90 градусов, расстояние от парты 1 кулачёк. | - Приветствие, ученики проверяют свою готовность к уроку, садятся за парту и настраиваются на работу. | Фронтальная работа |
Актуализация знаний (5 минут ) | Наглядно -словесный метод(беседа, карточки с тестом) | -Ребята, какую тему вы проходили на прошлом уроке? Какое значение имеет вода для человека?
- Давайте вспомним правила бережного отношения к воде.
- Какой можно сделать вывод из вышесказанного? Отгадайте загадку: Меня ногами топчут, Пашут, боронуют, А я всё терплю, И добром я плачу. | О воде. О том, что воду надо беречь и охранять. Большое, с помощью воды человек готовит пищу, стирает вещи и т.д.
Людям требуется очень много воды. Загрязнение водоёмов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоёмы от загрязнения, сточные воды пропускают через очистительные сооружения. Каждый человек должен беречь воду. Земля | Ф |
Постановка темы Целеполагание (2 минут) | Словесный метод (беседа, презентация ) | Слово «земля» - многозначное. Каковы его значения? - Есть у слова «земля» ещё одно значение. Называют её «чудесной кладовой». Положишь в неё горсточку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - выкопаешь десяток. Крошечное семейно превратится в огромный арбуз. Срежешь в лесу грибы, а они вырастают снова. Это не сказка. «Чудесная кладовая» есть на самом деле. Разгадайте кроссворд и вы узнаете её название. 1. Сыпучее вещество, которое получается в результате разрушения и измельчения камней. (Песок) 2. Часть растения, которая находится глубоко в земле. (Корень) 3. Образование на ветке, из которого появляется лист или цветок. (Почка) 4. Жидкость, которая необходима для каждого растения. (Вода) 5. Животное, которое имеет восемь ног. (Паук) - Как называется кладовая? (Почва) - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - А как будет звучать цель нашего урока? | Фронтальная работа, групповая | |
Планирование(1 минута) | Подводящий диалог (Презентация) | -Ребята, что нам понадобится для достижения цели ? -План: 1)Узнать, что такое почва. 2) Узнать состав почвы, выполнив практическую работу. 3)Какие бывают почвы 4) Подвести итоги 5) Оценить свою деятельность | -План | Фронтальная работа |
Основная часть (16 минут) | Наглядно-словесный метод(беседа, презентация, названия стран и их неофициальные символы) | Ребята, рассмотрите, пожалуйста, рисунок. Подумайте, что такое почва? Ребята, как вы думаете, что же такое почва? Да, ребята, Почва – это верхний плодородный слой земли. Плодородие – главное свойство почвы. Ребята, почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать, так ли это, мы с вами сейчас изучим состав почвы. Выполним с вами практическую работу. Откройте свои тетради и запишите в ней число и практическая работа по теме «Состав почвы». У вас на партах лежит карточка в течении всей практической работы мы с вами будем ее заполнять. Смотрим первый опыт и делаем вывод. Как вы думаете, почему, когда почву положили в воду, в воде образовались пузырьки? Вывод: в почве есть воздух. Запишем с вами это в наших листочках напротив опыта №1. Опыт №2. Опыт №3. Опыт №4. Опыт №5. Ответьте теперь мне на вопрос: что входит в состав почвы? Молодцы ребята. Физкультминутка (Видео) Ребята, к какому пункту плана мы с вами сейчас перейдем? Хорошо! Рассмотрите, пожалуйста, изображения образцов почвы. Сравните их между собой. Как вы думаете, какая из этих почв наиболее плодородна? Почему? Я сейчас прочитаю вам текст, а вы проверьте себя. | Фронтальная работа | |
Подведение итогов (5 минут) | Словесный метод (беседа) | -Ребята, скажите, а какую цель мы ставили в начале урока? -Мы выполнили цель? | Фронтальная работа, индивидуальная | |
Рефлексия (2 минуты) | Словесный метод (беседа) | -Ребята, я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке , если у вас всё получилось выполнить, поднимите правую руку. Если же у вас что-то не получилось, не удалось, то поднимите левую руку. | Учащиеся оценивают свою деятельность | Индивидуальная работа |
Домашнее задание (30 секунд) | Словесный метод (беседа) | -Ребята, себе в тетради запишите домашнее задание: Ответить письменно на вопрос: Какое главное свойство почвы? И почему? -Спасибо за урок, вы большие молодцы! До свидания! | Записывают в дневник домашнее задание | Фронтальная работа |
Приложение 1
И сегодня я вам предлагаю стать юными исследователями. На странице 35 нам предлагают провести опыты. Давайте прочитаем первый опыт. На что нам нужно уделить особое внимание при рассмотрении почвы?
- Давайте рассмотрим и запишем результаты своих наблюдений в тетрадь для самостоятельных работ.
- Давайте опустим в стакан с водой комочек сухой почвы. Что вы наблюдаете?
- А почему происходит такой процесс? Какой можно сделать вывод?
- А теперь ребята, обратите внимание на мой стол. У меня на столе стоит профильтрованная вода, в которой со вчерашнего дня находилась почва. С помощью пипетки я помещу несколько капель на чистое стекло над огнём горелки.
- Что произошло с водой?
- После испарения воды, что осталось на стекле?
- Ребята, тонкий белый налёт на стекле – это минеральные соли. Что нам показал опыт?
- Запишите вывод в тетрадь.
- Молодцы, ребята! А сейчас я нагреваю на огне ванночку с почвой. Над почвой мне нужно подержать холодное стекло.
- Обратите внимание на стекло? Что происходит?
- Чем объяснить, что стекло становится влажное? Откуда появилась вода? Что показал этот опыт?
- Запишите вывод в тетрадь.
- Если мы будем продолжать нагревать почву, то вскоре почувствуем неприятный запах и увидим дым. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это основная часть почвы – перегной.
- Ребята, обратите внимание: прокалённая почва, в которой сгорел перегной, приобрела серый цвет. Какой же можно сделать вывод?
- Запишите вывод в тетрадь.
- Правильно ребята. А сейчас я насыплю в стакан с водой немного прокалённой почвы. Размешаю её стеклянной палочкой и дам ей отстояться.
-Ребята, обратите внимание, что произошло?
-Ребята, наши опыты подошли к концу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Меня ногами топчут, Пашут, боронуют, А я всё терплю, И добром я плачу.
ЗЕМЛЯ
П е с о к К о р е н ь П о ч к а В о д а П а у к
ЦЕЛЬ: Узнать что такое почва, что входит в состав почвы?
ПЛАН: Узнать, что такое почва. Узнать состав почвы, выполнив практическую работу. Какие бывают почвы Подвести итоги Оценить свою деятельность
ПОЧВА - это верхний плодородный слой земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Окружающего мира "Что такое Бенилюкс?"
Данная презентация может быть использована для работы над темой "Что такое Бенилюкс?" по учебнику А.А.Плешакова 3 класс....
Презентация к уроку по окружающему миру " Кто такие звери?" . 1 класс
Презентация к уроку по окружающему миру "Кто такие звери?" 1 класс УМК "Школа России"....
Урок окружающего мира Кто такие звери? + презентация
Урок окружающего мира Кто такие звери? 1 класс + презентация к уроку Кто такие звери?...
Урок окружающего мира "Что такое космос. Созвездие."
Цель данного урока:изучить понятие «созвездие».Задачи: Обучающие: знать определение термина «созвездие»; уметь находить Полярную звезду по чертежу; уметь находить созв...
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое погода», УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 1 часть;
Цель урока: формирование представления о понятии «погода»Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о погоде и из чего она складывае...