Конспект открытого урока окружающего мира во 2 классе на тему : "Моя Родина-Россия"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Демьяненко Елена Алексеевна

Цель урока:

познакомить с символикой Российского государства : флагом, гербом, гимном;

воспитывать патриотизм и гражданственность у детей путем популяризации государственных символов РФ;

формировать уважительное отношение к культуре родной страны;

расширять кругозор учащихся.

Задачи:

1.     Формировать представления о родной стране (родном крае); освоить понятия «Родина», «страна», «государство», «Отчизна».

2.     Обогатить эмоциональный мир детей.

3.     Развивать чувство патриотизма, гражданской ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_po_teme_moya_rodina_-rossiya.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме

"Россия  - Родина моя". 2-й класс

 

Цель: 

познакомить с символикой Российского государства : флагом, гербом, гимном;

воспитывать патриотизм и гражданственность у детей путем популяризации государственных символов РФ;

формировать уважительное отношение к культуре родной страны;

расширять кругозор учащихся.

 Задачи:

1.     Формировать представления о родной стране (родном крае); освоить понятия «Родина», «страна», «государство», «Отчизна».

2.     Обогатить эмоциональный мир детей.

3.     Развивать чувство патриотизма, гражданской ответственности.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь , толковые словари,  компьютер, проектор, электронная презентация,  аудиозапись песни «С чего начинается Родина» , выставка детских рисунков «Моя любимая Родина», березовая веточка с листочками, государственные флаги России, Франции, Югославии, Нидерландов, контурные карты России , пазлы, карточки с названием символов : ГИМН,ФЛАГ,ГЕРБ; голуби ,изображение глобуса ,

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

В ожиданье замер класс-

Тема важная у нас!

II. Актуализация знаний.

Добрый день, ребята! Сегодня на занятии у нас присутствуют гости, давайте их поприветствуем…( Здравствуйте!). Присаживайтесь!

 (Выходят два ученика: говорят по очереди)

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали:

Хорошо ли мы умеем

Думать, ну и отвечать,

Не судите слишком строго,

Ведь учились мы немного.

(Два ученика садятся на свои места).

II. 1. Разгадывание ребуса

- Учились мы немного, за плечами только 1 класс, но получили некоторый объём знаний, который нам сегодня пригодится, в том числе и при отгадывании ребуса. Посмотрите внимательно на слайд и попробуйте разгадать ребус. (Слайд)

Р 1 а

-Какое слово скрывается в ребусе? (Родина)

С чего начинается Родина для каждого из нас?

Рисунки детей на тему « Моя любимая Родина».

- На этот вопрос вы дали ответ средствами рисования, готовя выставку к нашему мероприятию.

 А сейчас вашему вниманию я предлагаю песню «С чего начинается Родина»  Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского, после прослушивания которой мы попытаемся ответить на один очень важный вопрос.( Слушаем песню). (Слайд)

Прослушивание песни « С чего начинается Родина»

-Как выдумаете ,какова основная идея этого музыкального произведения? (любовь к Родине , к месту родному для каждого)

 (С каждым словом – ответом ,которое олицетворяет для них Родину ,ученик берет листочек и прикрепляет на березовую веточку : дом, семья, улица, город и т.д.)

-Итак, что же такое –Родина?

 (небольшое видео с изображением просторов Родины) и на этом фоне слова.

-Да, действительно, Родина –это дом ,в котором мы живем, и русская береза, и песни соловья, и полянка в лесу ,и река ,протекающая рядом. Это место ,где мы родились  ,где живем со своими родителями, со своими друзьями.

У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город ,улица ,дом,где он родился и вырос.

Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая ,великая Родина.

III. Работа над новым материалом.

– А  где же  вы можете узнать об этом слове «РОДИНА»?

2. Работа со словарём.

– Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем какое лексическое значение имеет слово «РОДИНА».

-А кто знает как называется  наша Родина?

-Россия или Российская Федерация.

– Ребята, а вы знаете, почему наша страна называется Россия?

Всем известно, что история нашей страны берёт своё начало в Древнерусском государстве. Называли его Киевской Русью, так как его столицей был славный город Киев, а население составлял русский народ.

(на слайде)
Киевская Русь в период расцвета

Киевская Русь в период расцвета .К концу 13-го века образовалось Московское княжество, которое называли «Руссией». И примерно в течение столетия в обиход вошло слово «Россия». Исследователи предполагают, что это связано с особенностями произношения нашего народа, из-за чего в слове «Руссия» буква «у» постепенно превратилась в «о». Но употреблялась «Россия» гораздо реже, чем «Русь»,
Территория русского государства постепенно росла, а население пополнялось народами других национальностей – вместе с этим всё чаще использовалось слово «Россия». Официально оно закрепилось в 1547 году. Тогда же вся страна стала именоваться Русским (российским) царством. В конечном итоге мы имеем то, что русскими называют отдельный народ, а большое многонациональное государство – российским.

ФИЗМИНУТКА.

Положили в землю зернышко,
Напоили водой поле.
Пусть пригреет солнышко,
Будет урожая вдоволь.

Ученик 3: ???

 Мы живём в России – самом большом государстве на планете. Территория России занимает 1/6 часть земной суши. Население России приближается к 150 миллионам человек.

– В России около 2 миллионов озер и около 120 тысяч рек, 1057 городов. Крупнейшие из них – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Челябинск, Омск, Пермь, Казань.

– Как вы думаете, какой самый известный город в России? (Москва)

– А почему? (Москва – столица России)

– На планете Земля много разных государств. Наше государство – одно из них.

Отгадайте загадку:

                                        Где находятся

                                          Города без домов,

                                         Реки без воды,

                                         Леса без деревьев? (карта)

- Посмотрите на карту. Наша Родина Россия очень велика. Так велика, что над её просторами, почти никогда не заходит солнце.

Рассказать про изображение на карте и работа с учебником. С.90-91

Слайды презентации об обозначениях на карте.

(Контурная карта России.)

Покажите территорию России на карте.

- Возьмите листы, которые лежат у вас на партах, подпишите, как называется страна, в которой мы живем.

- Какой город является столицей России? Обозначьте его на карте.

А в какой части России живем мы с вами ?В какой области? Какой город является главным в нашей области? Найдите его на карте, обозначьте.

Молодцы! Вы справились с заданием!

– Послушайте стихотворение, написанное ещё в XIX веке:

Ученик:

Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!

– О каких государственных символах России говорится в стихотворении?

 

Российский флаг объединяет людей, которые говорят на разных языках, живут на огромном расстоянии друг от друга. Но все они – жители одной страны – России.

– А как вы думаете, что обозначает каждый цвет на государственном флаге России?

Белый и синий цвета - символы веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Соберите пазл (российский флаг)

– А как вы думаете, какая самая главная песня в России?

– А когда она звучит?

Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

– Послушаем Гимн России. (видео с гимном России).

– А что является ещё одним государственным символом Российской Федерации?

Герб – официальная эмблема государства.

– Герб государства изображается на знамёнах, печатях и некоторых официальных бумагах.

– Приходилось ли вам видеть герб России? Где?

Ученик.

 Герб России изображён на паспорте гражданина РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы и других документах и ценных бумагах.

– Государственным гербом РФ стал золотой двуглавый орёл. На груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.

– Это древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врагов.

- У вас на столах лежат монетки.

- Подложите монетку под лист бумаги, возьмите простой карандаш и попробуйте закрасить монетку поверх листа. Что у вас получилось? (герб)

– Перечислите государственные символы России.

Ученик

Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой.
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.

– А сможете ли вы назвать символ русской природы?

– Много стихов и песен написано о русской берёзке. Послушайте.

Звучит стихотворение  С. Есенина «Берёза». (читает ученик) ?

– Строки из стихотворения С.Есенина передают красоту не только русской берёзы, но и всей нашей огромной Родины.

– Что же такое Родина?

– Как вы понимаете смысл пословицы: ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И СГОДИЛСЯ.

– Мы с вами родились и живем в России.

 как называется наш край .

– Чем славится наш  край? (найти поэтов, художников и т.д.)

О Белодедове, о Морозове.

IV. Закрепление. Проверка знаний.

– Ребята, вы уже девятый год живёте в России и учитесь во 2 классе. За это время вы многое узнали.

Предлагаю создать образ Родины, народ которой стремится к миру во всем мире.

(Создание картины. Глобус , модель России, разные народы)

V. Рефлексия.

Наша картина не закончена. Голубь – это символ мира. Возьмите голубей и поместите на нашу картину. Если вы считаете, что вам все удалось на уроке, то поместите голубя на глобус; а если возникали трудности, то вокруг глобуса.

1.Что Родиной моей зовется?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

  1. Всё то, что с детства рядом было?

Но станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне всё не так.

Та вот, что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Все, кто поддержит, улыбнется,

Кому нужна и я сама!

VI. Домашнее задание.

написать письмо другу из другой страны, в котором рассказать о своей Родине 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 3 классе по теме : "Рождество в Англии"

Урок изучения и первичного закрепления знаний по теме "Рождество"...

Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Продукты питания"

Данная разработка может пригодиться для проведения урока в 3 классе по теме "Продукты питания"....

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"...

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Наша Родина - Россия» УМК «Школа России»

Тема: Наша Родина – Россия.Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Наша Родина - Россия»

На уроке дети познакомятся с понятиями: «государство», «столица», «граждане страны», «Конституция», «государственные символы России: ф...