План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему: «Россия на карте»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Склярова Оксана Анатольевна

Данный урок окружающего мира во 2м классе направлен на формирование у учащихся первоначальных представлений о карте,  умений читать карту, использовать условные знаки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_na_karte_konspekt.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по окружающему миру

Тема: «Россия на карте»

Класс: 2

УМК: «Школа России», учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», 2 класс, 2 часть, 2012 г.

Тип урока: открытия нового знания

Цель: формировать у учащихся первоначальные представления о карте, формировать умение читать карту, использовать условные знаки.

Планируемые результаты

Предметные:

  • иметь представления о том, что такое карта;
  • различать карту и глобус;
  • читать карту, используя условные знаки;
  • определять формы земной поверхности, используя цветовое обозначение;
  • правильно показывать объекты на настенной карте.

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • выполнять практическую работу в паре (чтение карты);
  • пользоваться инструкцией при показе географических объектов на карте; устанавливать соответствие между фотографией объекта и его местом на карте;
  • делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:

  • иметь представление о многообразии и богатстве природы родной страны;
  • проявлять навыки адаптации (ориентирование с помощью карты);
  • проявлять навыки сотрудничества со сверстниками в практической работе.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: электронное приложение к учебнику; настенная географическая карта России; тесты; фишки с номерами, рабочая тетрадь, ч.2.

Ход урока

Этап урока, задача этапа

Содержание урока

Методический комментарий

Организационный момент

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке; создание благоприятной атмосферы в классе.

(1 мин.)

Учитель проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

-Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Учащиеся проверяют принадлежности, демонстрируют учителю готовность к уроку.

Учитель использует стихотворения для создания благоприятной атмосферы в классе и таким образом настраивает учащихся на продуктивную деятельность на уроке.

Актуализация знаний (проверка домашнего задания.)

Задача: воспроизведение знаний умений и навыков, необходимых для изучения новой темы.

(7 мин.)

На доске написаны названия природных явлений: появились почки на деревьях; птицы вьют гнёзда, прохладно; жарко; начался сев; журчат ручьи; появились насекомые; солнце светит, но не греет; белка запасает пищу; метут метели день равен ночи; тает снег; листопад; метут метели; ель стоит зелёная; земля; покрыта снегом; птицы летят на север; ярко светит солнце; опадают листья; идёт дождь; мороз; день длинный; медведь спит в берлоге; реки стали полноводными; заяц сменил свой цвет с белого на серый; вылупились птенцы; цветут цветы; тепло; ледоход; распустились почки; на деревьях нет листьев.

-Ребята посмотрите на доску и скажите, что обозначают эти выражения? (Названия природных явлений.)

-Оставьте на доске названия природных явлений, которые происходят весной. (Учащиеся выходят по очереди к доске и оставляют на доске только названия весенних явлений природы, лишние стирают с доски.)

Затем учащиеся отвечают на вопросы теста «В гости к весне.»

Учитель предлагает учащимся выполнить задание, направленное на развитие важнейших мыслительных операций: анализ, классификацию.

Затем учащиеся выполняют тест по предыдущей теме для того, чтобы проверить качество усвоения темы «В гости к весне».

Самоопределение к деятельности.

Задача: мотивировать учащихся к изучению новой темы; определить тему, задачи урока.

(3 мин.)

-Какой раздел мы сейчас изучаем? (Путешествия.)

- А как вы думаете, что необходимо взять с собой путешественнику, чтобы ориентироваться в дороге? (Карту.)

-Правильно. Этот предмет очень хорошо известен путешественникам, географам, историкам. В какой стране мы проживаем? (В России.)

- Подумайте и скажите, какую тему на сегодняшнем уроке мы будем изучать? (Карта России; Россия на карте.)

-Совершенно верно. Что бы вы хотели узнать, изучая эту тему? Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое карта, как выглядит на карте наша страна; будем учиться работать с картой; научимся правильно работать с настенной картой.)

Учитель фиксирует тему и задачи урока на доске.

Учитель направляет вопросами учащихся на самостоятельное определение темы и постановку задач урока, чтобы выполняемые действия на уроке были мотивированными.

Совместное открытие новых знаний

Задачи: познакомиться с историей возникновения карты, с условными обозначениями на карте.

(7 мин.)

-История возникновения карты уходит в глубокую древность. Тогда люди ещё не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, костяных пластинках, бересте, шёлке, дереве. Возраст первых найденных карт - 10-15 тысячелетий.

Откройте учебник на стр. 90-91. Рассмотрите карту и попробуйте ответить на вопрос- что такое карта? (Учащиеся делают предположения о том, что такое карта.)

- Для того, чтобы проверить наше предположение Найдите ответ на этот вопрос в учебнике и прочитайте. (Один из учащихся читает в слух определение.)

-А кто-нибудь из вас знает, когда появилась в России первая карта? (Нет.)

- В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились горы леса, моря, реки, города. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились, между собой, что будут обозначать на картах все эти объекты одинаково. А как вы думаете, для чего это было сделано? (Учащиеся делают предположения.)

- Сделали это для того, чтобы люди, живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте.

-Рассмотрите карту в учебнике. Чем карта отличается от глобуса? (Глобус – это круглая модель земли, а карта-плоская.)

-Верно. Каким цветом обозначены водоёмы? (Голубым.) Какие водоёмы обозначены на карте? (Океаны, моря, озёра, реки.)

-Чем насыщенней синий цвет, тем больше глубина водоёма. А как изображены реки? (Синими извилистыми линиями.)

-Верно. Чем толще такая линия, тем шире река. Синие линии передают форму реки на поверхности Земли.

-Каким цветом изображены горы? (Коричневым.) А как вы думаете, как на карте отмечена высота гор? (Чем темнее цвет, тем выше горы.)

- Каким цветом изображены равнины? (Зелёным.) Чем темнее зелёный цвет, тем ниже местность. Желтым цветом на равнинах отмечены холмистые и возвышенные территории.

Для закрепления материала учитель включает рассказ о карте России на электронном приложении: учащимся рассказывает диктор на фоне карты России о условных обозначениях на карте.

На этом этапе учитель использует такие приёмы как рассказ, беседу. Привлекает учащихся к самостоятельному открытию знаний, когда они изучают карту и отвечают на поставленные вопросы. Для того, чтобы привлечь внимание учащихся и разнообразить работу учитель использует информацию по данной теме из электронного пособия (Рассказ о карте России, условных обозначениях.)

Физкультминутка

Задача:

активно изменить деятельность учащихся и свою для того, чтобы ослабить наступающее утомление, обеспечить эмоциональный настрой детей, а затем снова переключить учащихся и себя на продолжение занятия.

(2 мин.)

Зрительная гимнастика «Овощи»

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево – вправо

Влево — вправо.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.

Так как учащиеся на уроке много работают с картой, смотрели на экране видео необходимо провести гимнастику для глаз.

Применение полученных знаний

Задачи: выполнять практическую работу в паре (чтение карты):

пользоваться инструкцией при показе географических объектов на карте; устанавливать соответствие между фотографией объекта и его местом на карте и т.п.

(19 мин.)

-Откройте учебники на стр. 92-93. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Нужно найти места на фотографиях и обозначить их фишками с соответствующими номерами на карте.)

-Верно. Поработайте в парах. Сначала найдите места на фотографиях на карте в учебнике и отметьте их фишками, а затем договоритесь: кто будет из вас выходить к доске и показывать это место на настенной карте.

-Но перед началом работы прочитайте правила на странице 95. – «Как показывать объекты на настенной карте». (Учащиеся читают правила на стр.95, работают в парах: находят географические объекты у себя на картах и отмечают их фишками, а затем один человек из пары выходит к доске и показывает их на классной настенной карте.)

-Когда люди отправляются путешествовать, они берут с собой карту и компас. Как мы ориентируемся по карте? Найдите и прочитайте на стр. 94, как определять на карте стороны горизонта. (Учащиеся читают и отвечают на вопросы учителя.)

- Где расположен на карте север? (Вверху.) Где на карте расположен юг? (Внизу.) А где расположены на карте запад и восток? (Запад-слева, восток-справа.)

-Какие моря в нашей стране находятся на севере? Назовите их. (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море.) Учащиеся находят географические объекты у себя на картах в учебниках.

На данном этапе учитель использует такие приёмы как работа с заданиями из учебника. При этом учащиеся работают в парах, для того, чтобы развивать у них коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; распределять обязанности, договариваться при решении спорных вопросов.

Учащиеся учатся находить необходимую для выполнения заданий информацию в учебнике; работать с картой. Учитель привлекает учеников к сравнению компаса и карты; использует вопросы и задания для того, чтобы учащиеся учились работать с картой в учебнике и классной настенной картой.

Итог урока. Рефлексия.

Задача: анализ и оценка успешности достижения поставленных задач; выявление значения изучаемой темы.

(4 мин.)

-Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой? Достигли ли мы этих задач? (Да.)

- Сделайте вывод, что такое карта?

-Что обозначают цвета на физической карте?

-Как на карте определяют части цвета?

(Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.)

-Смогли ли мы научиться читать карту? Показывать на ней природные объекты? (Да/нет)

-Что вас на сегодняшнем уроке удивило?

-Над чем урок заставил вас задуматься? Учащиеся проводят самоанализ.

На этом этапе учитель использует приём сравнения поставленных задач и полученных результатов, проверяет качество усвоения детьми новой темы с помощью вопросов.

Проводится рефлексия для того, чтобы узнать, какие возникли затруднения, чем запомнился урок и правильно выстроить дальнейшую работу.

Обсуждение домашнего задания. Выставление оценок за урок.

Задачи: обсуждение домашнего задания; оценивание деятельности учащихся на уроке. (2 мин.)

-Выполните дома № 1-3 на ср. 39-40 в рабочей тетради.

Учитель выставляет оценки за урок. Учащиеся записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Учитель выставляя оценки за урок, дает качественную отметку деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"

Данный материал предназначается  для урока в  з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Кто такие насекомые?

Урок для учащихся 2 класса по программе "Школа России" под ред. Плешакова А.А....

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....