Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира (Дождевой червь)
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
методическая разработка заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_oformleniyu_zadaniya.docx | 278.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к оформлению задания:
ФИО _____________________________________ ________________________
Место работы_______________________________________________________
Предмет ________________Окружающий мир____________________________
- Тема (содержательная единица вашего предмета). Название задачи
Дождевые черви. Изучить жизнь дождевого червя.
- Основной вопрос, на который можно ответить, прочитав все тексты и выполнив все задания.
Кто такие дождевые черви и какова их роль в природе?
- Результаты, которых можно достичь, работая с вами подобранными текстами и вами сформулированными заданиями (предметные результаты и читательские умения)
Предметные результаты:
1. способность различать тексты различных жанров и типов.
2. умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах
3.способность осваивать и использовать естественно-научные знания для освоения новых знаний.
4. способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
4. Комплекс текстов (составной текст)
Текст 1
Геннадий Куринин «Два веселых старичка»
Два весёлых старичка
Увидали червячка.
И возник у них вопрос:
Где он прячет хвост, где нос?
И куда запрятал ножки,
Чтобы бегать по дорожке?
Где он, голенький, живёт?
Чем питается, как пьёт?
Долго думали, гадали…
Спорить меж собой устали.
Червячка накрыв землёй,
Молча побрели домой.
Текст 2
Про дождевого червяка
Дождевой червь большую часть времени обитает под землёй, прокапывая, себе ходы.
Дышит червь через кожу, именно поэтому во время дождя все червяки выбираются из своих затопленных норок на поверхность, чтобы не задохнуться. С приходом холодного времени года червь уходит глубоко в землю.
Потомство появляется благодаря «пояску» на его теле. Здесь происходит вы- I
работка слизи, которая служит защитой и пищей будущим червячкам. Из слизи формируется кокон, в который родитель откладывает яйца. Кокон с яйцами остаётся в земляной норке, а, когда земля хорошо прогревается, из него выползают маленькие черви. По выходе из яичка, каждый червячок с первого же дня должен сам себе отыскивать пищу.
Дождевые черви играют роль «мусорщиков», или «разрушителей». Они перерабатывают погибшие растения и животных и обогащают почву веществами, необходимыми для нормального роста и плодоношения всех трав, деревьев и кустарников. Кроме того, дождевые черви рыхлят почву, обогащая её кислородом, увлажняя и перемешивая.
Присутствие большого количества дождевых червей в земле - показатель её здоровья и плодородия!
Текст 3
Иллюстрации к тексту «Про дождевого червяка»
«Периоды развития дождевого червяка»
«Взаимосвязь плодородия земли от количества дождевых червей»
- Комментарий о том, как связаны тексты.
Текст 1 Прочитанное стихотворение заставляет искать ответ на возникшие вопросы
Текст 2 Дети получают полную информацию о жизни дождевого червя
Текст 3 Иллюстрации демонстрируют теорию текста 2
6. Задания на разные группы читательских умений к составному тексту
Задание 1. Что заинтересовало главных героев стихотворения? Подчеркни строчки стихотворения.
Модельный ответ.
Читательское умение: Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
Задание 2. Определи тип текста, который дает полную информацию о дождевом червяке. Отметь верный ответ.
Художественный текст
Научно-познавательный текст
Модельный ответ. Научно-познавательный текст
Читательское умение: Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.
Задание 3. Почему червей называют «мусорщиками», или «разрушителями»? Подчеркни ответ в тексте.
Модельный ответ. Они перерабатывают погибшие растения и животных и обогащают почву веществами, необходимыми для нормального роста и плодоношения всех трав, деревьев и кустарников.
Читательское умение: Определять место, где содержится искомая информация.
Задание 4. По иллюстрации «Период развития дождевого червя» определи последовательность развития так: 1 2 3. Сделай подписи к иллюстрации.
Кокон с яйцами остается в земляной норке
Из слизи формируется кокон
Из кокона выползают маленькие черви
Выработка слизи
Модельный ответ.
- Выработка слизи
- Из слизи формируется кокон
- Кокон с яйцами остается в земляной норке
- Из кокона выползают маленькие черви
Читательское умение: Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
Задание 5. Выделите в тексте «Про дождевого червяка» так те факты, которые объясняют, дождевых червей можно назвать «плугом земли»,а факты, которые объясняют, что дождевых червей можно назвать «санитарами земли», так
Модельный ответ.
Читательское умение: Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.
Задание 6. Найди в тексте и запиши предложение, которое соответствует иллюстрации «Взаимосвязь плодородия земли от количества дождевых червей».
Модельный ответ. Присутствие большого количества дождевых червей в земле - показатель её здоровья и плодородия!
Читательское умение: Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
Задание 7. Какую дополнительную информацию ты бы хотел узнать о дождевых червях? Запиши вопросы.
Модельный ответ. Какова продолжительность жизни у дождевого червя?
Впадают ли дождевые черви в спячку?
Как передвигаются дождевые черви?
Читательское умение: называть дополнительные вопросы, ответы на которых нет в тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом по читательской грамотности на уроках окружающего мира и литературном чтении
В работе представлены тексты с заданиями по развитию читательской грамотности у детей 2 класса....
Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира
Использование приемов, которые помогают формировать читательскую грамотность на уроке окружающего мира....
Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира.
Использование приемов, которые помогают формировать читательскую грамотность на уроке окружающего мира....
Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира 2 класс, программа Занкова.
Материал содержит вопросы по текстам из учебника "Окружающий мир" 2 класс, программа Л.В. Занкова....
Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира
Читательская грамотность на уроках окружающего мира...
Методы и приёмы работы с младшими школьниками по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира
Читательская грамотность формируется не только на уроках чтения, но и на уроках окружающего мира. Окружающий мир – это предмет, на котором ученики получают информацию, в основном сталкивая...
Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира (Золотое кольцо России)
Разработка заданий к составному тексту...