Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме "Звездное небо"
план-конспект урока по окружающему миру

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательная цель урока: расширение представлений учащихся о звёздах и созвездиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_zvezdnoe_nebo.docx183.23 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»  

Автор: А.А. Плешаков

Класс: 2

Тема урока «Звёздное небо»

Предметы усвоения урока:

Знания: «звёзды», «созвездия» (понятие), «созвездия» (представление).

Действие: создание модели созвездия из пластилина (универсальное).

Психолого-дидактический анализ знания:

Предмет усвоения: созвездия

Компонент содержания образования: знание

Вид знания: понятие

Термин: созвездия

1. Характеристика понятия.

а) по содержанию: астрономические.

родовое отношение: группы звёзд.

видовые признаки: похожи на различные предметы, а также на животных и мифических героев.

б) по объему: общие.

в) динамичность: по горизонтали: «звёзды» единичное по отношению к общему понятию «созвездия».

                               по вертикали:

Класс

Наполнение понятия новыми характеристиками

I

вводятся понятия «звёзды», «созвездие»

II

закрепляются понятия «звёзды», «созвездия»; умение различать созвездия

III

-

IV

вводятся понятия «астрономия», «Вселенная», «Солнечная система»

2. Средства усвоения:

1) понятие «звёзды»;

2) умение называть изученные созвездия;

2) умение показывать изученные созвездия.

3. Этап усвоения: восприятие.

4. Форма умственного действия: материализованное, в громкой речи.

5. Характер деятельности: продуктивный.

6. Понятийная гроздь к уроку:

7. Этап формирования понятия: подведение под понятие.

8. Средства формирования понятия: беседа, иллюстрации.

Психолого-дидактический анализ действия:

Предмет усвоения: создание модели созвездия.

Компонент содержания образования: действие.

1. Характеристика действия:

а) по широте применения: метапредметное.

б) по степени сформированности: умение.

2. Средства усвоения:

1) понятие «звёзды»;

2) понятие «созвездия»;

3) умение различать созвездия.

3. Опорное знание: чтобы создать модель нужно определить существенные признаки и уметь различать созвездия.

4. Структура действия:

а) ориентировочная часть: вспоминаю опорное знание.

б) исполнительская часть: определяю к какому созвездию буду делать модель; выделяю существенные признаки созвездия; создаю модель.

в) контрольная часть: фронтальная проверка.

5. Этап усвоения: осмысление.

6. Форма умственного действия: материальное, в громкой речи

7. Характер деятельности: продуктивный.

Конспект урока:

Тип урока: изучение нового материала.

Место урока в системе по изучаемой теме (разделу): Раздел «Природа» (5 тема)

Образовательная цель урока: расширение представлений учащихся о звёздах и созвездиях.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

Систематизировать и закрепить знания о звёздах, созвездиях;

Научить различать созвездия;

Научить строить модель созвездия.

  1. Метапредметные:

Познавательные УУД: отвечать на простые и сложные вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; сравнивать и различать созвездия.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения.

  1. Личностные:

Освоение личностного смысла учения, желания учиться;

Понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни.

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» 2кл., 1ч. (автор А.А. Плешаков); презентация по теме урока; иллюстрации созвездий; карточки с названием созвездий «Орион», «Лебедь», «Кассиопея»; подложка, заготовка картона, пластилин; звёздочки желтого, голубого и красного цвета.

План классной доски:

C:\Users\Ксения\Pictures\Saved Pictures\701d9df8e56566d1981c769a63271e71 (2).jpgC:\Users\Ксения\Pictures\Saved Pictures\701d9df8e56566d1981c769a63271e71 (3).jpg

C:\Users\Ксения\Pictures\Saved Pictures\701d9df8e56566d1981c769a63271e71 (4).jpg

Ход урока:

I ЭУ. Мотивационный этап (организационный). (ЭУ: подготовка к восприятию)

ОДЗ: создать положительную мотивацию к изучению нового учебного материала.

ВР:  работа с эпиграфом.

ДЗУ: мотивировать учеников на изучение нового материала.

УЗ: Я подобрала эпиграф к нашему уроку.

ПЗ: Давайте прочитаем и обсудим его.

Ск: «Глядя на мир, нельзя не удивляться» (К.Прутков)

ОД: Один учащийся читает эпиграф, учитель задет вопросы, дети высказываются. (фронтальная работа)

У:  Как вы понимаете слова этого эпиграфа?

у: Наш мир удивителен, во всём можно найти что-то необычное.

    В мире есть много чего удивительного для человека.

У: Действительно в нашем мире есть много чего необычного. Вот и мы сегодня на уроке отправимся в мир удивительного.

К-О: Учитель поправляет ответы учащихся, дает высказаться всем желающим, оказывает поддержку при ответах. Учитель хвалит детей.

У: Молодцы, начнем изучать удивительное в нашем мире!

II ЭУ. Постановка темы урока, сообщение целей и задач урока.

ОДЗ: сформулировать с учащимися тему и цели урока.

ВР: работа с изображением

ДЗУ: сформировать умение у учащихся формулировать тему и цели урока.

УЗ: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по космосу.

ПЗ: Посмотрите на экран.

Ск: (на экране картинка звёздного неба)

C:\Users\Ксения\Desktop\звездное небо.jpg

ОД: Учитель задаёт вопросы, учащиеся высказываются. (фронтальная работа)

У: Что изображено на экране?

у: звёздное небо

У: Почему вы так решили?

у: потому что там много звёзд

У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

у: о звёздном небе

У: Верно, мы поговорим с вами о звёздном небе. А что вы уже знаете о звёздах?

у: звёзды- это огромные раскалённые газовые шары, но мы их видим как маленькие светящиеся точки, потому что они от нас далеко расположены.

У: Молодцы, вы всё правильно сказали.

К-О: Учитель поправляет ответы учащихся, дает высказаться всем желающим. Хвалит детей за ответы.

III ЭУ. Организация деятельности учащихся по усвоению учебного материала (восприятие и осмысление нового учебного содержания). (ЭУ: восприятие)

ОДЗ: изучить новый учебный материл с учащимися.

ВР: работа с учебником

ДЗУ: расширение представлений учащихся о звёздах и созвездиях.

УЗ: Ребята, сегодня мы узнаем новые созвездия и научимся различать их.

ПЗ: Для этого откройте учебники на странице 40.

Ск:

C:\Users\Ксения\Desktop\40.jpg

ОД: Фронтальная работа. (учитель задает вопросы, учащиеся отвечают)

У: С какими созвездиями мы познакомились в 1 класс? Кто помнит?

у: Большая Медведица, Лев.

У: Верно, в 1 классе мы с вами познакомились с такими созвездиями как  Большая Медведица и Лев. Найдите в учебнике на рисунке эти созвездия.

у: ищут созвездия

У: Ребята, а что же такое созвездие? Кто может сказать?

у: созвездие – это группа звёзд. Они похожи на предметы или на каких- либо животных.

У: Правильно! Созвездие – это группа звёзд, которая похожа на предмет или на некоторых животных и мифических героев.

С какими созвездиями мы познакомимся сегодня?

у: Орион, Лебедь и Кассиопея

У: Давайте прочитаем о них в учебнике.

у: самостоятельно читают о созвездиях

У: А теперь кто-то из вас пойдет к доске и к каждому созвездию прикрепит правильное название.

Учащийся идёт к доске и прикрепляет названия к каждому созвездию.

У: Проверьте, всё ли правильно он сделал?  

у: да

У: А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультурная минутка.

Полетели на Луну – (Встать возле парты.)
Руку в сторону одну. (Правую руку поднять в сторону.)
А вторую вверх подняли, (Левую руку – вверх.)
Словно крылья замахали. (Обе руки – в стороны, махи руками 6-8 раз.)
Подскочили высоко – (Прыгнуть как можно выше вверх.)
Вот Луна, недалеко! 
Потянулись – вот она! (Встать на месте, руки вверх, потянуться).
На ладонях вся ЛУНА! (Сложить ладони в форме чаши.)

К-О: Учитель хвалит учащихся за правильные ответы на вопросы, при необходимости корректирует ответ.

У: Молодцы, продолжаем работать дальше!

IV ЭУ. Закрепление нового учебного материала.

ОДЗ:  закрепить знания учащихся о созвездиях.

ВР: моделирование

ДЗУ: формирование умения создавать модель созвездия.

УЗ: А сейчас мы с вами вылепим модель созвездия из пластилина.

ПЗ: Для этого возьмите заготовку картона и пластилин.

Ск: заготовка картона, пластин (синий, красный, жёлтый, голубой).

ОД: Самостоятельная работа.

У: Ребята, чтобы на ваших партах не оставался пластилин, не забудьте положить подложку.

Учащиеся кладут подложку и берут необходимый материал для моделирования.

У: Возьмите заготовку картона и синий пластилин. Тонким слоем нанесите его на картон. Этот фон будет изображать ночное небо.

Учащиеся наносят синий пластилин на картон.

У:  Каким цветом мы можем сделать звёзды?

у: голубые, жёлтые, красные.

У: Выберите любой цвет для ваших звёзд и создайте модель любого созвездия, которое вам понравилось.

Учащиеся создают модель созвездия.

Учитель при необходимости оказывает помощь.

К-О: Учитель хвалит учащихся за создание модели и устраивает выставку «Звёздное небо» (все учащиеся прикрепляют на доску свои работы)

V ЭУ. Итог урока. Рефлексия.

Учитель задает вопросы:

  1. С какими созвездиями познакомились?
  2. Сможете ли вы теперь различать созвездия?
  3. Какие цели стояли в начале урока?
  4. Смогли ли мы их достичь?
  5. Оцените свою работу на уроке:

У: У вас на столах лежат звёздочки разных цветов, если вы всё усвоили и вам было интересно поднимите желтую звёздочку; если у вас возникли трудности при изучении новой темы, то поднимите голубую звёздочку; если вам было очень трудно на уроке поднимите красную звёздочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Звёздное небо" 2 класс

Методическая разработка урока по курсу "Окружающий мир"  для 2 класса, УМК "Школа России". На уроке используются: мультимедийный проектор,CD проигрыватель, атласы-определители "От земли до неба"....

Конспект урока по окружающему миру. "Звёздное небо".

Конспект урока по окружающему миру. "Звёздное небо"....

Конспект урока изобразительного искусства "В весеннем небе – салют Победы" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока изобразительного искусства (3 класс)Цель: создание условий для развития умения работать с жанром живописи пейзаж на примере вечернего пейзажа "Салют Победы"Планируемые ре...

Конспект урока изобразительного искусства "В весеннем небе – салют Победы" (4 класс, Перспектива)

Конспект урока изобразительного искусстваТема: В весеннем небе - салют ПобедыЦели деятельности учителя: создание условий для развития умения работать с жанром живописи "пейзаж"; способствова...

Конспект урока изобразительного искусства "В весеннем небе – салют Победы" (3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для развития умения работать с жанром живописи пейзажем на примере вечернего пейзажа «Салют Победы»; способствование воспитанию чувства патриоти...

Конспект урока по окружающему миру "Звёздное небо"

Данный материал предназначен для использования на уроках окружающего мира...

План-конспект урока английского языка во 2-ом классе. Урок-путешествие_ «Волшебный замок на седьмом небе»

Цель: повторение изученного материала.Задачи:образовательные:повторение лексики по темам: «Цвета», «Числа», «Животные», «Множественное число имени сущест...