План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему: «Россия на карте»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Данный урок окружающего мира во 2м классе направлен на формирование у учащихся первоначальных представлений о карте, умений читать карту, использовать условные знаки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_na_karte_konspekt.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по окружающему миру
Тема: «Россия на карте»
Класс: 2
УМК: «Школа России», учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», 2 класс, 2 часть, 2012 г.
Тип урока: открытия нового знания
Цель: формировать у учащихся первоначальные представления о карте, формировать умение читать карту, использовать условные знаки.
Планируемые результаты
Предметные:
- иметь представления о том, что такое карта;
- различать карту и глобус;
- читать карту, используя условные знаки;
- определять формы земной поверхности, используя цветовое обозначение;
- правильно показывать объекты на настенной карте.
Метапредметные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- выполнять практическую работу в паре (чтение карты);
- пользоваться инструкцией при показе географических объектов на карте; устанавливать соответствие между фотографией объекта и его местом на карте;
- делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:
- иметь представление о многообразии и богатстве природы родной страны;
- проявлять навыки адаптации (ориентирование с помощью карты);
- проявлять навыки сотрудничества со сверстниками в практической работе.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: электронное приложение к учебнику; настенная географическая карта России; тесты; фишки с номерами, рабочая тетрадь, ч.2.
Ход урока
Этап урока, задача этапа | Содержание урока | Методический комментарий |
Организационный момент Задача: подготовка учащихся к работе на уроке; создание благоприятной атмосферы в классе. (1 мин.) | Учитель проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. -Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Учащиеся проверяют принадлежности, демонстрируют учителю готовность к уроку. | Учитель использует стихотворения для создания благоприятной атмосферы в классе и таким образом настраивает учащихся на продуктивную деятельность на уроке. |
Актуализация знаний (проверка домашнего задания.) Задача: воспроизведение знаний умений и навыков, необходимых для изучения новой темы. (7 мин.) | На доске написаны названия природных явлений: появились почки на деревьях; птицы вьют гнёзда, прохладно; жарко; начался сев; журчат ручьи; появились насекомые; солнце светит, но не греет; белка запасает пищу; метут метели день равен ночи; тает снег; листопад; метут метели; ель стоит зелёная; земля; покрыта снегом; птицы летят на север; ярко светит солнце; опадают листья; идёт дождь; мороз; день длинный; медведь спит в берлоге; реки стали полноводными; заяц сменил свой цвет с белого на серый; вылупились птенцы; цветут цветы; тепло; ледоход; распустились почки; на деревьях нет листьев. -Ребята посмотрите на доску и скажите, что обозначают эти выражения? (Названия природных явлений.) -Оставьте на доске названия природных явлений, которые происходят весной. (Учащиеся выходят по очереди к доске и оставляют на доске только названия весенних явлений природы, лишние стирают с доски.) Затем учащиеся отвечают на вопросы теста «В гости к весне.» | Учитель предлагает учащимся выполнить задание, направленное на развитие важнейших мыслительных операций: анализ, классификацию. Затем учащиеся выполняют тест по предыдущей теме для того, чтобы проверить качество усвоения темы «В гости к весне». |
Самоопределение к деятельности. Задача: мотивировать учащихся к изучению новой темы; определить тему, задачи урока. (3 мин.) | -Какой раздел мы сейчас изучаем? (Путешествия.) - А как вы думаете, что необходимо взять с собой путешественнику, чтобы ориентироваться в дороге? (Карту.) -Правильно. Этот предмет очень хорошо известен путешественникам, географам, историкам. В какой стране мы проживаем? (В России.) - Подумайте и скажите, какую тему на сегодняшнем уроке мы будем изучать? (Карта России; Россия на карте.) -Совершенно верно. Что бы вы хотели узнать, изучая эту тему? Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое карта, как выглядит на карте наша страна; будем учиться работать с картой; научимся правильно работать с настенной картой.) Учитель фиксирует тему и задачи урока на доске. | Учитель направляет вопросами учащихся на самостоятельное определение темы и постановку задач урока, чтобы выполняемые действия на уроке были мотивированными. |
Совместное открытие новых знаний Задачи: познакомиться с историей возникновения карты, с условными обозначениями на карте. (7 мин.) | -История возникновения карты уходит в глубокую древность. Тогда люди ещё не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, костяных пластинках, бересте, шёлке, дереве. Возраст первых найденных карт - 10-15 тысячелетий. Откройте учебник на стр. 90-91. Рассмотрите карту и попробуйте ответить на вопрос- что такое карта? (Учащиеся делают предположения о том, что такое карта.) - Для того, чтобы проверить наше предположение Найдите ответ на этот вопрос в учебнике и прочитайте. (Один из учащихся читает в слух определение.) -А кто-нибудь из вас знает, когда появилась в России первая карта? (Нет.) - В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились горы леса, моря, реки, города. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились, между собой, что будут обозначать на картах все эти объекты одинаково. А как вы думаете, для чего это было сделано? (Учащиеся делают предположения.) - Сделали это для того, чтобы люди, живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте. -Рассмотрите карту в учебнике. Чем карта отличается от глобуса? (Глобус – это круглая модель земли, а карта-плоская.) -Верно. Каким цветом обозначены водоёмы? (Голубым.) Какие водоёмы обозначены на карте? (Океаны, моря, озёра, реки.) -Чем насыщенней синий цвет, тем больше глубина водоёма. А как изображены реки? (Синими извилистыми линиями.) -Верно. Чем толще такая линия, тем шире река. Синие линии передают форму реки на поверхности Земли. -Каким цветом изображены горы? (Коричневым.) А как вы думаете, как на карте отмечена высота гор? (Чем темнее цвет, тем выше горы.) - Каким цветом изображены равнины? (Зелёным.) Чем темнее зелёный цвет, тем ниже местность. Желтым цветом на равнинах отмечены холмистые и возвышенные территории. Для закрепления материала учитель включает рассказ о карте России на электронном приложении: учащимся рассказывает диктор на фоне карты России о условных обозначениях на карте. | На этом этапе учитель использует такие приёмы как рассказ, беседу. Привлекает учащихся к самостоятельному открытию знаний, когда они изучают карту и отвечают на поставленные вопросы. Для того, чтобы привлечь внимание учащихся и разнообразить работу учитель использует информацию по данной теме из электронного пособия (Рассказ о карте России, условных обозначениях.) |
Физкультминутка Задача: активно изменить деятельность учащихся и свою для того, чтобы ослабить наступающее утомление, обеспечить эмоциональный настрой детей, а затем снова переключить учащихся и себя на продолжение занятия. (2 мин.) | Зрительная гимнастика «Овощи» Ослик ходит выбирает, Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. Обвести глазами круг. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Посмотреть влево – вправо Влево — вправо. Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. | Так как учащиеся на уроке много работают с картой, смотрели на экране видео необходимо провести гимнастику для глаз. |
Применение полученных знаний Задачи: выполнять практическую работу в паре (чтение карты): пользоваться инструкцией при показе географических объектов на карте; устанавливать соответствие между фотографией объекта и его местом на карте и т.п. (19 мин.) | -Откройте учебники на стр. 92-93. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Нужно найти места на фотографиях и обозначить их фишками с соответствующими номерами на карте.) -Верно. Поработайте в парах. Сначала найдите места на фотографиях на карте в учебнике и отметьте их фишками, а затем договоритесь: кто будет из вас выходить к доске и показывать это место на настенной карте. -Но перед началом работы прочитайте правила на странице 95. – «Как показывать объекты на настенной карте». (Учащиеся читают правила на стр.95, работают в парах: находят географические объекты у себя на картах и отмечают их фишками, а затем один человек из пары выходит к доске и показывает их на классной настенной карте.) -Когда люди отправляются путешествовать, они берут с собой карту и компас. Как мы ориентируемся по карте? Найдите и прочитайте на стр. 94, как определять на карте стороны горизонта. (Учащиеся читают и отвечают на вопросы учителя.) - Где расположен на карте север? (Вверху.) Где на карте расположен юг? (Внизу.) А где расположены на карте запад и восток? (Запад-слева, восток-справа.) -Какие моря в нашей стране находятся на севере? Назовите их. (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море.) Учащиеся находят географические объекты у себя на картах в учебниках. | На данном этапе учитель использует такие приёмы как работа с заданиями из учебника. При этом учащиеся работают в парах, для того, чтобы развивать у них коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; распределять обязанности, договариваться при решении спорных вопросов. Учащиеся учатся находить необходимую для выполнения заданий информацию в учебнике; работать с картой. Учитель привлекает учеников к сравнению компаса и карты; использует вопросы и задания для того, чтобы учащиеся учились работать с картой в учебнике и классной настенной картой. |
Итог урока. Рефлексия. Задача: анализ и оценка успешности достижения поставленных задач; выявление значения изучаемой темы. (4 мин.) | -Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой? Достигли ли мы этих задач? (Да.) - Сделайте вывод, что такое карта? -Что обозначают цвета на физической карте? -Как на карте определяют части цвета? (Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.) -Смогли ли мы научиться читать карту? Показывать на ней природные объекты? (Да/нет) -Что вас на сегодняшнем уроке удивило? -Над чем урок заставил вас задуматься? Учащиеся проводят самоанализ. | На этом этапе учитель использует приём сравнения поставленных задач и полученных результатов, проверяет качество усвоения детьми новой темы с помощью вопросов. Проводится рефлексия для того, чтобы узнать, какие возникли затруднения, чем запомнился урок и правильно выстроить дальнейшую работу. |
Обсуждение домашнего задания. Выставление оценок за урок. Задачи: обсуждение домашнего задания; оценивание деятельности учащихся на уроке. (2 мин.) | -Выполните дома № 1-3 на ср. 39-40 в рабочей тетради. Учитель выставляет оценки за урок. Учащиеся записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | Учитель выставляя оценки за урок, дает качественную отметку деятельности учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс
Урок в 1 классе по теме " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...
План - конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: "Все профессии важны"
Открытый урок по окружающему миру...
План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"
Данный материал предназначается для урока в з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...
План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Кто такие насекомые?
Урок для учащихся 2 класса по программе "Школа России" под ред. Плешакова А.А....
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"
Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1) Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и неживой природе; - учить устанавливать связи меж...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс
План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....