Окружающий мир Экономика и экология
план-конспект урока по окружающему миру
Конспект урока «открытия новых знаний»
Используемый учебно-методический комплект: Школа России
Учебный предмет (дисциплина): Окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: Экономика и экология
Цель урока: Научиться обнаруживать связь между экономикой и экологией, составлять экологические прогнозы.
Планируемые достижения:
Предметные:
Знания:
- Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду;
- Взаимозависимость экономики и экологии;
- Экологические прогнозы, их влияние на экономику.
Умения:
- характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;
- раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;
- приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;
- моделировать экологические прогнозы;
- работать с терминологическим словариком;
Метапредменые:
- Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- целеполагание;
- планирование.
- Познавательные:
- формулировать выводы из изученного материала;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Коммуникативные:
- отвечать на итоговые вопросы;
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- признавать свои ошибки;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- Личностные:
- оценивать достижения на уроках;
- положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Ресурсы:
- для учителя: учебник по окружающему миру А.А. Плешакова, Е. А. Крючкова 2 часть, рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешакова 2 часть, карточки с заданиями по теме «Семейный бюджет», мультимедийная презентация, смайлы для рефлексии.
- для ученика: учебник по окружающему миру А.А. Плешакова, Е. А. Крючкова 2 часть, рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешакова 2 часть, карточки с заданиями по теме «Семейный бюджет», мультимедийная презентация, смайлы для рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.docx | 901.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «открытия новых знаний»
Используемый учебно-методический комплект: Школа России
Учебный предмет (дисциплина): Окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: Экономика и экология
Цель урока: Научиться обнаруживать связь между экономикой и экологией, составлять экологические прогнозы.
Планируемые достижения:
Предметные:
Знания:
- Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду;
- Взаимозависимость экономики и экологии;
- Экологические прогнозы, их влияние на экономику.
Умения:
- характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;
- раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;
- приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;
- моделировать экологические прогнозы;
- работать с терминологическим словариком;
Метапредменые:
- Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- целеполагание;
- планирование.
- Познавательные:
- формулировать выводы из изученного материала;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Коммуникативные:
- отвечать на итоговые вопросы;
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- признавать свои ошибки;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- Личностные:
- оценивать достижения на уроках;
- положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Ресурсы:
- для учителя: учебник по окружающему миру А.А. Плешакова, Е. А. Крючкова 2 часть, рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешакова 2 часть, карточки с заданиями по теме «Семейный бюджет», мультимедийная презентация, смайлы для рефлексии.
- для ученика: учебник по окружающему миру А.А. Плешакова, Е. А. Крючкова 2 часть, рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешакова 2 часть, карточки с заданиями по теме «Семейный бюджет», мультимедийная презентация, смайлы для рефлексии.
Ход урока:
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Время |
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). | |||
Личностные УУД: Положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Здравствуйте, ребята! Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс И для меня уже отрада вниманье ваших умных глаз, Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок, Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок. Дорогие мои друзья, я приглашаю вас на урок окружающего мира. | Здравствуйте.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Настраиваются на работу. | 1 мин |
II. Актуализация знаний. | |||
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу, сформулированную учителем; оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем; соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; Познавательные УУД: понимать содержание текста; Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке? Что такое семейный бюджет? Для того чтобы проверить, как хорошо вы усвоили материал предыдущей темы, выполним задания на карточках по теме «Семейный бюджет». На выполнение работы вам дается 5 минут. На партах карточки с заданиями, на них подписываем ФИ. Ваша задача, прочитать вопрос и выбрать верный вариант. Приступайте к выполнению заданий. Тест «Семейный бюджет» 1.Определите, что не является доходом семьи? А. Зарплата Б. Налоги В. Пенсия Г. Стипендия 2. Укажите, кто из этих людей получает авторское вознаграждение - гонорар? 3. Определите, как называется сумма денег, которую банк выплачивает за хранение сбережений? А. Пенсия Б. Гонорар В. Пособие Г. Процент 4.Предположим, что твой папа - предприниматель, имеет собственное дело. На получение какого дохода он может рассчитывать? А. Налог Б. Прибыль В. Зарплата Г. Стипендия 5.Определите, что является доходом семьи? А. Зарплата мамы Б. Налоги В. Плата за воду Г. Плата за электроэнергию 6.Определите, что является расходом семьи? А. Зарплата мамы Б. Зарплата папы В. Пенсия бабушки Г. Плата за электроэнергию 7.Выберите из списка, что относится к доходам семьи? А. Покупка лекарств Б. Оплата за телефон В. Зарплата мамы Г. Прибыль от работы фирмы папы Д. Покупка продуктов 8. Допиши определение Экологический прогноз – это … Давайте проверим, как вы справились с заданиями. Поменяйтесь карточками с соседом по парте и сравните ответы с ответами на слайде. Если ответ неверный, ставим минус красным карандашом. 5 - нет ошибок 4 - 1 – 2 ошибки 3 - 3 ошибки | Семейный бюджет Семейный бюджет – это сумма, заработанная членами семьи за месяц «Семейный бюджет» 1.Определите, что не является доходом семьи? А. Зарплата Б. Налоги В. Пенсия Г. Стипендия 2. Укажите, кто из этих людей получает авторское вознаграждение - гонорар? 3. Определите, как называется сумма денег, которую банк выплачивает за хранение сбережений? А. Пенсия Б. Гонорар В. Пособие Г. Процент 4.Предположим, что твой папа - предприниматель, имеет собственное дело. На получение какого дохода он может рассчитывать? А. Налог Б. Прибыль В. Зарплата Г. Стипендия 5.Определите, что является доходом семьи? А. Зарплата мамы Б. Налоги В. Плата за воду Г. Плата за электроэнергию 6.Определите, что является расходом семьи? А. Зарплата мамы Б. Зарплата папы В. Пенсия бабушки Г. Плата за электроэнергию 7.Выберите из списка, что относится к доходам семьи? А. Покупка лекарств Б. Оплата за телефон В. Зарплата мамы Г. Прибыль от работы фирмы папы Д. Покупка продуктов 8. Допиши определение Экологический прогноз – это научное предсказание последствий вмешательства человека в природу. Меняются карточками с соседом и сравнивают ответы с ответами на слайде. Если ответ неверный – ставят минус. Считают количество минусов и ставят отметку. | 7 мин |
III. Постановка учебной задачи. | |||
Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы. | Все ли задания вы выполнили? Какие задания не выполнили? Почему? Каких знаний недостаточно для выполнения этого задания? | Нет Под номером 8 Не изучали этого, поэтому не смогли выполнить. Не знаем , что такое экологический прогноз | 1 мин |
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). | |||
Регулятивные УУД: целеполагание (выявление целей); планирование (составление плана и последовательности действий); Познавательные УУД: понимать содержание текста; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; | Предположите, какая будет тема урока? Сформулируйте цель урока, собрав разбросанные слова в предложение (на экране слова: обнаруживать, между, связь, экономикой, экологией и, составлять, экологические, научиться, прогнозы). Для того чтобы достигнуть цели, необходимо составить план урока. Пролистайте параграф учебника и составьте план работы на сегодняшний урок. | Экономика и экология Научиться обнаруживать связь между экономикой и экологией, составлять экологические прогнозы План урока:
| 2 мин |
V. Реализация построенного проекта | |||
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу, сформулированную учителем; Познавательные УУД: понимать содержание текста, интерпретировать смысл; классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; использовать схемы для решения учебных задач; выдвижение гипотез; Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД: понимать содержание текста, интерпретировать смысл; Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД: понимать содержание текста, | Выполним первый пункт плана. Прочтите его. Где будем искать информацию? Открываем учебник на странице 79, читаем первый абзац. Что произошло? Прочитайте следующий абзац. Что произошло далее? Прочитайте 3 абзац. Что вызвала нефть, попавшая в море? Прочитайте следующий пункт плана. Скажите, а какую пользу приносит экономика людям? А какой вред хозяйственная деятельность наносит природе и здоровью людей? Прочитайте первый абзац на странице 80 и назовите 2 стороны экономики. Сейчас вы будете работать в группах 1 ряд-1 группа 2 ряд- 2 группа 3 ряд-3 группа Прежде чем приступить к работе, вспомните правила работы в группах. 1 группа ваша задача подумать, как сельское хозяйство вредит окружающей среде. 2 группа ваша задача подумать, как транспорт вредит окружающей среде. 3 группа ваша задача подумать, как химическая промышленность вредит окружающей среде. Молодцы! Прочитайте 3 пункт плана. Что такое прогноз? Как вы думаете, что такое экологический прогноз? На стр.82 найдите определение экологического прогноза. Откройте стр.83.Прочитайте. Что может помочь уберечь людей от необдуманных поступков? | Узнать об экологических катастрофах В учебнике Читают 1 абзац. Нефть вылилась в воду Читают 2 абзац Пострадали животные, люди не могут больше отдыхать в этом месте. Читают 3 абзац. Экологическую катастрофу. Рассматривают иллюстрации, слушают учителя Рассмотреть две стороны экономики Благодаря развитию экономики жизнь людей становится лучше, комфортнее, облегчается труд на производстве, появляется возможность для более полного удовлетворения потребностей. Вода и воздух загрязняется вредными веществами. Приходится жертвовать плодородными землями, лесами. 1 сторона – это необходимая и полезная продукция, а 2 сторона – это вред, который приносит эта продукция. Правила работы в группах: 1. Выслушивай, не перебивая 2. Придерживайся темы 3. Любые идеи имеют ценность 4. Уважай различные мнения 5. Любые вопросы важны Сельское хозяйство: почва загрязняется ядохимикатами Транспорт: воздух загрязняется выхлопными газами Химическая промышленность: опасные отходы попадают в окружающую среду, например, порошки и чистящие средства попадают в реки и озера загрязняют их. Узнать, что такое экологические прогнозы. Научное предсказание Высказывают свое мнение Экологический прогноз – это научное предсказание последствий, к которым может привести то или иное вмешательство человека в природу. Читают Экологические прогнозы. | 15 мин |
VI. Первичное закрепление. | |||
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу, сформулированную учителем; Познавательные УУД: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы. | Сейчас мы проверим, что вы запомнили и как хорошо поняли то, о чем мы с вами говорили. Для этого поиграем в игру «Своя игра». Ваша задача выбирать число и отвечать на вопросы. 10 -Какое (какие) из перечисленных средств для мытья посуды не приносит (-ят) вреда природе: сода, мыло, жидкость для мытья посуды 20- Какая отрасль экономики загрязняет воздух выхлопными газами? 30 - Что такое смог? 40 - Какой экологический вред приносит строительство ГЭС? 50 - Что нужно делать для экономии воды? 60 - Какая экологическая катастрофа произошла в 2010 году? | 10 - Сода, мыло 20-Транспорт 30 - Загрязненный воздух, дымный туман над городом 40 - Реки затапливают плодородные земли, леса, поселения и т.д. 50 - Ставить фильтры; сажать деревья вокруг водоёмов; вовремя ремонтировать кран и т.д. 60 - Пожар на морской нефтедобывающей платформе у берегов США. | 4 мин |
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | |||
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу, сформулированную учителем; оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем; соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; Познавательные УУД: использовать элементарные модели для решения учебных задач; классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, таблиц; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; Коммуникативные УУД: признавать свои ошибки; формулировать ответы на вопросы. | Для закрепления сегодняшней темы выполним самостоятельную работу. У вас на столах лежат карточки с заданием. В 1 задании вам нужно отметить место для строительства дачи. Во втором задании вам нужно записать номера предложений, в которых раскрываются связи между экономикой и экологией. В третьем задании вам нужно выбрать правильно окончание предложения. Есть ли вопросы как выполнять это задание? На выполнение самостоятельной работы вам отводится 7 минут. Приступайте. Берем красный карандаш и проверяем, правильно ли вы выполнили работу. Сравниваем свои ответы с ответами на слайде. Если ответ неверный – ставим минус. Если у вас 1 неверный ответ (1 минус) – это отметка 5; 2-3 неверных ответов (2-3 минуса) – отметка 4; более трех – отметка 3. Выставление «5» или «4». | Да (задают вопросы) / Нет Выполняют самостоятельную работу. Берут красный карандаш и проверяют, правильно ли выполнили работу. Сравнивают свои ответы с ответами на слайде. Если ответ неверный – ставят минус. Считают количество минусов и ставят отметку. | 8 мин |
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | |||
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу, сформулированную учителем; Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Коммуникативные УУД: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; | Сейчас мы поработаем в парах. Давайте попробуем составить экологический прогноз для ситуаций: 1. В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей. 2. На берегу озера было принято решение построить завод, в отходах которого содержится ртуть. На обсуждение у вас 3 минуты. Приступайте. | 1.Хищники-это санитары природы, если их истребить, то некому будет истреблять больных и старых животных, что приведет к нехватке еды и звери начнут гибнуть от голода. Ртуть это самый опасный отход, отходы могут попасть в воду и вызвать отравление у животных, а также у человека. | 5 мин |
XIX. Рефлексия деятельности (итог урока). | |||
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы. | Какую тему изучали на уроке? Как связаны между собой экономика и экология? Какие стороны экономики существуют? В чем заключается полезная сторона? В чём заключается опасная сторона? Что вы нового для себя узнали? У вас на столах лежат смайлы. Возьмите веселый смайл, и прикрепите его на доску, если урок был для вас интересен и познавателен и возьмите красный смайл, если вы не узнали ничего нового и вам было не интересно. Урок окончен. Спасибо за работу. | Экономика и экология Экономка использует природные богатства и зависит от них. В то же время принося вред экологии. Полезная и опасная В необходимей и полезной продукции Во вреде этой же продукции Ответы учащихся Прикрепляют смайлы на доску. | 3 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
Творческий проект учащихся 2 класса по окружающему миру и экологии "Исследования ведут знатоки"
В рамках проекта по окружающему миру и экологии учащиеся разделились на группы: "юнаты", "зелёный патруль", "экологи", "зоологи". Ребята собирали информацию, обрабатывали её. Она представл...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ЭКОЛОГИИ В 1 КЛАССЕ
ЦЕЛЬ: Закрепить знания о влиянии человека на окружающую среду, закрепить понимание многосторонней ценности природы, сформировать первоначальные представления об экологии и ее роли в жи...
Интегрированный урок по окружающему миру. Тема "Экология города". 4 класс
Тема события : ЭКОЛОГИЯ ГОРОДАПредметы: окружающий мир, информатика, ИЗО, технология, литература.Цель:а) дать понятие об экологии, как науке, о взаимосвязях живых систем различных уровней с окру...
Окружающий мир тема "Экология"
Тема "Что такое экология?"Класс:3Цель: Формирование представления: об экологии как науке, окружающей среде....
Урок окружающего мира " Проблемы экологии"
Сформировать понятие об охране природы, о Красной книге, о заповедниках и заказниках;Дать представление об экологической обстановке на планете на настоящий момент...
Грамоты детей за Всероссийскую олимпиаду по окружающему миру и экологии
Грамоты детей за Всероссийскую олимпиаду по окружающему миру и экологии 2022 год...