Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Откуда пошла Русь. Первые русские князья"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Боева Елена Юрьевна

Конспект урока  по окружающему миру в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir-4_klass.docx60.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4  классе

Тема: Откуда пошла Русь. Первые русские князья

Цель: воспитывать бережное отношение к историческому прошлому и традициям России.

Задачи:  

познакомить учащихся с понятиями Русь, историей образования российской государственности; рассмотреть основные этапы ее развития и особенности;

прививать интерес к истории своей страны; гордость за великое прошлое своей Родины;

способствовать развитию позитивного отношения друг к другу через выполнение заданий, требующих мобилизации всех участников мероприятия.

Формируемые УУД:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

− постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- определение основной и второстепенной информации;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

КОММУНИКАТИВНЫЕ 

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Тип занятия: комбинированное

Оборудование: доска, мел, экран, проектор, презентация, видеоролик  «Повесть временных лет. Основание Киевского княжества», раздаточные материалы для учащихся.

Ход занятия

  1. Организационное начало

- Ребята, послушайте внимательно стихотворение!

Оглянись на предков наших, на героев прошлых лет,

Вспоминай их добрым словом, слава им борцам суровым!

Слава нашей стороне! Слава русской старине!

Времена теперь другие, как и мысли и дела

Далеко ушла Россия, от страны какой была.

Умный, сильный наш народ свою землю бережёт.

А преданья старины забывать мы не должны!                    Наталья Кончаловская                                                                      

- Как выдумаете, о чём это стихотворение? (О нашей стране).

- А чему   учат  нас эти cтихи? (Мы должны изучать прошлое страны, с уважением относиться к прошлому)

- А как называется наука, которая изучает прошлое?(История)

- Что мы можем узнать из истории? (Как жили различные народы, какие события происходили в их жизни).

- Как вы думаете, зачем нам необходимо знать историю, как  жили наши предки? (Чтобы сохранить культуру и обычаи предков. Мы должны с уважением относиться к житейскому опыту предыдущих поколений, иначе нельзя построить будущую жизнь).

- Знание родной истории помогает осознать, чем твой народ отличается от других народов и государств.

- Знание истории помогает не повторять ошибок, за которые дорого заплатили наши предки.

- Эпиграфом нашего занятия я выбрала слова:

СЛАЙД: «Знать прошлое – это значит, во многом понять  настоящее и  умет предвидеть будущее».         В.Г. Белинский

(Виссарион Григорьевич — русский писатель, литературный критик, публицист, философ-западник. Сотрудничал с журналами "Отечественные записки" (1839)

- Вы согласны с этим высказыванием?

- А как люди узнают о прошлом?

СЛАЙД:

Предания (устный рассказ о том, что было);

Былины (песни-сказания);

Летописи (запись событий по годам (летам));

Находки археологов, исторические источники  (орудия труда, посуда, одежда и т.д.)

II. Актуализация опорных  знаний и фиксирование затруднения

- В какой стране мы с вами живем? (В России).

- Ребята, всегда ли наша страна называлась Россией? – Прочитайте ребус и назовите, как называлась наша страна много веков тому назад.

-Сделайте предположение о  происхождении названия «Русь»?

- Многие считают, что название “Русь” связано с внешним видом славян: большинство из них были светловолосые и светлоглазые. Их называли “русы” или “русины”.

- Есть и другое мнение учёных: будто название “Русь” произошло от названия реки Рось: притока Днепра, где жили древние славяне-земледельцы.

- Кто запомнил, какие существуют версии о происхождении названия “Русь”?

А) Внешний вид;

Б) по названию реки Рось.

В)  по названию одного из племен – родиев, россов, руссов

- Но науке точно неизвестно, откуда пошло название “Русь”, существуют, и другие предположения и кому стало интересно, то вы можете найти другие версии, и мы заслушаем их на следующем занятии.

  1. Формулирование темы занятия, постановка цели

- Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего занятия?

(Откуда пошла Русь.  Первые русские князья)

- Какие задачи поставим перед собой? (познакомиться  с историей образования русского государства, узнать, кто стоял у его истоков)

- Какие у вас есть предположения,  как возникло русское государство?

- А какой письменный исторический  источник рассказывает нам о тех далёких временах? (Летописи)

-  Как называется одна из  древних русских  летописей,  дошедших до наших дней?  Кто её автор?

-Известно, что основным письменным источником о тех далеких временах являются летописи, в том числе знаменитая «Повесть временных лет», составленная в ХII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Перед нами встает проблема, которую я процитирую из древней летописи дошедшей до наших времен: «Откуда есть пошла земля русская…?»

Сегодня мы с вами постараемся узнать о том, как зародилась земля русская. Мы увидим территорию, которую занимало наше государство в древности.

IV. Актуализация знаний.  Работа с  исторической  картой.

- С чего же началась история России? Вспомним, как назывались наши предки? (Славяне, древнерусские  племена, которые жили более 1000 лет назад. В древности таких племен было более двухсот).

- Какие места выбирали славянские племена для поселения?

- Перенесемся на  тысячелетие назад.

Задача наша не проста  -  дорогу в прошлое найти.

Нас карта поведёт туда, а с ленью нам не по пути.

- Ребята, откройте свои учебники на странице 68. И обратите внимание на историческую карту.

- Славянские племена на своих  землях стали образовываться города  (поляне - г. Киев,   новгородские словене - г. Новгород  и  радимичи - г. Брянск).

-Вот как рассказывается в «Повести временных лет» об образовании г. Киева.

(Просмотр видеосюжета)

  1. Изучение нового материала

5.1. Рассказ учителя

   -  Славянские племена постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх заставлял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли. Во главе такого объединения стоял старейшина, вождь.  

- Как называли такого старейшину, вождя вы узнаете, расшифровав слово. (Ребус)

 - Предлагаю вам поработать в парах. -  Карточка с заданием № 1. Чья пара справится с заданием - возьмитесь за руки и поднимите их вверх, чтобы я видела. (Князь)

- Хорошо, а как вы думаете, что обозначает слово «князь»? Предлагаю вам найти определение этого слова в словаре учебника на с.74 (Князь – предводитель войска, вождь племени, правитель государства).

- Что  делал князь? (Укреплял город, поддерживал порядок, заботился о защите своего города, племени). 

- Как относились друг к другу князья, живущие по соседству?

Князья никак не хотели жить дружно, в мире: не хотели делить богатство и власть. Эти раздоры продолжались долго.

- Летописец пишет о том времени: «И началась между славянскими племенами усобица». - Как вы думаете, что такое «усобица»? (Споры, беспорядки). Славяне обратились за помощью к варягам.

- Кого называли варягами? (Так на Руси называли племена, которые жили  в северной стране Скандинавии)

- Вспомним, где жили варяги? Покажите на карте. Славились варяги своим умом, терпением и воинской доблестью. Летопись   о этом рассказывает  так.

(Просмотр видеосюжета)

Первым русским князем стал Рюрик (Слайд). Он привёл своё войско (дружину) в Новгород и стал там княжить.

Работа со словарем учебника.

Словарь: Дружина – вооружённый отряд при князе (с. 74)

     С этого времени Русью начали называть земли, на которых правил Рюрик и после него — другие варяжские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

- Что бы вы хотели узнать о первых русских князьях?  Что важно о них знать для истории?

- Сегодня на занятии мы постараемся собрать   основные сведения о жизни первых русских князей и узнать:

Кто были первыми русскими князьями?

Какими чертами характера обладали?

Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств?

5.2.Работа по учебнику – с.75 (3-й абзац).

- На какую дату надо обратить внимание и запомнить её? (862 год).

- Почему эта дата важна для нашего государства? (Эта дата считается временем основания древнерусского государства).

- В современном руссом языке существует выражение «призвать варягов». Что, по-вашему мнению, оно означает? (В современной речи оно имеет шутливый смысл. Это значит, что когда люди сами у себя не могут навести порядок, им следует пригласить для руководства и помощи кого-либо чужого).

- Первым князем Руси стал Рюрик из варяжского племени, он и основал первую  династию (род) русских правителей князей  - Рюриковичей.

ЗАПОМНИТЕ: первая династия Рюриковичи. Прочитаем информацию об этой династии в учебнике на с.75.

- Ребята, так кто такие Руриковичи? (Потомки Рюрика)

Князь Рюрик укреплял Русь, поддерживал порядок внутри страны, заботился о её безопасности.  Но в одном из походов в чужие земли Рюрик погиб. Вместо него стал княжить его родственник – князь Олег,  позже князь Игорь, княгиня Ольга, князь Владимир.

Физминутка.

Дружно встали.

Потянулись  Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и ещё

Через левое плечо.

5.3. Самостоятельная работа с «историческим документом». (Работа с раздаточным материалом).

      - Сейчас мы  побудем историками, изучающими прошлое.

     - Каждая группа будет знакомиться с одним из первых князей, правившим на Руси, из  исторического документа. В конце урока мы соединим эту информацию.

-  Для этого в технологической карте нудно указать - имя князя, годы правления,  качества  характера, дела князя на благо страны (что было им сделано).

5.4.  Отчет- презентация работ групп

Представители групп кратко рассказывают по технологической карте о правлении князей Рюрика,  Олега,  Игоря, княгине Ольги, князе Владимире.

  1. Закрепление нового материала:
  1. Игра «Историческое домино»

- Чтобы проверить, насколько внимательны вы были сегодня на занятии, я предлагаю вам игру «Историческое домино» - фронтальная работа с классом, задание на доске

4.2.  Викторина «Откуда есть пошла земля Русская» - презетация.

VII.Подведение итогов

- Ребята, сегодня на уроке вы узнали лишь маленькую долю исторических событий нашей страны. Вам еще очень многое предстоит узнать.

- Как вы считаете, пригодятся ли вам в дальнейшей учебе и жизни знания, полученные сегодня на занятии?

- Где и когда нам могут пригодиться эти знания? (В старших классах на уроках истории, в профессиональной деятельности – экскурсоводы, преподаватели истории, археологи).

- Г де можно получить дополнительную информацию?

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на занятии.  Помогут карандаши  3 –х цветов:

поднимите

C:\Users\Людмила Ивановна\Downloads\images (1).jpg-Я все понял,  научился находить важную информацию  и могу помочь другим.

C:\Users\Людмила Ивановна\Downloads\images (1).jpg-  Я считаю, что  хорошо работал, но  ещё нужна помощь.

C:\Users\Людмила Ивановна\Downloads\images.jpg - Было трудно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. 2 класс. "Твоё первое знакомство со звёздами".

Урок окружающего мира. 2  класс. Программа "Начальная школа 21 века". урок проводится с использованием  интерактивной доски и программы "Ease Teach NG"....

Конспект урока окружающего мира 3 класс «Золотое кольцо России. Слава и гордость первой страны.»

Тема: «Золотое кольцо России. Слава и гордость первой страны.»Тип урока: открытие новых знанийЦель: познакомить учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и ...

Конспект к уроку Окружающего мира 3 класс тема - "Школа первой помощи".

Предмет: окружающий мирКласс: 3БТема: «Школа первой помощи»Цели урока: обучение пользоваться ртутным и электронным термометрами, оказывания первой помощи при ушибах, порезах. Планируе...

Урок окружающего мира 4 класс "Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок окружающего мира 4 класс "Древний мир - рождение первых цивилизаций".Цели: 1) научить отличать от других эпох  эпоху  Древнего мира,  учить находить  в современной ж...

3 класс Проверочная работа по теме: "Первые русские князья".

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям, ученикам 3 класса....

викторина по окружающему миру 4 класс по темам Государство Русь и Страна городов

викторина по окружающему миру 4 класс по темам Государство Русь и Страна городов...