Конспект урока "Такие разные животные".
план-конспект урока по окружающему миру

Лебедева Наталья Николаевна

Конспект урока по теме Такие разные животные. 5 класс (2 вариант)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Окружающий природный мир

Класс: 5 (2 вариант)

ФИО учителя: Лебедева Н.Н.
Тема урока:
«Такие разные животные»

Цели урока: 

1. Обобщить знания обучающихся о животных и на этой основе учить разделять животных на группы: птицы, рыбы, звери, насекомые.

2. Познакомить с основными отличиями животных этих групп.

3. Расширить кругозор обучающихся о природе.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Что объединяет животных в каждой группе?
  2.  Назовите отличительные признаки животных каждой группы?
  3.  Где живут эти животные? Чем отличаются от других?

Глоссарий по теме: Насекомые, рыбы, птицы, звери.

Цифровой образовательный контент: Моя школа, РЭШ; www.youtube.com

Оборудование:

1. Проектор.

2. Карточки с названиями групп животных и отличительными признаками.

3. Конверты с изображениями животных.

4. Муляжи насекомых

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока.

Деятельность обучающихся

1.Орг. момент

Прозвенел звонок, начался урок!

Коррекция осанки.

 -ребята, сядьте ровно, красиво, руки положите перед собой.

Эмоциональный настрой.  

- Мы сегодня снова будем наблюдать,

выводы делать и рассуждать,

- работаем все дружно, активно и внимательно меня слушаем

- отвечаем на вопросы и правильно выполнять все задания.

- А что значит быть активным?

- Как вы должны работать на уроке?

- С желанием выполнять все задания

- Отвечать полными ответами, рассуждать, быть активным 

2.Актуализация знаний (Повторение)

- А начнём работу с повторения необходимых знаний.

- Что такое природа?

-  Какая бывает природа?

- Назовите признаки живой природы

- Что относится к живой природе?

- Животных много на планете и большинство из них живут в дикой природе.

- Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками человека

- Живая и неживая

- Всё что рождается, растёт, питается, дышит, приносит потомство и

умирает

- Мир растений и животных

3. Выявление причины и места затруднения.

(изучение нового)

- У вас на столах у каждой группы лежит конверт с изображением животных:

1 группа – бабочка, жук, стрекоза, воробей, божья коровка

2 группа – окунь, щука, кузнечик, ёрш, карась

3 группа – синица, лиса, орёл, пингвин, гусь

4 группа – ёж, волк, ворона, белка, медведь.

(смотри приложение №1)

- Рассмотрите изображения, найдите лишнее и подумайте, как одним словом назвать животных вашей группы.

- Называем лишнее и даём название оставшимся

- Сегодня мы поговорим о животных только  разных групп.

- Ребята, подумайте над вопросом: «Что объединяет животных в каждой группе?»

- Можете назвать отличительные признаки животных каждой группы?

- Значит, чему мы будем учиться на уроке? (Постановка цели урока).

-Тема сегоднешнего нашего урока  Какие бывают животные.

«Такие разные животные»

Слайд № 1

- А чтобы рассмотреть отличительные черты каждой группы животных, мы с вами посмотрим фрагмент интересного позновательного фильма:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3940/start/154258/

(короткий 2 мин)

https://youtu.be/k1txDuCp6d0?si=u4ZcNuThDOzE7tOC

(полный 8 минут)

- А теперь попробуем себя в роли исследователей и поработаем по плану чтобы определить отлечительные черты каждой группы животных:

 (На доске вывешивается план)

1. Название группы.

2. Количество конечностей.

3. Чем покрыто тело?

- Приступаем к исследованию первой группы – это насекомые.

(Карточка с названием группы помещается рядом с 1 пунктом плана.

Слайд № 2 с изображением насекомых)

- Возникли эти животные более 200 млн. лет назад. Трудно отыскать такое место на Земле, где   нельзя было бы встретить насекомых. Они населяют и безжизненные пустыни, и глубокие пещеры, и за Полярным кругом, где, казалось бы, нет ничего, можно встретить представителей этой группы животных.

- А теперь нам нужно найти отличительные признаки этих животных согласно плану.

- Откройте коробочки, которые стоят у вас на столе, и  рассмотрите представителей этой группы.

Слайд № 3

- Какое количество ног у насекомых?

- Что заметили у них на брюшке?

- Поэтому и название этой группы насекомые.

 На доске появляется запись:

1. Название группы.             Насекомые    

2. Количество конечностей.        6 ног          

3. Чем покрыто тело?            насечки  

- Насекомые (воробей), рыбы (кузнечик), птицы (лиса), звери (ворона)

- Нет

- Находить отличительные признаки животных разных групп

- 6 ног.

- Поперечные полоски, словно насечки

4. Физ.минутка

- Прежде чем мы продолжим наши исследования, немного отдохнём с одним из представителей этой группы.

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре полетела,

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

Ученики повторяют движения за учителем.

- А кого могла увидеть в реке бабочка, мы узнаем, отгадав загадку:

У маленькой животинки сто серебряных монеток на спинке.

В воде они живут: нет клюва, а клюют

- Правильно

- Следующим пунктом нашего плана будет группа рыб.

Карточка с названием группы помещается на доску 

Слайд № 4 с изображением рыб

- Где живут эти животные? Чем отличаются от других?

После обсуждения приходим к выводу, что у рыб вместо конечностей есть плавники и тело покрыто чешуёй. На доске появляется запись:

1. Название группы.               Рыбы

2. Количество конечностей.        нет          

3. Чем покрыто тело?                 чешуя

Слайд № 5

- Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растёт быстро и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. По колечкам широким и узким можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

- А что умеют животные следующей группы?

Карточка с названием группы птиц помещается на доску 

Слайд № 6 с изображением птиц

- Можно сказать, что это их отличительная особенность?

- А все ли представители этой группы могут летать?

- А летать умеют и  насекомые, и некоторые звери, и даже рыбы.

- Значит, это не может быть отличительной особенностью птиц.

- Что есть только у этих животных, и нет у других.

- Проанализируйте, сколько конечностей (ног) у птиц.

На доске появляется запись:

1. Название группы.                Птицы

2. Количество конечностей.      2

3. Чем покрыто тело?               перья

Слайд № 7

- Ни у кого больше перьев нет, только у птиц. Не будь у них перьев, они не смогли бы летать. Перья спасают от холода и жары, от ушибов и царапин. Перья хвоста помогают птицам держать равновесие, делать повороты и остановки.

- И последняя группа нашего исследования – звери

Учитель выставляет карточку с надписью на доску.

Слайд № 8 с изображением зверей.

- Звери и только звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому иначе эту группу называют млекопитающие.

- Рассмотрите, сколько конечностей у зверей?

- Чем покрыто их тело, что помогает им выжить в суровую зиму? На доске появляется запись:

1. Название группы.                 Звери

2. Количество конечностей.       4

3. Чем покрыто тело?             шерсть

Слайд № 9

- К зверям относятся разные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны.

- Рыба

- В воде, в водоеме, море, река, пруд, океан.

- У рыб плавники.

- Тело покрыто чешуей.

- Тело покрыто пером.

- Верхние конечности это крылья.

- Могут плавать.

-  Нет, страус, пингвин летать не могут.

- Умеют летать.

- Перья

- 2

- 4

- Шерстью

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Мир животных действительно разнообразен и каждая группа имеет свои отличительные особенности, которые мы вместе с вами смогли выявить.

- А теперь каждая группа назовёт основные признаки животных своей группы.

- Обратитесь и к полученным записям на доске.

Слайд № 10

Представитель от каждой группы проговаривает отличительные особенности  животных каждой группы.

6. Физ.

минутка для глаз

Рисуй восьмерку вертикально

Головою не крути

Лишь глазами осторожно

Вдоль по линиям веди

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Предлагаю обобщить полученные знания и поработать самостоятельно.

Раздача печатного материала:

- Соедините стрелками названия групп животных с отличительными признаками этих групп.

(смотри приложение №2)

После отведённого времени учитель предлагает проверить свои работы и открывает обратную сторону доски с выполненным заданием.

- Кто справился без ошибок, поставьте знак «+»

- Кто ошибся? В чём ошибка? Поставьте знак «?»

- Допущенные ошибки исправьте.

- Учащиеса выполняют задание

 - Обсуждение ошибок если они есть

Включение в систему знаний на повторение.

- Ребята, послушайте строки стихотворения Николая Старшинова и подумайте, к чему призывает нас автор:

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашки на лугу

И белочку в тайге, и цаплю на болоте.

- Мы должны бережно относиться ко всем животным, охранять и защищать их. Нам доставляет радость общение с ними, даже если это маленький хомячок или аквариумная рыбка.

- Подумайте, какую пользу приносят животные?

Слайд № 11

- Пчелы дают мед; корова молоко, мясо; рыба и птица мясо; птица яйцо.

Рефлексия учебной деятельности.

(Закрепление)

- Какая была тема урока?

- С чем познакомились?

- Какое задание было самым интересным на уроке?

- Оцениваете свою работу на уроке?

- Если вы на уроке узнали что-то новое, всё было понятно, то приклейте в рабочей тетради смайлика с улыбкой, если что-то не совсем понятно, приклейте задумчивого смайлика.

- Такие разные животные.

- С группами животных и их отличительными признаками.

- Варианты ответов детей

Домашнее задание

- Нарисовать наиболее понравившегося животного из любой группы.

- Рисунки ребят.



Предварительный просмотр:

Приложение к уроку «Такие разные животные»

Приложение № 1

“ Найди лишнее”

(если дети не умеют читать, то вазможно размещение фото)

1. Бабочка

2. Жук

3. Сорока

4. Стрекоза

1. Щука

2. Карась

3. Кузнечик

4. Сом

1. Лиса

2. Гусь

3. Пингвин

4. Синица

1.Ёжик

2. Волк

3. Сорока

4. Медведь

Приложение № 2

Самопроверка (закрепление изученного материала)

(Необходимо соединить стрелками)

НАСЕКОМЫЕ

НЕТ КОНЕЧНОСТЕЙ

ЧЕШУЯ

ПТИЦЫ

6 КРНЕЧНОСТЕЙ

НАСЕЧКИ

РЫБЫ

4 КОНЕЧНОСТИ

ШЕРСТЬ

ЗВЕРИ

2 КОНЕЧНОСТИ

ПЕРЬЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-викторины в 1 классе по окружающему миру Тема: Такие разные животные.

Цель урока: закрепить  знания  учащихся о  группах животных (звери, птицы, рыбы, насекомые); дать учащимся чёткие представления о важнейших характерных признаках этих групп; учить опред...

Урок " Такие разные праздники."

Урок окружающего мира в 4 классе по УМК "Школа России". Тема урока "Такие разные праздники"...

Конспект урока "Такой разный огонь: добрый и злой" (ОБЖ)

Цель урока - закрепить знания о противопожарной безопасности....

Конспект занятия "Такие разные деревья"

Цель данного занятия: расширить кругозор обучающихся об удивительном мире древесных растений, дать представление о  разнообразии деревьев Ставропольского  края...

Конспект занятия «Такие разные эмоции» ( 1 класс)

Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, удивление, зл...

конспект занятия Такие разные пуговицы

Материал содержит конспект занятия группы продленного дня 2 класса...

Конспект занятия "Такие разные Эмоции"

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. У младших школьников в значительной степени сохраняется характерное свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их события и ситуации...