Технологическая карта урока "Формы земной поверхности" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кричко Ольга Владимировна

Технологическая карта урока по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа России" "Формы земной поверхности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Тайшета

Технологическая карта урока

по окружающему миру во2 классе

по теме«Формы земной поверхности»

Кричко Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

Тайшет, 2023г

ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Тема урока

Формы земной поверхности

Предмет

Окружающий мир

Класс

Дата урока

21.03.2023г

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Ведущая педагогическая технология

Технология проблемного метода обучения.

Методы обучения

Наглядный, частично-поисковый, информационно-объяснительный, инструктивно-практический

Формы обучения

Фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная работа; самостоятельная работа.

Приемы обучения

Цель урока

- ознакомить учащихся разнообразиямиформ земной поверхности;

Задачи

Развивающие: - создать условия для развития креативного мышления, способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умение составлять план и пользоваться им;

 - научить распознавать на карте формы земной поверхности;

- повторить формы земной поверхности;

Воспитательные: -создать условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, ценности физического здоровья.

Образовательные ресурсы

Рабочая программа, презентация урока, творческая тетрадь,

Основные термины и понятия

Поверхность земли, рельеф, равнина, холмы, овраг, гора

Оборудование

Учебник Окружающий мир, 2 класс, 2 часть/А.А.Плешаков-М.: Просвещение, 2015, творческая тетрадь, ноутбук, проектор, аудиоколонки, глобус

Планируемые результаты

Предметные:

- различать формы земной поверхности;

- называть части земной поверхности

- формулировать правилами поведения горах

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- заполнить схему на основании информации учебника;

- работать в группах: анализировать схему строения поверхности земли

- работать в парах: создать макет по наблюдениям;

- формирование    уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- сделать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные

- проявлять целостный взгляд на мир (многообразие природы);

- эмоционально откликаться на содержание урока;

- описывать эстетическое воздействие созерцания природы, рассказывать о своих впечатлениях.

Формируемые УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка.

Смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)

Морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков)

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию;  формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);  строить понятные для партнера высказывания;  задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме;  находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;  ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;  анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;  воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Этап урока, цель

Формы и методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Личн.

Регул.

Комм.

Позн.

1

2

3

1 этап:

Мотивация к учебной деятельности

 Создание ситуации успеха

Фронтальная  беседа

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Владимировна. Я – учитель начальных классов школы № 2 города Тайшета. Урок окружающего мира сегодня буду вести я.

  Пусть мы с вами почти не знакомы,

Но, надеюсь, друг друга поймём,

А поможет нам в этом наш глобус,

Мы его на свой возьмём.

Вспомните, ребята, какой большой раздел мы начали изучать во второй части?  (Путешествия).

- Мы продолжим изучать раздел «Путешествия» и отправимся в путь по нашей планете.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

+

+

+

+

.

- Зачем люди отправляются в путешествие?

    - А кто из вас сегодня готов отправиться в путешествие за новыми знаниями?

- Я очень хочу, чтобы каждый из вас сегодня совершил открытие

Какие они будут – большие или маленькие – у каждого свои.

В конце урока вы поделитесь своими открытиями.

- А какими мы должны быть, чтобы получить открытия?

Ответы детей

За открытиями

Внимательными!

Ответы детей

2 этап:

Актуализация знаний и повторение

Цель: - Сначала надо повторить только самые нужные знания

3 этап:

Постановка учебной задачи (проблемы) и определение темы урока

Цель:

узнать,

научиться различать и сравнивать

Фронтальная работа

подводящий диалог

- Чему мы уже научились для того, чтобы смогли отправиться в путешествие?

Давайте с вами сыграем в игру «Верно-не верно».

У вас приготовлены Творческие тетради.

Заполните титульный лист. Запишите имя. На первой странице выполните задания

. 1.Выбери правильный вариант

        

Задание 2 Выбери правильный ответ:

Часы Компас Спидометр

Очень хорошо.

Но в путешествии нам понадобятся какие то вещи, давайте собирем походный рюкзачок.

слайд 4 Игра  собираем походный рюкзачок.

(хлопаем-вещь нужна, тишина-не нужна)

Молодцы. Вижу, что к путешествию в мир неизведанного вы готовы.

Вперёд, навстречу интересному!

(слайд5) Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова,

слайд6) Посмотрите на эти фотографии и попробуйте отгадать мои загадки.

1Весной — в цветном сарафане лежит,

Зимой — в белой рубашке спит.(Равнина)

2Носит бабка

Снежную шапку,

Каменные бока

Закутаны в облака. (гора) слайд8

 Правильно. Это Формы Земной поверхности, или рельф

Какое открытие мы сделали?  

На Земле есть горы и равнины

На какие группы можно разделить данные фотографии местности?  (Слайд9 )

- Попробуйте определить тему урока. (слайд 10)

Запишите тему урока в творческой тетради

У каждого путешествия должна быть цель, а какую цель мы определим для себя?

Ответы детей.

Ответы детей

работа в творческих тетрадях

-

Смотрят на фото

Слушают -загадки и отвечают на вопрос учителя

- Формы земной поверхности. Рельеф

- Мы узнаем, какие бывают формы земли, из каких частей они состоят, научимся изображать их в объеме.

- холм, равнина, овраг.

Дети отвечают

Тема урока Форма земной поверхности

Открывают творческие тетради и записывают тему урока.

Узнаем, какие формы земной поверхности бывают,

-научимся их сравнивать,

-будем учиться замечать и ценить красоту природы.

4 этап:

Решение проблемы и Открытие нового

знания.

.

цель:

решение проблемы

5 этап:

Физминутка

Наглядный, словесный метод

Фронтальная работа

Беседа

Работа в парах

А кто видел горы?

 Кто видел равнины? А в какой местности мы живем?

А все ли мы знаем?

Посмотрите на экран. В течении нашего путешествия мы будем заполнять вот такую таблицу: формы земной поверхности. (Слайд 11-12)

Такая же таблица есть в ваших творческих тетрадях

Дополняем нашу таблицу новыми терминами: горы, равнины. (слайд13) 

А что вы можете рассказать нам о равнинах

 

Давайте получше рассмотрим наши рисунки.

 А как вы думаете все равнины одинаковые?(слайд 14)

Что можно встретить на равнине?

дайте определение равнины  (Слайд15)

Равнины бывают разные.  Плоские и холмистые

.  (Слайд 16)

Плоские – имеют ровную поверхность, на холмистых - есть возвышенности – холмы слайд 17

Дополняем таблицу терминами слайд18

РАБОТА С ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТОЙ РОССИИ

А как вы думаете, как на карте узнать какая местность равнинная или гористая?  Найдем и покажем равнины нашей страны.  Физическая карта России лежит у вас на партах. Слайд19

Ребята , посмотрите пожалуйста на  холм, подумайте и скажите, можно ли у холма выделить отдельные части? Слайд 20

У любого холма можно выделить отдельные части. Попробуйте сами определить и показать их.

 Вершина - самая высокая точка  

Подошва - начало возвышения  

Склон - расстояние между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие. 

Молодцы, хорошо движемся в перед. Можно и передохнуть

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

До горы сейчас дойдём.

Вот - подошва, вот – вершина,

Левый склон и правый склон.

Мы взберёмся на вершину

И осмотрим всё кругом!

- Представьте, что вы – гора.

- Покажите вершину, подошву, склоны.

ответы детей.  

записывают в творческих тетрадях

Пробуют найти различия и дают ответ  

Заполняем нашу таблицу - плоские  и холмистые  (Слайд13 )             

.

Работа с картой.

По цвету горы и равнины обозначены разными цветами.

Выполняют задание

Отвечают на вопросы.

.

Выполняют движения с учителем.

Прием: чтение текста с заданиями

Отдохнули, двигаемся дальше.

От дождей, текущих вод

Он растет из года в год.

Он полей равнинных враг,

И зовут его .... Овраг

Чтение по учебнику.стр.78

Найдите в учебнике определение, что такое овраг слайд21

Заполняем схему. (Слайд22 )

Как вы думаете, что такое овраг? Как он образовался

Работа с учебником

Читают , отвечают на вопросы.

6 этап:

Решение проблемы и Открытие нового

знания

7 этап:

Рефлексия и итог урока.

Фронтальная работа

Метод: практический

Форма: индивидуальная работа

Метод: практический

Прием: практич-иеупр-ия

Форма: работа с текстом

Метод: словесны

Прием: чтение текста с заданиями

- А мы с вами отправляемся дальше.  Угадайте, куда?  

 Ну, конечно, чудо это! –

Вот уже который век,

Даже самым жарким летом -

На её вершине снег!

 Правильно, мы оказались в горах. (слайд23) Посмотрите, как там красиво!

Послушайте, как описал красоту гор Николай Иванович Сладков.

Работа по учебнику. Стр.80-81

Читаем вслух.

Что ещё  можете рассказать о горах?  

Кто сможет дать определение гор?

Заполняем схему.  

 Новые географические понятия - одиночные горы и горные хребты.  

(Слайд24-25 )

А теперь давайте рассмотрим холм и гору.  

Найдите общее и различие. (Слайд24)

Заполняют схему.слайд24

Давайте найдем на карте нашей Родины горы. (слайд25)

 Самые старые горы Уральские. Уральские горы появились около 600 миллионов лет тому назад.   Длина Уральского хребта - более 2000 километров.  

А в Кавказских горах есть самая большая гора России.

Эльбрус - бесценная гордость и достояние  России.

Мы с вами изучили основные формы земной поверхности. И я предлагаю выполнить вам задание

в творческой тетради , раскрасьте и подпишите названия рельефа

Где мы побывали?

 Я думаю, что наш урок стал для вас уроком открытий.

 А теперь поделитесь своими открытиями

Я хочу узнать как вам понравилось на уроке. Наше путешествие подошло к концу.

 Подумайте и определите качество своей работы на уроке.

У вас в творческих тетрадях иллюстрации «Равнина», «Холм», «Гора»,

- Те ребята, кто согласен с высказыванием:

-«На уроке мне было неинтересно, я слушал невнимательно,  материал урока не понял», нарисуйте человечка  на «Равнине».

Те ученики, кто считают:

-«Я внимательно слушал, но понял не всё; знания, полученные на уроке не смогу использовать в жизни», нарисуйте на  «Холме».

Те ученики, кто уверен, что «- Я внимательно слушал. Я всё понял. Я могу воспользоваться полученными на уроке знаниями», нарисуйте на «Горе».

- Почти все человечки оказались на горе, значит, вы отлично поработали, и теперь вам любые горы по плечу.

Я вам желаю, чтобы вы в своей жизни смогли преодолеть все горы, все вершины   были по плечу.

Призрачные, туманные,
Неизвестные и не изведанные.
Горы стоят вдалеке великанами,
У вершины, сединой заснеженной,
Кружат птицы самые смелые,
Светят звезды прозрачно-белые
.Пускай в вашей жизни вы побываете на всех горах, каких захотите. И покорите вершины, которые задумали. И на какой бы высоте вы не оказались, оставайтесь, прежде всего, человеком - добрым и разумным!

.

участки земной поверхност

Работа с картой

Работа в парах самостоятельная. (проговорить правила работы в папах)

Определяют качество своей работы  на уроке

8 этап:

Домашнее

задание

Фронтальная, индивидуальная  работа

- Домашнее задание – Подготовить рассказ о горах находящихся та территории России. (Задание в конверте)

Учебник стр.78-79 читать, вопросы в рабочей тетради теме урока.

Получают е домашнее задание.

Раздаётся по желанию задание в конвертах.

Сказка про Овраг

Прямо посреди поля, между двумя холмами с пологими склонами, образовалась большая рытвина — ее дожди и талые воды размыли. Конечно, она не сразу образовалась. Вначале чуть заметной канавкой была, но через несколько лет стала глубже, шире, заметнее.

Рытвина. Спасибо вам, холмы, что воду в меня льете. Я с каждым годом все больше делаюсь.

Первый холм. Мы не нарочно в тебя воду льем, она сама с нас стекает. Так что благодарить нас не за что.

Второй холм. Ты нам совсем не нравишься — ты наши подошвы размываешь. Мы вовсе не хотим, чтобы ты росла.

Рытвина. Хотите вы или не хотите, а я все равно расти буду.

Прошли годы. Все это время со склонов холмов в рытвину регулярно попадало много воды, которая размывала землю. И вот рытвина превратилась в овраг.

Овраг. Вот я какой большой — десять метров в глубину, десять метров в ширину, полкилометра в длину! Ни один трактор через меня не переедет.

Первый холм. Вот беда, так беда, сейчас у него ветви появляться начнут, и тоже от нашей воды.

Второй холм. А когда он еще глубже станет, до подземных вод дойдет, тогда по его дну речка потечет. Она еще сильнее землю размывать будет.

Тут вдали появилась колонна грузовиков. Машины подъехали к оврагу, и люди начали выгружать на землю саженцы кустов и деревьев.

Первый холм. Ура! Подмога пришла! Сейчас люди все склоны оврага кустами да деревьями засадят, очень трудно теперь воде будет землю размывать.

Второй холм.И станет овраг расти намного медленнее. А придет время, он и совсем расти перестанет - в балку превратится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока во 2 классе по теме "Формы земной поверхности"

Технологическая карта урока во 2 классе по теме "Формы земной поверхности" по окружающему  миру....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока технологии "Эмблема класса" 4 класс

Технологическая карта урока технологии "Эмблема класса" 4 класс.Цель урока: формирование ценностного отношения к искусству и творческого мышления учеников через осмысление символического хар...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке учащиеся около карты Великобритании рассматривают где и когда жили великие изобритатели Великобритании в разное время...