Конспект открытого урока окружающего мира во 2 классе на тему : "Моя Родина-Россия"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цель урока:
познакомить с символикой Российского государства : флагом, гербом, гимном;
воспитывать патриотизм и гражданственность у детей путем популяризации государственных символов РФ;
формировать уважительное отношение к культуре родной страны;
расширять кругозор учащихся.
Задачи:
1. Формировать представления о родной стране (родном крае); освоить понятия «Родина», «страна», «государство», «Отчизна».
2. Обогатить эмоциональный мир детей.
3. Развивать чувство патриотизма, гражданской ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_po_teme_moya_rodina_-rossiya.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по теме
"Россия - Родина моя". 2-й класс
Цель:
познакомить с символикой Российского государства : флагом, гербом, гимном;
воспитывать патриотизм и гражданственность у детей путем популяризации государственных символов РФ;
формировать уважительное отношение к культуре родной страны;
расширять кругозор учащихся.
Задачи:
1. Формировать представления о родной стране (родном крае); освоить понятия «Родина», «страна», «государство», «Отчизна».
2. Обогатить эмоциональный мир детей.
3. Развивать чувство патриотизма, гражданской ответственности.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь , толковые словари, компьютер, проектор, электронная презентация, аудиозапись песни «С чего начинается Родина» , выставка детских рисунков «Моя любимая Родина», березовая веточка с листочками, государственные флаги России, Франции, Югославии, Нидерландов, контурные карты России , пазлы, карточки с названием символов : ГИМН,ФЛАГ,ГЕРБ; голуби ,изображение глобуса ,
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
В ожиданье замер класс-
Тема важная у нас!
II. Актуализация знаний.
- Добрый день, ребята! Сегодня на занятии у нас присутствуют гости, давайте их поприветствуем…( Здравствуйте!). Присаживайтесь!
(Выходят два ученика: говорят по очереди)
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали:
Хорошо ли мы умеем
Думать, ну и отвечать,
Не судите слишком строго,
Ведь учились мы немного.
(Два ученика садятся на свои места).
II. 1. Разгадывание ребуса
- Учились мы немного, за плечами только 1 класс, но получили некоторый объём знаний, который нам сегодня пригодится, в том числе и при отгадывании ребуса. Посмотрите внимательно на слайд и попробуйте разгадать ребус. (Слайд)
Р 1 а
-Какое слово скрывается в ребусе? (Родина)
- С чего начинается Родина для каждого из нас?
Рисунки детей на тему « Моя любимая Родина».
- На этот вопрос вы дали ответ средствами рисования, готовя выставку к нашему мероприятию.
А сейчас вашему вниманию я предлагаю песню «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского, после прослушивания которой мы попытаемся ответить на один очень важный вопрос.( Слушаем песню). (Слайд)
Прослушивание песни « С чего начинается Родина»
-Как выдумаете ,какова основная идея этого музыкального произведения? (любовь к Родине , к месту родному для каждого)
(С каждым словом – ответом ,которое олицетворяет для них Родину ,ученик берет листочек и прикрепляет на березовую веточку : дом, семья, улица, город и т.д.)
-Итак, что же такое –Родина?
(небольшое видео с изображением просторов Родины) и на этом фоне слова.
-Да, действительно, Родина –это дом ,в котором мы живем, и русская береза, и песни соловья, и полянка в лесу ,и река ,протекающая рядом. Это место ,где мы родились ,где живем со своими родителями, со своими друзьями.
У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город ,улица ,дом,где он родился и вырос.
Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая ,великая Родина.
III. Работа над новым материалом.
– А где же вы можете узнать об этом слове «РОДИНА»?
2. Работа со словарём.
– Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем какое лексическое значение имеет слово «РОДИНА».
-А кто знает как называется наша Родина?
-Россия или Российская Федерация.
– Ребята, а вы знаете, почему наша страна называется Россия?
Всем известно, что история нашей страны берёт своё начало в Древнерусском государстве. Называли его Киевской Русью, так как его столицей был славный город Киев, а население составлял русский народ.
(на слайде)
Киевская Русь в период расцвета .К концу 13-го века образовалось Московское княжество, которое называли «Руссией». И примерно в течение столетия в обиход вошло слово «Россия». Исследователи предполагают, что это связано с особенностями произношения нашего народа, из-за чего в слове «Руссия» буква «у» постепенно превратилась в «о». Но употреблялась «Россия» гораздо реже, чем «Русь»,
Территория русского государства постепенно росла, а население пополнялось народами других национальностей – вместе с этим всё чаще использовалось слово «Россия». Официально оно закрепилось в 1547 году. Тогда же вся страна стала именоваться Русским (российским) царством. В конечном итоге мы имеем то, что русскими называют отдельный народ, а большое многонациональное государство – российским.
ФИЗМИНУТКА.
Положили в землю зернышко,
Напоили водой поле.
Пусть пригреет солнышко,
Будет урожая вдоволь.
Ученик 3: ???
Мы живём в России – самом большом государстве на планете. Территория России занимает 1/6 часть земной суши. Население России приближается к 150 миллионам человек.
– В России около 2 миллионов озер и около 120 тысяч рек, 1057 городов. Крупнейшие из них – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Челябинск, Омск, Пермь, Казань.
– Как вы думаете, какой самый известный город в России? (Москва)
– А почему? (Москва – столица России)
– На планете Земля много разных государств. Наше государство – одно из них.
Отгадайте загадку:
Где находятся
Города без домов,
Реки без воды,
Леса без деревьев? (карта)
- Посмотрите на карту. Наша Родина Россия очень велика. Так велика, что над её просторами, почти никогда не заходит солнце.
Рассказать про изображение на карте и работа с учебником. С.90-91
Слайды презентации об обозначениях на карте.
(Контурная карта России.)
Покажите территорию России на карте.
- Возьмите листы, которые лежат у вас на партах, подпишите, как называется страна, в которой мы живем.
- Какой город является столицей России? Обозначьте его на карте.
А в какой части России живем мы с вами ?В какой области? Какой город является главным в нашей области? Найдите его на карте, обозначьте.
Молодцы! Вы справились с заданием!
– Послушайте стихотворение, написанное ещё в XIX веке:
Ученик:
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!
– О каких государственных символах России говорится в стихотворении?
– Российский флаг объединяет людей, которые говорят на разных языках, живут на огромном расстоянии друг от друга. Но все они – жители одной страны – России.
– А как вы думаете, что обозначает каждый цвет на государственном флаге России?
Белый и синий цвета - символы веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Соберите пазл (российский флаг)
– А как вы думаете, какая самая главная песня в России?
– А когда она звучит?
– Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.
– Послушаем Гимн России. (видео с гимном России).
– А что является ещё одним государственным символом Российской Федерации?
– Герб – официальная эмблема государства.
– Герб государства изображается на знамёнах, печатях и некоторых официальных бумагах.
– Приходилось ли вам видеть герб России? Где?
Ученик.
Герб России изображён на паспорте гражданина РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы и других документах и ценных бумагах.
– Государственным гербом РФ стал золотой двуглавый орёл. На груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.
– Это древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врагов.
- У вас на столах лежат монетки.
- Подложите монетку под лист бумаги, возьмите простой карандаш и попробуйте закрасить монетку поверх листа. Что у вас получилось? (герб)
– Перечислите государственные символы России.
Ученик
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой.
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.
– А сможете ли вы назвать символ русской природы?
– Много стихов и песен написано о русской берёзке. Послушайте.
Звучит стихотворение С. Есенина «Берёза». (читает ученик) ?
– Строки из стихотворения С.Есенина передают красоту не только русской берёзы, но и всей нашей огромной Родины.
– Что же такое Родина?
– Как вы понимаете смысл пословицы: ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И СГОДИЛСЯ.
– Мы с вами родились и живем в России.
как называется наш край .
– Чем славится наш край? (найти поэтов, художников и т.д.)
О Белодедове, о Морозове.
IV. Закрепление. Проверка знаний.
– Ребята, вы уже девятый год живёте в России и учитесь во 2 классе. За это время вы многое узнали.
Предлагаю создать образ Родины, народ которой стремится к миру во всем мире.
(Создание картины. Глобус , модель России, разные народы)
V. Рефлексия.
Наша картина не закончена. Голубь – это символ мира. Возьмите голубей и поместите на нашу картину. Если вы считаете, что вам все удалось на уроке, то поместите голубя на глобус; а если возникали трудности, то вокруг глобуса.
1.Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьётся,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя берёзка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
- Всё то, что с детства рядом было?
Но станет всё пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне всё не так.
Та вот, что Родиной зовётся!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!
VI. Домашнее задание.
написать письмо другу из другой страны, в котором рассказать о своей Родине
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к проекту по окружающему миру в 4 классе по теме "Моя Родина - Россия. Республика Карачаево-Черкессия" УМК "Школа России"
Презентация к проекту....
Конспект открытого урока в 3 классе по теме : "Рождество в Англии"
Урок изучения и первичного закрепления знаний по теме "Рождество"...
Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Продукты питания"
Данная разработка может пригодиться для проведения урока в 3 классе по теме "Продукты питания"....
Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"
Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"...
Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"
Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Наша Родина - Россия» УМК «Школа России»
Тема: Наша Родина – Россия.Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Наша Родина - Россия»
На уроке дети познакомятся с понятиями: «государство», «столица», «граждане страны», «Конституция», «государственные символы России: ф...