Урок окружающего мира "Куликовская битва. Поход Мамая на Русь".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Куликовская битва. Поход Мамая на Русь»
Класс: 4 «б»
Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся представлений о Куликовской битве, о истории России.
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о Куликовской битве.
Развивающие: развивать умение учащихся работать в группе, с различными источниками знаний.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению истории своей страны, гордость за защитников нашей Родины.
Планируемые результаты
Предметные: научатся различать произошедшие в истории события.
Метапредметные:
- познавательные: смогут развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- регулятивные: продолжат совершенствовать навыки анализа собственную работы: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- коммуникативные: научатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; смогут оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности.
Личностные:
продолжат совершенствовать умение формулировать свои мысли в устной и письменной форме; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Материально-техническое обеспечение: учебник «Окружающий мир» 4 класс программа «Школа России», рабочая тетрадь, компьютер, презентация.
Использованная литература:
- Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков. 4 класс 2 часть
Ход урока:
- Самоопределение к деятельности
-Здравствуйте дети. Я рада вас видеть на уроке Окружающего мира. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, готовы начинать? Приступим к уроку
-Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
-История былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
- Актуализация знаний
- Предлагаю вам, ответить на вопросы и вспомнить темы прошлых уроков.
- В каком веке на Русь напали монголо – татарские кочевники? 13в.
- Кто возглавил поход на Русь? Хан Батый
- Как стала называться государство монголо-татар? Золотая Орда
- Почему Русь покорилась монголо-татарам? Не было мира и согласия между русскими князьями
- Какое княжество было сильнейшим на Руси в те времена? Московское
- Кто правил в Москве? Иван Данилович Калита
- Чем известен в истории Иван Калита? Начал объединять земли вокруг Москвы
- Молодцы ребята!
- Постановка проблемной учебной задачи
а) Ребус
- Ребята, на экране записан ребус:
ч=к м=в
кулич + Омск + АЯ + битва
- Что зашифровано в этом ребусе?
- Куликовская битва.
- Это тема нашего урока.
- Давайте подумаем, что мы должны сегодня узнать?
- Какую цель поставим? (когда произошла битва, планы сторон, каков итог урока, значение и последствия для страны).
- Открытие нового знания
б) беседа
- Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории?
Мы с вами знаем, что на Руси происходят значительные изменения – стремление к объединению русских земель.
Какое княжество стоит во главе этого процесса? – (Московское).
Во многом возвышение Москвы зависело от великого князя. Большую роль в возвышении Москвы сыграл князь Дмитрий Иванович.
-При нем Московское княжество укрепилось и возвысилось над другими княжествами. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового. В 1365 году в один из-за сушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. Дмитрий Иванович возвел стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2–3 метра. С тех пор прозвали Москву белокаменной.
-Между тем со времен похода хана Батыя на Русь зависимость ее от Золотой Орды ослабла. Князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, перестал платить дань .
- Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя?
-Орда в это время ослабела и распалась на части. Так же, как между русскими князьями, между ханами начались смуты и распри. После долгих смут в Золотой Орде овладел властью воевода Мамай. Сердился он на Дмитрия Ивановича, московского князя, что тот не обращал особого внимания на его требования, не хотел платить ему той дани, которую платили прежде московские князья ханам.
-Мамай пришел в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придет конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.
-Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.
-Почему произошла битва? (Московский князь Дмитрий Иванович перестал платить дань Золотой Орде. Хан Мамай решил наказать Русь)
- Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. По преданию основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский благословил князя на битву с врагом.
Сергий Радонежский предсказал: «Врагов Руси ждет погибель, а тебя помощь и слава от Господа! Иди же и не бойся! Ты победишь!».
Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
-Как шла подготовка к битве? (Дмитрий Иванович собрал войско и получил благословление Сергия Радонежского).
- И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага.
в) работа по учебнику
- Ответ на вопрос Где она была? найдите в учебнике на стр. и самостоятельно прочитайте абзац. (На Куликовом поле между рекой Доном и его притоком Непрядвой)
- Давайте обратимся к карте стр. и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. Найдите в условных обозначениях знак, которым обозначена Куликовская битва. (Скрещенные мечи) Найдите этот знак на карте.
-Каким условным знаком обозначен на карте поход Мамая на Москву? (Коричневая стрелка) Найдите этот знак на карте. Из какого ханства двинулся Мамай на Москву? (Из Астраханского ханства) Какие реки перешли войска монголо-татар?(Волга и Дон)
-Каким условным знаком обозначен на карте поход русских войск? (Красная стрелка) Найдите этот знак на карте. Из какого города двинулась русская рать? (Из Москвы)
- Князь сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.
-После переправы русских войск через реку Дон Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (сначала говорят дети)
- -Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
- Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.
- Ответ на вопрос Как происходила битва? Слушайте внимательно. Видео про фрагмент как происходил поединок
- Давайте обобщим информацию о поединке.
-Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман.
Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.
Дмитрий Иванович решил принят участие в сражении, и переодевшись в одежду простого воина встал во главе войска. (Мнения детей)
- Наверное, он был скромным человеком, и себя не выделял. Летопись гласит, так он сказал, своему войску: «Где вы там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: «Братья! Умрем за Отечество!» Слово мое, будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди».
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок, найдите в толковом словаре объяснение этого слова. (Работа со словарём)
Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.
Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга. Видеофрагмент мультфильма
И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой теснили русских ратников. И тогда из засады вылетела русская конница. Растерялись враги и пустились в бегство. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.
Как происходил ход битвы? (Битва началась с поединка Пересвета и Челубея. Ордынцы теснили русских ратников. Но засадный полк сломил неприятеля.) – после видеофрагмента
- Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.
В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. А погибших хоронили восемь дней.
С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.
Ответ на последний вопрос: Какое значение имела победа русских воинов? Вы узнаете, из карточки, если внимательно прочитаете текст.
Карточка (будет на экране)
Куликовская битва имела великое значение в истории русского народа. Русь впервые почувствовала свою силу. Русский народ понял, что его главная сила в соединении княжеств. Выросло значение Москвы и её князя в глазах русских людей. От Москвы народ стал ожидать защиты от всех сильных врагов.
Несмотря на поражение ордынцев на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражения.
Какое значение имела победа русских воинов? (Русь впервые почувствовала свою силу. Русский народ понял, что его главная сила в соединении княжеств. Выросло значение Москвы и её князя в глазах русских людей. Был уменьшен размер дани Золотой Орде)
Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды.
- В честь погибших воинов благодарными потомками в 1848 году на Куликовом поле был установлен памятник.
-Был также построен храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы.
-На месте Куликовской битвы воздвигнут памятник и ее главному герою – князю Дмитрию Донскому.
- В честь Куликовской битвы написано не мало произведений, книг. Некоторые из них у нас представлены на выставке.
- Первичное закрепление
а) работа в рабочей тетради
- А теперь, используя знания, которые добыли на уроке вы без труда справитесь с заданием из рабочей тетради на стр.
- Ребята, сегодня мы много нового узнали на уроке и сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы.
- Почему произошла битва?
Каким образом шла подготовка к битве?
Где произошла битва?
Как проходила битва?
Какое значение имела Куликовская битва?
Итог: Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ. Поле на котором проходила Куликовская битва относится к ратным полям России. Три Ратных Поля России – это этапы формирования России, как единого государства. Сражения на этих ратных полях произошли в разные столетия:
Сражение на Куликовом поле – 1380 год
Сражение на Бородинском поле – 1812 год
Сражение на Прохоровском поле – 1943 год
- Наш урок подходит к концу.
- Итог урока и рефлексия
-Молодцы ребята, сегодня мы очень продуктивно поработали, некоторые из вас возможно узнали что-то новое, а может все вы закрепили уже имеющиеся знания Давайте подведём итоги. Достигли ли мы цели урока?
- Домашняя работа
- Нарисуйте один из эпизодов Куликовской битвы и читайте страница 47-50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Цель:Развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространённым профессиям ...
Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"
Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...
Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"
Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...
Урок окружающего мира "Золотые ворота"в Древнюю Русь"
Конспект урока по окружающему миру 3 класс по ФГОС...
Конкурс творческих работ " У мамы золотые ручки", родители 4-а кл.
Участие родителей в конкурсе...
Презентация к уроку окружающего мира "Битва за Ленинград"
Презентация к уроку окружающего мира "Битва за Ленинград". Данная презентация может быть использована и при проведении классного часа по теме....
Урок окружающего мира. Тема: «Куликовская битва. Поход Мамая на Русь»
Урок окружающего мира по программе "Школа России" для 4 класса...