ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДИАЛОГИ О ПТИЦАХ»
методическая разработка по окружающему миру на тему

для учащихся 1-4 классов

 (рекомендуемый срок проведения - 14 ноября)

Цели  мероприятия:

1.     Уточнить  и дополнить знания учащихся  о многообразии мира птиц; о кормах, используемых для зимующих птиц, об их роли в природе;

2.     Развивать  умения у учащихся самостоятельно находить в дополнительной литературе интересные сведения   о  птицах; создать условия для развития речи, внимания, памяти учащихся;

3.     Воспитывать любовь к природе  и бережное  отношение ко всему живому.

 

Оборудование:   Презентация   по программе PowerPoint познавательной  конференции « Диалоги о птицах»  скачать с http://viki.rdf.ru/item/1817/download/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_poznavatelnoy_mini_-_konferencii.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Совершенствование образования сегодня сложно представить без внедрения информационных технологий, основой которых является персональный компьютер, мультимедийные программы и устройства. Использование их позволяет изменить не только преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации внеклассной работы. Наиболее удачной формой использования ИКТ (информационно-компьютерные технологии) являются презентации, созданные при помощи программы Power Point.

                         Главное в презентациях —  информативность, наглядность, увлекательность.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ «ДИАЛОГИ О ПТИЦАХ»

для учащихся 1-4 классов

 (рекомендуемый срок проведения - 14 ноября)

Цели  мероприятия:

  1. Уточнить  и дополнить знания учащихся  о многообразии мира птиц; о кормах, используемых для зимующих птиц, об их роли в природе;
  2. Развивать  умения у учащихся самостоятельно находить в дополнительной литературе интересные сведения   о  птицах; создать условия для развития речи, внимания, памяти учащихся;
  3. Воспитывать любовь к природе  и бережное  отношение ко всему живому.

  • Оборудование:   Презентация   по программе Power Point (диск CD-RW) познавательной  конференции « Диалоги о птицах»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

  • Общий сбор  учащиеся.   Линейка (за 1 месяц  до  конференции)
  • Оборудование:     - иллюстрации  различных видов кормушек;(приложение)

- телеграмма от птиц; (приложение)

- примерный список  рекомендуемой литературы; (приложение)

Цель линейки: дать задания  к конференции.

  • Смастерить  птичью столовую из подручных материалов с привлечением родителей.
  • Подготовить мини-сообщение  интересных фактов о жизни птиц нашей местности;

 Ход линейки:

Ведущий: (1.зачитывает текст телеграммы)

Подкормите птиц зимой!

Кто послал эту  телеграмму? (птицы)

Всем птицам  зимой нужна ваша помощь.

( 2.Зачитывается стихотворение-призыв)

Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет — не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

3. Ведущий  даёт задания  к конференции.

  • Смастерить  птичью столовую из подручных материалов с привлечением родителей.
  • Демонстрирует  иллюстрации  различных видов кормушек и даёт рекомендации.( приложение)
  • Иллюстрации  видов кормушек будут оформлены в  рекреации школы.
  • Самостоятельно подготовить сообщение  об интересных фактах,   о птицах нашей местности, используя рекомендуемый список литературы.(приложение)
  • Рекомендуемый список литературы будет помещен в классном уголке.

 Ведущий. Объявляет о начале операции « Птичья столовая»

 Надеюсь, что вам будет доставлять удовольствие каждая встреча с вашими новыми друзьями.

  • Выставка  «Птичья столовая»   (в рекреации школы, продолжительность 1 неделя)

Цель выставки: продемонстрировать  изготовленные кормушки;                               обменяться  опытом.

              Итоги выставки будут подведены на конференции по номинациям:

  • « Настоящая птичья столовая»
  • « Самая прочная»
  • « Самая красивая»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ

«ДИАЛОГИ О ПТИЦАХ»

  1. Ведущий: Сегодня, мы собрались на конференцию, посвящённую птицам.(1слайд)

2 слайд. Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные» цветы». Это …птицы зимнего леса .(3 слайд)

Много на Руси памятных дней и праздников. Одним из таковых является и Синичкин день, который по народному календарю выпадает на 14 ноября и считается началом настоящей (не календарной) зимы. В этот день прилетают зимние птицы, а зимним гостям люди рады, как и весенним. И всех их встречает Синичка. (4 слайд) Синица сегодня - именинница!      Информация 4 слайда: Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам, садам. Синицы – лучшие наши друзья!

Берегите их!  Послушайте  пение этой птицы!

  1. Ведущий: К ней на день рождение прилетели  и другие птицы нашего леса!  Вы легко узнаете их по описанию. ( Рассказывают заранее подготовленные дети) 
  • (5 слайд). Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (Воробей.) 
  • (6 слайд). У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела — черный, на голове и на шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный  и острый. Эта птица — труженик. Расклюет  в своей «кузнице» шишку и летит за новой. (Дятел.)

Информация 6слайда: (ведущий) Про эту птицу говорят:

1.«Не дровосек, не плотник

А первый  в лесу работник!»

                                                      2.   У  дятла длина языка 15 см

  •  (7 слайд) Эта птичка небольшая, цвета красного, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. Это единственные птицы, которые

водят птенцов зимой, даже при 28 градусах мороза. (Клёст)

Информация 7 слайда  Клеста считают святой птицей. Если присмотреться, клюв у него похож на крестик. Обитает в еловых и сосновых лесах. Кормом служат семена хвойных деревьев, а созревают они зимой. В феврале у клестов появляются птенцы. Один из родителей находится в гнезде, чтобы птенцы не замёрзли.

8 слайд.  На этом слайде мы видим, как выглядят клёст - еловник, клёст - сосновник, их гнёзда и сами птицы.

      А про какую птицу эта загадка?

Непоседа  пестрая

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая

Самая болтливая.

                                                                       (Сорока.)(9 слайд)

  • Голова, крылья, хвост у нее — черные, а по   бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Она очень  подвижная, суетливая птица. (Сорока.)(10 слайд)

  • (11 слайд) У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья — черные, остальное тело — серое. (Ворона.)

Информация 11 слайда.  По народным приметам, если эта птица  

устроилась на нижних ветвях  деревьев - ожидай ветра.

  1. (продолжает  ведущий по презентации)
  • 12 слайд.  Эти птицы прилетают  к нам зимой, когда выпадает снег. На белом фоне  хорошо видны красногрудые самцы и серые самочки.

                                                                                                      ( Снегирь)

  • 13 слайд. Узнаешь эту птицу  по красивому оперению. Большому хохолку и резкому громкому голосу. ( Свиристель)

  • Информация 13 слайда.  Эту птицу увидишь  у нас  только зимой - прилетит к нам  зимовать с Севера.

  • Информация 14 слайда.  Эта птичка - настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева и вверх, и вниз головой. ( Поползень)  (15 слайд- гнездо птицы)

  • Информация 16 слайда.  Эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещё холодно, зябко.(зяблик)
  • Информация 17 слайда.  (Щегол) Одна из красивых и часто встречающихся птиц наших лесов. Он мельче и стройнее воробья, весит около 20 г.  В оперении щегла бросаются в глаза красные лоб и горло, а также ярко-желтые полоски на черных крыльях. Спина коричневая, коричневый оттенок заметен и на груди. Темя, затылок и скобочки вокруг белых щек черные. Самка окрашена сходно с самцом, но чуть побледнее. Осенью и зимой щеглы ведут кочующий образ жизни
  • Информация 19 слайда.  (Щурка) Гнездятся щуры в хвойных лесах. Из-за массивного, крючкообразно изогнутого книзу клюва щура иногда называют также «финским попугаем». Песнь этой птицы громкая, приятная, довольно разнообразная, состоит из различных свистов и трелей.
  • Информация 21слайда. Дрозд – это вторая по распространению птица в России. Дрозд очень известен во всём мире. Да и в нашем лесу, если зайти в него для отдыха или для сбора грибов и ягод, каждая третья птица, которая вам встретится, будет иметь название – дрозд. Дрозд очень неприхотливая птица. Дрозд может питаться как насекомыми, так и ягодами.
  •  Информация 22 слайда.  (Чечётка) Немного мельче воробья (длина тела до 14 см). Кочующая птица. Часто повисают вниз головой, чтобы дотянуться до корма. Питаются семенами и насекомыми, поедают тлю.
  • В питании преобладают семена березы, ольхи, брусники, злаков.
  • Информация 24 слайда.  У этой птички два имени: одно   дано ей за яркую грудку, (малиновка) другое зато, что она просыпается рано, на утренней  зорьке. (Зарянка)
  • Информация 26слайда.  Сойка смелая, ловкая птица, редко сидит спокойно, постоянно в движении, при  чем хохол на её темени тоже все время то поднимается, то опускается. На землю она спускается редко и довольно неуклюже по ней прыгает. Длина её  туловища 32 сантиметра. Сойка птицы хищная, она грабит гнезда, особенно гнезда дроздов. Она все же приносит и пользу, уничтожая червей, личинки и вредных насекомых.

  • Информация 27слайда.  (Чиж) Длина тела составляет около 12 см, весит 12—14 г. Питается насекомыми (тлями и другими мелкими насекомыми) и семенами хвойных и лиственных деревьев; осенью любимую пищу чижа составляют семена берёзы и ольхи. Чижи держатся преимущественно на вершинах высоких деревьев, спускаясь только изредка на землю.

  1. Выступление учащихся  по тематике конференции « Диалоги о птицах» (на фоне 30 слайда)

  1.      Подведение итогов выставки кормушек(31 слайд)

по номинациям:

  • « Настоящая птичья столовая»
  • « Самая прочная»
  • « Самая красивая»

Информация 31слайда.  

ВЫ кормушки смастерили!

ВЫ столовую открыли!

Воробей, снегирь, любая птица.

Будет вам зимой обед!

  1. Слова благодарности детям за кормушки! (слайды 32 и 33)

Информация 32слайда

В гости в первый день недели

К вам синицы прилетели!

Информация 33слайда

А во вторник посмотри,

Прилетели снегири!

7.Советы, рекомендации

 (слайд34)Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Птиц можно кормить крошками белого хлеба. Крошки чёрного хлеба вредны для птиц. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят клевать несолёные жир, сало, мясо. Снегири - плодами рябины, калины, липы. Свиристели - плодами шиповника, рябины, бузины.

        8.(слайд 35) МАСТЕР-КЛАСС по изготовлению простейшей «кормушки».

Информация 35слайда

1.Вырезать из картона фигурку любой формы и привязать нить крепления.

2.Наклеить  на фигурки любые семена на крахмальный клейстер.

9.Ведущий. ( Слайд36)  НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЗИМОЙ О ПТИЦАХ!

Многообразен мир птиц. Каждая особенная, со своими повадками, окраской, но все птицы - прекрасны. Без птиц природа мертва. Наша конференция подошла к концу, надеюсь, что вы пополнили свои знания о птицах, их разнообразии, сделали вывод, что пернатым нужна наша помощь. Помните об охране и защите птиц.

10.В ФИНАЛЕ КОНФЕРЕНЦИИ. Поместить часть кормушек  на территории школы, а остальные повесить  у домов учащихся.

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к уроку - диалогу

« Урок должен быть построен так, чтобы дети поняли, какое это счастье – открывать мир». Л.В.ЗанковУрок - диалог - это одна из важнейших форм проведения занковского урока. В данной статье мои мно...

Диалог как приоритетный принцип образовательного процесса.

«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний»М. М. Бахтин...

Диалог как приоритетный принцип образовательного процесса.

Диалог как  приоритетный принцип  образовательного процесса....

Диалог как приоритетный принцип образовательного процесса.

Диалог как  приоритетный принцип  образовательного процесса....

Проект «Диалог культур через диалог детей»

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этническому ...

Фрагмент урока с использованием учебного диалога (Сократический диалог).

Учебный диалог (Сократический диалог) подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной самооценке текущей дискуссии и...

Тема урока : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»

Открытый урок на тема :  «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»...