Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Природа и предметы, созданные человеком»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Бурлова Дарья Игоревна

УМК: Школа России

Тема: “Природа и предметы, созданные человеком”

Тип урока: открытие нового знания

Цель: организация деятельности обучающихся по знакомству с понятиями «природа», «объекты природы» и «рукотворный мир».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-ом классе

по теме «Природа и предметы, созданные человеком»

провела: учитель МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»

Бурлова Дарья Игоревна
г.

УМК: Школа России

Тема: “Природа и предметы, созданные человеком”

Тип урока: открытие нового знания

Цель: организация деятельности обучающихся по знакомству с понятиями «природа», «объекты природы» и «рукотворный мир».

Задачи:

  1. Предметные:
  • формировать у обучающихся представление о понятии «природа», о том, что человек часть природы и может сам создавать объекты, которые относятся к окружающему миру;
  • научить различать объекты природы и предметы, созданные человеком;
  • формировать умения классифицировать предметы окружающего мира.
  1. Метапредметные:

а) познавательные:

̶ развивать умение работать с текстом как источником информации;

̶ развивать умение применять операционные действия: обобщение, сравнение, устанавливать причинноследственные связи;

̶ развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

б) коммуникативные:

̶ развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

̶ развивать умение слушать и слышать учителя и учеников класса.

в) регулятивные:

̶ развивать умение организовывать собственную деятельность;

̶ развивать умение оценивать свою работу.

  1. Личностные:

̶ развивать эмоциональную сферу ребёнка, этические чувства;

̶ воспитывать бережное отношение к природе.

Средства обучения: учебник, мультимедийная презентация, дидактические карточки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

  1. Организаци-онный момент

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

- Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

- Ребята, сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность.

- Проверьте свою готовность к уроку. На парте учебник, пенал, фишки и карточки.

- Проверьте свою посадку (слайд).

На слайде картинка с посадкой учеников.

  1. Самоопреде-ление к деятельности

Включаю космическую музыку

- Ребята, представьте, что однажды вы заснули, и снится вам фантастический сон. Будто отправили вас ракетой в космос на далёкую планету, на которую с Земли ещё никто не летал. Полёт прошёл отлично, и вы встретили неведомых вам инопланетян, которые не знают ничего о Земле. Постепенно вы научились понимать друг друга, и между вами завязалась беседа.

«Откуда вы? » - спросили инопланетяне.

«Мы с планеты … какой?»

«Где она?» - спрашивают новые друзья.

Вы рассказываете, как вы прилетели на их планету.

«А какая она, ваша планета Земля? Что там есть?» - интересуются инопланетяне.

И вы стали рассказывать: «Она очень красивая и большая, круглая. Там есть … ».

- Ребята, скажите, что есть на нашей планете Земля? Что нас окружает?

- Ребята, рассмотрите внимательно предметы, изображённые на слайде. Можно ли отнести их к тому, что на Земле нас окружает?

- На какие группы можно распределить все эти объекты?

- По каким признакам вы распределили на группы окружающие нас объекты?

- Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок?

- Правильно, тема нашего урока: “Природа и предметы, созданные человеком”.

- Как вы считаете, а какую цель перед собой поставим? Чему будем учиться?

- Давайте проверим ваши предположения, откройте учебник на стр. 42 и прочитайте, что мы узнаем.
Читает хорошо читающий ученик.

- Земля.

Дети перечисляют.

- Да, можно.

- То, что создано природой (щенок, божья коровка) и то, что создал человек (автомобиль, качели).

- По признаку их происхождения, т. е. кем были созданы эти объекты.

- Природа и предметы, созданные человеком.

- Будем учиться различать природу и рукотворный мир.

- Узнаем, что такое природа; научимся различать объекты природы и предметы, созданные человеком; подумаем, каким должно быть наше отношение к окружающему миру.

На слайде предметы живой и неживой природы.

  1. Открытие нового знания

Физкультминутка

Физкультминутка

- Посмотрите вокруг себя. Как вы думаете, что из окружающего относится к природе? А что к природе не относится?

- Подумайте и скажите, для чего человек создаёт свои творения?

Составление схемы на доске:

Окружающий мир

Природа Рукотворный мир

- Из каких слов состоит слово «рукотворный»?

- Верно. Это значит «творить руками».

- Ребята, а сейчас внимательно рассмотрите фотографии на стр. 42-43. То, что относится к природе, накройте зелеными фишками, а то что, создано человеком, - желтыми.

- Давайте проверим работу. Если потребуется, исправьте ошибки. Передвиньте фишки.

- Перечислите, что относится к природе? Дополните своими примерами объектов живой природы.

- А теперь скажите, что из этого создал человек своим трудом? Приведите свои примеры предметов, созданных человеком.

- Поднимите руку те, кто не допустил ошибок в ходе выполнения задания.

-Молодцы!

- Ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Если я называю объект природы, вы встаёте на носочки и поднимаете руки вверх. А если изделие человека – руки на поясе и приседаете.

(Снег, дождь, белка, ворона, роза, гора, карандаш, мальчик, дом, книга, ветер, кузнечик, парта, стул, телефон) .

- Молодцы, садитесь.
-
Ребята, давайте попробуем сделать вывод, что же такое природа? А что к ней не относится?

- Проверим наши предположение. Послушайте, какой вывод сделали авторы учебника. (читаю вывод на стр. 43)

- Итак, что такое природа? Что такое рукотворный мир?

- Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг…

- Как связаны природа и человек?

- Человек - это природа?

- Как человек должен сохранять красоту окружающей его природы? Почему это важно для всех, живущих на земле?

- Какие проблемы, связанные с охраной окружающей среды волнуют человечество?

- Верно. А также браконьерство. Кто знает, что это такое?

- Браконьерство – это добыча или уничтожение диких животных с нарушением правил охоты, рыболовства и других требований законодательства по охране животного мира.

- Ребята, люди начали задумываться о последствиях своих действий по отношению к природе.

- Как вы думаете, а чем мы можем помочь в сохранении родной природы?

- Встаньте, пожалуйста.

- Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

- Садитесь. О ком говорилось в этом стихотворении?

- К какой группе объектов окружающего мира отнесём героев?

- Относятся к природе растения, учитель, ученики; не относятся парты, доска, стулья…

- Для пользы себе и другим людям.

- Руки и творить.

- Цветок, камни, бабочка, грибы, котенок.

- Парусник, поезд, шарики.

Отвечают.

- Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Разнообразные вещи, автомобили, дома – примеры того, что создано человеком (рукотворный мир).

- Природа.
- Человек живет в окружении природы, пользуется ее благами.

- Да, человек - живое существо и он принадлежит природе.

- Человек не должен мусорить, приносить вред растениям и животным, а наоборот помогать им, ведь без природы не будет и человека.

- Лесные пожары, загрязнения почв и водных ресурсов, свалки мусора, вымирание видов животных…

Отвечают.

- Сажать деревья, заботиться о растениях и животных, не мусорить…

- О цветке и бабочке.

- К природе.

  1. Закрепление изученного материала

Творческое задание

- А сейчас внимание на экран. Поиграем в игру «Третий лишний». Перед вами будут появляться три картинки. Ваша задача – найти лишнюю картинку и объяснить, почему вы ее выбрали.

(на картинках 2 объекта природы и 1 объект рукотворного мира и наоборот)

- Молодцы! Вы были внимательны.

- Посмотрите на слайд. Какая геометрическая фигура изображена?

- Какие объекты природы похожи на треугольник?

- А какие предметы, созданные человеком, напоминают треугольник?

- А теперь посмотрите на карточку, которую я раздала каждому из вас перед уроком. Какие фигуры изображены?

- Пофантазируйте и дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились объекты природы или предметы, созданные человеком.

- Какие рисунки получились? К какой группе отнесете?

- Треугольник.

- Горы, ёлка…
- Палатка, пирамидка…

- Круги и овалы.

- Из круга я изобразила солнце (природа) и часы (рукотворный мир).

- С помощью овала я нарисовал озеро (природа) и зеркало (рукотворный мир).

На слайдах картинки с изображения-ми природы и рукотворного мира.

На слайде треугольник.

На слайде изображения этих объектов.

  1. Подведение итогов, рефлексия

- Наш урок подходит концу. Давайте вернемся к началу урока.

- Какую цель мы ставили? Удалось ли нам достичь её?

- Продолжите утверждения.

Я узнал, что…

Было интересно…

Мне понравилось…

Было трудно…

- Положите перед собой карточку с изображением бабочки. Раскрасьте ее зеленым цветом, если вам понравилась ваша работа на уроке и вы узнали что-то новое об окружающем мире. Желтым - если что-то осталось непонятным. Красным - если вы не поняли тему урока и вам было трудно. Покажите ваших бабочек. Спасибо!

- И природа, и творения людей радуют нас. Давайте улыбнёмся друг другу! Спасибо, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме Стебли, корни

урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему : "Когда наступит лето?" Плешаков

Целью урока по  окружающему  миру "Когда наступит лето?", проведенный в 1классе является определение  характерных признаков смены времен года, соотношение временных промежутков; воспиты...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс по теме: "Солнечная система".

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Солнечная система" 2 класс....

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А....

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс на тему: «Трудный путь становления медицины»

Тема урока: «Трудный путь становления медицины».Класс, УМК: 4 «А», «Система Л.В.Занкова».Цель урока: создание условий для формирования представления о пути становле...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему «Дикорастущие и культурные растения»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятий «дикорастущие растения», «культурные растения»; знакомство с различными видами дикорастущих и культурных растений.Пла...