Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс на тему: «Трудный путь становления медицины»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема урока: «Трудный путь становления медицины».
Класс, УМК: 4 «А», «Система Л.В.Занкова».
Цель урока: создание условий для формирования представления о пути становления медицины.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение среднего образования
«Саратовский областной педагогический колледж»
Технологическая карта урока окружающего мира на тему:
«Трудный путь становления медицины»
Выполнила студентка 33 группы:
Катихина Ангелина Дмитриевна
Методист: Храмова Вера Вячеславовна
Учитель: Спасская Елена Григорьевна
Дата: 28.09.22 г.
Класс: 4 «А»
Отметка: ____________
Подпись:____________
Саратов 2022г.
Технологическая карта урока
Тема урока: «Трудный путь становления медицины».
Класс, УМК: 4 «А», «Система Л.В.Занкова».
Цель урока: создание условий для формирования представления о пути становления медицины.
Планируемые результаты урока:
Предметные: научатся понимать значение понятий «медицина», «здоровье», «болезнь», «врач»; извлекать информацию из познавательного текста; называть телефоны экстренной медицинской помощи; объяснять необходимость бережного отношения к здоровью.
Метапредметные УУД: регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; адекватно воспринимают предложения и оценку учителя; отвечают на поставленный вопрос; познавательные: ориентируются в научно-популярном тексте; строят сообщения в устной форме; проводят сравнение, изученных объектов по заданным критериям; определяют причину и следствие; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других; формулируют свои мысли и позицию, взаимодействие – выполняют задания в парах.
Личностные УУД: проявляют положительное отношение к учёбе, осознают ценности собственного здоровья.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков УМК «Система Л.В. Занкова» 4 класс 1 часть; мультимедийная установка, презентация, карточки с заданием, видеофрагмент «Здоровый образ жизни».
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Метод: словесный. Приём: беседа. | Представляется, приветствует обучающихся. Обсуждение выражения: «Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля». - Как вы понимаете смысл этого выражения? - Как вы думаете, верно ли оно? Почему вы так считаете? - Верно! Ведь лучше быть бедным, но здоровым человеком, чем богатым, но больным. - Вы готовы отправиться на поиски новых знаний? | Приветствуют учителя. Включаются в учебную деятельность. Настраиваются на учебный процесс, проверяют готовность к уроку, участвуют в учебном диалоге. | Ф | Презентация. | Устный контроль и самоконтроль. |
2.Актуализация и пробное учебное действие. | Метод: словесный. Приём: беседа. | Проводит беседу по актуализации знаний. Вспомним, что вы узнали на прошлом уроке. 1. Как развитие промышленности повлияло на человека? 2. Назовите плюсы и минусы технических достижений. 3. Какие угрозы нашему здоровью может нанести техника? 4. Какие достижения в области химии мы знаете, назовите их. 5. Докажите, что современный человек уже не может остановить научно-технический прогресс. | Отвечают на вопросы учителя. 1. Появилась новая техника, которая облегчает и часто полностью заменяет тяжёлый физический труд человека. 2. Плюсы: техника экономит время, которое можно тратить на другие дела. Минусы: человек меньше двигается, сидячий образ жизни грозит ухудшению здоровья. 3. Все электронные приборы испускают небезопасные лучи, частое использование плейера приводит к тугоухости. 4. Появились искусственные материалы, самый популярный: полиэтилен. 5. Высказывают свои предположения на счёт научно-технического прогресса. | Ф | Учебник. | Устный контроль. |
3.Выявление места и причины затруднения. | Метод: словесный. Приём: беседа. | Организует затруднение, путём наводящих вопросов. – Человек живёт в окружающем его мире. Человек – часть этого мира. Можно ли человека считать частью природы? Докажите. – Являясь частью самой природы, человек создаёт для себя условия, в которых он себя чувствует комфортно, он изобретает для того, чтобы облегчить свой труд. Человек стремится совершенствовать мир вокруг себя и самого себя в этом мире. – Человек всегда стремился познать себя и свой организм. Как вы думаете, для чего? - Чтобы узнать о том, что происходит внутри нашего организма, нам необходима медицина? Как вы думаете это древняя наука? - Какая же тема нашего урока? | Отвечают на вопросы учителя. Предполагают, зачем человек стремится познать себя. Тема урока: Трудный путь становления медицины. | Ф | Презентация. | Устный контроль (наблюдение). |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | Метод: словесный. Приём: составление плана. | Помогает сформулировать цель и план урока. - Какая же цель нашего урока? - Ребята, нам необходимо составить план работы на уроке. Вам необходимо соединить начало с продолжением каждого пункта плана. -Давайте проверим, правильно ли мы составили план: 1.Узнать, кто занимался лечением людей в древние времена. 2. Узнать, кто является «отцом» медицины. 3.Узнать, какие есть особенности у медицины. 4.Выполнить задания. 5.Закрепить свои знания о медицине. | Узнать путь становления медицины, её особенности и как бережно относиться к здоровью. Составляют план. Читают план. | Ф | Презентация. | Устный контроль (наблюдение). |
5.Реализация построенного проекта. | Методы: словесный, наглядна. Приёмы: беседа, рассказ, чтение текста, демонстрация материала. | Знакомит учащихся с новым материалом. - Какие органы человека вы знаете? - Рассмотрите плакат «Организм человека» и разгадайте кроссворд. Учитель показывает (слайд презентации) на плакате органы, учащиеся заполняют кроссворд. Ответы: 1. Желудок. 2. Сердце. 3. Лёгкие. 4. Глаз. 5. Печень. 6. Почки. 7. Зубы. 8. Мозг. Ключевое слово: организм. - Как вы понимаете, что такое организм человека? (Организм – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое – тело человека.) - Люди с древнейших времён пытались изучать свой организм. В истории науки есть такой пример. Триста шестьдесят лет назад английский студент-медик Вильям Гарвей приехал в Италию закончить образование. Там он стал изучать внутреннее устройство человека, вскрывать трупы. В те времена трогать умершего считалось страшным преступлением. Тому, кто на это решался, угрожала казнь: его сжигали на костре как колдуна. Гарвею тайно приходилось вырывать на кладбище трупы и, прячась от свидетелей, вскрывать их в подвале заброшенного дома. Вот так, рискуя собственными жизнями, люди изучали свой организм. -Как происходило становление медицины? Сейчас я вам об этом расскажу: Медицина – это одна из самых древних наук. Люди всегда болели и всегда получали травмы и ушибы. Их надо было лечить. Первыми целителями были женщины. Как вы думаете почему? Когда мужчины уходили на охоту, все обязанности ложились на женщину. Они ухаживали за детьми, готовили пищу, заботились о больных и раненных. Позже лечение занялись колдуны и знахари. Они воздействовали с помощью ритуалов, заговоров и различных трав. И уже позднее появилась профессия врача. - Как же лечили людей в Египте? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите 1 абзац на стр.18. - Далее, мы с вами узнаем, кто же является «отцом медицины». Прочтём следующие абзацы (выборочное чтение). | Отвечают на вопросы учителя. Разгадывают кроссворд. Предполагают. Слушают. Предполагают. Слушают учителя и высказывают предположение о том, что женщина – первый целитель. Читают про лечение в Древнем Египте. Читают про «отца медицины». | Ф, П | Учебник, презентация. | Устный контроль (наблюдение). |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Метод: словесный. Приёмы: беседа. | Организует первичное закрепление с помощью беседы. Чтобы закрепить наши знания о становлении медицины, ответим на вопросы, которые написаны на слайде: - а) Кто был первым целителем? - б) Кем был Гиппократ? Что такое клятва Гиппократа? - в) Кто занимался лечением в древние времена? - г) Назовите особенность медицины. - д) Какие медицинские приборы вы знаете? - е) Что изучает наука анатомия? | Отвечают на вопросы. а) Женщины. б) Древнегреческий врач. Главная заповедь: «Не навреди!» в) Знахари и колдуны. г) Эта наука зависит от достижений в других областях знаний. д) Термометр, тонометр, фонендоскоп. е) Изучает строение человеческого тела. | Ф, И | Учебник, презентация. | Контроль (наблюдение, опрос). |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Метод: практический. Приём: выполнение упражнения на карточках. | Организует самостоятельную работу учащихся при помощи задания на карточках. - На столах у вас лежит карточка, вам необходимо выбрать один верный среди трёх предложенных вариантов ответа. 1. Причина, по которой женщины стали первыми целителями: а) так как женщины сильнее; б) так как мужчины уходили на охоту, а женщины заботились о больных и раненных; в) так как женщины являлись матерями, и им приходилось заботиться о детях. 2. Что из этого является главной заповедью Гиппократа: а) «Не откажи!» б) «Не ври!» в) «Не навреди!» 3. Что египтяне использовали как лекарственные средства: а) тыкву, редьку; б) лук, чеснок; в) ананас, банан. 4. Что из ниже перечисленного является медицинским прибором: а) термометр; б) пассатижы; в) барометр. 5. Как называется наука, которая изучает строение человеческого тела: а) ботаника; б) зоология; в) анатомия. 6. Назовите слагаемые здорового образа жизни: Давайте проверим (эталон на слайде презентации). Обменяйтесь своими работами с соседом по парте и проверьте друг друга. | Самостоятельно выполняют тест. 1. б) так как мужчины уходили на охоту, а женщины заботились о больных и раненных. 2. в) «Не навреди!» 3. б) лук, чеснок 4. а) термометр 5. в) анатомия 6. в) все ответы верны Проверяют. | И | Презентация, карточки с заданием. | Контроль (наблюдение). Самоконтроль (выполнение упражнения на карточках). Взаимоконтроль ( при проверке обмениваются работами). |
8.Включение в систему знаний и повторение. | Метод: словесный. Приёмы: беседа, рассказ. | Проводит беседу про ЗОЖ. - Ребята, а что же такое здоровье? - Почему мы должны бережно относиться к здоровью? - Какие составляющие ЗОЖ вы знаете? - Какой номер экстренной медицинской помощи? Здоровье – это наш дар. Поэтому необходимо беречь и сохранять его с раннего детства любыми методами. Здоровый образ жизни для детей – основополагающий фактор физического и нравственного развития ребёнка, его гармоничного существования в обществе. Главными составляющими здорового образа жизни являются: * распорядок дня; * свежий воздух; * двигательная активность; * здоровое питание; * психическое и эмоциональное состояние. - Как проходил путь становления медицины? Способствует ли медицина современному человеку? Просмотр видеофрагмента «Здоровый образ жизни». | Отвечают на вопросы. 03 или 103 Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Ф | Презентация, видеофрагмент «Здоровый образ жизни». | Контроль (наблюдение, устный опрос). |
9.Рефлексия учебной деятельности. | Метод: словесный. Приём: беседа. | - Какая была цель нашего урока? Достигли ли мы её? - Давайте вернёмся к нашему плану, все пункты мы выполнили? -Выскажите своё мнение, опираясь на фразы: 1." Сегодня на уроке я узнал, что..." 2."Я не знал раньше, что..." 3. "Оказывается, ..." - Откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник страница 17-19 читать материал. | Отвечают на вопросы. Предполагают. Записывают домашнее задание. | Ф, И | Презентация, дневник. | Устный контроль (опрос, наблюдение). Самоконтроль (запись домашнего задания). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трудный путь становления медицины.
1. Узнать, кто занимался… 2. Узнать, кто является… 3. Узнать, какие… 4. Выполнить… 5. Закрепить свои… есть особенности у медицины. лечением людей в древние времена. знания о медицине. задания. «отцом» медицины. План
План 1.Узнать, кто занимался лечением людей в древние времена. 2. Узнать, кто является «отцом» медицины. 3.Узнать, какие есть особенности у медицины. 4.Выполнить задания. 5.Закрепить свои знания о медицине.
Медицина – одна из древних наук. Ведь люди всегда болели, получали раны, ушибы. Их надо было лечить.
Первые целители – женщины. Когда мужчины уходили на охоту, все обязанности по устройству быта в роду ложились на женщин. Они ухаживали за детьми, стариками, готовили пищу, заботились о больных и раненых.
Позже лечением стали заниматься колдуны, знахари. Они воздействовали на людей в основном ритуальными танцами, заклинаниями, заговорами, применяли для лечения различные травы и минералы.
Большое внимание здоровью человека уделяли в Древнем Египте. Считалось, что многие болезни происходят от плохой пищи. Поэтому людям советовали быть умеренными в еде и три раза в месяц обязательно очищать свой организм рвотными средствами. Египтяне использовали как лекарственные средства лук, чеснок и некоторые другие растения. Египетские врачи могли уже делать операции на черепе, вставлять и пломбировать зубы.
«Отец медицины» грек Гиппократ прежде всего старался понять причину заболевания. Для этого он изучал, какое влияние на человека оказывает климат, погода, образ жизни и даже законы страны. Главной заповедью врача Гиппократ считал «Не навреди!». Эти слова положены в основу «Клятвы Гиппократа», которую давали его ученики и до сих пор дают врачи нашей страны и всего мира.
Медицина зависит от достижений и открытий в других областях знаний, особенно в физике, химии, биологии. В кабинете врача много разных приборов и аппаратов. Многие из них созданы не врачами, а инженерами.
Врачи древности были лишены этого. В течение многих веков в Европе существовал запрет на вскрытие тел умерших людей. Как же изучить строение тела человека?
Анатомия – наука о строении человеческого тела.
Проверь себя! 1. б 2. в 3. б 4. а 5. в 6. в
Распорядок дня Подъём. Зарядка, умывание. Завтрак. Дорога в школу. Занятия в школе. Прогулка на воздухе. Помощь по дому. 7. Подготовка уроков. 8. Свободное время (игры, телевизор). 9. Ужин. 10. Свободное время (тихие игры, чтение). 11. Подготовка ко сну.
1. “Сегодня на уроке я узнал, что...” 2. “Я не знал раньше, что...” 3. “Оказывается, ...” Продолжи предложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Общение – путь к познанию», 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века».
Нестандартный урок, позволяющий научить детей думать, анализирова, формулировать собственную точку зрения. ...
Технологическая карта урока окружающего мира "Трудные времена на русской земле", 4 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;Задачи урокаДидактические:узнать значени...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"На пути к единству"(4 класс, УМК"Перспектива").
Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование представлений о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества.Задачи урокаДидак...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о первом полёте человека в космос.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания об истории страны в период СССР;Познакомить ...
Технологическая карта урока окружающего мира «Страна, открывшая путь в космос» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРАЖАЮЩЕГО МИРА Дата:29.04.2022 г....
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Трудные времена на русской земле"
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Трудные времена на русской земле"...
Технологическая карта урока окружающего мира «Чтобы путь был счастливым, дорожные знаки» УМК "Школа России", 3 класс
Тема урока «Чтобы путь был счастливым, дорожные знаки»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование знаний безопасного передвижения на улице, в транспорте, ...