Классный час "Осторожно - огонь"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

кл. час осторожно - огонь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_ostorozhno_-_ogon.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час во   2 - ых  классах

по теме:

      «Огонь – твой друг.

Но,  осторожно!

Шутишь с огнём – беда возможна».

Цели:

  • пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни;
  •  познакомить с причинами возникновения пожаров;
  • систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара;
  •  активизация познавательной и творческой деятельности учащихся;
  • воспитывать чувство самосохранения, формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

                                                   

       

                             

Ведущий: 

 Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с …(огнём). А с чем, вы узнаете, отгадав загадку. Внимание, загадка.

(Показ слайда 2 с загадкой)

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может – два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.

                        Огонь издавна почитался людьми. Наши древние предки считали его божеством и поклонялись ему. Ведь благодаря огню люди не замерзали зимой, научились готовить пищу. С помощью огня по ночам отпугивали хищников.  Сила у друга – огня большая – пребольшая! Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным врагом. Может случиться пожар. Пожар – это разрушительная сила, приносящая неисчислимые бедствия. Вырвавшееся на свободу пламя уничтожает все на своем пути: леса, поля, дома, а иногда и целые деревни.

Об огне сложено много пословиц и поговорок, легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку.

В старину огонь был судьёй в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится между двух огней.

Говорят, что огонь – друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.

        (Показ слайдов 3-4)

Ученик:       Знают все: человек без огня,

Не живёт ни единого дня.

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнём,

Он становится нашим врагом.

Ведущий:

           При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает невозможно.  

(Слайд 5)

         Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает 1 человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.

Ребята, а кто же эти добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь?

Дети. Это пожарные.

Ведущий:  Правильно.

На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди - пожарные. Бросаясь в огонь для спасения людей, они часто забывают о собственной жизни.

       Ученик:           Охраняя землю от пожаров,

                  Край родной от дыма и огня,

                  Служба есть одна у нас такая-

                  На посту пожарные всегда!

                  Они придут на помощь к нам,

                  Рискуя жизнью,  нас спасут –

                  Такой у них опасный труд!

Для помощи людям в опасных ситуациях создано специальное Министерство чрезвычайных ситуаций – МЧС и специальные войска. Солдаты этих войск имеют не только оружие, а различные приспособления: надувные домкраты, которые поднимают бетонные плиты; ножницы, перерезающие даже сталь; а также много автомобилей и вертолётов.

 

 Ведущий:

К сожалению, многие пожары происходят из-за детской шалости и неосторожного обращения детей с огнём, особенно если они остаются дома одни.

Чтение детьми по ролям стихотворения С.Я.Маршака.

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь,

Жжется, Леночка, огонь!»

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой.

В топку красную глядит,

А в печи огонь гудит…

«Нынче в печке места мало,

Разгуляться негде стало.

Маме, Леночка, не верь,

Приоткрой пошире дверь!»

Приоткрыла дверцу Лена,

Соскочил огонь с полена.

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Пробежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок.

Ведущий:

Вот в какую беду попала девочка, которая не послушала свою маму! Не поступайте так никогда и всегда слушайте  взрослых.

Ребята, вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим, кто из вас самый внимательный и сообразительный.

        

  1. Отгадывание загадок   (Показ слайдов с загадками) 

Летала мошка -  сосновая ножка,

 на стог села – всё сено съела.

                                           (спичка)       (слайд 6)

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

                            (огонь)                        (слайд 7)

Что бывает, если птички

Зажигают в доме  спички?

                            (пожар)                          (слайд 8)

Смел огонь, они смелее,

Он силён, они сильнее,

Их огнём не испугать,

Им к огню не привыкать!

                          (пожарные)                      (слайд 9)

Висит - молчит, а перевернёшь,

шипит, и пена летит.

                         (огнетушитель)             (слайд 10)

  1. Игра: Недостающие слова.

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в…?    
(Квартире.)

Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил…?
(Утюг.)

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками…?  
(Играл.)

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над …?    
(Газом.)

Столб огня чердак объял
Кто там спички …?    
(Зажигал.)

Побежал пожар во двор
Это кто там жёг …?    
(Костёр.)

Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жёг…?    
(Траву.)

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …?    
(Предметы.)

Помни каждый гражданин
Этот номер …    
(01)

Дым увидел – не зевай
И пожарных…    
(Вызывай)

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой
А залей его…   (
водой)

Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те ….    (
отнять)

Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все…    (
убрали)

- Пожар не ждёт! К ящику бросок!!

- Насыпь на очаг спасительный …   (песок)

Ведущий:

 Пожары бывают не только в помещении, но и на транспорте и на природе. Люди разжигают костёр возле деревьев или домов, поджигают мусорные баки, сухую траву, тополиный пух, дети пускают горящие самолётики.

Пожар – это большая беда. Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности. 

Ребята! Помните о том,

Что нельзя шутить с огнём.

Кто с огнём неосторожен,

У того пожар возможен.

И чтобы эта беда не пришла в ваш дом, давайте вспомним правила  пожарной безопасности.

Ученик:      Подожгли мальчишки пух,

                    А огонь – то не потух.

                    Тополиный пух горит,

                    Пламя по двору бежит…

                    Чья – то вспыхнула машина –

                    Очень страшная картина!

Все:              Надо помнить, надо знать:

                     Пух опасно поджигать!  

Ученик:     Мишке любимому девочка Мила

                   Погладить штанишки однажды решила.

                   Утюг незаметно от мамы включила

                   И вскоре о нем совершенно забыла.

                   Нагрелся утюг, загорелись штанишки…

                   Пожар уничтожил игрушки и книжки.

    Все:      Помните, дети: пожары бывают,

                 Когда про включенный утюг забывают!

Ученик:      Мы в лесу костер зажгли,

                    Посидели и пошли.

                    А огонь не затушили.

                    «Сам погаснет»,- мы решили.

                    Ветром пламя разметало,

                    И вокруг, как в печке, стало.

                    До небес огонь поднялся

                    И за нами вслед погнался.

Все:            Гибнет лес, пропали звери –

                   Всех несчастий не измерить!

Ученик:      Свечи елку украшают –

                    Огоньки на ней мигают.

                    Вдруг схватился огонек

                    За серебряный флажок.

                    Разом вспыхнули иголки,

                    Пять минут – и нету елки.

Все:            А ведь всех предупреждали,

                   Чтоб свечей  - не зажигали!

Ученик:        В зажигалке или в спичке –

                     Огонечек – невеличка.

                     Просит: « Поиграй со мной,

                     Я ведь робкий и ручной».

                     Но плохая он игрушка:

                     Подожжет диван, подушку,

                     Книжки, стол, ковер, обои

                     И большой пожар устроит.

                     Что запомнить мы должны?

Все:             Спички детям не нужны!

Ученик:       Предложил однажды Рома

                     Фейерверк устроить дома

                     Из двенадцати ракет,

                     Пока папы с мамой нет.

                     Рома взял ракеты в руки,

                     Я поджег четыре штуки.

                     Не пришлось повеселиться –

                     Оба мы лежим в больнице.

                     Обожгли носы и щеки.

Все:            С фейерверком шутки плохи.

Ученик:        У костра играли дети.

                     Куртка вспыхнула на Пете.

                     Заметался он с испугу,

                     Но помог Никита другу:

                     Петю на бок повалил

                     И водой его облил…

                     Забросать землей пришлось,

                     Чтобы пламя унялось.

Все:             В горящей одежде бежать запрещается –

                    От ветра сильнее огонь разгорается!

Ученик:        Жарко вспыхнула квартира,

                     Плачет маленькая Ира.

                     Ваня – старший брат – кричит:

                     «Убегаем, дом горит!»

                     Ире боязно бежать:

                     «Лучше спрячусь под кровать».

                     А Иван – не оробел

                     И  сестру спасти успел.

                    Теперь малышка точно знает

Все:            С пожаром в прятки не играют.

Ученик:       Скучно маму ждать с работы,

                    Очень хочется компоту.

                    В кухню Юленька вошла,

                    Под кастрюлей газ зажгла.

                    Час прошел – кипит кастрюля,

                    Испугалась наша Юля.

                    Мало сделалось воды,

                    Так недолго до беды

Все:            Сам к плите не прикасайся,

                   Лучше взрослых дожидайся.

Ведущий:

           Так каковы «нельзя», которым необходимо подчиняться, чтобы избежать пожара?

Ответы:

- курить в постели;

- разрешать малышам играть со спичками;

- оставлять без присмотра электроприборы;

- разогревать лаки и краски на газовой плите;

- сушить белье над плитой;

- хранить на балконах горючие вещества;

- захламлять чердаки, подвалы, пути эвакуации, балконы, лоджии;

- держать легковоспламеняющиеся вещества в доступных местах;

- использовать на праздниках бенгальские огни, свечи, петарды, хлопушки.

Игра на внимание «Это – я, это – я, это все мои друзья!»

Учитель: Кто задорный и весёлый,

                  Верность правилам храня,

                  Бережет родную школу

                  От огня?

Ребята:    Это – я, это – я, это все мои друзья!

Учитель: Кто поджег траву у дома,

                  Подпалил ненужный сор,

                  А сгорел гараж знакомых

                  И строительный забор?

Ребята:    (Молчат)

Учитель: Кто соседской детворе

                  Объясняет во дворе,

                  Что игра с огнем недаром

                  Завершается пожаром?

Ребята:    Это – я, это – я, это все мои друзья!

Учитель: Кто украдкой в уголке

                  Жег свечу на чердаке?

                  Загорелся старый стол -

                  Еле сам живой ушёл?

Ребята:    (Молчат)

Учитель: Кто пожарным помогает,

                  Правила не нарушает,

                  Кто пример для всех ребят:

                  Школьников и дошколят?

Ребята:    Это – я, это – я, это все мои друзья!            

                                   

Ведущий:

Ну а если все же случилась беда? Вы увидели клубы дыма или почувствовали запах гари, что делать? Куда бежать? Кому звонить? Конечно же,  в службу спасения! Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных. В центре управления находится пульт, за которым сидит сотрудник, принимающий звонки. Все звонки фиксируются в памяти компьютера и ведется журнал учета звонков, выезда пожарных расчетов. А что надо сообщить дежурному? О чем рассказать?

Ученик:           Если в комнате у вас, слезы катятся из глаз,

                      Так как дым клубами вьется,  и огонь жует палас,

                      Нужно мужество найти, к телефону подойти,

                      Постараться вспомнить цифры от нуля до девяти.

                      Смело трубку в руку взять, “01” суметь набрать.

                      И назвать еще потом –  улицу и дом,

                      И квартиру, где живете, и с каким она замком.

                      И еще сказать: “Даю – вам фамилию свою,

                      Также номер телефона, у которого стою”.

Ведущий:

        

         Помните, ребята, главный способ защиты от пожара – самому не стать его причиной. Соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую здоровье и жизнь людей.

Сегодня мы повторили правила пожарной безопасности, вспомнили, как нужно себя вести при возникновении пожара, узнали о причинах его  возникновения. И в заключении хочется пожелать:

                        Желаем вам во всем удачи

                        И просим каждого из вас

                        О самом главном  - об одном

                        «Быть осторожными с огнем!»

А на память о нашем классном часе хочется каждому раздать памятку, которую вы должны всегда помнить.

    (В конце занятия детям раздаются красочно оформленные памятки.)

Памятка.

Огонь – твой друг. Но,  осторожно!

Шутишь с огнём – беда возможна.

Запомни:

-  нельзя играть со спичками;

-  не оставлять без присмотра включенные электроприборы;

-  не оставлять незатушенных костров;

-  не поджигать сухую траву, тополиный пух, мусор в баках;

-  не сушить бельё над плитой.

- не использовать на праздниках бенгальские огни, свечи, петарды, хлопушки.

Шутки  плохи  с огоньком!

Да, огонь  нам   помогает,

Но он  может быть врагом!

Знает каждый гражданин –

Всем  поможет  01!

Если останется время – поработать по слайдам 11-16 презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Огонь-друг или враг?"

Классный час проводился во 2 классе в виде ролевой игры "Час суда"....

Классный час "Огонь – наш друг или враг?"

Классный час "Огонь – наш друг или враг?"Цель:закрепить правила пожарной безопасности, изученные ранее, умение соблюдать их;довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного о...

Классный час "Огонь-мой друг, огонь-мой враг!"

Классный час по противопожарной безопасности "Огонь- мой друг, огонь - мой враг!"...

Классный час "Огонь друг - огонь враг".

Овладение этой  величайшей стихийной силой природы позволило человеку обеспечить себя светом и теплом....

Классный час "Огонь - друг, огонь - враг"

Классный час "Огонь - друг, огонь - враг"...

Классный час "Огонь- друг, огонь- враг"

Цели: • познакомить детей с правилами пожарной безопасности; • научить соблюдать их; • довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём; • отр...