Познавательная викторина "Удивительный мир птиц"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Санжима Захаровна Николаева

Методическая разработка предназначена для внеклассного мероприятия к уроку "Окружающий мир" и к Международному дню птиц-1 апреля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavtelnaya_viktorina.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Николаева Санжима Захаровна

Учитель начальных классов

Нижне-Иволгинская СОШ

Методическая разработка

Представленные ниже задания, а также любопытные сведения об особенностях «птичьей» жизни позволят школьникам начальных классов проверить свои знания, а также получить новую интересную информацию о животном мире. Викторину можно провести в рамках урока по окружающему миру или посвятить данной теме внеклассный час. Еще будет уместно приурочить данное мероприятие к определенным событиям и датам- День Земли, День птиц, экологическая неделя. Также весьма полезна эта викторина будет воспитателям летних лагерных смен для организации детского досуга.

Комплекс заданий решает сразу несколько задач: обучение (расширение кругозора относительно птиц, их разновидностей и особенностей); развитие (активизация мыслительной деятельности, улучшение способности концентрировать внимание для обдумывания вопроса и поиска ответа); воспитание (подобные мероприятия прививают детям бережное отношения к животным и природе в целом).

Викторина состоит из нескольких этапов, которые сменяют друг друга по мере усложнения заданий.

Содержание

Вводное слово

Ход викторины

1 этап «Разминка»

2 этап «Тестовые задания»

3 этап «Уберите лишнее»

4 этап «Птицы как часть фольклора и художественных произведений»

5 этап «Битва капитанов»

Подведение итогов

 Заключение

Познавательная викторина «Удивительный мир птиц»

Цель: Экологическое воспитание на основе изучения жизни птиц.

Задачи:

-расширение кругозора детей относительно птиц, их разновидностей и особенностей;

-активизация мыслительной деятельности, улучшение способности концентрировать внимание для обдумывания вопроса и поиска ответа;

- привитие детей к бережному отношению к природе и их обитателям;

Оборудование: презентация PowerPoint, задания на карточках, жетоны

Вводное слово:

    Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц – интернациональный экологический праздник. Не случайно этот день празднуют именно в апреле. Ведь в данном месяце возвращаются домой перелетные птицы.Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена.

 Птицы – наши друзья! Невозможно представить нашу Землю без птиц! Только в России их насчитывается более 760 видов, а на всей Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.

 А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.

 А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

 Птицы демонстрируют великое чудо любви к родине, несут благую весть о наступающей весне. А в октябре отмечаются Международные дни наблюдения птиц. Тысячи людей по всему миру отправляются наблюдать за пернатыми в естественных условиях. 

Ход викторины:

А теперь ребята, давайте проверим, как хорошо вы знаете птиц. Проведем викторину «Удивительный мир птиц».  Разделимся на две команды. (участники выбирают жетоны 2 разных цветов, распределяются по 2 командам и выбирают капитанов)

Первая команда – «Попугаи»

Вторая команда – «Совы».

Условия викторины: Оценивает жюри. За каждый правильный ответ команда получает балл и после каждого этапа подводит итоги)

Итак, начинаем

1 этап  Разминка

Команды по очереди отвечают на 10 вопросов и называют разновидности птиц

1. Какая птица днем спит, а ночью охотится? Ответ: Филин, сова.

2. Что за птицы еще с древних времен использовались для отправки писем на дальние расстояния? Ответ: Голуби.

3. Какие птицы не способны летать? Ответ: Курица, пингвин, страус.

 4. Птица – символ мира? Ответ: Голубь.

5. Назовите самую маленькую птицу в мире. Ответ: Колибри.

У какой птицы клюв представляет собой настоящий мешок? Ответ: Пеликан.

6. Назовите самую большую птицу в мире. Ответ: Страус.

7. Птица с красным хохолком? Ответ: Дятел.

8. У какой птицы самый красивый хвост? Ответ: У павлина.

9. Что за птица охотится, стоя на одной ноге? Ответ: Цапля.

10.У какой птицы самые длинные ноги и самая длинная шея относительно размеров ее тела?

Ответ: Фламинго

2 этап «Тестовые задания»

Каждая команда на определенное время делает тестовые задания ( задания заранее записаны на листке)

1. Какие птицы отводят своих птенцов в специальные ясли? 1) кукушки 2) цесарки 3) пингвины 4) гуси  Ответ: Пингвины.

 2. Какая птица летает выше остальных? 1) журавль 2) орел 3) ястреб 4) гриф  Ответ: Гриф.

3. Кто из пернатых может похвастаться самым большим выводком? 1) страус 2) куропатка 3) голубь 4) курица Ответ: Куропатка.

4. Какая птица летает быстрее всех? 1) орел 2) сокол 3) стриж 4) колибри Ответ: Стриж. В числе самых быстрокрылых птиц также называют ласточек. Скорость полета стрижей и ласточек достигает 100-150 км/ч.

5. Зачем дятел барабанит по дереву? 1) добывает пищу 2) чистит клюв 3) сообщает информацию 4) увлекается музыкой

Ответ: Добывает пищу. Рацион дятла состоит, главным образом, из личинок и насекомых, которых он добывает из коры деревьев. В этом деле ему помогает прочный и острый клюв. Стуча по дереву, дятел пробивает кору и извлекает оттуда различных жуков и прочих насекомых.

6. Почему у совы такой широкий лицевой диск? 1) для наилучшего обзора 2) чтобы выглядеть более устрашающе для врагов 3) чтобы лучше слышать 4) из-за больших глаз

Ответ: Чтобы лучше слышать. Ширина совиной головы обусловлена наличием двух перьевых лицевых дисков вокруг глаз, которые представляют собой орган слуха. Проще говоря, все лицо совы – это и есть одно большое ухо.

7. У какой птицы самый большой размах крыльев? 1) пеликан 2) альбатрос 3) орел 4) гриф Ответ: Альбатрос. Альбатрос может парить в воздухе в течение нескольких часов, не совершая ни единого взмаха крыльями. Максимальный размах крыльев, зафиксированный учеными, составляет 3,63 метра, что в три раза больше длины тела альбатроса.

8. Кто из пернатых может похвастаться чемпионством по нырянию? 1) утка 2) чайка 3) гагара 4) пингвин

Ответ: Пингвин. Королевский пингвин может нырять на глубину 200 и более метров.

9. Какая птица вьет гнезда-корзинки? 1) перепел 2) иволга 3) сорока 4) грач Ответ: Иволга.

10. Какая лесная птица любит лакомиться цветами? 1) рябчик 2) глухарь 3) вальдшнеп 4) кедровка Ответ: Рябчик. Поздней весной, когда в лесу сходит снег, рябчики начинают поедать травянистые растения. Летом они переходят на ягоды.

3 этап «Убери лишнее» В представленных ниже списках найти одно лишнее слово (название птицы) и объяснить причину  выбора.(команды задание выполняют на определенное время)

1. Голубь, утенок, ворона, индюк. Ответ: Утенок. Потому что детеныш, тогда как все остальные слова означают взрослых птиц.

2. Гусь, курица, петух, глухарь. Ответ: Глухарь. Все остальные птицы являются домашними.

3. Грач, голубь, воробей, куропатка. Ответ: Грач. Это перелетная птица, в отличие от остальных.

4. Ласточка, чиж, зяблик, дрозд. Ответ: Чиж – зимующая птица, а все остальные – перелетные.

5. Орел, сова, ястреб, клест. Ответ: Клест, потому что все остальные птицы – хищные.

 6. Попугай, сойка, сокол, ворон. Ответ: Сокол, потому что всех остальных птиц из этого списка можно научить разговаривать.

7. Дрофа, казарка, фазан, киви. Ответ: Киви, так как это экзотическая птица для России.

8. Колибри, воробей, соловей, иволга. Ответ: Колибри, потому что не поет, в то время как остальные являются певчими птицами.

9. Страус, эму, пингвин, курица, скворец. Ответ: Скворец. Все остальные, кроме него, не могут летать.

10. Дятел, ласточка, аист, снегирь. Ответ: Аист – птица с длинными ногами и длинной шеей. Остальные лишены такой особенности.

4 этап «Птицы как часть фольклора и художественных произведений»

Задания на знания о птицах, которые очень часто встречаются в различных пословицах, поговорках, загадках, фильмах и других произведениях искусства.

1задание    Закончите пословицы, поговорки и выражения, распределив по своим местам правильные варианты.(записаны на листочках)

Варианты ответов:  кулик, соловей, воробей, синичка, голубь, гуся, сорока, скворца, лебединая, синица и журавль, индюк, орел.

 Всяк ? свое болото хвалит.

Лучше ? в руке, чем ? в небе.

 ? – всем птицам птица.

? берет пением, а человек умением

5) Слово – не ?, вылетит – не поймаешь.

6) Увидел ? – весна у крыльца.

7) ? – воробью сестричка.

8) Важный, или надутый, как ?

9) ? верность

10) Ворковать, как ?

11)Как с ? вода.

12) ? весть на хвосте принесла.

Правильный порядок: 1Кулик 2.синица и журавль 3.орел 4. соловей 5. воробей 6.скворца, 7.синичка 8.индюк 9.лебединая 10.голубь 11.гуся 12.сорока.

2 задание  Когда так говорят? (команды отвечают по очереди)

Короче воробьиного носа.

Как с гуся вода.

Курица лапой.

Стреляный воробей.

Стрелять из пушки по воробьям.

Вылететь из гнезда.

Ворона в павлиньих перьях.

Считать ворон.

Белая ворона.

С гулькин нос

5 этап «Битва капитанов»  Капитаны по очереди отвечают на вопросы

1.В какую птицу превратился гадкий утенок, когда вырос?       В лебедя

2. Что за птичка была в мультфильме «Простоквашино»?        Галчонок

3. У кого лиса украла сыр в одной из басен И.А. Крылова?      У вороны

4. Птица в мультфильме «Винни Пух и все, все, все».      Сова

5. Сказка птице, написанная Г.Х. Андерсеном.   Гадкий утёнок

6.Как называется эта картина?      «Грачи прилетели»

7. Как называется басня И.А. Крылова? «?, рак и щука».      «Лебедь, рак и щука»

8. О какой птице говорится в рассказе «Серая шейка»?      Утка

 Подведение итогов

Заключение

Жизнь без птиц невозможно представить.
Кто нас будет будить по утрам?
Кто считать наши годы заставит?
Кто про верность поведает нам?

Как без трелей нам жить соловьиных,
Зазвеневших в лесной тишине?
Как не вспомнить под крик журавлиный
Про погибших солдат на войне?

Как же будут без аиста дети?
Знатоки без премудрой совы?
Птичьи трели - это чудо на свете.
Песни счастья, добра и любви! 

Берегите птиц! Птицы- наши друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДИАЛОГИ О ПТИЦАХ»

для учащихся 1-4 классов (рекомендуемый срок проведения - 14 ноября)Цели  мероприятия:1.     Уточнить  и дополнить знания учащихся  о многообразии мира птиц; о ...

Познавательно- развлекательная игра "ПТИЦЫ – НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, ОБИЖАТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ"

Данная игра помогает вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадк...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА « ЛЮДИ, ЗВЕРИ, РЫБЫ, ПТИЦЫ НА ЗЕМЛЕ ДОЛЖНЫ УЖИТЬСЯ! »

.   Сегодня мы проведем  познавательную игру « ЛЮДИ, ЗВЕРИ, РЫБЫ, ПТИЦЫ НА ЗЕМЛЕ ДОЛЖНЫ УЖИТЬСЯ! », где мы поиграем в зоологическое лото, игру «Умники и Умницы» ,устроим конкурс к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое разв

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация).  На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной  гру...

Познавательная игра "Птицы наши друзья."

Познавательный материал к урокам окружающего мира...

Познавательно - развлекательный час "День птиц"

Познавательно – развлекательный час: «День птиц».Цель:     - Познакомить с разнообразием пернатых...

Познавательное занятие "Беседа о птицах".

Познавательное занятие направлено на формирование обобщения представления о зимующих и перелётных птицах; углубление представления о причинах отлёта птиц, классификацию птиц на зимующих и ...