Классный час "Осторожно - огонь"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час во 2 - ых классах
по теме:
«Огонь – твой друг.
Но, осторожно!
Шутишь с огнём – беда возможна».
Цели:
- пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни;
- познакомить с причинами возникновения пожаров;
- систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара;
- активизация познавательной и творческой деятельности учащихся;
- воспитывать чувство самосохранения, формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.
Ведущий:
Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с …(огнём). А с чем, вы узнаете, отгадав загадку. Внимание, загадка.
(Показ слайда 2 с загадкой)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может – два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
Огонь издавна почитался людьми. Наши древние предки считали его божеством и поклонялись ему. Ведь благодаря огню люди не замерзали зимой, научились готовить пищу. С помощью огня по ночам отпугивали хищников. Сила у друга – огня большая – пребольшая! Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным врагом. Может случиться пожар. Пожар – это разрушительная сила, приносящая неисчислимые бедствия. Вырвавшееся на свободу пламя уничтожает все на своем пути: леса, поля, дома, а иногда и целые деревни.
Об огне сложено много пословиц и поговорок, легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку.
В старину огонь был судьёй в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится между двух огней.
Говорят, что огонь – друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.
(Показ слайдов 3-4)
Ученик: Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
Ведущий:
При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает невозможно.
(Слайд 5)
Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает 1 человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.
Ребята, а кто же эти добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь?
Дети. Это пожарные.
Ведущий: Правильно.
На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди - пожарные. Бросаясь в огонь для спасения людей, они часто забывают о собственной жизни.
Ученик: Охраняя землю от пожаров,
Край родной от дыма и огня,
Служба есть одна у нас такая-
На посту пожарные всегда!
Они придут на помощь к нам,
Рискуя жизнью, нас спасут –
Такой у них опасный труд!
Для помощи людям в опасных ситуациях создано специальное Министерство чрезвычайных ситуаций – МЧС и специальные войска. Солдаты этих войск имеют не только оружие, а различные приспособления: надувные домкраты, которые поднимают бетонные плиты; ножницы, перерезающие даже сталь; а также много автомобилей и вертолётов.
Ведущий:
К сожалению, многие пожары происходят из-за детской шалости и неосторожного обращения детей с огнём, особенно если они остаются дома одни.
Чтение детьми по ролям стихотворения С.Я.Маршака.
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь!»
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой.
В топку красную глядит,
А в печи огонь гудит…
«Нынче в печке места мало,
Разгуляться негде стало.
Маме, Леночка, не верь,
Приоткрой пошире дверь!»
Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Пробежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Ведущий:
Вот в какую беду попала девочка, которая не послушала свою маму! Не поступайте так никогда и всегда слушайте взрослых.
Ребята, вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим, кто из вас самый внимательный и сообразительный.
- Отгадывание загадок (Показ слайдов с загадками)
Летала мошка - сосновая ножка,
на стог села – всё сено съела.
(спичка) (слайд 6)
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
(огонь) (слайд 7)
Что бывает, если птички
Зажигают в доме спички?
(пожар) (слайд 8)
Смел огонь, они смелее,
Он силён, они сильнее,
Их огнём не испугать,
Им к огню не привыкать!
(пожарные) (слайд 9)
Висит - молчит, а перевернёшь,
шипит, и пена летит.
(огнетушитель) (слайд 10)
- Игра: Недостающие слова.
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в…? (Квартире.)
Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил…? (Утюг.)
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками…? (Играл.)
Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над …? (Газом.)
Столб огня чердак объял
Кто там спички …? (Зажигал.)
Побежал пожар во двор
Это кто там жёг …? (Костёр.)
Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жёг…? (Траву.)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …? (Предметы.)
Помни каждый гражданин
Этот номер … (01)
Дым увидел – не зевай
И пожарных… (Вызывай)
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой
А залей его… (водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те …. (отнять)
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все… (убрали)
- Пожар не ждёт! К ящику бросок!!
- Насыпь на очаг спасительный … (песок)
Ведущий:
Пожары бывают не только в помещении, но и на транспорте и на природе. Люди разжигают костёр возле деревьев или домов, поджигают мусорные баки, сухую траву, тополиный пух, дети пускают горящие самолётики.
Пожар – это большая беда. Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
Ребята! Помните о том,
Что нельзя шутить с огнём.
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.
И чтобы эта беда не пришла в ваш дом, давайте вспомним правила пожарной безопасности.
Ученик: Подожгли мальчишки пух,
А огонь – то не потух.
Тополиный пух горит,
Пламя по двору бежит…
Чья – то вспыхнула машина –
Очень страшная картина!
Все: Надо помнить, надо знать:
Пух опасно поджигать!
Ученик: Мишке любимому девочка Мила
Погладить штанишки однажды решила.
Утюг незаметно от мамы включила
И вскоре о нем совершенно забыла.
Нагрелся утюг, загорелись штанишки…
Пожар уничтожил игрушки и книжки.
Все: Помните, дети: пожары бывают,
Когда про включенный утюг забывают!
Ученик: Мы в лесу костер зажгли,
Посидели и пошли.
А огонь не затушили.
«Сам погаснет»,- мы решили.
Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке, стало.
До небес огонь поднялся
И за нами вслед погнался.
Все: Гибнет лес, пропали звери –
Всех несчастий не измерить!
Ученик: Свечи елку украшают –
Огоньки на ней мигают.
Вдруг схватился огонек
За серебряный флажок.
Разом вспыхнули иголки,
Пять минут – и нету елки.
Все: А ведь всех предупреждали,
Чтоб свечей - не зажигали!
Ученик: В зажигалке или в спичке –
Огонечек – невеличка.
Просит: « Поиграй со мной,
Я ведь робкий и ручной».
Но плохая он игрушка:
Подожжет диван, подушку,
Книжки, стол, ковер, обои
И большой пожар устроит.
Что запомнить мы должны?
Все: Спички детям не нужны!
Ученик: Предложил однажды Рома
Фейерверк устроить дома
Из двенадцати ракет,
Пока папы с мамой нет.
Рома взял ракеты в руки,
Я поджег четыре штуки.
Не пришлось повеселиться –
Оба мы лежим в больнице.
Обожгли носы и щеки.
Все: С фейерверком шутки плохи.
Ученик: У костра играли дети.
Куртка вспыхнула на Пете.
Заметался он с испугу,
Но помог Никита другу:
Петю на бок повалил
И водой его облил…
Забросать землей пришлось,
Чтобы пламя унялось.
Все: В горящей одежде бежать запрещается –
От ветра сильнее огонь разгорается!
Ученик: Жарко вспыхнула квартира,
Плачет маленькая Ира.
Ваня – старший брат – кричит:
«Убегаем, дом горит!»
Ире боязно бежать:
«Лучше спрячусь под кровать».
А Иван – не оробел
И сестру спасти успел.
Теперь малышка точно знает
Все: С пожаром в прятки не играют.
Ученик: Скучно маму ждать с работы,
Очень хочется компоту.
В кухню Юленька вошла,
Под кастрюлей газ зажгла.
Час прошел – кипит кастрюля,
Испугалась наша Юля.
Мало сделалось воды,
Так недолго до беды
Все: Сам к плите не прикасайся,
Лучше взрослых дожидайся.
Ведущий:
Так каковы «нельзя», которым необходимо подчиняться, чтобы избежать пожара?
Ответы:
- курить в постели;
- разрешать малышам играть со спичками;
- оставлять без присмотра электроприборы;
- разогревать лаки и краски на газовой плите;
- сушить белье над плитой;
- хранить на балконах горючие вещества;
- захламлять чердаки, подвалы, пути эвакуации, балконы, лоджии;
- держать легковоспламеняющиеся вещества в доступных местах;
- использовать на праздниках бенгальские огни, свечи, петарды, хлопушки.
Игра на внимание «Это – я, это – я, это все мои друзья!»
Учитель: Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол -
Еле сам живой ушёл?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Ведущий:
Ну а если все же случилась беда? Вы увидели клубы дыма или почувствовали запах гари, что делать? Куда бежать? Кому звонить? Конечно же, в службу спасения! Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных. В центре управления находится пульт, за которым сидит сотрудник, принимающий звонки. Все звонки фиксируются в памяти компьютера и ведется журнал учета звонков, выезда пожарных расчетов. А что надо сообщить дежурному? О чем рассказать?
Ученик: Если в комнате у вас, слезы катятся из глаз,
Так как дым клубами вьется, и огонь жует палас,
Нужно мужество найти, к телефону подойти,
Постараться вспомнить цифры от нуля до девяти.
Смело трубку в руку взять, “01” суметь набрать.
И назвать еще потом – улицу и дом,
И квартиру, где живете, и с каким она замком.
И еще сказать: “Даю – вам фамилию свою,
Также номер телефона, у которого стою”.
Ведущий:
Помните, ребята, главный способ защиты от пожара – самому не стать его причиной. Соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую здоровье и жизнь людей.
Сегодня мы повторили правила пожарной безопасности, вспомнили, как нужно себя вести при возникновении пожара, узнали о причинах его возникновения. И в заключении хочется пожелать:
Желаем вам во всем удачи
И просим каждого из вас
О самом главном - об одном
«Быть осторожными с огнем!»
А на память о нашем классном часе хочется каждому раздать памятку, которую вы должны всегда помнить.
(В конце занятия детям раздаются красочно оформленные памятки.)
Памятка.
Огонь – твой друг. Но, осторожно!
Шутишь с огнём – беда возможна.
Запомни:
- нельзя играть со спичками;
- не оставлять без присмотра включенные электроприборы;
- не оставлять незатушенных костров;
- не поджигать сухую траву, тополиный пух, мусор в баках;
- не сушить бельё над плитой.
- не использовать на праздниках бенгальские огни, свечи, петарды, хлопушки.
Шутки плохи с огоньком!
Да, огонь нам помогает,
Но он может быть врагом!
Знает каждый гражданин –
Всем поможет 01!
Если останется время – поработать по слайдам 11-16 презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Огонь-мой друг, огонь-мой враг!"
Классный час по противопожарной безопасности "Огонь- мой друг, огонь - мой враг!"...
Классный час "Огонь друг - огонь враг".
Овладение этой величайшей стихийной силой природы позволило человеку обеспечить себя светом и теплом....
Классный час "Огонь - друг, огонь - враг"
Классный час "Огонь - друг, огонь - враг"...
Классный час "Огонь- друг, огонь- враг"
Цели: • познакомить детей с правилами пожарной безопасности; • научить соблюдать их; • довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём; • отр...
Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)
Цели: 1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...
Классный час : "Огонь - друг, огонь - враг"
Профилактика пожаров и гибели, обучение мерам пожарной безопасности....